kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интеграция факультатива «Занимательная математика» и предмета «Самопознание»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс: 3  Занятие № 6 Интеграция факультатива «Занимательная математика» и предмета  «Самопознание»

Тема: Способы задания множеств

Цель: Формировать способность к заданию множеств перечислением и общим свойством элементов. Развивать логическое мышление, интеллектуальные и коммуникативные общеученические  умения. Воспитание интереса к математике

  1. Позитивный настрой  «Мысленная прогулка по лесу» (под спокойную гармоничную музыку)

- Прошу вас сесть прямо, не скрещивая руки и ноги. Закройте глаза и душите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете её, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветерка на волосах и лучи солнца, мягко греющее лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно, какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая всё, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, песни птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся всё выше и выше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливыми испокойными. Как удивительнаприрода, и мы понимаем, как должны любить и уважать её, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Откройте глаза и улыбнитесь!

2. Актуализация знаний

- Мы только что мысленно побывали в лесу. Вспомните прошлое занятие. Какое математическое определение мы можем дать лесу? (Лес – это множество).

- Ель, сосна, дуб – это … (элементы множества).

- Как вы понимаете, что такое«множество»? (ответы детей).

Отгадайте загадки . Назовите множество и его элементы.

А) Из темницы 100 сестер

     Выпускают на простор.

    Осторожно их берут,

    Головой о стенку трут.

    Чиркнут локо раз и два –

    Загорится голова.           (коробок спичек – множество, спички – элементы множества)

Б) Тройка, тройка прилетела!

    Скакунок в той тройке белый.

    А в санях сидит царица

    Белокоса, белолица.

    Как махнула рукавом

   Всё покрылось серебром.    (зима – множество, декабрь, январь, февраль – элементы множества)

Игра «Собери в мешок» (картинки с изображением цветов, фруктов, овощей). Назвать полученные множества и их элементы.

3.Новый материал  «Задание множеств»

- Прочтите тему занятия. Какие вопросы у вас возникли? (дети непременно спросят: «Как задать множество?» или «Что значит «задать множество»».)

- Вот на эти вопросы мы будем искать ответ.

«Чтобы задать множество, нужно указать, какие элементы ему принадлежат.

 Множество задано, если о любом предмете можно точно сказать, является ли он элементом этого множества»

  • Рассмотрим множество вещей, сданных в багаж дамой из стихотворения С.Маршака «Багаж

Дама сдавала в багаж:

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картину,

Корзину,

Картонку

И маленькую собачонку.

 

Выдали даме на станции

Четыре зелёных квитанции

О том, что получен багаж:

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картина,

Корзина,

Картонка

И маленькая собачонка.

 

 

- Назовите элементы множества «вещи, сданные дамой в багаж». Можно ли сказать, что это множество задано?

- Что мы делали, чтобы задать это множество? (перечисляли вещи)

 «Множество иногда задают перечислением его элементов. Например: Множество букв в слове «шар» состоит из 3 элементов: ш, а, р.

Элементы множества записываются в фигурных скобках:     ш; а; р

  •  

а) А – множество букв в слове «крот»

б) В – множество нечетных однозначных чисел

в) С – множество двузначных чисел, кратных 10

г) D – множество трехзначных чисел, больших 603, но меньше 608

 «Проверь»

 а)      к; р; о; т    

б)       1; 3; 5; 7; 9    

в)     10; 20; 30; 40; 50; 60; 70; 80; 90    

г)      604; 605; 606; 607    

- Как вы думаете, все ли множества можно задать перечислением? Есть  ли случаи, когда это сделать трудно? (рассуждения детей)

 «Если в множестве много элементов, то их трудно перечислить. Например, множество рыб в океане, множество домов в Алматы, множество звезд на небе. Такое множество лучше задать общим свойством его элементов. В этом случае его обозначают заглавной буквой, например: К – множество учеников 3 «Б» класса. Иногда множество можно задать как одним, так и другим способом».

  Упражнение «Задай множество общим свойством его элементов»

а)     0; 2; 4; 6; 8

б)    а; я; у; ю; э; е; о; ё; ы; и  

а) Б – множество четных однозначных чисел

б) В – множество гласных букв

              7 я

- Можно ли рассмотреть семью как множество?

- Задай множество «семья» перечислением.

- Задай множество «семья» общим свойством его элементов.

Возможные варианты ответов детей:

а)     папа; мама; сын; дочь

Семья – множество любящих людей

б) Семья – множество помогающих друг другу людей    и т.д.

4. Рефлексия

  - Что нового о множестве мы сегодня узнали?

 -  Кто доволен своей работой на занятии, поаплодируйте себе.

 -  Кто не совсем разобрался в теме занятия и нуждается в помощи друга, поднимите руку.

Цитаты – один из методов интеграции самопознания и любой школьной дисциплине. Они помогают учащимся настроиться на хороший лад, воспитывают познавательный интерес   к изучаемому предмету. Приводим цитаты, которые можно использовать на занятиях данного факультатива.

«Математика придает мыслям гармонию, порядок и стройность»   Н.Г.Чеботарев

«Природа формулирует свои законы языком математики»    Г.Галилей

«Я глубоко почитаю математику, потому что знакомые с нею видят в ней средство к пониманию всего существующего»    Бхаскара

«Математика выявляет порядок, симметрию и определенность, а это важнейшие виды прекрасного»   Аристотель

«Величие человека - в его способности мыслить»      Б.Паскаль

«Среди чисел существует такое согласие и совершенство, что надо размышлять дни и ночи над их удивительной закономерностью»           Симон Стевин

«Математическая истина остается на вечные времена»  Вольтер

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интеграция факультатива «Занимательная математика» и предмета «Самопознание» »

Интеграция факультатива « Секреты познавательного чтения» и предмета «Самопознание»

1 класс, занятие № 18

Тема: Что за прелесть эти сказки! (занятие-конкурс знатоков сказок)

Цели:

  • Проверка уровня усвоения специальных знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы «Там на неведомых дорожках…»

  • Развитие познавательного интереса к сказкам, эмоциональной сферы личности ребенка

  • Воспитание культуры общения в условиях соревнования



Ход занятия

  1. Позитивный настрой «Мой свет» (звучит спокойная музыка)

- Сядьте так, чтобы вам было удобно, закройте глаза. Представьте себе вечер, дует свежий осенний ветерок. Вы с родителями идете по улице. Вы никуда не торопитесь, просто гуляете. В воздухе кружатся, искрясь в лучах фонарей, первые снежинки. Вы любуетесь ими. Потом смотрите вокруг, видите дома и в них – освещенные окна. В окнах, как маячок, горит теплый свет. За каждым окном маленький мир, уютный дом. Теперь представьте, что внутри каждого из вас горит такой же свет. Он дает вам уют и покой, ощущение тепла родного дома. Вы чувствуете его поддержку. Вам легко и радостно. Пусть этот свет согревает вас всё занятие, освещает ваш путь по стране знаний!

Откройте глаза, посмотрите на выставку книг. Как ы думаете, глядя на эти книги, о чем мы будем сегодня говорить?

  1. Организационный момент

- «Что за прелесть эти сказки!» - так называется наше сегодняшнее занятие. Мы проведем его в форме викторины. Проверим, хорошо ли мы запомнили прочитанные сказки. Порассуждаем, чему мы научились, читая их.

Но сначала нам надо распределиться на 3 команды. У каждого на парте лежит эмблема. Переверните её и посмотрите, что нарисовано, узнайте сказку.

№ 1 – верблюд (казахская народная сказка «Почему верблюд оглядывается, когда пьёт»)

№ 2 – мышонок (С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»)

№ 3 – теремок (русская народная сказка «Теремок»)

После отгадывания сказок дети согласно эмблемам собираются в 3 команды.

