Интегрированный урок литературного чтения и технологии "Пушкинская гостиная и мастерская".
Интегрированный урок литературного чтения и технологии "Пушкинская гостиная и мастерская".
Знакомство учащихся с жизнью А.С.Пушкина, раскрытие духовного мира, круга интересов через презентацию,исторические факты, загадки, кроссворд, раскрытие творческих способностей и эстетического видения через выполнение оригами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок литературного чтения и технологии "Пушкинская гостиная и мастерская".»
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №19 города Белово
Кемеровской области
Фоминых Вера Юрьевна
Интегрированный урок литературного чтения и технологии.
Тема: Пушкинская гостиная и мастерская.
Цели: познакомить учащихся с жизнью А. С. Пушкина; раскрыть духовный мир поэта, круг его интересов, истоки литературного творчества, верность дружбе, верность идеалам в душевной атмосфере, растущую душевную драму Пушкина; разбудить стремление учащихся к самооценке, дать возможность оглянуться на самих себя, побудить к осознанию собственных духовных возможностей, развитие творческих способностей, эстетического видения.
Мы Пушкину наш праздник посвятим,
наполнив зал чудесными стихами.
О Пушкине сегодня говорим
поэзии волшебными устами.
Мой Пушкин! Ты мне дорог с малых лет,
твои стихи я слышу с колыбели.
Я сказками волшебными согрет,
что музыкой в душе моей звенели.
Мой Пушкин! Мой поэт! Моя отрада!
Спасибо за любовь к родному слову.
Мы этой встрече очень-очень рады,
твои стихи читать мы будем снова!
В нашей стране нет человека, который не знал бы и не читал сказки Пушкина! Александр Сергеевич Пушкин создавал свои произведения для взрослых, но он умел писать так просто и в то же время так интересно, что многое из написанного им понятно и близко детям. Портрет Александра Сергеевича Пушкина всем знаком. Всякий, взглянув на это лицо с живыми, ясными глазами, на вьющиеся волосы и курчавые бакенбарды, скажет: « Это Пушкин!» Рассказывать о Пушкине и просто, и трудно. Просто — потому что об этом великом поэте написано много книг и его жизнь хорошо известна. Трудно — потому что, какие бы слова ни подобрали, рассказывая о Пушкине, все они не смогут передать, как велик его талант и как много он сделал для своей Родины.
10 февраля – День памяти Великого поэта! В этот день его произведения звучат по всему миру. Выставки, литературные чтения, фестивали – имя поэта объединяет всех, кто любит русский язык. День памяти А.С. Пушкина – это время, когда имя поэта звучит высоко и торжественно. В нашем классе ему было посвящено много мероприятий, целью которых было привитие любви к произведениям отечественной литературы, воспитание чуткости к художественному слову, закрепление и расширение знаний детей о творчестве А.С. Пушкина. Предварительная работа включала в себя изучение творчества А.С. Пушкина, а именно: беседы о детских годах поэта, о его семье, местах, где он жил, учился; просмотр презентаций, знакомство со сказками, заучивание стихов.
Пушкин – это целая эпоха в истории русской литературы, и начало ее. Пушкин подарил России русский язык, на котором заговорила последовавшая за ним русская литература. Он первым так широко, полно, и, главное, поэтично показал нам удивительно прекрасный мир, в котором мы живем. Он любил и научил нас любить утреннюю свежесть наших весен, великолепные снежные панорамы зимы, пышное очарование русской осени.
По-русски говорим мы с детства,
Но волшебство знакомых слов
Мы обретаем, как наследство,
В сиянье пушкинских стихов.
Поэт брызгал гусиным пером, торопливо записывал нянины сказки. Под его легким и быстрым пером некоторые из них превращались в свободные певучие стихи, чтобы разойтись по всей стране, по всему миру, обрадовать людей и открыть им неистощимые богатства русской поэзии. Действительно, кто из нас не знает отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»:
РУСЛАН И ЛЮДМИЛА
ПОСВЯЩЕНИЕ
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русской дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету...
Пожалуй, в нашей стране нет человека, который бы не знал хотя бы одного произведения Пушкина. Его стихи и поэмы были также переведены на многие языки мира. Пушкин был не просто гениальным поэтом, он также стал реформатором русского языка и даже культуры в целом. Литературное наследие Александра Сергеевича Пушкина является неоценимым вкладом не только в литературу России, но также и в мировую культуру.
Несомненно, одной из причин создания ярких, живых стихов была глубокая эмоциональность поэта, способность переживать пылкие, сильные чувства. Он увлекался и увлекал, очаровывая людей, которые к нему приближались. Пушкин часто влюблялся, страстно любил и был любим, его душа не могла жить без этого волшебного чувства, ибо именно любовь, прекрасная, чистая, светлая озаряла жизненный путь поэта, заставляла сердце учащенно биться, а душу создавать бессмертные творенья; именно любовь привела его к гибели.
За Натальей Николаевной – женой поэта начал ухаживать молодой француз Жорж Дантес. Подобное поведение Дантеса было очень оскорбительным для Пушкина. Он должен был драться, чтобы сохранить честь жены и своё доброе имя.
8 февраля 1837 года на Чёрной речке – в пригороде Петербурга – была назначена дуэль. По знаку секундантов Дантес и Пушкин стали сходиться. Дантес выстрелил первым, Пушкин упал. Два дня медики боролись за жизнь Пушкина, но так и не смогли ему помочь: на то время его ранение в бедро оказалось смертельным. В тот миг, когда поэт скончался, навсегда остановились старинные часы в его доме по адресу Мойка, 12. Часы ныне являются одним из ценнейших экспонатов в музее Пушкина, организованном в этом доме. 10 февраля Пушкин скончался в возрасте 37 лет. Он был похоронен в тайне, недалеко от Михайловского, имения его матери, в Святогорском монастыре. Пушкин умер. Однако он оставил нам прекрасное наследство – свои гениальные произведения – поэмы, стихотворения и, конечно же, сказки.
Наш Пушкин жив! Он живет в каждом сердце, в каждом доме. Вместе с солнышком он заглядывает в наши окна. ПУШКИН – это радость, это добро, это тепло, уют и любовь. Все, что сотворил Пушкин – это его памятник. Он при жизни себе его воздвиг. Накануне своей трагической гибели в 1837 году пишет он гениальное стихотворение, которое было пророческим:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа.
Давайте вспомним произведения Александра Сергеевича Пушкина. Для Вашего внимания представлен кроссворд, в котором 6 вопросов. Кто хорошо читал, тот с легкостью ответит.
1. Чуть опасность где видна, Верный сторож, как во сне, Шевельнется, встрепенется, К той сторонке обернется. Кто этот предсказатель беды? 2. Как назывался остров, который лежал на пути в царство славного Салтана? 3. В кого превратился князь Гвидон, когда в третий раз полетел на корабле к своему отцу царю Салтану? 4. Волшебный предмет, которым владела злая мачеха из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». 5. Злая, коварная сватья — баба... 6. Дядька тридцати трех богатырей. Ответы: 1. Петушок. 2. Буян. 3. Шмель. 4. Зеркальце. 5. Бабариха. 6. Черномор.
Все сказки знаете? А мы сейчас проверим! По улицам наших сказок разбросаны объявления. Только вот нужно найти адресатов.
1. Объявление: Кто желает поменять старое, разбитое корыто на новое или квартиру на новый дом? Обращаться…(К золотой рыбке из «Сказки о рыбаке и рыбке») Обращаться по адресу: "К золотой рыбке из «Сказки о рыбаке и рыбке»".
2. Объявление: Один дядька и тридцать три румяных бравых парня предлагают услуги по охране границ. Обращаться по адресу: "Сказка о царе Салтане ".
3. Объявление: Квалифицированный мастер ищет работу. Могу быть нянькой, поваром, конюхом, плотником. Зарплата по договорённости. Обращаться по адресу: " Сказка о попе и о его работнике Балде ".
4. Объявление: Продаётся рыжий зверёк. Любит петь песни и грызть орехи. Обращаться по адресу: «Сказка о царе Салтане».
5. Объявление: Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить? Наш адрес… Обращаться по адресу: «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях».
6. Объявление: Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде. Обращаться по адресу: «Сказке о золотом петушке».
Что Пушкин для меня? Средь дней однообразных вереницы Он для меня, как дивная жар-птица, Как дар волшебный счастья и добра. Мой Пушкин – море красоты, Волшебных грез очарованье. Он факел на моем пути, Несущий свет, добро и состраданье.
Наш Пушкин Жив! Следы исчезнут поколений – Но жив талант, бессмертен гений!
Ребят, давайте вспомним сказку А.С. Пушкина «Орыбакеирыбке» . Вспомнили? А теперь ответим на вопросы.
1. Скажите мне, сколько лет старик со старухой жили у синего моря? (30 лет и 3 года.) 2. Какими словами старуха бранила старика в этой сказке? Дурачина ты, простофиля. 3. Сколько раз старик закидывал невод в море? (3 раза.) 4. В кого бабка поочередно хотела превратиться в этой сказке? (В столбовую дворянку, вольную царицу, владычицу морскую.)
Сказка А.С. Пушкина «Орыбакеирыбке» показывает детям о безмерной человеческой жадности и глупости. В сказке исполняла желания золотая рыбка, если мы будем стараться, трудиться и работать над собой, то мы тоже сможет стать исполнителями своих желаний. Ну а сейчас давайте попробуем сделать рыбку своими руками.
5. Поэтапное выполнение «Золотой рыбки», согласно плану и слайдам.
6. Итог занятия.
Мы чтить тебя привыкли с детских лет, И дорог нам твой образ благородный; Ты рано смолк; но в памяти народной Ты не умрёшь, возлюбленный поэт!
А. Плещеев «Памяти Пушкина».
В заключении хочется сказать А. С. Пушкину - огромное спасибо! За гениальность, за доброту, за любовь к Отчизне. Благодарю всех за работу, за наблюдательность и любознательность. Я счастлива, что мне достались такие замечательные ученики!