Инновационный педагогический проект "Развитие информационных и коммуникативных общеучебных умений в процессе обучения русскому языку"
Инновационный педагогический проект "Развитие информационных и коммуникативных общеучебных умений в процессе обучения русскому языку"
Общеучебные умения – одна из центральных задач современного образования, это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний, в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или иной учебной дисциплины. Новая образовательная парадигма учебно-познавательной компетенции знаменует переход школы от традиционной декларации «учись учиться» к реальному освоению учениками целостной системы методов познания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Инновационный педагогический проект "Развитие информационных и коммуникативных общеучебных умений в процессе обучения русскому языку"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 с. Серафимовский муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Инновационный педагогический проект
Развитие информационных и коммуникативных
общеучебных умений в процессе обучения русскому языку
Автор проекта:
Толстова Оксана Олеговна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 1
с. Серафимовский
2015
Оглавление
Введение …………………………………………………………………….3
Глава I Теоретические основы развития общеучебных
умений. ФРМИРОВАНИЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
1.1. Теоретические основы развития учебно-коммуникативных и
учебно – информационных умений…………………………………… 8
1.2.Условия реализации проекта……………………………………….. 10
Глава II Практическая часть
2.1. Инновационные технологии………………………………………….11
2.2. Результативность реализации проекта………………………………13
Список литературы ………………………………………………………16
Приложение ………………………………………………………………..17
Введение.
Школа сегодня стремительно меняется, старается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.
К образованию в современном меняющемся мире предъявляются новые требования. От школы ждут выпускника, умеющего ориентироваться в меняющихся жизненных условиях, гибкого в принятии решений, умеющего искать ответы на поставленные вопросы и ориентироваться в информационном пространстве.
Общеучебные умения – одна из центральных задач современного образования, это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний, в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или иной учебной дисциплины.
Новая образовательная парадигма учебно-познавательной компетенции знаменует переход школы от традиционной декларации «учись учиться» к реальному освоению учениками целостной системы методов познания.
Общеучебные умения рассматриваются как важнейший деятельностный компонент учебно-познавательной компетенции, предусматривающий умения по самоуправлению учебной деятельностью, направленные на формирование учебной задачи, проектирование, контроль и анализ ее выполнения; умения по работе с информацией для достижения поставленных ранее учебных задач; умения по структурированию информации, ее анализу, сравнению, обобщению и т.д.
Все общеучебные умения и навыки можно разбить на четыре группы (Татьянченко Д. В., Воровщиков С. Г.):
1. Учебно-организационные общеучебные
2. Учебно-информационные общеучебные
3. Учебно-интеллектуальные общеучебные умения
4. Учебно-коммуникативные общеучебные умения
3
Мы же остановимся на учебно-информационных и учебно-коммуникативных общеучебных умениях. Данные умения являются актуальными в современном мире.
“Кто владеет информацией, тот владеет миром”. Наши дети — люди нового поколения, нового информационного общества. А значит, им нужны новые умения и навыки, касающиеся работы с информацией.
В современном мире актуально получение информации разными способами, из разных источников, умение осмыслить, переработать, освоить её. Поэтому возникает необходимость научить детей компетентностному подходу к решению данной проблемы.
Компетентностный подход может рассматриваться как выход из проблемной ситуации, возникшей из-за противоречия между необходимостью обеспечивать качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем за счет дальнейшего увеличения объема информации, подлежащей усвоению. Современным школьникам непросто ориентироваться в потоке информации, видеть связи между знанием источников информации и алгоритмами их разыскания.
Перед тем, как приступить к решению поставленной перед собой задачи, я провела тестирование для выявления уровня сформированности учебно-информационных и учебно-коммуникативных умений у учащихся.
Для этого использовала тестовые задания диагностики сформированности общеучебных умений. Результаты были не утешительными.
неумение вычитывать нужную информацию из текста, правильно строить
предложения – 45%
бедный словарный запас – 40%
неумение сотрудничать и сопереживать - 60%
слабое ориентирование в словарях - 70%
соперничество между детьми - 35%
4
Анализ полученных результатов работ школьников позволил акцентировать
большее внимание на развитии информационных и коммуникативных ОУУ, так
как данный вид умений без специального обучения не развивается самостоятельно.
Наибольший вклад в приобретение информационных и коммуникативных ОУУ,
связанных с умением работать с информацией, общаться в современном мире,
вносит такая дисциплина как русский язык, где вырабатываются умения работы
с различными текстами.
5
Цель проекта:
повышение результативности и обеспечение непрерывности процесса формирования информационных и коммуникативных общеучебных умений у учащихся младших классов
Объект : процесс обучения русскому языку младших школьников.
Предмет : процесс формирования общеучебных умений, в частности информационных и коммуникативных.
Гипотеза заключается в совершенствовании обучения русскому языку в начальной школе, это позволит повысить у учащихся уровень сформированности информационных и коммуникативных общеучебных умений.
Изложенные выше цель и гипотеза являются основанием для определения следующих задач:
проанализировать условия реализации проекта с точки зрения выбора оптимальной траектории развития информационных и коммуникативных учебных умений;
рассмотреть имеющиеся в психолого-педагогической практике пути решения профессиональной проблемы и предложить свои, используя современные педагогические технологии, методики, формы, приёмы и средства обучения;
оценить результаты педагогической деятельности не только с точки зрения предметных линий развития, но и развития информационных и коммуникативных учебных умений.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение, анализ психолого-педагогической, дидактической и методической литературы по проблематике исследования;
изучение нормативных документов, определяющих структуру и содержание школьного образования; педагогические наблюдения, беседы, анкетирование учащихся; педагогический эксперимент и обработка полученных результатов.
6
Этапы работы над проектом
Анализ проблемы и корректировка своей педагогической деятельности
в соответствии с поставленными задачами.
Реализация проекта
3. Соотнесение прогнозируемых результатов с реально достигнутыми.
7
Теоретические основы развития учебно-информационных и учебно-коммуникативных умений.
Учебно-информационные умения
обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач.
Эта группа умений и навыков включает в себя способы получения знаний:
чтение текста (осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения: ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).
работа с учебником;
практическая работа;
работа с дополнительной литературой;
работа со справочной литературой;
выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, аудиозаписи.
Учебно-коммуникативные умения
позволяют школьнику организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми.
Эта группа умений и навыков предполагает развитие письменной и устной речи учащихся, формирование умения слушать.
Письменная речь: конспектирование, умение писать сочинения, правильно оформлять работу.
Устная речь: умение пересказывать, отвечать на вопросы, рассуждать и т.п.
8
Учебное слушание: умение выделять главное из сказанного, прочитанного, слушать и слышать собеседника, учителя, задавать вопросы…
Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;
учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.)
Учитель должен стараться включать учащихся в диалог, развивать их монологическую речь, совершенствовать технику письма, развивать умение слушать собеседника, делать записи по ходу объяснения, чтения текста учебника.
9
1.2. Условия реализации проекта
Образовательные программы.
Каковы же условия реализации задач проекта?
Безусловно, это образовательные программы и одна из них развивающая система Л.В. Занкова, которая полностью соответствует государственной политике в области образования, предполагающая «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей»
Система, предполагает организацию поисковой самостоятельной деятельности, способствует вооружению обучающихся информационными и коммуникативными умениями.
Комплексно синтезировать развитие информационных и коммуникативных умений способствуют уроки родного русского языка.
В рабочую программу родного русского языка внесены коррективы, где большое внимание уделяется развитию речи на основе выявления речевых ошибок младших школьников.
10
Практическая часть
2.1Инновационные технологии
Основной для развития информационных и коммуникативных умений считаю проблемно – диалогическую технологию, где ведущая роль на уроке отводится не учителю, а ученику, который чувствует себя соавтором новых знаний. Учитель и ученики принимают все версии, затем идет их проверка, обращение к начальному заданию.
На уроках русского языка возможен широкий спектр проблемных ситуаций, однако наиболее часто используется проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся, что способствует оформлению диалогического высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета.
Примеры моделирования проблемных ситуаций на уроках русского языка представлены в приложении № 2.
Особое место занимает в работе проектная технология. В результате проектной деятельности учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса, продукт их творческой деятельности является предметом инноваций. Дети сами открывают новые для них факты и строят новые для них понятия, приходят к выводу, что для успешной разработки интересного для них проекта им нужно многому научиться. Например, составление словаря новых слов (приложение 3) способствует обогащению речи детей, повышению их словарного запаса.
Совместной работой учащиеся 6 А и 2 А класса является презентация
« Антонимы ».
Цель: отобрать информацию, содержащую интересные факты.
Источники: словари, энциклопедии, Интернет.
