Класс: 3 Занятие № 6 Интеграция факультатива «Занимательная математика» и предмета «Самопознание»
Тема: Способы задания множеств
Цель: Формировать способность к заданию множеств перечислением и общим свойством элементов. Развивать логическое мышление, интеллектуальные и коммуникативные общеученические умения. Воспитание интереса к математике
- Позитивный настрой «Мысленная прогулка по лесу» (под спокойную гармоничную музыку)
- Прошу вас сесть прямо, не скрещивая руки и ноги. Закройте глаза и душите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете её, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветерка на волосах и лучи солнца, мягко греющее лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно, какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая всё, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, песни птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся всё выше и выше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливыми испокойными. Как удивительнаприрода, и мы понимаем, как должны любить и уважать её, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Откройте глаза и улыбнитесь!
2. Актуализация знаний
- Мы только что мысленно побывали в лесу. Вспомните прошлое занятие. Какое математическое определение мы можем дать лесу? (Лес – это множество).
- Ель, сосна, дуб – это … (элементы множества).
- Как вы понимаете, что такое«множество»? (ответы детей).
Отгадайте загадки . Назовите множество и его элементы.
А) Из темницы 100 сестер
Выпускают на простор.
Осторожно их берут,
Головой о стенку трут.
Чиркнут локо раз и два –
Загорится голова. (коробок спичек – множество, спички – элементы множества)
Б) Тройка, тройка прилетела!
Скакунок в той тройке белый.
А в санях сидит царица
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом
Всё покрылось серебром. (зима – множество, декабрь, январь, февраль – элементы множества)
Игра «Собери в мешок» (картинки с изображением цветов, фруктов, овощей). Назвать полученные множества и их элементы.
3.Новый материал «Задание множеств»
- Прочтите тему занятия. Какие вопросы у вас возникли? (дети непременно спросят: «Как задать множество?» или «Что значит «задать множество»».)
- Вот на эти вопросы мы будем искать ответ.
«Чтобы задать множество, нужно указать, какие элементы ему принадлежат.
Множество задано, если о любом предмете можно точно сказать, является ли он элементом этого множества»
- Рассмотрим множество вещей, сданных в багаж дамой из стихотворения С.Маршака «Багаж
Дама сдавала в багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Выдали даме на станции
Четыре зелёных квитанции
О том, что получен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.
- Назовите элементы множества «вещи, сданные дамой в багаж». Можно ли сказать, что это множество задано?
- Что мы делали, чтобы задать это множество? (перечисляли вещи)
«Множество иногда задают перечислением его элементов. Например: Множество букв в слове «шар» состоит из 3 элементов: ш, а, р.
Элементы множества записываются в фигурных скобках: ш; а; р
а) А – множество букв в слове «крот»
б) В – множество нечетных однозначных чисел
в) С – множество двузначных чисел, кратных 10
г) D – множество трехзначных чисел, больших 603, но меньше 608
«Проверь»
а) к; р; о; т
б) 1; 3; 5; 7; 9
в) 10; 20; 30; 40; 50; 60; 70; 80; 90
г) 604; 605; 606; 607
- Как вы думаете, все ли множества можно задать перечислением? Есть ли случаи, когда это сделать трудно? (рассуждения детей)
«Если в множестве много элементов, то их трудно перечислить. Например, множество рыб в океане, множество домов в Алматы, множество звезд на небе. Такое множество лучше задать общим свойством его элементов. В этом случае его обозначают заглавной буквой, например: К – множество учеников 3 «Б» класса. Иногда множество можно задать как одним, так и другим способом».
Упражнение «Задай множество общим свойством его элементов»
а) 0; 2; 4; 6; 8
б) а; я; у; ю; э; е; о; ё; ы; и
а) Б – множество четных однозначных чисел
б) В – множество гласных букв
7 я
- Можно ли рассмотреть семью как множество?
- Задай множество «семья» перечислением.
- Задай множество «семья» общим свойством его элементов.
Возможные варианты ответов детей:
а) папа; мама; сын; дочь
Семья – множество любящих людей
б) Семья – множество помогающих друг другу людей и т.д.
4. Рефлексия
- Что нового о множестве мы сегодня узнали?
- Кто доволен своей работой на занятии, поаплодируйте себе.
- Кто не совсем разобрался в теме занятия и нуждается в помощи друга, поднимите руку.
Цитаты – один из методов интеграции самопознания и любой школьной дисциплине. Они помогают учащимся настроиться на хороший лад, воспитывают познавательный интерес к изучаемому предмету. Приводим цитаты, которые можно использовать на занятиях данного факультатива.
«Математика придает мыслям гармонию, порядок и стройность» Н.Г.Чеботарев
«Природа формулирует свои законы языком математики» Г.Галилей
«Я глубоко почитаю математику, потому что знакомые с нею видят в ней средство к пониманию всего существующего» Бхаскара
«Математика выявляет порядок, симметрию и определенность, а это важнейшие виды прекрасного» Аристотель
«Величие человека - в его способности мыслить» Б.Паскаль
«Среди чисел существует такое согласие и совершенство, что надо размышлять дни и ночи над их удивительной закономерностью» Симон Стевин
«Математическая истина остается на вечные времена» Вольтер