Просмотр содержимого документа
«Интегрированные уроки - одно из средств привития интереса к учебным предметам»
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ - ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПРИВИТИЯ ИНТЕРЕСА К УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ
Голикова Н.Б.
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 30 г. Томска
Я хочу поделиться опытом своей работы по проведению интегрированных уроков с учащимися в начальных классах.
В целях повышения эффективности преподавания многих дисциплин в начальных классах, их воспитательной значимости большое значение имеет использование межпредметных связей, т.е. введение в практику школьного обучения интегрированных уроков, где в одном уроке объединяются 2-3 предмета. Интеграция — это объединение, слияние в известных пределах в одном учебном предмете обобщенных знаний той или иной области.
В течение многих лет я тоже пыталась использовать межпредметные связи и их элементы в своей работе. Межпредметные связи взаимно учитывают общее между предметами как в содержании, так и в учебно-воспитательном процессе.
В журнале «Начальная школа», в научно-педагогической литературе стали появляться материалы об интегрированных уроках, и даже конспекты некоторых из них (в частности, нестандартных уроков).
Я очень заинтересовалась данной проблемой. У меля возникла мысль: а смогу ли я сама проводить такие уроки? Они ведь сложные, объемные, требуют определенной подготовки учителя и учащихся. Такие уроки нельзя проводить часто, гак как они теряют новизну и интерес. Да и не все темы в разделы учебной программы можно и нужно интегрировать.
И я решила попробовать: еще раз пересмотрела программы по чтению, русскому языку, музыке, отдельные темы и разделы, проанализировала их и решила, что буду проводить интегрированный урок по теме «Волшебница-зима». Урок был построен как обобщающий, продолжался два часа и объединял такие предметы, как «Чтение», «Русский язык», «Музыка».
Практикой доказано, что чтение наиболее благоприятный предмет в сочетании с музыкой и изобразительным искусством. Именно на этих уроках у детей развивается образное мышление и воображение, воспитываются эстетические чувства, любовь к родному языку, природе, литературе, музыке, расширяется кругозор, обогащаются знаний учащихся. Урок получился, детям понравилось.
На основе этого мы провели потом аналогичные интегрированные уроки, тоже как обобщающие, по темам «Весна идет» и «Осень наступила». Они объединили те же предметы. Но в эти уроки уже были включены моменты инсценировки: некоторые дети были одеты в соответствующие теме урока костюмы, они читали стихи, загадывали загадки, а одна девочка играла мелодию весенней песенки на скрипке…
Главной особенностью таких уроков явилось то, что тексты о двух периодах зимы, весны, осени (начало и разгар этих времен года в сравнении) были напечатаны на отдельных листах для каждого ученика и ранее на уроках чтения в школе не изучались!
Таким образом, дети на новых незнакомых текстах «видели» изменения в природе, отмечали особенности данного периода и времени года, находили образные выражения и сравнения, записывали их, разбирали предложения, повторяли пройденный материал и узнавали новый. Учащиеся также сами озаглавливали данные тексты, так как они были даны без названия.
Это способствовало работе над техникой и выразительностью чтения, вызывало наибольший интерес у учащихся к литературным произведениям, что позволило им увидеть красоту родной природы, почувствовать и понять «как велик и могуч русский язык».
В конце урока дети рисовали устные картины к тому, что они представили себе, слушая музыкальные произведения II. И. Чайковского, его цикла «Времена года». На фланелеграфе «создавали» динамические картины из аппликаций как иллюстрации к данным текстам и письменные сочинения. Всю письменную работу ученики выполняли в отдельной тетради, обложка которой была оформлена в виде красивой бабочки и в виде грибка («Осень наступила»).