  1. Правила участников конкурса

  • Слушайте товарища по команде внимательно, не перебивая

  • Говорите коротко и ясно, чтобы все могли высказаться

  • Будьте взаимовежливы

  • Излагайте своё мнение спокойно

  1. Конкурс «Волшебное средство»

- Что бы ты попросил у Буратино? (золотой ключик)

- А у Алладина? (волшебную лампу)

У пастушки? (золотой наряд, разрушающий злые чары; испанская народная сказка Пастушка и белый волк»)

  1. Отгадай загадку

А) Много вёрст впереди.

Как бы их скорей пройти?

Ты попробуй их обуть –

Одолеешь быстро путь. (сапоги-скороходы)

Б) Ах, стряпуха, ах, хозяйка!

Ты дружок её узнай-ка:

Стоит только расстелить –

Всех сумеет накормить. (скатерть-самобранка)

В) Ровно семь лепестков,

Нет пестрее цветков.

Оторвешь лепесток –

Полетишь на восток,

На север и на юг

И вернёшься к нам в круг. (цветик-семицветик)

  1. Творческая деятельность в команде

Представители команд из «волшебного мешочка» вытаскиваю по 1 карточке – иллюстрации к прочитанным на предыдущих занятиях сказкам, вспоминают сюжет, инсценируют.

  1. Конкурс – презентация «Узнай сказку»

Команды по очереди презентуют инсценировку, другие команды отгадывают.

  1. Беседа «Чему нас научили сказки»

В итоге беседы создается «волшебное дерево», на листочках которого напечатаны слова? «добро», «честность», «справедливость», «взаимопомощь» и т.д.

  1. Игра «Доскажи словечко»

  1. Не котенок, не сурок,

Не волчонок, не щенок.

Очень милая мордашка

А зовётся …. (Чебурашка)

  1. У отца был мальчик странный,

Необычный, деревянный,

Но любил папаша сына,

Шалунишку … (Буратино)

  1. Многим долго неизвестный

Стал он каждому знаком.

Всем по сказке интересный

Мальчик – Луковка знаком.

Очень просто и недлинно

Он зовётся … (Чипполино)

  1. Рефлексия

- Кому понравилось занятие, прикрепите на «волшебное дерево» улыбающееся яблочко.

- Кто доволен работой своей команды, поаплодируйте.

- Сказок много есть на свете, они ждут вас. Как можно познакомиться с новыми сказками? (прочитать, посмотреть мультфильмы и фильмы по сказкам, послушать аудиозапись сказок)

- Удачи вам и новых сказок!









Класс: 3 Занятие № 6 Интеграция факультатива «Занимательная математика» и предмета «Самопознание»



Тема: Способы задания множеств

Цель: Формировать способность к заданию множеств перечислением и общим свойством элементов. Развивать логическое мышление, интеллектуальные и коммуникативные общеученические умения. Воспитание интереса к математике

Ход занятия

  1. Позитивный настрой «Мысленная прогулка по лесу» (под спокойную гармоничную музыку)

- Прошу вас сесть прямо, не скрещивая руки и ноги. Закройте глаза и душите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете её, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветерка на волосах и лучи солнца, мягко греющее лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно, какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая всё, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, песни птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся всё выше и выше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливыми и спокойными. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать её, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Откройте глаза и улыбнитесь!

2. Актуализация знаний

- Мы только что мысленно побывали в лесу. Вспомните прошлое занятие. Какое математическое определение мы можем дать лесу? (Лес – это множество).

- Ель, сосна, дуб – это … (элементы множества).

- Как вы понимаете, что такое «множество»? (ответы детей).

Отгадайте загадки . Назовите множество и его элементы.

А) Из темницы 100 сестер

Выпускают на простор.

Осторожно их берут,

Головой о стенку трут.

Чиркнут локо раз и два –

Загорится голова. (коробок спичек – множество, спички – элементы множества)

Б) Тройка, тройка прилетела!

Скакунок в той тройке белый.

А в санях сидит царица

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом

Всё покрылось серебром. (зима – множество, декабрь, январь, февраль – элементы множества)

Игра «Собери в мешок» (картинки с изображением цветов, фруктов, овощей). Назвать полученные множества и их элементы.

3.Новый материал «Задание множеств»

- Прочтите тему занятия. Какие вопросы у вас возникли? (дети непременно спросят: «Как задать множество?» или «Что значит «задать множество»».)

- Вот на эти вопросы мы будем искать ответ.

«Чтобы задать множество, нужно указать, какие элементы ему принадлежат.

Множество задано, если о любом предмете можно точно сказать, является ли он элементом этого множества»

  • Рассмотрим множество вещей, сданных в багаж дамой из стихотворения С.Маршака «Багаж»

Дама сдавала в багаж:

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картину,

Корзину,

Картонку

И маленькую собачонку.


Выдали даме на станции

Четыре зелёных квитанции

О том, что получен багаж:

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картина,

Корзина,

Картонка

И маленькая собачонка.

- Назовите элементы множества «вещи, сданные дамой в багаж». Можно ли сказать, что это множество задано?

- Что мы делали, чтобы задать это множество? (перечисляли вещи)

«Множество иногда задают перечислением его элементов. Например: Множество букв в слове «шар» состоит из 3 элементов: ш, а, р.

Элементы множества записываются в фигурных скобках: ш; а; р

Упражнение «Задай множество перечислением»

а) А – множество букв в слове «крот»

б) В – множество нечетных однозначных чисел

в) С – множество двузначных чисел, кратных 10

г) D – множество трехзначных чисел, больших 603, но меньше 608

«Проверь»

а) к; р; о; т

б) 1; 3; 5; 7; 9

в) 10; 20; 30; 40; 50; 60; 70; 80; 90

г) 604; 605; 606; 607

- Как вы думаете, все ли множества можно задать перечислением? Есть ли случаи, когда это сделать трудно? (рассуждения детей)

«Если в множестве много элементов, то их трудно перечислить. Например, множество рыб в океане, множество домов в Алматы, множество звезд на небе. Такое множество лучше задать общим свойством его элементов. В этом случае его обозначают заглавной буквой, например: К – множество учеников 3 «Б» класса. Иногда множество можно задать как одним, так и другим способом».

Упражнение «Задай множество общим свойством его элементов»

а) 0; 2; 4; 6; 8

б) а; я; у; ю; э; е; о; ё; ы; и

а) Б – множество четных однозначных чисел

б) В – множество гласных букв

7 я

- Можно ли рассмотреть семью как множество?

- Задай множество «семья» перечислением.

- Задай множество «семья» общим свойством его элементов.

Возможные варианты ответов детей:

а) папа; мама; сын; дочь

Семья – множество любящих людей

б) Семья – множество помогающих друг другу людей и т.д.

4. Рефлексия

- Что нового о множестве мы сегодня узнали?

- Кто доволен своей работой на занятии, поаплодируйте себе.

- Кто не совсем разобрался в теме занятия и нуждается в помощи друга, поднимите руку.

Цитаты – один из методов интеграции самопознания и любой школьной дисциплине. Они помогают учащимся настроиться на хороший лад, воспитывают познавательный интерес к изучаемому предмету. Приводим цитаты, которые можно использовать на занятиях данного факультатива.

«Математика придает мыслям гармонию, порядок и стройность» Н.Г.Чеботарев

«Природа формулирует свои законы языком математики» Г.Галилей

«Я глубоко почитаю математику, потому что знакомые с нею видят в ней средство к пониманию всего существующего» Бхаскара

«Математика выявляет порядок, симметрию и определенность, а это важнейшие виды прекрасного» Аристотель

«Величие человека - в его способности мыслить» Б.Паскаль

«Среди чисел существует такое согласие и совершенство, что надо размышлять дни и ночи над их удивительной закономерностью» Симон Стевин

«Математическая истина остается на вечные времена» Вольтер











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Интеграция факультатива «Занимательная математика» и предмета «Самопознание»

Автор: Токовенко Ольга Михайловна

Дата: 24.10.2014

Номер свидетельства: 122243


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства