kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Инновационные методы обучения как условие успешной адаптации младших школьников к урокам английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курсовая работа создана с целью помощи студентам педагогической специальности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Инновационные методы обучения как условие успешной адаптации младших школьников к урокам английского языка»

Балейский филиал

Государственного автономного профессионального

образовательного учреждения

«Читинский педагогический колледж»


Кафедра начального общего образования и

педагогики дополнительного образования

(наименование выпускной кафедры)


Специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»




КУРСОВАЯ РАБОТА

Инновационные методы обучения как условие успешной адаптации младших школьников к урокам английского языка




Выполнила:

студентка 313 гр.

Торшина Ольга Александровна



Руководитель_______________
/Рахманина Н.И./

« »______________20____г.



Оценка ____________________

« »_________________20____г. Допущена к защите

Зав. кафедрой _______________

/Редрова Т.В./

«____» _______________20____г.

Оценка_____________________

« »__________________20_____г.





Балей

2021

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………

3

  1. Инновационные методы обучения английскому языку младших школьников и их классификация…………………………………

8

    1. Flipped classroom…………………………………………...

8

    1. Dogme style…………………………………………………

9

    1. Task-based learning…………………………………………

10

    1. CLIL: Content and Language Integrated Learning…………

10

    1. Communicative & Lexical Approach……………………….

11

    1. Blended learning…………………………………………….

11

    1. Embodied learning…………………………………………..

12

    1. Inquiry-based learning………………………………………

13

    1. Total Physical Response…………………………………….

13

    1. Геймификация ……………………………………………..

14

    1. Мобильные девайсы……………………………………….

14

  1. Возможность применения инновационных методов для более успешной адаптации младших школьников к урокам английского языка………………………………………………………..

16

    1. Понятие об адаптации……………………………………

16

    1. Применение инновационных методов обучения как одно из условий успешной адаптации младших школьников к урокам английского языка…………………………………

20

    1. Приёмы работы учителей-практиков при обучении английскому языку младших школьников в рамках инновационных методов обучения………………………..........

27

Заключение ……………………………………………………………...

35

Список использованных источников…………………………………..

37

Приложение ……………………………………………………………..

43



ВВЕДЕНИЕ

Современное общество находится в состоянии непрерывного развития и изменения. Система образования в таком обществе так же должна изменяться и совершенствоваться, чтобы соответствовать запросам со стороны общества и государства. И одним из таких способов, способностью системы образования отвечать вызовам времени, являются инновации – введения, причем качественно новые, в устоявшуюся систему образования. На сегодняшний день этот вопрос особенно актуален, так как большинство учителей современных школ все чаще и чаще применяют инновационные методы для на своих уроках. Они помогают младшим школьникам наиболее успешно адаптироваться к условиям школьной жизни. Особенно значимое влияние инновационные методы оказывают на адаптацию учащихся к изучению английского языка. Исходя из сказанного выше, был определен научный аппарат курсовой работы.

Цель: теоретически обосновать возможность применения инновационных методов обучения для успешной адаптации младших школьников к урокам английского языка.

Задачи:

  1. Проанализировать научно-методическую, психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования.

  2. Изучить инновационные методы обучения, используемые на уроках английского языка в начальной школе.

  3. Рассмотреть условия успешной адаптации младших школьников к урокам английского языка.

  4. Обобщить результаты теоретического исследования, сформулировать выводы.

Методы исследования: теоретические – анализ литературы, синтез полученной информации, обобщение, конкретизация, классификация, моделирование курсовой работы.



Инновационные методы обучения – это методы, основанные на деловом сотрудничестве между педагогом и учащимися, приобщении педагога к их проблемам и предоставлении возможности самоутвердиться [17]. Актуальность использования инновационных методов обучения в образовательном процессе бесспорна. Это связано с тем, что данные методы способствуют получению более высокого результата усвоения знаний. Современная обучающая среда направлена на разностороннее обучение детей: начиная от обычных учебников, и заканчивая новейшим компьютерным классом с различными встроенными технологиями. Сейчас учащиеся имеют возможность посетить экскурсии, не выходя из класса, посмотреть любой видеоролик и даже обучатся дистанционно (вне стен школы). И поэтому, когда современный ребенок приходит в начальную школу, он уже ждет от педагога интересного построения уроков, а урок английского языка имеет к этому все возможности, так как это комбинированный урок, сочетающий в себе коммуникацию, письмо и творчество.

Необходимость усвоения учащимися большого объёма информации, и выработки практических навыков по её применению ведет к созданию педагогами новых способов подачи информации, новых технологий и способов обучения, заставляет искать творческие подходы к методикам обучения.

Одним из источников инновационных методов обучения является применение активных форм работы с учащимися, которые могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Такие методы дают возможность не только узнать, запомнить и воспроизводить информацию, но и применять её на практике.

Урок английского языка – это не просто урок, а урок-путешествие, урок-игра, урок-театр и т.д. Объем изучаемой учащимися информации очень большой. Им необходимо изучить грамматику, закрепить изученный материал на практике, разыграть диалоги, что-то заучить, что-то рассказать… и, чтобы обеспечить познавательный интерес и мотивацию к обучению, учителю помогают как раз инновационные методы и формы работы.

Использование игровых форм обучения на уроке английского языка позволяет младшим школьникам более успешно адаптироваться к новой языковой среде. Инновационные игровые формы особенно важны для периода адаптации ребёнка к новой для них иноязычной деятельности на уроке.  Одним из наиболее важных моментов является преодоление младшими школьниками языкового барьера при овладении новым для них иностранным языком. Здесь учитель оказывает поддержку, используя на уроках элементы игровой деятельности. Процесс игры на уроках английского языка формирует ребёнка как личность, развивая в нём качества необходимые в будущем для успешной познавательной деятельности и осуществления коммуникации в социальной среде.

Также для успешной адаптации к осуществлению коммуникативной деятельности на изучаемом языке необходима организация парной и групповой работы на уроке. Учащийся должен быть способен реализовывать себя во взаимодействии с другими людьми, как на родном, так и на изучаемом иностранном языке. Способность находить взаимопонимание с другими учащимися и организовывать совместную деятельность по решению коммуникативных задач нарабатывается только опытным путем в результате общения, а на уроках английского языка, это необходимо и крайне важно. Именно парные и групповые формы работы на уроке подразумевают создание таких условий, в рамках которых учащиеся наиболее активно взаимодействуют друг с другом.

Использование большинства инновационных методов обучения невозможно без применения ИКТ-технологий, которые призваны формировать информационную культуры младшего школьника в соответствии с запросами современного общества. Применение учителями информационно-компьютерных технологий на уроках английского языка позволяет формировать у младшего школьника умение работать с информацией, навыки исследовательской деятельности, иноязычную коммуникативную компетентность, а также более активно вовлекать учащихся в учебный процесс. Применение ИКТ делает урок английского языка в младших классах современной общеобразовательной школы более зрелищным и наглядным, работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию к обучению.

Итак, основываясь на приведенных выше фактах, можно сделать вывод о том, что инновационные методы широко используются в процессе организации обучения младших школьников английскому языку. Данная проблема нова и является актуальной для дальнейшего теоретического изучения и обоснования. Вопрос же успешной адаптации младших школьников к урокам английского языка еще недостаточно разработан в теории и методике. Именно поэтому тема данной курсовой работы приобретает особую актуальность на современном этапе иноязычного образования начальной школы.







1. ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Одно из современных требований к системе школьного образования – это его инновационность. Инновации – это внедрённое, внесённое новшество, обеспечивающее повышение эффективности чего-либо [22]. Рассматривая инновации с точки зрения образования, можно сказать, что инновации – это непрерывный процесс обновления его содержания и создание новых методов обучения [22]. Это актуально значимые и системно самоорганизующиеся нововведения, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования, позитивно влияют на развитие всех форм и методов обучения [28].

Инновации реализуются через определенные инновационные методы. Инновационные методы – это методы, основанные на деловом сотрудничестве между педагогом и учащимися, приобщении педагога к их проблемам и предоставлении возможности самоутвердиться [28]. Это организация образовательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющая достигнуть новых, более высоких образовательных эффектов.

Целью инновационных технологий является формирование активной, творческой личности ребенка, способного самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность. Эти технологии должны развить очень важные в современном обществе навыки учащихся [22]:

  • умение самому организовывать деятельность на уроке, строить план своей работы и следовать ему;

  • умение находить нужные ресурсы (в том числе информационные) для решения своей задачи, самостоятельно осуществлять поиск информации;

  • умение получать и передавать информацию, оценивать результат своего труда;

  • умение защищать свою точку зрения и доказывать свою позицию;

  • умение использовать компьютер в учебных целях;

  • умение ориентироваться в проблемной ситуации и находить пути ее решения.

Инновационные технологии предполагают [22]:

  • повышение уровня мотивации к учебному процессу;

  • формирование высокого уровня развития обучающихся на основе включения их в постоянную усложняющуюся деятельность. Постоянное повторение, систематизация знаний проговаривание вместе с учителем;

  • ведущая роль – формирование доброжелательной атмосферы, создание позитивного отношения к учению посредством индивидуального отношения к каждому ученику.

Таким образом, можно сделать вывод, что инновационные методы обучения младших школьников – это современные методы, позволяющие построить урок занимательно и интересно, с использованием различных форм и приемов.

Далее будут приведены инновационные методы обучения, наиболее эффективные для проведения современных уроков английского языка.

