Просмотр содержимого документа
«Интеграция современных подходов в практику преподавания в начальной школе как средство формирования функциональной грамотности чтения обучающихся»
« Формирование функциональной грамотности чтения обучающихся»
«Читать - это еще ничего не значит; что читать и как
понимать читаемое - вот в чем главное дело»
К.Д. Ушинский
Одна из важнейших задач современной школы является воспитание и обучение функционально грамотных людей.
Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В частности, сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.
Выделяют следующие формы функциональной грамотности:
1. Общая грамотность.
2. Компьютерная грамотность.
3. Информационная грамотность.
4. Коммуникативная грамотность.
5. Грамотность при овладении иностранными языками.
6. Бытовая грамотность.
7. Грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях.
8. Общественно-политическая грамотность.
О существовании функциональной грамотности мы чаще всего узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Функциональная безграмотность обнаруживает себя при изменении ситуации, образа жизни или типа профессиональной деятельности. Часто выявляется в ситуациях столкновения человека с новыми для него технологиями. Так, человек не может разобрать схемы, инструкции, не может воспользоваться каким-либо устройством, например, мобильным телефоном, банкоматом и др.
Уровень сформированности функциональной грамотности проверяется в международных исследованиях PISA, TIMSS, PIRLS. В данных исследованиях функциональная грамотность проверяется в следующих предметных областях: чтение, математика, естественно-научные предметы.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.
В исследованиях PISA и PIRLS, под грамотностью чтения предлагается понимать способность ученика к осмыслению письменных текстов и их рефлексии, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Наряду с печатными современный человек может читать и электронные книги, большой популярностью сегодня пользуются и аудиокниги, поэтому школа должна научить ученика работать с различными текстами: «бумажными», электронными и звучащими.
Четко распределить тексты по определенным категориям или критериям
невозможно, так как один и тот же текст, как правило, имеет различные признаки и может относиться сразу к нескольким группам. В методических целях удобно использовать классификацию текстов, разработанную составителями теста PISA. Они делят тексты на сплошные и несплошные.
К сплошным относятся тексты, которые ученики читают в повседневной жизни, в том числе и в школе:
описание (отрывок из рассказа, стихотворение, описание человека, места, предмета и.т.д.);
повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов);
рассуждение (сочинение-размышление, комментарий, аргументация собственного мнения).
К несплошным текстам относятся:
графики;
диаграммы;
схемы (кластеры);
таблицы;
географические карты и карты местности;
план помещения, местности, сооружения;
входные билеты;
расписание движения транспорта;
карты сайтов.
Но каким бы ни был текст, при работе с ним следует учитывать определенные правила:
1) информативная достаточность текста;
2) фактическая достоверность приводимых в тексте сведений;
3) языковая правильность текста;
4) соответствие содержания возрасту учащихся.
Выделяют несколько уровней понимания текста:
Общее понимание текста
Поиск и извлечение информации
Обобщение и интерпретация
Рефлексия
Оценка (оценка содержания и формы текста)
Рассмотрим подробнее каждый уровень.
1. Общее понимание текста:
определение темы и основной мысли текста;
различение основной и второстепенной информации;
нахождение различий в двух или более текстах/сравнение содержания текстов.
2. Поиск и извлечение информации
нахождение буквального соответствия терминов при наличии отвлекающей информации;
нахождение информации, явно выраженной в несплошном описательном тексте;
нахождение информации, неявно выраженной в несплошном тексте смешанного формата;
3. Обобщение и интерпретация
найти в тексте данные, подтверждающие определённый вывод;
найти скрытую связь между двумя частями описательного текста;
использовать информацию, содержащуюся в тексте, для подтверждения точки зрения;
определить связь между двумя текстами, обобщив информацию;
соотнести отдельную деталь в тексте с моралью/ общей идеей;
сделать вывод на основе анализа текста;
определить мотивы поведения героев.
4-5. Рефлексия и оценка (оценка содержания и формы текста)
соотнести информацию в тексте с собственным опытом;
оценить поступки персонажа в коротком рассказе;
обосновать мнение, сочетая ранее полученные знания и информацию из текста;
определить назначение иллюстрации в несплошном описательном тексте;
предположить, каково будет поведение персонажа за пределами сюжета, исходя из описанных в рассказе событий;
предположить, какие собственные действия возможны в ответ на информацию, содержащуюся в тексте;
сравнить мнения героев с личным опытом и знаниями.
Одним из средств формирования функциональной грамотности чтения на уроках является использование современных педагогических технологий. Отметим наиболее эффективные:
1. Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
2. Технология продуктивного чтения (автор Н. Светловская)
3. Технология проблемного обучения.
4. Проектная технология
5. Личностно-ориентированные технологии.
Как же правильно поэтапно внедрять систему работы с текстом на уроках в начальной школе?
1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.
-Практическое отличие текста от набора предложений.
-Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.
-Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.
-Озаглавливание текста (подбор заголовков).
-Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.
2 класс - обучение детей работать с текстом:
- смысловое чтение (осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации);
- владение пересказом разного вида;
- деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);
- выделение опорных слов (словосочетаний);
- характеристика героев и их поступков.
-Подбор антонимов и синонимов к словам.
-Нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.
3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:
- самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);
- нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;
- выделение главной и второстепенной информации;
- выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);
- прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;
- самостоятельное формулирование вопросов по тексту;
-сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.
Эффективность любой работы по формированию функциональной грамотности чтения обучающихся, прежде всего, зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса.