Интегрированные уроки в начальной школе, как способ всестороннего развития ребенка и активизации познавательной и мыслительной деятельности учеников
Интегрированные уроки в начальной школе, как способ всестороннего развития ребенка и активизации познавательной и мыслительной деятельности учеников
Все школьные дисциплины обладают своеобразным интеграционным потенциалом, но их способность сочетаться, эффективность интегрированного курса зависят от многих условий.
Порой успешное изучение школьниками одного предмета зависит от наличия у них определенных знаний и умений по- другому. Например, умение списывать грамотно и быстро текст, в большей мере зависит от умения бегло и правильно читать.
Интегрированное обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся. Интегрированные уроки также способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом, способствуют более прочному усвоению знаний, побуждают к поисковой и исследовательской деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированные уроки в начальной школе, как способ всестороннего развития ребенка и активизации познавательной и мыслительной деятельности учеников»
«Интегрированные уроки в начальной школе, как способ всестороннего развития ребенка и активизации познавательной и мыслительной деятельности учеников».
Всё в мире цепью связано нетленной, Всё включено в один круговорот: Сорвёшь цветок, А где-то во Вселенной В тот миг звезда взорвётся и умрет…
Всё в мире связано. Это сложная наука, философия. Но мы должны научить детей видеть эту связь, должны научить воспринимать мир как целостную структуру и ощущать себя в этом мире гармонично, не разрушителями, а созидателями.
Именно поэтому я хочу представить вашему вниманию работу под названием: «Интегрированные уроки в начальной школе, как способ всестороннего развития ребенка и активизации познавательной и мыслительной деятельности учеников».
Моя работа связана с одним из актуальных направлений. В последнее время в теории и практике начального обучения идут поиски оптимальных вариантов преподавания отдельных учебных дисциплин. В связи с этим разрабатываются различные формы изучения системы знаний.
Особенно актуальной становится задача формирования целостного взгляда на окружающий мир и место человека в нём, начиная с младшего школьного возраста.
Одним из путей решения данной проблемы является интегрированное обучение.
Так как начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идёт формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации.
Проблема внедрения интеграции предметов в обучении призвана решить вопросы такого характера. Исследования показывают, что межпредметные связи на этапах включения их в познавательную деятельность учащихся играют роль пускового, побуждающего стимула.
Знания, полученные в результате предшествующего опыта, становятся регуляторами его познавательной активности.
Таким образом, актуальность проблемы интеграции социально обусловлена и вызывает необходимость изменений в обучении подрастающего поколения, повышения качества знаний, практических умений, уровня воспитанности, познавательной потребности.
Главное в работе учителя начальной школы – научить детей учиться, развить их речь, ум, воображение.
Интегрированный урок имеет целью заложить основы целостного представления о природе и обществе, и сформировать собственное отношение к законам их развития.
Так как интеграция-это не самоцель, а определённая система в деятельности учителя, то она должна решать определённые задачи интегрированного обучения:
повышать уровень знаний учащихся по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счёт их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук;
изменять уровень интеллектуальной деятельности, путём рассмотрения учебного материала с позиции ведущих идей, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами;
эмоциональное развитие учащихся, основанное на привлечении музыки, живописи, лепки, литературы и т.д.
повышать познавательный интерес учащихся, проявляемый в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время;
включать учащихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные стихотворения, рисунки, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.
Интеграция в современной школе идёт по нескольким направлениям и на разных уровнях:
внутрипредметная – интеграция понятий, знаний, умений внутри отдельных учебных предметов;
межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов двух и более дисциплин;
транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.
Межпредметная интеграция существенно обогащает внутрипредметную.
Мною были проведены следующие интегрированные уроки:
Так, на уроке математики изучается тема «Симметрия тел», на уроке окружающего мира «Осень пришла» демонстрируются фотографии, гербарии листьев деревьев (клёна, ясеня) и обсуждаются вопросы: «В чём красота листьев?», « Какое значение имеет симметрия?», « Что симметрично?».
Это помогает учащимся увидеть и понять, что формы симметрии имеют место не тoлько в математике, нo и в прирoде и в изобразительном искусстве, в технологии изготовления объектов наблюдения.
На уроке окружающего мира дети знакомятся с понятием «лиственные» и «хвойные» деревья. На уроках изобразительного искусства это понятие закрепляется в рисовании веток лиственного и хвойного деревьев, на уроках технологии в соответствующей лепке, при этом понятие не просто дублируется, а ассоциативно закрепляется.