Количество участников: 3-5
Работа над презентацией позволила объединить ребят, интересы которых до определенного момента расходились. Информационные и коммуникативные учебные умения здесь на первом месте: это поиск информации через различные поисковые источники, отбор и группировка по степени важности, общение, выделение наиболее значимых элементов, переконструирование текста, подкрепление его визуальной информацией, а затем представление полученных результатов перед аудиторией.
Младший школьный возраст характеризуется развитием межличностного общения, навыков парной, групповой и коллективной деятельности. Новообразованиями этого периода является самооценка и усвоение норм социальной жизни. Эффективно использовать при работе с учениками такие приемы, как «Синквейн», «Кластер», составление телеграмм.
11
Работа с текстом - это работа с информацией, данные умения можно применить в любой области знаний, следовательно, они являются надпредметными.
Например, предложенное задание учит анализировать и исправлять деформированный текст, восстанавливать логику изложения.( приложение 4)
Эти приемы развивают способности к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной речи.
Чтобы уровень развития учебно-коммуникативных умений возрастал,
включаю в учебный процесс задания, направленные на предупреждение
речевых ошибок.
Разработан комплекс специальных упражнений исправления
и предупреждения речевых ошибок. ( приложение 5 )
Продуктом творческой деятельности ученика Тенишева Никиты стал словарь
речевых ошибок учащихся начальной школы. ( приложение 6)
12
2.2. Результативность реализации проекта.
Определение результативности реализации проекта развитие информационных и коммуникативных общеучебных умений в процессе обучения русскому языку осуществлялось при помощи психологических методик, методом наблюдения учителем, получением информации от родителей (на родительских собраниях, с помощью организованных школой социологических опросов). Показателями эффективности работы является учебная самостоятельность в выполнении домашней работы , количество затрачиваемого времени на подготовительные и собственно учебные действия, сформированность навыка самоконтроля.
Совместно с психологической службой школы было проведено анкетирование
учащихся, с целью определить мотивацию младших школьников на уроках
русского языка. Результаты свидетельствуют об успешности применения данной
технологии. (Приложение № 7)
Изучение русского языка тесно связано с внеклассной деятельностью по
предмету. Ежегодно в школе проходят декады русского языка, в ходе которых
проводятся викторины, конкурсы «Знатоки русского языка», игры «Угадай
слово», « Составь ребус» .
Ученики активно участвуют в данных конкурсах и занимают призовые места.
Увеличилось количество ребят, участвующих в конкурсе «Русский
медвежонок»(2010г. – 50% , 2011 г.- 70%). Дети создают презентации и
представляют их одноклассникам, педагогам, родителям, занимаются творческими
проектами.
13
Вывод:
Таким образом, эксперимент показал, что информационные и коммуникативные
общеучебные учебные умения обладают свойствами универсальности,
надпредметности, широтой применения и возможностью перенесения с одного
учебного материала на другой. Учащиеся продвигаются в своем развитии,
изменяются сами.
14
Заключение.
Наблюдения показали, что формирование информационных и коммуникативных общеучебных умений очень важно для начальной школы.
Данные учебные умения необходимы ученику для успешного овладения школьной программы по любому предмету во всех классах и позволяет формировать активность и самостоятельность в учебном процессе и учит детей учиться.
Общеучебные умения и навыки являются универсальными способами получения и и применения знаний.
Система работы с общеучебными умениями и навыками обладает следующими достоинствами:
-обеспечивает формирование информационных и коммуникативных учебных умений и навыков в рамках каждого предмета;
-создает единое образовательное пространство для учащихся.
Новизна педагогического проекта заключается в системном подходе к проблеме, обозначенной в работе, в отборе и оптимальном сочетании различных педагогических технологий
Работа над проектом имеет свое продолжение и к концу обучения младших
школьников определяются следующие планируемые результаты:
Овладение учащимися информационными и коммуникативными учебными умениями, соответствующими возрастным и психологическим возможностям, как средством социализации личности ученика.
Повышение общей информационной и коммуникативной культуры учащихся.
Развитие мотивации к изучению русского языка за счет расширения пространства учебного предмета.
15
Используемая литература
1. Венгер Л.А. Психология/ Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1988. – 366 с.
2.Кирюхина О. П. Ошибки нашей речи// Начальная школа. 2006. - № 5. – С. 103-107.
3.Ладыженская Н.В. Развитие коммуникативных умений на уроках риторики в начальной школе// Начальная школа. – 2007. - №5. – С. 43-45.
4. Мизинина И.Н. Русский язык и культура речи. – М.: Московская финансово-промышленная академия, 2006.
5. Татьянченко Д. В. , Воровщиков С. Г. Общеучебные умения как объект управления образовательным процессом // Завуч, №7, 2000,с.38-63.
7.Татьянченко Д.В. Организационно-методические условия развития общеучебных умений школьников/ Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков// Школьные технологии. – 2002. – № 5. – С. 42-55
8. Татьянченко Д.В. Развитие общеучебных умений школьников/ Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков// Народное образование. – 2003. – № 8. – С. 115-126
9.Усова А.В. Формирование у учащихся учебных умений/ А.В. Усова, А.А. Бобров. – М.: Знание, 1987. – 80 с.
10.Фридман Л.М. Формирование у учащихся общеучебных умений/ Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. – Мн.: ИПК образования, 1995. – 32 с.
16
Приложение № 4
Познакомься с заданием.
Задание. Составь текст.
Верблюд.
1) В, пустыне, помогает человеку, верблюд
2) Не, страшит, ночной, его, холод, и, зной, дневной
3) Верблюд, багаж, везет, людей, и
Найди в толковом словаре значение слова зной.
Задание: Можно ли назвать то, что ты прочитаешь, текстом?
Помоги тексту принять должный вид.
Ландыш.
Они тихонько раскачиваются на гибкой зеленой ножке. Словно бусы, серебрятся на стебельке скромные бубенчики-цветочки. А как чудесен тонкий, нежный аромат ландышей! В конце мая в лесу расцветают ландыши. Влажные длинные листья скрывают цветы от посторонних глаз.
Найди в толковом словаре значение слова бубенчики
23
Приложение №2.
Моделирование проблемных ситуаций на уроках русского языка.
Подводящий к теме диалог
«Однокоренные слова» (2класс)
На доске записаны предложения:
В нашем лесу много грибов. Каждый гриб имеет свое название. Мой дедушка настоящий грибник, он каждый год собирает большие корзины с грибами. Я видела мультфильм «Грибной дождь».
Предлагаются вопросы и задания: что объединяет эти предложения? Найдите в предложениях однокоренные слова, определите их часть речи. Ребята выдвигают множество версий, каждая из них проверяется. Среди названных слов найти «лишнее».
Задание было одно? А как вы его выполнили? Почему так получилось? Чего мы ещё не знаем? Какова будет тема сегодняшнего урока?
К какой теме подобраны проблемные задания.
ПОДУМАЙ!
На какие две группы можно разделить слова?
(до) ехал (до) деревни
(по) дороге (по) бежал
(про) читал (про) завод
(под) машину (под) полз
(на) кричал (на) собаку
ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ И ПРИСТАВОК.
19
ПОДУМАЙ!
В какой части слова стоит буква? Как её можно проверить?
Белочка.
Ж…вет в л…су белочка. Гн…здо у белки на с..сне в дупле. Она сушит гр..бки и ягодки. Настала х..лодная з..ма. Сн…жком зам…ло п….ля и тр…пинки. Тр…щит м…роз. Трудно искать пищу. А белочка грызет в т…пле орешки.
ТЕМА: БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ
Радостная весть.
В воздухе зазвенела радостная весть. Весна пришла, весна пришла!
Прилетели первые вестники весны грачи. В тростнике у реки утки строят гнёзда. Скоро у них появится чудесное потомство. Вся местность вокруг покрылась молодой свежей зеленью. Проснулись первые прелестные подснежники. Они ласково тянули свои головки к солнцу.
САМОПРОВЕРКА:
РАДОСТНАЯ, ВЕСТНИКИ, В ТРОСТНИКЕ, ЧУДЕСНОЕ, МЕСТНОСТЬ, ПРЕЛЕСТНЫЕ, К СОЛНЦУ.
Тема: Слова с непроизносимыми согласными
20
Измени слова так, чтобы они обозначали один предмет. Запиши.
Задание: Можно ли назвать то, что ты прочитаешь, текстом?
Помоги тексту принять должный вид.
Ландыш.
Они тихонько раскачиваются на гибкой зеленой ножке. Словно бусы, серебрятся на стебельке скромные бубенчики-цветочки. А как чудесен тонкий, нежный аромат ландышей! В конце мая в лесу расцветают ландыши. Влажные длинные листья скрывают цветы от посторонних глаз.
Найди в толковом словаре значение слова бубенчики
Приложение № 5
Комплекс специальных упражнений
Комплекс упражнений был составлен на основе примеров ошибок, допущенных учениками и дополнен другими примерами.
Упражнения на устранение повторов в речи.
Как показал анализ эксперимента, повтор одних и тех же слов в рамках небольшого контекста является одной из самых распространенных ошибок в письменных работах учащихся. Следовательно, упражнениям данного вида уделялось особое внимание.
Послушайте небольшой рассказ и найдите в нем ошибки.
Рыжик.
Однажды лесник подобрал в лесу олененка. У олененка погибла мать - олениха. Олененок не умел сам добывать пищу.
Лесник отдал олененка школьникам. Ребята назвали малыша Рыжиком. Ребята отвели ему место в сарае. Детвора носила зверьку хлеб, молоко. Ребятишки давали малышу яблоки, печенье. По утрам олененок гулял по селу.
За лето малыш подрос. Теперь малыш должен жить в родном доме. Дети отвели друга в лес и загрустили.
Цель задания – проверить наличие у учащихся «чувства языка», проверить умение находить несколько правильных вариантов ответа.
Выбери и подчеркни имена прилагательные, которые могут быть определениями к предложенным именам существительным. Иногда возможны оба варианта.
диван жёсткий – жестокий
поступок жёсткий – жестокий
характер жёсткий – жестокий
ночи грозовые - грозные
хищник грозовой - грозный
облако грозовое - грозное
дом каменный – каменистый
дорога каменная – каменистая
лицо каменное – каменистое
лицо человеческое - человечное
слова человеческие - человечные
люди человеческие - человечные
Найдите ошибки, напишите правильный вариант.
У меня много делов.
Ждут каникулов
Ходят без польт.
Текет крыша.
Вся семья встретились
Замени одним словом.
сидеть, сложа руки - ________________________________
воды в рот набрать - _______________________________
как снег на голову - ________________________________
делать из мухи слона - ______________________________
Среди данных предложений найдите те, в которых допущена ошибка. Исправьте и запишите.
В библиотекедетичитаюткниги.
Во дворе много маленьких малышей.
На улице хорошая погода.
Пришла весенняя весна
Вставьте нужные антонимы
Любишь брать, люби … .
Иди вперёд, а оглядывайся ….
Корень учения горек, да плод его …
Подберите антонимы к разным значениям многозначных слов
(Чёрствый, старый, тёплый).
Свежий (хлеб, журнал, ветер).
2. Лёгкий (труд, путь, ветер).
(Тяжёлый, трудный, сильный).
27
Запишите стихотворение и найдите слова с переносным значением, определите средство выразительности:
Усталоесолнце по небу гуляет.
Лениваятуча над лесом скучает.
На соннойберезе щебечут синицы.
Спитветеригривый средь поля пшеницы.
Четвертый « лишний»
Интересная, легкая, светлая, веселый
Умные, добрый, честный, смелый
Далекий, верный, снежный, подводный
Дорогой, маленький, аромат, сильный
Помогите исправить ошибки ребят
Золушка была хорошая, а мачеха жестокая.
Эта речка не широкая, а мелкая.
Лев большой, а собачка низкая.
Баба Яга злая, а Аленушка грустная.
28
Приложение № 6
Словарь речевых ошибок ( автор – составитель Тенишев Никита)
29
III часть Заключительный этап
Задание:
В тексе нарушена последовательность абзацев. Исправь текст и запиши его.
Прошло время. Вырос красивый кот. Каждый вечер он терпеливо ждал у порога возвращения девочки из школы.
Наступил вечер. Страшно стало котенку. Прижался он к кусту, сидит и дрожит.
Маленького серого котенка выгнали из дома. Моросит мелкий дождь. Сидит котенок на дороге. Люди смотрят на малыша. Одни грустно качают головой, другие жалеют. Но все проходят мимо.
Настя возвращалась из школы. Котенок жалобно замяукал и потянулся к ней. Девочка взяла его и принесла домой. Пушистый комочек прижался к ней.
Найти в толковом словаре значение слова порог.
Приложение № 7
Мотивация на уроках русского языка.
Инструкция к выполнению.
Внимательно прочитай анкету и подчерни только те пункты, которые соответствуют твоим стремлениям и желаниям. Помни, что можешь выбрать только 3 пункта, наиболее значимые для тебя.
Вопросы анкеты (русский язык)
Хочу быть культурным и развитым человеком.
Хочу получать хорошие отметки.
Хочу получать одобрение учителей и родителей.
Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне.
Хочу, чтобы в классе у меня было много друзей.
Хочу быть лучшим учеником в классе.
Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех.
Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.
Не хочу получать плохие отметки.
Люблю узнавать новое.
Нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное.