Инновационный проект "Читающая семья- читающий ребенок"
Инновационный проект "Читающая семья- читающий ребенок"
Современная ситуация сложившаяся в обществе, характеризуется падением престижа чтения и библиотек в целом среди детей и молодежи. Утрачиваются традиции семейного чтения: в 70-е годы регулярно читали детям в 80% семей, сегодня только в 7 %. Снижается интерес населения к печатной прессе, растет невзыскательность вкуса и предпочтений в области чтения, ухудшается владение родным языком, снижается уровень грамотности населения. Все это неизбежно ведет к быстрой культурной деградации общества, к снижению уровня общекультурной и профессиональной компетентности населению. Определенное снижение интереса к чтению детей и подростков – это сегодня общемировая тенденция.Эта проблема носит масштабный характер.
Сознание остроты проблемы побудило учителей начальной школы МБОУ «Лицей №101» Гаврилову В.Н. и Тихонову Н.А. на создания проекта“ Читающая семья - читающий ребенок ”.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Инновационный проект "Читающая семья- читающий ребенок"»
Инновационный проект "Читающая семья - читающий ребенок "
«Если с детства у ребенка не воспитана
любовь к книге, если чтение не стало его
духовной потребностью на всю жизнь -
в годы отрочества душа подростка
будет пустой, на свет божий выползает, как
будто неизвестно откуда взявшееся плохое»
В.А. Сухомлинский
Современная ситуация сложившаяся в обществе, характеризуется падением престижа чтения и библиотек в целом среди детей и молодежи. Утрачиваются традиции семейного чтения: в 70-е годы регулярно читали детям в 80% семей, сегодня только в 7 %. Снижается интерес населения к печатной прессе, растет невзыскательность вкуса и предпочтений в области чтения, ухудшается владение родным языком, снижается уровень грамотности населения. Все это неизбежно ведет к быстрой культурной деградации общества, к снижению уровня общекультурной и профессиональной компетентности населению. Определенное снижение интереса к чтению детей и подростков – это сегодня общемировая тенденция.
Эта проблема носит масштабный характер.
Жизнь семьи запечатлеется в сознании детей гораздо раньше, чем они отдают себе в этом отчет. Поэтому семья, культурные отношения внутри нее во многом определяют путь ребенка как читателя. У детей, чьи родители любят читать, скорее развивается вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера. Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает ребенку лучше усваивать содержание прочитанного. А поскольку из разных видов текстов именно художественные раньше прочих оказываются посредниками в эмоциональном общении ребенка с взрослыми, выступающими для него носителями опыта человечества, чтение – слушание художественных произведений, является начальным этапом приобщения к чтению вообще. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Главным действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению. Отсюда и главная задача школьных библиотек – научить родителей читать совместно с ребенком и общаться с ним.
Работу, которая способствует активизации семейного чтения, учителя нашего лицея ведут давно. Но сейчас, когда наши дети читают все меньше и меньше, необходимо искать новые методы привлечения школьников к чтению книг. Самый главный из них – наладить работу с каждым ребенком, чтобы с малых лет он получал радость от чтения дома, в школе, от непосредственного общения с родителями, учителями, библиотекарями.
Сознание остроты проблемы побудило учителей начальной школы МБОУ «Лицей №101» Гаврилову В.Н. и Тихонову Н.А. на создания проекта
“ Читающая семья - читающий ребенок”.
Цель проекта:
Возрождение традиций семейного чтения и развитие культуры чтения ребенка на основе сотрудничества с его семьей.
Задачи проекта:
Помощь родителям в организации семейного чтения и в вопросах воспитания с помощью книги.
Организация ознакомления родителей с основами педагогической и возрастной психологии, педагогики, с детской литературой.
Формирование круга семейного чтения, создание пространства для диалога ребенка и взрослого.
Способствование разностороннему и гармоничному развитию личности ребенка путем знакомства с лучшими произведениями классической и современной литературы.
Обобщение и распространение опыта, выработанного в ходе реализации проекта.