В ходе урока по внеклассному чтению «Сказки о животных» дети включаются в игровую деятельность. На основе этого разворачивается эстетическая деятельность, связанная с восприятием художественного творчества, выполнение поделок из бумаги – оригами, театрализация– самовыражение в образах сказочных героев данного произведения.
На интегрированном уроке по литературному чтению и изобразительному искусству с темой урока: сказка "Гуси-лебеди", учащиеся знакомились с устным народным творчеством. Работали над характеристикой героев. Давали оценку героям, их действиям и поступкам. Через содержание сказки дети учились таким качествам: как отзывчивость, любовь и уважение к старшим.
Все школьные дисциплины обладают своеобразным интеграционным потенциалом, но их способность сочетаться, эффективность интегрированного курса зависят от многих условий. Порой успешное изучение школьниками одного предмета зависит от наличия у них определенных знаний и умений по другому. Например, умение списывать грамотно и быстро текст, в большей мере зависит от умения бегло и правильно читать.
Интегрированное обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся. Интегрированные уроки также способствуют формированию целостной картины мира у детей, понимание связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом, способствуют более прочному усвоению знаний, побуждают к поисковой и исследовательской деятельности.
Учитывая специфику интегрированных уроков, новая информация, получаемая от учителя на уроках чтения и русского языка, должна быть занимательной, оригинальной, вызывающей активность детей. Например, сказку необходимо преподнести детям, максимально активизируя все психологические функции, чтобы помочь детям ее понять. Для этого восприятие сказки необходимо разнообразить творческими заданиями, применяя в этом случае интеграцию предметов чтения и ИЗО.
Дети знакомятся со многими явлениями, понятиями, предметами уже на раннем этапе обучения, но имеют о них самые элементарные представления. По мере обучения они получают все новые и новые знания, пополняя и расширяя уже имеющиеся. В этом основная сложность интегрированных уроков, так как необходимо сохранить динамическое развитие любой темы от ее введения до закрепления.
В свою очередь эти интегрированные уроки позволяют учителю сократить сроки обучения отдельных тем, уделить внимание тем целям, которые выделяет учитель в данный момент обучения (развитие речи, мышления, орфографической зоркости, творческого потенциала). Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счет переключения с одного вида деятельности на другой.
Однако, в первые два года обучения в школе не следует особо акцентировать на интеграции, так как у ребенка еще небольшой багаж знаний, не сформировались грамматические, вычислительные, технические навыки.
В 1 классе лучше интегрировать следующие предметы: чтение, письмо, ИЗО, технология.
Во 2 классе можно интегрировать: чтение русский язык, окружающий мир, ИЗО.
В 3 классе: чтение, русский язык, исторические рассказы, окружающий мир, ИЗО.
В 4 классе можно использовать все возможные варианты интеграции предметов, даже включая те предметы, которые появляются в начальных классах по новым программам.
На интегрированных уроках русского языка и литературного чтения можно использовать такие методы:
- эвристические беседы;
- экскурсии;
- творческие работы по развитию речи, написание их по материалам природоведческого характера, наблюдение как на уроках русского языка, так и на природоведении;
Интегрированный урок способствует активизации познавательной деятельности школьников, стимулирует их познавательную активность, является условием успешного усвоения учебного материала.
Но важно отметить тот факт, что злоупотребление интеграцией может привести к нежелательным результатам. Поэтому необходимо знать, что интеграция возможна только при ряде условий:
- родстве наук, соответствующих интегрируемым учебным предметам;
- совпадении или близости объекта изучения;
- наличии общих методов и теоретических концепций построения.
Хочется сформулировать вывод о том, чтоинтеграция предметов способствует общему развитию ребенка и более глубокому изучению тем на уроке, способствует формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.
ЛИТЕРАТУРА
Бабкина Н. В. Радость познания. – М: Аркти. – 2000.
Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. Литература в школе. - 1996.
Кололожвари И. Сеченикова Л. Как организовать интегрированный урок (о методике интегрированием образования)? Народное образование. - 1999. - №1.
Кукушкин В. С. Современные педагогические технологии в начальной школе. Ростов-на-Дону. - 2003.
5.Потапова Е. Н. Интегрированные уроки в начальной школе или как создать у младших школьников целостную картину мира. М.: Новая школа. – 2002.
6.Сердюкова Н.С.Интеграция учебных занятий в начальной школе. Начальная школа. 1994. № 11.