- Сядьте так, чтобы вам было удобно, закройте глаза. Представьте себе вечер, дует свежий осенний ветерок. Вы с родителями идете по улице. Вы никуда не торопитесь, просто гуляете. В воздухе кружатся, искрясь в лучах фонарей, первые снежинки. Вы любуетесь ими. Потом смотрите вокруг, видите дома и в них – освещенные окна. В окнах, как маячок, горит теплый свет. За каждым окном маленький мир, уютный дом. Теперь представьте, что внутри каждого из вас горит такой же свет. Он дает вам уют и покой, ощущение тепла родного дома. Вы чувствуете его поддержку. Вам легко и радостно. Пусть этот свет согревает вас всё занятие, освещает ваш путь по стране знаний!
Откройте глаза, посмотрите на выставку книг. Как ы думаете, глядя на эти книги, о чем мы будем сегодня говорить?
Организационный момент
- «Что за прелесть эти сказки!» - так называется наше сегодняшнее занятие. Мы проведем его в форме викторины. Проверим, хорошо ли мы запомнили прочитанные сказки. Порассуждаем, чему мы научились, читая их.
Но сначала нам надо распределиться на 3 команды. У каждого на парте лежит эмблема. Переверните её и посмотрите, что нарисовано, узнайте сказку.
№ 1 – верблюд (казахская народная сказка «Почему верблюд оглядывается, когда пьёт»)
№ 2 – мышонок (С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»)
№ 3 – теремок (русская народная сказка «Теремок»)
После отгадывания сказок дети согласно эмблемам собираются в 3 команды.
Правила участников конкурса
Слушайте товарища по команде внимательно, не перебивая
Говорите коротко и ясно, чтобы все могли высказаться
Будьте взаимовежливы
Излагайте своё мнение спокойно
Конкурс «Волшебное средство»
- Что бы ты попросил у Буратино? (золотой ключик)
- А у Алладина? (волшебную лампу)
У пастушки? (золотой наряд, разрушающий злые чары; испанская народная сказка Пастушка и белый волк»)
Отгадай загадку
А) Много вёрст впереди.
Как бы их скорей пройти?
Ты попробуй их обуть –
Одолеешь быстро путь. (сапоги-скороходы)
Б) Ах, стряпуха, ах, хозяйка!
Ты дружок её узнай-ка:
Стоит только расстелить –
Всех сумеет накормить. (скатерть-самобранка)
В) Ровно семь лепестков,
Нет пестрее цветков.
Оторвешь лепесток –
Полетишь на восток,
На север и на юг
И вернёшься к нам в круг. (цветик-семицветик)
Творческая деятельность в команде
Представители команд из «волшебного мешочка» вытаскиваю по 1 карточке – иллюстрации к прочитанным на предыдущих занятиях сказкам, вспоминают сюжет, инсценируют.
Конкурс – презентация «Узнай сказку»
Команды по очереди презентуют инсценировку, другие команды отгадывают.
Беседа «Чему нас научили сказки»
В итоге беседы создается «волшебное дерево», на листочках которого напечатаны слова? «добро», «честность», «справедливость», «взаимопомощь» и т.д.
Игра «Доскажи словечко»
Не котенок, не сурок,
Не волчонок, не щенок.
Очень милая мордашка
А зовётся …. (Чебурашка)
У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный,
Но любил папаша сына,
Шалунишку … (Буратино)
Многим долго неизвестный
Стал он каждому знаком.
Всем по сказке интересный
Мальчик – Луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовётся … (Чипполино)
Рефлексия
- Кому понравилось занятие, прикрепите на «волшебное дерево» улыбающееся яблочко.
- Кто доволен работой своей команды, поаплодируйте.
- Сказок много есть на свете, они ждут вас. Как можно познакомиться с новыми сказками? (прочитать, посмотреть мультфильмы и фильмы по сказкам, послушать аудиозапись сказок)
- Удачи вам и новых сказок!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Сядьте так, чтобы вам было удобно, закройте глаза. Представьте себе вечер, дует свежий осенний ветерок. Вы с родителями идете по улице. Вы никуда не торопитесь, просто гуляете. В воздухе кружатся, искрясь в лучах фонарей, первые снежинки. Вы любуетесь ими. Потом смотрите вокруг, видите дома и в них – освещенные окна. В окнах, как маячок, горит теплый свет. За каждым окном маленький мир, уютный дом. Теперь представьте, что внутри каждого из вас горит такой же свет. Он дает вам уют и покой, ощущение тепла родного дома. Вы чувствуете его поддержку. Вам легко и радостно. Пусть этот свет согревает вас всё занятие, освещает ваш путь по стране знаний!
Откройте глаза, посмотрите на выставку книг. Как ы думаете, глядя на эти книги, о чем мы будем сегодня говорить?
Организационный момент
- «Что за прелесть эти сказки!» - так называется наше сегодняшнее занятие. Мы проведем его в форме викторины. Проверим, хорошо ли мы запомнили прочитанные сказки. Порассуждаем, чему мы научились, читая их.
Но сначала нам надо распределиться на 3 команды. У каждого на парте лежит эмблема. Переверните её и посмотрите, что нарисовано, узнайте сказку.
№ 1 – верблюд (казахская народная сказка «Почему верблюд оглядывается, когда пьёт»)
№ 2 – мышонок (С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»)
№ 3 – теремок (русская народная сказка «Теремок»)
После отгадывания сказок дети согласно эмблемам собираются в 3 команды.
Правила участников конкурса
Слушайте товарища по команде внимательно, не перебивая
Говорите коротко и ясно, чтобы все могли высказаться
Будьте взаимовежливы
Излагайте своё мнение спокойно
Конкурс «Волшебное средство»
- Что бы ты попросил у Буратино? (золотой ключик)
- А у Алладина? (волшебную лампу)
У пастушки? (золотой наряд, разрушающий злые чары; испанская народная сказка Пастушка и белый волк»)
Отгадай загадку
А) Много вёрст впереди.
Как бы их скорей пройти?
Ты попробуй их обуть –
Одолеешь быстро путь. (сапоги-скороходы)
Б) Ах, стряпуха, ах, хозяйка!
Ты дружок её узнай-ка:
Стоит только расстелить –
Всех сумеет накормить. (скатерть-самобранка)
В) Ровно семь лепестков,
Нет пестрее цветков.
Оторвешь лепесток –
Полетишь на восток,
На север и на юг
И вернёшься к нам в круг. (цветик-семицветик)
Творческая деятельность в команде
Представители команд из «волшебного мешочка» вытаскиваю по 1 карточке – иллюстрации к прочитанным на предыдущих занятиях сказкам, вспоминают сюжет, инсценируют.
Конкурс – презентация «Узнай сказку»
Команды по очереди презентуют инсценировку, другие команды отгадывают.
Беседа «Чему нас научили сказки»
В итоге беседы создается «волшебное дерево», на листочках которого напечатаны слова? «добро», «честность», «справедливость», «взаимопомощь» и т.д.
Игра «Доскажи словечко»
Не котенок, не сурок,
Не волчонок, не щенок.
Очень милая мордашка
А зовётся …. (Чебурашка)
У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный,
Но любил папаша сына,
Шалунишку … (Буратино)
Многим долго неизвестный
Стал он каждому знаком.
Всем по сказке интересный
Мальчик – Луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовётся … (Чипполино)
Рефлексия
- Кому понравилось занятие, прикрепите на «волшебное дерево» улыбающееся яблочко.
- Кто доволен работой своей команды, поаплодируйте.
- Сказок много есть на свете, они ждут вас. Как можно познакомиться с новыми сказками? (прочитать, посмотреть мультфильмы и фильмы по сказкам, послушать аудиозапись сказок)
Цель: Формировать способность к заданию множеств перечислением и общим свойством элементов. Развивать логическое мышление, интеллектуальные и коммуникативные общеученические умения. Воспитание интереса к математике
Ход занятия
Позитивный настрой «Мысленная прогулка по лесу» (под спокойную гармоничную музыку)
- Прошу вас сесть прямо, не скрещивая руки и ноги. Закройте глаза и душите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете её, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветерка на волосах и лучи солнца, мягко греющее лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно, какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая всё, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, песни птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся всё выше и выше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливыми и спокойными. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать её, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Откройте глаза и улыбнитесь!
2. Актуализация знаний
- Мы только что мысленно побывали в лесу. Вспомните прошлое занятие. Какое математическое определение мы можем дать лесу? (Лес – это множество).
- Ель, сосна, дуб – это … (элементы множества).
- Как вы понимаете, что такое «множество»? (ответы детей).
Отгадайте загадки . Назовите множество и его элементы.
А) Из темницы 100 сестер
Выпускают на простор.
Осторожно их берут,
Головой о стенку трут.
Чиркнут локо раз и два –
Загорится голова. (коробок спичек – множество, спички – элементы множества)
Б) Тройка, тройка прилетела!
Скакунок в той тройке белый.
А в санях сидит царица
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом
Всё покрылось серебром. (зима – множество, декабрь, январь, февраль – элементы множества)
Игра «Собери в мешок» (картинки с изображением цветов, фруктов, овощей). Назвать полученные множества и их элементы.
3.Новый материал «Задание множеств»
- Прочтите тему занятия. Какие вопросы у вас возникли? (дети непременно спросят: «Как задать множество?» или «Что значит «задать множество»».)
- Вот на эти вопросы мы будем искать ответ.
«Чтобы задать множество, нужно указать, какие элементы ему принадлежат.
Множество задано, если о любом предмете можно точно сказать, является ли он элементом этого множества»
Рассмотрим множество вещей, сданных в багаж дамой из стихотворения С.Маршака «Багаж»
Дама сдавала в багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Выдали даме на станции
Четыре зелёных квитанции
О том, что получен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.
- Назовите элементы множества «вещи, сданные дамой в багаж». Можно ли сказать, что это множество задано?
- Что мы делали, чтобы задать это множество? (перечисляли вещи)
«Множество иногда задают перечислением его элементов. Например: Множество букв в слове «шар» состоит из 3 элементов: ш, а, р.
Элементы множества записываются в фигурных скобках: ш; а; р
Упражнение «Задай множество перечислением»
а) А – множество букв в слове «крот»
б) В – множество нечетных однозначных чисел
в) С – множество двузначных чисел, кратных 10
г) D – множество трехзначных чисел, больших 603, но меньше 608
«Проверь»
а) к; р; о; т
б) 1; 3; 5; 7; 9
в) 10; 20; 30; 40; 50; 60; 70; 80; 90
г) 604; 605; 606; 607
- Как вы думаете, все ли множества можно задать перечислением? Есть ли случаи, когда это сделать трудно? (рассуждения детей)
«Если в множестве много элементов, то их трудно перечислить. Например, множество рыб в океане, множество домов в Алматы, множество звезд на небе. Такое множество лучше задать общим свойством его элементов. В этом случае его обозначают заглавной буквой, например: К – множество учеников 3 «Б» класса. Иногда множество можно задать как одним, так и другим способом».
Упражнение «Задай множество общим свойством его элементов»
а) 0; 2; 4; 6; 8
б) а; я; у; ю; э; е; о; ё; ы; и
а) Б – множество четных однозначных чисел
б) В – множество гласных букв
7 я
- Можно ли рассмотреть семью как множество?
- Задай множество «семья» перечислением.
- Задай множество «семья» общим свойством его элементов.
Возможные варианты ответов детей:
а) папа; мама; сын; дочь
Семья – множество любящих людей
б) Семья – множество помогающих друг другу людей и т.д.
4. Рефлексия
- Что нового о множестве мы сегодня узнали?
- Кто доволен своей работой на занятии, поаплодируйте себе.
- Кто не совсем разобрался в теме занятия и нуждается в помощи друга, поднимите руку.
Цитаты – один из методов интеграции самопознания и любой школьной дисциплине. Они помогают учащимся настроиться на хороший лад, воспитывают познавательный интерес к изучаемому предмету. Приводим цитаты, которые можно использовать на занятиях данного факультатива.
«Математика придает мыслям гармонию, порядок и стройность» Н.Г.Чеботарев
«Природа формулирует свои законы языком математики» Г.Галилей
«Я глубоко почитаю математику, потому что знакомые с нею видят в ней средство к пониманию всего существующего» Бхаскара
«Математика выявляет порядок, симметрию и определенность, а это важнейшие виды прекрасного» Аристотель
«Величие человека - в его способности мыслить» Б.Паскаль
«Среди чисел существует такое согласие и совершенство, что надо размышлять дни и ночи над их удивительной закономерностью» Симон Стевин
«Математическая истина остается на вечные времена» Вольтер