Целевая аудитория:
Учащиеся 2 «Б», 2 «В» классов МБОУ «Лицей №101»
Родители учащихся 2 «Б», 2 «В»
Продолжительность проекта:
3 учебных года
2013-2014
2014-2015
2016- 2017
Этапы и сроки реализации проекта
1 этап – с 1 сентября по 1 ноября 2013 года
Оповещение родителей учащихся 2 «Б», «В» классов о начале реализации проекта.
Проведение разъяснительной работы с родителями учащихся о значимости проекта.
Выявление информационных потребностей родителей.
Составление графиков проведение мероприятий.
Анкетирование родителей, с целью уточнения мотивов руководства чтением детей.
Выявление библиографической потребности родителей о детской литературе.
Отбор и изучение литературы с целью выявления произведений наиболее интересных для совместного обсуждения с родителями и детьми.
Разработка и выпуск буклетов, анкет, вопросников.
2 этап – с 1 ноября 2013 года по 25 мая 2017 года
Предполагает непосредственное проведение комплекса мероприятий, направленных на всестороннего развития личности ребенка, формирование круга семейного чтения. Работа этого этапа состоит из блоков, что позволит осуществить системный подход к обозначенной проблеме.
Блок - литературная мастерская “Радостные чтения”
Периодичность – один раз в две недели в течение реализации проекта.
В литературной мастерской
Учащихся знакомят с творчеством детских писателей.
Обсуждаются проблемы нравственности, патриотизма, толерантности, экологии.
Ведется работа с текстом.
Предлагается участие в викторинах, конкурсах чтецов, чтениях по ролям.
Прослушиваются аудиозаписи художественных произведений в исполнении мастеров слова.
Проводится просмотр художественных и мультипликационных фильмов по произведениям детских писателей.
Проводится контроль прочитанного через анкеты, викторины, конкурсы.
Проводится награждение победителей конкурсов, викторин и т.д.
Создается классная библиотечка.
Проводится цикл «Литературное слушание».
Факультатив «В мире книг».
Блок “Массовые мероприятия”
Периодичность – два раза в год.
Проводятся конкурсы:
«Папа, мама, я – читающая семья»- 12 декабря 2013 г. отв. Тихонова Н.А. и Гаврилова В.Н.
Конкурс чтецов «Унылая пора! Очей очарованье!» - 27.11.2013г. отв. Тихонова Н.А. и Гаврилова В.Н.
«Сказки нашего спортзала» - 16-23 декабря 2014г. отв. Тихонова Н.А.
«Лучшая домашняя библиотека»
«Знатоки детской литературы»
«Лучший отзыв о книге»
«Сочиняем сказку вместе»
Алтайские писатели “Читаем сказку по ролям”- 22, 27 мая 2014г. библиотека МБОУ «Лицей 101»
Рисунков: «Моя семья»
«Любимый литературный герой»
«Нам хорошо вместе»
«Мальчишки и девчонки, а так же их родители» в рамках праздника «Лучшая читающая семья года».
Творческих работ «Книга в моей семье».
Рассказов о домашней библиотеке «Моя заветная полка».
Статья в газету о прадедушке – участнике ВОВ – 7мая отв. Кобзарь, Владимирова Л.В.
Конкурс «Сказки алтайских писателей» - 23 мая 2014 г. библиотека МБОУ «Лицей 101»
Проводятся
Игровой тренинг “Нам весело”.
Познавательные викторины по прочитанным произведениям.
Читательские конференции.
Интерактивные викторины по любимым детским журналам.
Совместные с родителями просмотры и обсуждения кинофильмов по произведениям детских писателей.
Литературные праздники : “Любимый писатель” к юбилеям детских писателей, “Как хорошо уметь читать”, “Подрастаю с книжкой я”, “Возьмите книгу в круг семьи”.
Цикл Литературное чтение «Писатели нашего края».-26-27 мая 2014 г – библиотека МБОУ «Лицей 101»
Факультатив “В мире книг”.
Блок “Родительские собрания”
Периодичность – четыре раза в год.
Задачи
Пробуждение и развитие у родителей устойчивой потребности в повышении уровня педагогических знаний, информированности в области детской литературы.
Показать зависимость воспитания младшего поколения в семье от уровня образованности, степени приобщенности к книге старшего поколения.
1. Темы родительских собраний:
Роль чтения в формировании личности ребенка. -17апреля 2014г. отв. Тихонова Н.А. и Гаврилова В.Н., Владимирова Л.В.
Что мешает и что содействует чтению детей: “Важные советы”.
Чтение – праздник души.
Что и как читать детям.
Как беседовать с детьми о книгах.
Книга и игра.
Книга и рисование.
“Мы читаем перед сном” - литературно-творческое занятие.
2. Цикл психолого-педагогического обучения родителей “Школа родительской грамотности”.
3. Психологическая подготовка родителей к творческому сотрудничеству со своими детьми “Как стать родителями читающего ребенка”.
Круглый стол с родителями учащихся по обмену опытом “Как помочь своему ребенку полюбить читать книги”.
Разработка вопросов для совместного обсуждения родителей и детей по книгам.
Консультирование родителей по организации домашней библиотеке.
Целенаправленная помощь в определении круга детского чтения.
Цикл бесед о культуре чтения.
Индивидуальные беседы с родителями по вопросам семейного чтения.
Разработка дней творческого семейного общения.
Экскурсии и знакомство родителей с работой школьной библиотеки, ее требованиями и правилами.
Проведение анализа чтения детей для родительской аудитории.
Совместная конференция с привлечением детской библиотеки района по проблемам семейного чтения.
Блок “Рекомендательная библиография”
Цель
Развитие и углубление читательских интересов, формирование новых запросов читателей, определение круга чтения.
Как дети, так и родители нуждаются в помощи при отборе книг для чтения. Рекомендательная библиография поможет родителям направить внимание ребенка на то, что заведомо должно его заинтересовать, привлечь к чтению, ориентировать на творческое, обдумывающее восприятие произведений, на формирование позитивных эмоций ребенка.
Проводится
Издание книжных памяток, закладок, дайджестов, буклетов для родителей по вопросам семейного чтения.
Разработка и оформление книжных выставок с использованием различных форм.
Составление рекомендательных списков литературы для учащихся и их родителей.
Рекламирование новых книг для младших школьников.
Оказание помощи родителям в определении круга детского чтения, направленного на формирование позитивных эмоций ребенка.
Проведение библиографических бесед, содержащих библиографическую информацию о литературе для детей и методические рекомендации для родителей.
Блок “Анкетирование, тестирование, диагностика”
Цель
Привлечение диагностических методик, наблюдение за родителями и детьми во время совместных массовых мероприятий, во время совместных посещений библиотеки.
Проводятся
Исследования для родителей, библиотекарей, учителей:
“Ваш ребенок в зеркале чтения”
“Детское чтение в семье”
Блиц - опросы учащихся, анкетирование родителей для выявление мотивов руководства чтением детей.
Тестирование родителей и учащихся
Блок “Рекламная деятельность”
Проводятся
Подготовка выступлений на педсовете по представлению проекта, по итогам проделанной работы.
Освещение проекта на районном семинаре библиотекарей.
Публикации в СМИ по вопросам семейного чтения.
Размещение проекта на сайте школы.
Ожидаемые результаты
За время реализации проекта
Увеличится число родителей, читающих своим детям вслух.
Чтение художественной литературы займет одно из первых мест в семейном досуге.
Увеличится количество посещений в школьной библиотеке.
Увеличится количество библиотечных мероприятий для детей и их родителей.
Увеличится количество выданных книг в школьной библиотеке.
Повысится уровень мотивации семейного чтения.
У учащихся возрастет интерес к чтению художественной литературы советских и зарубежных детских писателей, к чтению книг о родном крае кубанских писателей.
У учащихся повысится уровень развития памяти, фантазии, речи, воссоздающего и творческого воображения.
Повысится избирательный интерес к книгам, желание и умение их осознано выбирать и осмысленно читать.
Побывав на литературных праздниках, КВН, учащиеся получат призы, подарки, буклеты, которые покажут своим друзьям. Это оставит приятные воспоминания и послужит стимулом чтения. У детей будет возможность вернуться к мероприятиям в воспоминаниях, посмотреть фотографии. Благодаря возможностям цифрового фотоаппарата фотографии будут размещены в компьютере школьной библиотеке и впоследствии, по желанию участнику их можно напечатать.
Будут консолидированы усилия родителей, школьных библиотекарей, педагога по повышению престижа чтения.
Популяризируется и активизируется деятельность школьной библиотеки по пропаганде семейного чтения.
Будет обобщен и распространен опыт, выработанный в ходе реализации проекта.
Планируется
Создание папки-накопителя сценариев мероприятий, проведенных в ходе реализации проекта.
Проведение мониторинга детского чтения и анализ состояния чтения позволит дать рекомендации по дальнейшей работе по повышению престижа семейного чтения.
Освещение реализации проекта даст возможность распространить опыт по проведению мероприятий, направленных на повышение престижа семейного чтения.
Создание фотоальбома мероприятий, проведенных в ходе реализации проекта.
Механизм отслеживания количественных и качественных результатов
При оценке качественных результатов следует учитывать, что инвестиции в чтение не дают процентов прибыли. Это инвестиции в будущее, в воспитание умного, грамотного человека с богатой эмоциональной палитрой.
Количество заполненных анкет, анализ читательских формуляров, учетной документации библиотеки лицея.
Количество участников мониторинга, выпущенных буклетов, памяток, закладок и т.д.
Фотоотчет
Лист посещения на родительских собраниях.
Протоколы проведенных мероприятий.
Публикации в СМИ.
Отзывы участников проекта..
Конкурс «ПАПА, МАМА, Я – ЧИТАЮЩАЯ СЕМЬЯ»
Цель: Формирование у детей любви к книге, потребность в чтении, воспитание культуры чтения. Ведущий: Человек, любящий и умеющий читать - счастливый человек. Он окружен множеством добрых, умных, верных друзей. Друзья эти – книги. Книги встречают нас в самом раннем детстве и сопровождают всю жизнь. Они заставляют нас непрерывно совершенствоваться, чтобы мы стали настоящими людьми, полезными нашей Родине.
В нашем лицее немало учащихся, которые по-настоящему любят читать. С ранних лет приобщают их к великолепному миру книг родители. Показать свое мастерство ориентирования в огромном заманчивом и разнообразном мире книг, литературных произведений к нам сегодня пришли семьи:
1.Семья Книпель 2 А
2. Семья Колебиных2 Б
3. Семья Рузавиных 2 В
4. Семья Волобуевых 2 Г
5. Семья Герасимовых 2 Д
6. Семья Проскуриных 2 Е
Жюри:
1.Плотникова Е.А.
2.Владимирова Л.В.
3.Кобзарь Н.В.
4.Кармышев А.В.
Начинаем наш конкурс.
1.«ТРАНСПОРТ» Ведущий. Вы сюда добрались разными способами: кто-то пришел пешком; кто-то приехал на автобусе или автомобиле. Нам известно, что литературные герои тоже имели свои средства передвижения. Давайте вспомним о них. Я буду называть каждой команде по очереди литературного героя, а вы его «авто».
Емеля — печка
старик Хоттабыч — ковёр-самолёт
барон Мюнхаузен — ядро
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Золушка — тыква, мыши
Баба-Яга — метла, ступа
Прекрасно! Наши участники прекрасно разбираются в технике, надеюсь, что они также хорошо знают правила дорожного движения и непременно соблюдают их. 2.Ведущий. Приступаем к литературной викторине. Просим судей быть предельно внимательными. Участники вытягивают задания и читают.
1. Кто помог папе Карло выстругать Буратино? (Алексеи Толстой) 2. Кто обул кота в сапоги; надел на девочку красную шапочку, а на волка бабушкин чепец? (Шарль Перро) 3. Кто придумал почтальона Печкина? (Эдуард Успенский) 4. Кто любил грозу в начале мая? (Тютчев) 5. Кому принадлежат эти слова?
Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел,
Борис молчал,
Николай ногой качал.
(Сергею Михалкову) 6. Кто превращал человека в комара, муху, шмеля? (А. С. Пушкин)
7. Назовите любимое выражение Карлсона, который живет на крыше. (Пустяки. Дело житейское)
8. Назови музыкальную специальность Папы Карло? (Шарманьщик) 9. Кто победил Шерхана? (Маугли) 10. Предмет колдовства старика Хоттабыча?(Борода) 11. Как звали друга Робинзона Крузо? (Пятница) 12. Назовите новую кличку, которую дали Каштанке в одноименном рассказе Чехова. (Тетка) Ведущий. Молодцы! Пока жюри подводят итоги мы готовимся к следующему конкурсу. 3. «НЕМОЕ КИНО» Участники вытягивают карточки, на которых написаны пословицы и поговорки, за 5-10 мин. они должны подготовить пантомимы, т. е. изобразить ту или иную пословицу или поговорку. А кто отгадает получит балл 1. На чужой каравай, рот не разевай
2. Не спеши языком, торопись делом. 3. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
4. Яблоко от яблони недалеко падает.
5. Дареному коню в зубы не смотрят.
6. За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
Ведущий. Пора переходить к практике. Наш библиотекарь с удовольствием предоставила нам реквизит к следующему конкурсу.
4. «КНИЖКА ЗАБОЛЕЛА»
На столе книги, требующие ремонта. За 10 минут команды должны отремонтировать как можно больше книг. Здесь должно учитываться и качество работы.
Ведущий. Заболела эта книжка, Изорвал ее братишка Я больную пожалею, Я возьму ее и склею.
Ведущий. Время «лечения» книг истекло. Помощники, отнесите отремонтированные книги нашему жюри, оно оценит работу. А мы продолжаем.
1. Уральский сказочник. (Бажов) 2. Братья-сказочники. (Гримм) 3. Псевдоним писателя Голикова. (Гайдар) 4. У его героя сердце превратилось в кусок льда. (Андерсен) 5. Автор рассказа «Фантазеры». (Носов) 6. По мнению этой писательницы листья могут быть синего цвета. (Осеева) 7. Его имя Жюль, а фамилия? (Верн) 8. «Отец» Маугли. (Киплинг) 9. Он придумал «Трех толстяков». (Олеша) 10. Имя детской поэтессы Барто. (Агния)
Ведущий. А вот и участники готовы. Помощники, отнесите работы жюри. Жюри подводит итоги конкурса.
Ведущий. Близится финиш нашего конкурса. Мы знаем, что существуют слова и выражения из произведений писателей, которые, если не все, то многие знают — это так называемые «крылатые выражения». Наш следующий конкурс так и называется
6.«КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ»
Произносится первая часть выражения, а участники должны добавить вторую половину и назвать автора этих слов.
Ведущий. Просим членов жюри быть внимательными: какая команда первой поднимет сигнальную карточку.
1. «Весь мир театр...» (... все люди в нем актеры». Шекспир) 2. «Все познается..(в сравнении». Древний китайский философ Конфуций) 3. «Не море топит корабли, а... (...ветер». Л. Заточкин) 4. «Не ошибается тот;... (... кто ничего не делает». В. И. Ленин) 5. «Рожденный ползать... (...летать не может». М. Горький) 6. «Кто лежит на земле... (...тому неоткуда падать». Латинское изречение.) 7. «Люди перестают мыслить, когда... (...перестают читать». Д. Дидро) 8. «Нет силы сильнее, чем...(...доброе человеческое слово». Е. Пермяк.) 9. «Тонкость ума лучше, чем... (...красота тела». Эзоп) 10. «Быстро только… (…кошки родятся». Ильф и Петров) 11. «Слона – то я и …(…не приметил». Крылов)
Ведущий. Вот и подошел к концу наш праздник. Слово жюри. Подводятся итоги, награждаются команды.
Ведущий. Пришла пора расставаться, но хочется поблагодарить наши семейные команды, членов жюри, и всех, кто сегодня был с нами. Итак, мы не говорим: «Прощайте!», мы скажем: «До новых встреч»!