kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интеграция современных подходов в практику преподавания в начальной школе как средство формирования функциональной грамотности чтения обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задача современной школы - это воспитание и обучение функционально грамотных людей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интеграция современных подходов в практику преподавания в начальной школе как средство формирования функциональной грамотности чтения обучающихся»


« Формирование функциональной грамотности чтения обучающихся»


«Читать - это еще ничего не значит; что читать и как

понимать читаемое - вот в чем главное дело»

К.Д. Ушинский


Одна из важнейших задач современной школы является воспитание и обучение функционально грамотных людей.

Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В частности, сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.

Выделяют следующие формы функциональной грамотности:

1. Общая грамотность.

2. Компьютерная грамотность.

3. Информационная грамотность.

4. Коммуникативная грамотность.

5. Грамотность при овладении иностранными языками.

6. Бытовая грамотность.

7. Грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях.

8. Общественно-политическая грамотность.


О существовании функциональной грамотности мы чаще всего узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Функциональная безграмотность обнаруживает себя при изменении ситуации, образа жизни или типа профессиональной деятельности. Часто выявляется в ситуациях столкновения человека с новыми для него технологиями. Так, человек не может разобрать схемы, инструкции, не может воспользоваться каким-либо устройством, например, мобильным телефоном, банкоматом и др.


Уровень сформированности функциональной грамотности проверяется в международных исследованиях PISA, TIMSS, PIRLS. В данных исследованиях функциональная грамотность проверяется в следующих предметных областях: чтение, математика, естественно-научные предметы.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.


В исследованиях PISA и PIRLS, под грамотностью чтения предлагается понимать способность ученика к осмыслению письменных текстов и их рефлексии, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Наряду с печатными современный человек может читать и электронные книги, большой популярностью сегодня пользуются и аудиокниги, поэтому школа должна научить ученика работать с различными текстами: «бумажными», электронными и звучащими.

Четко распределить тексты по определенным категориям или критериям

невозможно, так как один и тот же текст, как правило, имеет различные признаки и может относиться сразу к нескольким группам. В методических целях удобно использовать классификацию текстов, разработанную составителями теста PISA. Они делят тексты на сплошные и несплошные.

К сплошным относятся тексты, которые ученики читают в повседневной жизни, в том числе и в школе:

  • описание (отрывок из рассказа, стихотворение, описание человека, места, предмета и.т.д.);

  • повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов);

  • рассуждение (сочинение-размышление, комментарий, аргументация собственного мнения).

К несплошным текстам относятся:

  • графики;

  • диаграммы;

  • схемы (кластеры);

  • таблицы;

  • географические карты и карты местности;

  • план помещения, местности, сооружения;

  • входные билеты;

  • расписание движения транспорта;

  • карты сайтов.


Но каким бы ни был текст, при работе с ним следует учитывать определенные правила:

1) информативная достаточность текста;

2) фактическая достоверность приводимых в тексте сведений;

3) языковая правильность текста;

4) соответствие содержания возрасту учащихся.


Выделяют несколько уровней понимания текста:

  1. Общее понимание текста

  2. Поиск и извлечение информации

  3. Обобщение и интерпретация

  4. Рефлексия

  5. Оценка (оценка содержания и формы текста)

Рассмотрим подробнее каждый уровень.

1. Общее понимание текста:

  • определение темы и основной мысли текста;

  • различение основной и второстепенной информации;

  • нахождение различий в двух или более текстах/сравнение содержания текстов.

2. Поиск и извлечение информации

  • нахождение буквального соответствия терминов при наличии отвлекающей информации;

  • нахождение информации, явно выраженной в несплошном описательном тексте;

  • нахождение информации, неявно выраженной в несплошном тексте смешанного формата;

3. Обобщение и интерпретация

  • найти в тексте данные, подтверждающие определённый вывод;

  • найти скрытую связь между двумя частями описательного текста;

  • использовать информацию, содержащуюся в тексте, для подтверждения точки зрения;

  • определить связь между двумя текстами, обобщив информацию;

  • соотнести отдельную деталь в тексте с моралью/ общей идеей;

  • сделать вывод на основе анализа текста;

  • определить мотивы поведения героев.

4-5. Рефлексия и оценка (оценка содержания и формы текста)

  • соотнести информацию в тексте с собственным опытом;

  • оценить поступки персонажа в коротком рассказе;

  • обосновать мнение, сочетая ранее полученные знания и информацию из текста;

  • определить назначение иллюстрации в несплошном описательном тексте;

  • предположить, каково будет поведение персонажа за пределами сюжета, исходя из описанных в рассказе событий;

  • предположить, какие собственные действия возможны в ответ на информацию, содержащуюся в тексте;

  • сравнить мнения героев с личным опытом и знаниями.



Одним из средств формирования функциональной грамотности чтения на уроках является использование современных педагогических технологий. Отметим наиболее эффективные:

1. Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

2. Технология продуктивного чтения (автор Н. Светловская)

3. Технология проблемного обучения.

4. Проектная технология

5. Личностно-ориентированные технологии.


Как же правильно поэтапно внедрять систему работы с текстом на уроках в начальной школе?

1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.

-Практическое отличие текста от набора предложений.

-Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.

-Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.

-Озаглавливание текста (подбор заголовков).

-Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

2 класс - обучение детей работать с текстом:

- смысловое чтение (осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации);

- владение пересказом разного вида;

- деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);

- выделение опорных слов (словосочетаний);

- характеристика героев и их поступков.

-Подбор антонимов и синонимов к словам.

-Нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.

3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:

- самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);

- нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;

- выделение главной и второстепенной информации;

- выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);

- прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;

- самостоятельное формулирование вопросов по тексту;

-сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.

Эффективность любой работы  по формированию функциональной грамотности чтения обучающихся, прежде  всего, зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Рязанова Лариса Федоровна

Дата: 03.11.2020

Номер свидетельства: 562269


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства