Инновационный педагогический проект «Технология проблемно-диалогического обучения»
Инновационный педагогический проект «Технология проблемно-диалогического обучения»
В современном обществе меняются приоритеты образования. Ученик должен иметь не только знания, умения и навыки, но и уметь организовывать собственную учебную деятельность, иметь готовность и способность учиться. Исходя из этих целей, необходимо использовать новую организацию совместной деятельности. В Образовательной системе реализуется технология проблемно – диалогического обучения, которая помогает учащимся самостоятельно открывать знания. На смену монологу приходит диалог. Диалог (от греческого разговор, беседа) – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями, репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
В современном обществе меняются приоритеты образования. Ученик должен иметь не только знания, умения и навыки, но и уметь организовывать собственную учебную деятельность, иметь готовность и способность учиться. Исходя из этих целей, необходимо использовать новую организацию совместной деятельности. В Образовательной системе реализуется технология проблемно – диалогического обучения, которая помогает учащимся самостоятельно открывать знания. На смену монологу приходит диалог. Диалог (от греческого разговор, беседа) – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями, репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих.
При построении диалогового урока надо учитывать, что диалог – это форма общения.
Переход к обновлённой системе начального образования требует от современного учителя умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде. В связи с этим возникла необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность на уроке. Проблемное обучение даёт возможность обеспечить формирование общих способностей и эрудиции ребёнка, сохраняя при этом его индивидуальность и здоровье; овладение им элементарной культурой деятельности и тем самым заложить основы готовности к дальнейшему развитию и самообразованию. Проблемное обучение – одно из средств повышения творческих возможностей личности.
Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения.
Объектом исследования данной работы выступает проблемное обучение в начальной школе как педагогический процесс.
Предмет исследования – проблемный диалог в обучении как фактор актуализации возможностей проблемного обучения в начальной школе.
Гипотеза исследования: проблемный диалог становится фактором, реализующим возможности проблемного обучения, если:
- он создаётся систематически,
- учитывает индивидуальные особенности обучающихся,
- ведёт к развитию мотивации к учению и познавательных интересов младших школьников.
Трудность, с которой придётся столкнуться при создании различных видов проблемных ситуаций - это необходимость добиться того, чтобы ученики обнаружили проблему, осмыслили её и встали перед выбором необходимости её разрешения. Однако я считаю, что именно такой подход в обучении наиболее эффективен, нацелен на развитие индивидуальных особенностей учащихся, он увлекает и развивает.
Считаю, что уникальность данного проекта состоит в том, что он ориентирован на каждого ребенка моего класса, имеющего индивидуальные образовательные траектории познавательных интересов. Проект обучения позволяет увидеть и одаренного ребенка, обеспечить необходимые условия для его развития, и слабого ученика, которого нужно направить и помочь в достижении целей.
Ведущая педагогическая идея. (слайд 2)
Определить педагогическую идею проекта позволил анализ противоречий, сложившихся в современной системе образования между традиционными формами формального заучивания и ориентацией на развитие творческих способностей младших школьников, между фронтальной формой обучения и индивидуальным развитием личности каждого ученика. Работая над обобщением опыта, я поставила цель: показать, как можно организовать работу учителя и учащихся, используя технологию проблемно-диалогического обучения. Ведущая педагогическая идея: создание на уроке таких условий, при которых учащиеся захотят самостоятельно добывать знания, учить детей учиться, активизировать познавательную деятельность каждого ребенка.
Основные компоненты системы работы. (слайд3)
- организация подводящего диалога;
- организация побуждающего диалога;
- организация деятельности на уроке;
- использование мультимедийных презентаций.
Методы, формы, средства и виды деятельности,
используемые в данном проекте:
Проблемно-диалогический метод, деятельностный метод обучения.
Организация проблемной ситуации на уроке посредством мультимедийной презентации.
Наряду с фронтальной и индивидуальной формами работы на уроке организация работы в парах, работы в малых группах.
Виды деятельности - исследовательская, поисковая, моделирование отношений и структур, конструирование, критический анализ, творческие работы.
Уроки, на которых дети сами определяют тему урока, выявляют трудности, обозначают проблемы, самостоятельно делают выводы, составляют правила – доставляют удовольствие учителю, радость открытия детям.
Приемы стимулирования, контроля, взаимоконтроля и самоконтроля:
Организация проблемных диалогов с использованием мультимедийных презентаций оживляет работу учащихся и предоставляет учащимся большую возможность «самостоятельно» прийти к «открытиям» новых знаний на уроках, что обеспечивает ситуацию успеха практически для каждого ребенка.
Большую роль в стимулировании к деятельности играет качественная оценка учителя.
Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность:
Четкое следование методике в организации проблемных диалогов, системность в работе приводит к тому, что дети привыкают идти к знаниям самостоятельно, им становится скучно, если это начинает делать учитель.
Проблемные методы отличаются эффективностью, т.к. постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учеников, а поиск решения – понимание материала большинством учащихся класса.
Организация проблемного диалога посредством мультимедийных презентаций включает в поиск новых знаний практически каждого ребенка.
Результативность:
- повышается интерес к учебе;
- обеспечивается развивающий эффект и мотивация учения;
- не допускается переутомления на уроке;
- обеспечивается атмосфера сотрудничества учителя и ученика;
- развитие речи, логического мышления;
- развитие личности ребенка, его творческих способностей и интереса к предметам;
- вырабатывается активная позиция детей;
- дети показывают высокий уровень обученности.
Преимущество этого проекта:
- умение добывать знания;
- воспитывает самостоятельность;
- делает работу на уроках интересной для учеников и учителя;
- высокая мотивация способствует формированию интереса к учебе;
- носит здоровьесберегающий характер.
- обеспечивают на уроках подлинно творческую деятельность, как учащихся, так и учителя.
Описание проекта.
В Концепции модернизации российского образования сформулированы ключевые компетенции современного качественного образования, которые предполагают ориентацию образования не только на «усвоение обучающимися определенной суммы универсальных знаний, умений и навыков, но и на развитие личности, её познавательных и созидательных способностей».
Таким образом, в современных условиях приоритетной целью каждой ступени становится развитие личности, готовой к созидательному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
(слайд 4) Суть поиска решения учебной проблемы проста: я помогаю ученикам открыть новое знание. На уроке использую такие основные возможности обеспечить такое открытие:
побуждающий к гипотезам диалог;
подводящий от проблемы диалог;
сообщение темы с мотивирующим приёмом
Посредством подводящего диалога (слайд 5) на уроках открытия нового знания я сначала помогаю ученикам сформулировать тему или вопрос для исследования, тем самым вызывая у них интерес, а затем в диалоге стараюсь организовать «открытие» школьниками новых знаний, добиваясь тем самым понимания материала, ибо нельзя не понимать то, что ты открыл сам. Такой подход делает процесс обучения более демократичным, ориентированным на учащихся с разными интересами и способностями. При составлении подводящего к теме диалога я подбираю логическую цепочку посильных ученикам вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока.
В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). Следует заметить, что все вопросы и задания опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока. Если в ходе подводящего диалога случаются ошибочные ответы учащихся, я не акцентирую на них внимание и, чтобы не нарушить ход и логику диалога, задаю следующие вопросы: «Дети, кто думает иначе?», «Все согласны с ответом предыдущего ученика?» и др. Подводящий к теме диалог развивает речь учащихся и логическое мышление. Открытие новых знаний всегда наиболее интересный и творческий этап урока. Ученики быстрее и легче делают выводы, определяют тему урока и составляют правила, если предшествующим этапом будет этап актуализации тех знаний, умений и навыков, которые будут необходимы для открытия новых знаний по теме урока. Обобщающий вопрос помогает детям сформулировать тему урока, самостоятельно вывести понятие. Благодаря зрительному восприятию детям легче было удерживать логическую цепочку знаний, которые помогли осознать создавшееся противоречие. Знакомство с правилом в учебнике, после того как оно самостоятельно составлено детьми, вызывает у учащихся, как правило, положительные эмоции, так как правило в учебнике совпадает с выводами детей. Создается ситуация успеха на уроке. Важными на этом уроке являются развивающие задачи. Учащиеся добывают знания сами, а не получают их в готовом виде.
Побуждающий диалог (слайд 6) состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученикам работать творчески, и развивает творческие способности. Я создаю проблемную ситуацию, затем произношу специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Во время поиска решения я побуждаю учеников выдвинуть и проверить гипотезы, обеспечиваю открытие путём проб и ошибок. В формировании проблемы помогают такие приёмы, как открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации, ситуации риска, ловушки. Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление. Нет удивления – нет диалога. Если не удаётся удивить ребёнка, то может не получиться проблемной ситуации, и ребёнок останется равнодушным к тому, что происходит на уроке.
При использовании метода - побуждающий диалог, я ставлю цель: стимулировать учеников к творческим действиям по осознанию противоречия и обозначению проблемы, по выдвижению и проверке гипотез. После окончания диалога мы вместе делаем вывод, потом учащиеся проверяют правильность своих выводов по учебнику. Снова ситуация успеха. Для уроков окружающего мира наиболее характерными являются проблемные ситуации с удивлением или затруднением. Их я организую разными приемами:
1) одновременно преподношу ученикам противоречивые факты, теории, мнения;
2) сталкиваю разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал;
3) организую ситуацию на противоречии житейского представления учащихся и научного факта и др.
В любом случае возникает проблемная ситуация «с удивлением» или «с затруднением», дальше - побуждающий диалог. Основная задача урока окружающего мира заключается не в сообщении ученикам более или менее значительной информации, а в обучении их свободно оперировать приобретенными знаниями. Такой подход развивает способность детей самостоятельно ориентироваться в разнообразных явлениях окружающей природы, в их связях с жизнью человека, воспитывает любознательность и наблюдательность.
Используемая в преподавании курса окружающего мира технология проблемно-диалогического обучения помогает вовлечь в беседу всех детей в классе, научить их делиться своим опытом, впечатлениями, наблюдениями из жизни. Этапы урока: актуализация знаний,создание проблемной ситуации, определение темы и цели урока, а далее - побуждающий диалог, первичное закрепление нового знания, проверка самостоятельной работы.
В процессе исследования дети получают возможность:
- определять задачи, за решение которых следует браться;
- формировать независимые суждения;
- углублять знания в определенной области;
- приобретать навыки самоорганизации;
- развивать практические навыки, создавать что-то свое;
- делать то, что может найти практическое применение, делать что-то особенное;
- развивать способности справляться с решением новых проблем, собирать и анализировать новую для себя информацию;
- изучать и внедрять в практику стратегии разрешения проблем (алгоритмы решения задач);
- учиться анализировать и оценивать чужую работу;
- учиться быть более активными, развивать в себе инициативность.
Проблемные задачи можно решать в рамках урочной и внеурочной деятельности. Формы организации работы также могут быть различными индивидуальными, парными, групповыми.
В рамках традиционных учебных занятий использую:
• проблемное введение в тему урока;
• постановку цели и задач урока совместно с учащимися;
• совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;
• групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;
• выдвижение идеи (мозговой штурм);
• постановку вопроса (поиск гипотезы);
• формулировку предположения (гипотезы);
• обоснованный выбор способа выполнения задания;
• составление аннотации к прочитанной книге, картотек;
• самоанализ и самооценку, рефлексию;
• поиск альтернативных способов решения проблемы.
К числу междисциплинарных навыков, приобретаемых учащимися, я отношу умение интегрировать знания, получаемые из различных источников.
Работая в группах, обучающиеся учатся участвовать в процессе принятия решений, приобретать навыки сотрудничества, умение руководить и направлять, обращаясь с другими тактично и дипломатично. Обучающиеся должны получать удовлетворение от сделанной работы, ощущение самостоятельности и свободы.
Что же дает нам использование в работе проблемного обучения?
1) Обычно замкнутые дети в процессе работы раскрепощаются, становятся увереннее. Работа в избранном направлении ведётся активно, что, несомненно, привлекает к участию в ней и родителей учащихся.
2) Дети работают увлеченно.
3) Класс глубоко прорабатывает избранную тему, дети учатся ценить труд других участников, учатся продуктивно работать сами.
Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.
Оценивание успешности проекта (слайд 7)
При оценке успешности моего исследования необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков можно оценить:
степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы на уроке;
степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
количество новой информации использованной на уроке;
степень осмысления использованной информации;
уровень сложности и степень владения использованными методиками;
оригинальность идеи, способа решения проблемы;
осмысление проблемы и формулирование цели;
владение рефлексией;
Ожидаемые результаты по окончании проекта:
Повышение уровня учебной мотивации учащихся;
Повышение уровня качества знаний по предметам;
Развитие творческой активности и познавательного интереса у учащихся;
Способность к самореализации;
Способность к решению жизненных задач.
(слайд 8) Мои ученики умеют определять задачу, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль и самооценку. Они умеют организовывать свои дела, решая различные проблемы, результативно мыслить, добывать информацию и работать с ней, оценивать свои и чужие поступки, занимать свою позицию. Умеют общаться с разными людьми, договариваться с ними, делая что-то сообща. Они проявляют творческую инициативу, искренне и доброжелательно относятся к миру и к людям. Умеют использовать свои знания и умения в реальных ситуациях. Они любознательны, желают активно высказывать и аргументировать собственную точку зрения.