    1. Flipped classroom («Перевернутый класс») (см. Приложение А)

Модель образовательного процесса под названием «перевернутый класс» – это разновидность смешанного обучения. Перевернутый класс (урок) — это модель обучения, при которой учитель предоставляет материал для самостоятельного изучения дома, а на очном занятии проходит практическое закрепление материала.  Для перевернутого обучения характерно использование водкастов (vodcast – видеофайлы файлы), подкастов (podcast – звуковые файлы), и преводкастинга (pre-vodcasting – первоначальное название модели «перевернутый класс, сочетающий в себе элементы звуковых и видео файлов») [32]. 

    1. Dogme style («Стиль догмы») (см. Приложение Б)

Обучение догме считается одновременно методикой и движением. “Dogme” – это коммуникативный подход к обучению языку, который поощряет обучение без опубликованных учебников и вместо этого фокусируется на разговоре между учениками и учителем.

В догме есть десять основных принципов [13]:

  1. Интерактивность: самый прямой путь к обучению лежит во взаимодействии между учителями и учениками, а также между самими учениками.

  2. Вовлеченность: учеников больше всего привлекает контент, который они создали сами.

  3. Диалогические процессы: обучение является социальным и диалогичным, в котором знания конструируются совместно

  4. Поддерживаемые беседы: обучение происходит через беседы, в которых учащийся и учитель совместно конструируют знания и навыки.

  5. Возникновение: язык и грамматика возникают в процессе обучения. Это рассматривается в отличие от «усвоения» языка.

  6. Возможности: роль учителя заключается в оптимизации возможностей изучения языка, обращая внимание на возникающий язык.

  7. Голос: голос учащегося узнается наряду с убеждениями и знаниями учащегося.

  8. Расширение прав и возможностей: учащиеся и учителя получают возможность, освобождая класс от опубликованных материалов и учебников.

  9. Актуальность: материалы (например, тексты, аудио и видео) должны иметь отношение к учащимся.

  10. Критическое использование: учителя и ученики должны критически использовать опубликованные материалы и учебники, признавая их культурные и идеологические предубеждения.

Данный метод направлен на устное речевое общение, которое способствует социальному взаимодействию, где весь разговор более актуален, чем анализ конкретных высказываний. Догме считает, что обучение навыку строится во взаимодействии между учеником и учителем.

    1. Task-based learning («Обучение, основанное на задании») (см. Приложение В)

Один из коммуникативных методов обучения английскому языку. Главная идея метода Task-based learning заключается в том, чтобы поместить ученика в коммуникативную ситуацию и попросить его выполнить коммуникативное задание или задачу. По сути, коммуникативная ситуация — это любая жизненная ситуация, где используется речь (разговор с одноклассниками, покупка в магазине и т.д.).

Данный метод провоцирует естественное использование языка, спонтанную речь и дает учащимся реалистичные сценарии, в которых можно использовать свои знания.  Усиливает мотивацию — коммуникативное задание дает ученику реальную потребность в коммуникации, что максимально аккумулирует знания. Из отрицательных сторон этого метода можно выделить то, что на его реализацию затрачивается много времени; спонтанность, непредсказуемость протекания урока. Урок с использованием данного метода сложно спланировать, так как коммуникативная ситуация может быть разной и исход действий быть непредсказуемым [23].

    1. CLIL: Content and Language Integrated Learning (Предметно-языковое интегрированное обучение)(см. Приложение Г)

Универсальный метод, так как позволяет изучать на английском все или некоторые предметы школьной программы — это может быть окружающий мир, рисование, история, география, обществознание, математика, химия, биология, литература и даже физкультура.

На уроке, где применяются технологии CLIL, язык выступает уже не целью, а средством изучения другого предмета, то есть ученики видят, что с помощью английского можно узнавать новую интересную информацию. Изучение языка сразу становится более осмысленным, ведь он используется для решения конкретных задач здесь и сейчас. Данный метод является наиболее популярным в преподавании английского языка [25].

    1. Communicative & Lexical Approach (Коммуникативный и лексический подход) (см. Приложение Д)

Метод более полно описывает коммуникативную методику, большое внимание здесь уделяется изучению лексики. Подход основывается на двух важных наблюдениях. Во-первых, слова существуют в виде устойчивых выражений, которые воспринимаются как единое целое (например, "Доброе утро!", "Как дела?"). Во-вторых, почти вся наша речь на родном языке состоит из таких выражений, а грамматика имеет второстепенную роль. На уроках, следующих лексическому подходу, ученики учатся распознавать и использовать частотные словосочетания. Эта методика достаточно часто применяется при подготовке к международным экзаменам, поскольку позволяет за относительно короткий промежуток времени существенно расширить словарный запас и сделать речь более разнообразной [24].

    1. Blended learning («Смешанное обучение») (см. Приложение Е)

Это образовательная концепция, в рамках которой школьник получает знания и самостоятельно онлайн, и очно с преподавателем. Такой подход дает возможность контролировать время, место, темп и путь изучения материала. Ученики периодически посещают занятия в классе, получают домашние задания для работы в особой программе или на онлайн платформе. Дистанционная работа над темой может проводиться индивидуально и с группами учеников. При этом учитель частично контролирует и при необходимости консультирует их. Основная задача преподавателя – грамотно составить курс и распределить учебный материал. Необходимо решить, что нужно проходить в классе, что можно освоить, изучить и решить дома, какие задания подходят для индивидуальных занятий, а какие – для групповой работы над проектом. Предполагается, что базовый курс преподается на очных занятиях, а расширенный и углубленный осваивают в процессе дистанционного и онлайн обучения.

Среди преимуществ Blended Learning особо подчеркивается следующие: встраивание технологии асинхронной интернет-коммуникации в «живые» образовательные курсы способствует получению одновременно независимого и совместного учебного опыта. Blended Learning особенно эффективно в обучении иностранным языкам, поскольку оно предполагает и потребность в живом общении, и необходимость в онлайн чтении, просмотре роликов, визуальном «заучивании» слов, привнесении игрового момента и интерактивности, способствующих запоминанию. Blended Learning учит организовывать и планировать работу самостоятельно, независимо получать и анализировать знания, искать и отбирать информацию, принимать решения, формировать навык презентации проектов, заниматься самообразованием.

Недостатки Blended Learning – это неравномерная ИТ-грамотность, зависимость от техники, широкополосного Интернета, устойчивости онлайн режима и безлимитных тарифов. Зачастую препятствием для внедрения этого подхода становится низкий уровень владения технологиями, поэтому для преподавателей и учеников необходимо умение владеть теми или иными ресурсами, а также обучение работе со школьной Blending Learning-платформой. Еще один «тормозящий» фактор – смешанное обучение требует техподдержки и определенных затрат на создание видеоматериалов, обучающих программ и тестирующих модулей [33].

    1. Embodied learning («Воплощенное обучение»)(см. Приложение Ж)

Ещё один актуальный метод, в котором изучение делается физическим процессом, а не только ментальным. 

К примеру, для того, чтобы выучить глаголы действия, вы можете предложить ученикам выполнить эти действия.

Это актуально не только для детей, но и для взрослых, так как создаёт более прочные ассоциативные связи и помогает лучше запоминать материал.

То есть, учащиеся «проживают» процесс обучения, исполняя роли изучаемых объектов, выполняя действия героев [26].

    1. Inquiry-based learning (Обучение на основе запросов)(см. Приложение З)

Здесь обучение сосредоточенно на ученике и его запросе. Можно предложить учащимся выбрать свою ситуацию, где бы они применяли английский язык (это могут быть путешествия, написание книг или просто общение). Если для них актуально изучать английский язык своей теме, необходимо смоделировать данную ситуацию, чтобы на основе реального интереса ученика отрабатывались и практические знания, что и позволяет запоминать материал лучше. Благодаря этим тенденциям, процесс преподавания становится всё более ориентированным на реальные потребности детей и позволяет достигать результатов с удовольствием и максимальным комфортом для всех участников процесса [26].

    1. Total Physical Response (TPR - Общая физическая реакция) (см. Приложение И)

Метод полного физического реагирования нацелен на восприятие языка через органы чувств. Суть метода заключается в запоминании новых слов, фраз и лексических конструкций с помощью жестов, выполнения команд, пантомимы и игры. Например, на слово ball (мяч) дети изображают сам предмет и игры с ним. Таким образом, можно выучить огромное количество слов, запоминая их ассоциативно. У детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление, им тяжело проводить параллели между русским и английским, тем более переводить. Чтобы запомнить новое слово ребенку нужно соотнести это слово с его образом — предметом, картинкой или жестом, в чем и помогает TPR.

Основное правило TPR: нельзя понять то, чего ты не сделал сам. На занятиях ученики активно вовлекаются в образовательный процесс: повторяют слова, фразы с разной интонацией, движениями, придумывают свои игры, танцуют. При таком запоминании задействуется наглядно-образное мышление и приводить дополнительные объяснения или параллели с родным языком не требуется, достаточно вспомнить слово и жест или картинку, которая его характеризует.

TPR можно и нужно применять для решения множества задач:

  • отработать лексику, связанную с движениями (go, smile, bow, jump) и частями тела (head, nose, eye, back);

  • активизировать временные конструкции (Every morning I get up, I wash my face, I make breakfast);

  • выучить выражения классного обихода и команды (Open your books, stand up, close you eyes);

  • инсценировать рассказы и истории;

  • для релаксации и смены деятельности во время динамических пауз [26].

    1. Gamification («Геймификация») (см. Приложение К)

Метод использования игровых технологий в неигровых сферах или неигровых целях, то есть использование игровых элементов в деятельности, не связанной с игрой как таковой. Геймификация может быть использована как способ обучения детей стимуляции их мотивации к изучению иностранных языков, основанный на включении в процесс обучения элементов игры, игровых и компьютерных технологий.

Элементы игры на уроке английского языка помогут реализовать сразу несколько целей: во-первых, они позволили обучающимся больше общаться между собой и открыть друг друга с новой стороны; во-вторых, сюжет игры может быть направлен на познание игроками новых культур и расширение их кругозора. Кроме этого, по результатам игр учащиеся получают награду за выигрыш, в виде значков, медалей, небольших подарков и т.д. Таким образом, можно сделать вывод, что данный метод положительно влияет на мотивацию школьников [20].

    1. Мобильные девайсы (см. Приложение К)

Самый современный и актуальный метод обучения, в том числе и обучению английскому языку в начальной школе. Каждый второй современный ребенок имеет хороший смартфон, планшет или ноутбук с доступом в интернет. Он использует различные сети для общения, игр и просмотров видеороликов. Но как приобщить гаджет к учебе, чтобы ученик совмещал приятное с полезным? Для начала стоит выделить основные преимущества данного метода [15]:

  1. Экологичность. Вместо того, чтобы распечатывать тонны листов с заданиями или карточки, можно установить пару приложений и ничего не распечатывать.

  2. Скорость работы. Не нужно постоянно перелистывать тетрадки в поиске нужно слова либо правила, достаточно открыть сайт или приложение для работы.

  3. Доступность в любое время.

  4. Интересно, увлекательно. Одно из больших преимуществ мобильных приложений – они затягивают в удивительный, познавательный мир английского языка, а реалистичные красочные изображения усиливают интерес. Ученик получает информацию маленькими порциями, быстро, наглядно, тут же ее закрепляет и получает максимальный результат при минимально затраченном времени.

  5. Бюджетность. Сейчас появилось очень много бесплатных обучающих приложений.

  6. Возможность удаленной работы. Каждый ученик может использовать приложение не только на уроке, а также дома, парке – везде, где он возьмет с собой телефон. Плюс для некоторых приложений не требуется подключение к интернету.

  7. Удобство. Вместо того, чтобы носить с собой распечатанные карточки и искать их перед уроком – достаточно просто установить приложение.

Но, кроме вышеперечисленных преимуществ, данный метод имеет ряд недостатков, некоторыми из которых являются: модель телефонов (не все смартфоны могут поддерживать те или иные приложения); отсутствия интернета или смартфона у учащихся (не каждый ученик имеет возможность пользоваться дорогим телефоном, да еще и с доступом в интернет); нарушение здоровья, как правило, систематическое использование мобильных девайсов ухудшает зрение учащихся, осанку, не развивает мелкую моторику.

Таким образом, можно сделать вывод, что все методы так или иначе имеют свои преимущества и недостатки. Каждый метод по-своему уникален и интересен, благодаря им уроки английского языка будут проходить интересно и увлекательно. Но есть ряд тормозящих факторов, исключающих возможность их применения на уроках: это недостаточное техническое оснащение школ, отсутствие возможности учащихся использовать те или иные ресурсы, отсутствие здоровьесберегающих факторов. В любом случае, каждый из этих методов имеет место быть и решает свои задачи при изучении английского языка.



  1. ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ДЛЯ БОЛЕЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К УРОКАМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫК

Инновационные методы обучения могут служить для успешной адаптации младших школьников к урокам английского языка. Это обуславливается тем, что благодаря инновационному подходу учащиеся могут чувствовать себя более комфортно, а необычная форма проведения уроков помогает им лучше войти в учебную среду.

    1. Понятие об адаптации

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-педагогическом, психологическом, так и физическом плане. Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу. Это становление, вхождение в школьную жизнь, происходит на протяжении начальной школы, и сочетание черт дошкольного детства с особенностями школьника будет характеризовать весь период младшего школьного возраста.

Все дети, начинающие обучение в школе, сталкиваются с теми или иными трудностями. Учитывая особенности ребёнка, педагог действительно может создавать или благоприятные условия обучения, или такие, которые ухудшают его состояние и приводят к школьным проблемам, особенно в условиях адаптации. При этом ребёнок не может самостоятельно исключить влияние неблагоприятных условий, скрыться от них, прекратить их действие.

В психолого-педагогической литературе существует ряд определений понятия «адаптация». В самом широком смысле адаптация – это приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды, направленное на сохранение гомеостаза [21]. Приспособление детей к условиям школьного обучения, либо к каким-то переменам в них, наиболее точно отражено в таком определении как, адаптация – это приспособление органов чувств к особенностям воздействующих стимулов для их оптимального восприятия и предохранения рецепторов от перегрузки [29].

Адаптация может быть психологическая, сенсорная, социальная. Социальная адаптация является одним из видов адаптации, под которой понимается постоянный процесс интеграции индивида в общество, процесс активного приспособления индивида к условиям среды социальной, а также результат этого процесса [31]. В рамках социальной адаптации может быть выделена адаптация ребенка к школе, потому что под школьной адаптацией понимается сложный процесс приспособления ребенка к школе и школы к ребенку.

Приступая к какой-то деятельности, человек адаптируется к новым условиям, постепенно привыкает к ним. В этом ему помогает накопленный опыт, который с возрастом расширяется и обогащается.

Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. При поступлении в школу коренным образом изменяются условия жизни и деятельности ребенка; ведущей становится учебная деятельность. Необходимость налаживать и поддерживать взаимоотношения с педагогами и сверстниками в ходе совместной деятельности требует развитых навыков общения. В этой связи особую важность приобретает готовность к школьному обучению, которая должна быть сформирована у старших дошкольников. Дети, имеющие достаточный опыт общения, с развитой речью, сформированными познавательными мотивами и умением произвольно-волевой регуляции поведения, легко адаптируются к школьным условиям. Часто в более выигрышных условиях оказываются дети, посещавшие детский сад, поскольку там элементы готовности к школьному обучению целенаправленно формируются педагогическим воздействием. Дети, не посещавшие дошкольные учреждения, пользовались более пристальным и индивидуализированным вниманием родителей. Они, как правило, обладают определенными преимуществами в познавательной сфере, но часто не имеют достаточного опыта взаимоотношений и вообще стоят на эгоцентрической личностной позиции. 

Когда ученик переходит во 2 класс, ему снова приходится сталкиваться с проблемой адаптации, только теперь уже не к школьному процессу, а к новому предмету – английскому языку, ведь специфика данных уроков отличается от всех остальных. Адаптация к изучению иностранного языка и принятию иноязычной культуры происходит непросто так как ребёнок сталкивается с совершенно противоположной речевой средой, абсолютно иными требованиями к оценке знаний. Чаще всего при появлении нового предмета сменяется и педагог – уроки английского языка преподает незнакомый учитель, к которому учащийся еще не привык. И здесь приходится принимать непонятное, ведь новый учитель – это новые требования и новый подход. И для того, чтобы маленькому школьнику справится с возникшей учебной средой, ему следует пройти несколько этапов [29].

Первый, и, наверное, самый важный этап из всех носит название «Ориентировочный». Ребёнок присматривается к новым условиям, изучает обстановку, границы, нормы и т.д. Это даётся ему довольно сложно. В этот период он часто напряжён: и физически, и психологически.

Второй этап, через который проходит каждый второклассник, этап «Неустойчивого приспособления» – название говорит само за себя: ребёнок начинает приспосабливаться к «английской» действительности. Он уже близок к поиску оптимального поведения в предложенных условиях. В маленькой голове выстраиваются схемы поведения – это даёт возможность организму затрачивать меньше сил, чем на первом этапе. Реакции уже менее эмоционально окрашены, учащийся более адекватно воспринимает ситуацию, понимает свою роль и старается найти в новом предмете интересное и нужное.

Третий этап – «Коммуникативный». На этом этапе возникает проблема в общении на другом языке. Учитель требует от учеников как можно больше изъясняться не на русском языке, для этого, они заучивают набор базовых фраз, составляют словари и предложения, которые впоследствии применяют в коммуникативной речевой среде.

Четвертый этап – информационный. Уроки английского отличаются от других тем, что предполагают большой объем информации: списки сложных и простых слов, правил, понятий и т.д., который необходимо знать учащемуся и уметь его применять.

Но, несмотря на все сложности адаптации к новым урокам, впоследствии происходит принятие иноязычной культуры учащимися. Учитель создает на уроках игровую ситуацию, использует видео, аудио материалы, наглядность, героев, тем самым, облегчая ребятам привыкание к новым учебным условиям.

Таким образом, адаптация к школе – это перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребёнка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Адаптация к изучению иностранного языка и иноязычной культуры – это условие успешности ребенка в овладении лексическими, фонетическими и грамматическими единицами изучаемого языка, условие более лёгкого вхождения ребенка в иноязычную коммуникативную деятельность.

    1. Применение инновационных методов обучения как одно из условий успешной адаптации младших школьников к урокам английского языка

Выше были перечислены основные инновационные методы, которые можно использовать преимущественно на уроках английского языка в начальной школе. Они современны, интересны и актуальны, но есть еще ряд общих методов, влияющих на успешную адаптацию младших школьников к учебному процессу, в том числе, к урокам английского языка.

    1. Игровой метод [19].

Как мы уже знаем, игра (дидактическая игра) – является одной из основных форм организации образовательного процесса. Она помогает учащимся лучше воспринимать получаемую на уроке информацию, качественнее усваивать материал. Несмотря на то, что игра является также ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста, она не перестает быть актуальной и у обучающихся младших классов. Однако ее содержание и направленность меняется: появляется большее количество игр с разнообразными условиями и правилами, деятельность становится более осмысленной. Соответственно, можно сделать вывод, что ребенок учится следовать правилам и нормам, принятым в обществе опосредованно, через следование правилам игры. С помощью разумного использования игры на уроках, учитель может не только избежать множества проблем, возникающих в учебном процессе (например, частого использования обучающимися речевых ошибок), но и сделать процесс обучения более интересным, веселым, запоминающимся, а главное – продуктивным. Ведь для ребенка игра – это естественная форма обучения. Особой формой игры на уроке является дидактическая игра.

Дидактическая игра – наиболее приемлемая разновидность игры для обучения. К ее основным функциям можно отнести: формирование интереса к обучению, общезначимых умений и навыков (включая навыки самоконтроля и самооценки), восприятие правильных социальных отношений, а также снятия напряжения от процесса обучения.

Итак, при разумном использовании игры, ценность ее при обучении детей младшего школьного возраста становится очевидной. При соотнесении ее с другими видами деятельности, грамотно подбирая разновидности игр, а также продумывая организационную сторону проведения игры, учитель может не только улучшить адаптацию ребенка к школе и ее правилам, но и добиться высоких показателей в обучении.

Свое отражение в реализации игрового метода нашли такие ранее рассмотренные инновационные методы, такие, как: Dogme style (игра через активную коммуникативную среду), Blended learning (метод смешанного обучения позволяет использовать на уроке игры или игровые элементы), Embodied learning (метод, в котором изучение делается физическим процессом, а не только ментальным, заучивание многих слов и предложений может быть реализовано через организацию игры), Total Physical Response (метод полного физического реагирования через органы чувств, дети изображают сам предмет и игру с ним), Gamification (включение в процесс обучения элементов игры, игровых и компьютерных технологий).

    1. Групповая, парная или индивидуальная работа на уроке [35].

Второй наиболее распространенный инновационный метод. Его эффективность состоит в том, что учитель организует учебный процесс необычным образом: распределяет класс на группы, или дает задание в парах, таким образом, у учащихся повышается интерес к восприятию нового знания и кроме этого, возрастает коммуникативная среда. Рассмотрим подробнее каждую форму:

  1. Групповая. Одной из наиболее эффективных форм работы в начальной школе является групповая. Целью групповой работы является активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. Именно во время групповой работы формируются такие базовые компетентности, как: информационная, коммуникативная, проблемная, рефлексивная. Практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем обычно, в 10-15 раз, они не боятся говорить и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки. Групповая форма обучения даёт большой эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Учащиеся, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны. В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. Особенно важно, что групповая форма работы позволяет реализовать индивидуальный подход в условиях массового обучения, организовать взаимодействие детей для выявления их индивидуальных возможностей и потребностей.

В групповой форме могут быть реализованы следующие методы: Dogme style (учащиеся могут объединяться для обсуждения учебных тем), Communicative & Lexical Approach (данный метод позволяет задействовать всех обучающихся или отдельные группы), Embodied learning (учащиеся имеют возможность воплотить ситуацию, объединившись в группы).

  1. Парная работа. Работу в парах можно вводить уже с 1-го класса. Главным в этот период становится выработка умения учащихся договариваться, конструктивно общаться. Для этого знакомим первоклассников с основными правилами общения:

1. При разговоре смотри на собеседника

2. Говори в паре тихо, чтобы не мешать одноклассникам

3. Называй товарища по имени, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять его, дополнять, оценивать.

При работе в парах младшие школьники приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя); постоянно готовиться к ответу (для ребёнка важно, чтобы его спросили); учиться говорить, отвечать, доказывать. Ученик может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – общаться с одноклассником, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится. Ограничение во времени и нежелание отстать от других пар стимулирует первоклассников не отвлекаться и общаться только по теме урока.

Здесь можно выделить следующие инновационные методы: Dogme style (стиль догмы в парной работе находит свое отражение через организацию диалогов), Task-based learning (можно предложить учащимся выполнить конкретное задание), Inquiry-based learning (учащиеся могут выбрать понравившуюся ситуацию и с ее помощью отрабатывать коммуникативные навыки).

  1. Индивидуальная форма. Данный вид работы на уроке организуется с учениками, которые имеют особенности в развитии или наиболее явно отличаются по характеру от своих сверстников (слишком подвижные, слишком усидчивые и т.д.). Индивидуальная работа может реализовываться через различные познавательные задания, квестов, самостоятельного изучения ребенком материала или, наоборот, совместному с учителем поиску необходимого знания.

Так же, в данной форме могут реализовываться следующие инновационные методы: Blended learning (универсальный метод, подходящий как для групповой, так и для индивидуальной работы), Gamification и Мобильные девайсы позволят учащимся входить в иноязычную языковую среду через мобильные приложения и игры.

    1. Самостоятельная деятельность учащихся в классе [21]. Данный метод реализуется через самостоятельное выполнение учащимися заданий по теме урока, либо работы поискового характера. Самостоятельная работа помогает выявить основные затруднения учащихся, закрепить изученный материал и осуществить само и взаимоконтроль. Самым популярным методом из всех, которые чаще применяются в самостоятельной работе учащихся, являются Мобильные девайсы. Именно с помощью них ученики могут без посторонней помощи пользоваться ресурсами, которые помогут им облегчить понимание языка.

    2. Проблемное обучение [24]. Метод проблемного обучения младших школьников так же распространен в обучаемом процессе. Проблемное обучение — это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций. Наряду с данным методом, эффективно использовать следующие: Total Physical Response (проблемные задачи для учащихся могут быть смоделированы с помощью физического мироощущения, т.е. узнавание формы или очертания предмета), Communicative & Lexical Approach (ученики учатся распознавать и использовать частотные словосочетания, которые впоследствии могут использовать для общения на английском языке).

    3. Проектная деятельность [24]. Это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта. Проектный метод предполагает творческое раскрытие личности ученика при самостоятельной работе. Проектно-исследовательская работа ведётся учащимися самостоятельно при условии сотрудничества с педагогом, который руководит творческо-познавательным процессом и контролирует его. В результате такой творческой работы получается «проект» — продукт, созданный для решения поставленной задачи, детального исследования проблемы.  Проектно-исследовательский метод — это новый инновационный метод обучения, основанный на естественном стремлении ребёнка к постижению мира, который его окружает, в результате чего развитие получает познавательная сфера ученика, его способности мыслить глубоко и самостоятельно, креативно относиться к деятельности. В помощь создания хорошего проекта могут быть использованы следующие инновационные методы: Inquiry-based learning (учащиеся могут выбрать любую ситуацию и использовать ее в разработке своего проекта), Мобильные девайсы (самый новейший инновационный метод, позволяющий разрабатывать проект с помощью современных приложений и интернет - ресурсов).

    4. Метод дискуссии [17]. Это публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями или мнениями по поводу какого-либо спорного вопроса, проблемы. Ее существенными чертами являются сочетание взаимодополняющего диалога и обсуждения-спора, столкновение различных точек зрения, позиций. Учебная дискуссия решает дидактическую задачу – поиск истины самими учащимися. Но, кроме этого, решается еще несколько задач. Например, развитие мышления детей. Как говорится, в споре рождается истина. Со сверстником ребенок спорит иначе, чем с учителем, так как к учителю складывается некритичное отношение. Слова учителя ребенок принимает, не пытаясь их опровергнуть. Тогда как точку зрения сверстника он подвергает анализу, что дает пищу для ума и ведет к развитию мышления. Еще одна задача, которую решает дискуссия – воспитательная, так как в коллективном обсуждении ребенок учится общаться, а это умение дети переносят в реальную жизнь. Здесь могут быть реализованы следующие инновационные методы: Flipped classroom (обсуждение пройденного материала), Dogme Style (обучение проходит через дискуссию, где ученики могут высказывать свою позицию и аргументировать свою точку зрения), Inqurybased learning (учащиеся могут выбирать единую тему для обсуждения).

    5. ИКТ (информационно коммуникативные технологии) [30]. Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе предусматривает методику проведения занятий, основанную на проблемных, эвристических, игровых и других продуктивных формах обучения, развивающих индивидуальность учащегося, самостоятельность мышления младшего школьника, стимулирующих его способности через непосредственное вовлечение в творческую деятельность, восприятие. Компьютерные технологии и устройства формируют у младших школьников такие качества личности, как самостоятельность и ответственность. Поскольку при использовании информационно-коммуникационных технологий ученики получают контроль над обучением и над самостоятельностью принятия решений. А сформулированная при этом мотивация возвращается в учебный процесс. Информационно-коммуникационные технологии помогают сломать барьеры формального, авторитарного обучения. Учащиеся реагируют гораздо позитивнее в непринужденной, приятной учебной среде. Исследования показывают, что младшие школьники учатся лучше и в большей степени способны решать логические проблемы с помощью компьютерных технологий. Информационно-коммуникационные технологии могут в значительной степени помочь учащимся с трудностями в обучении, преодолев барьер и встав в один ряд со своими сверстниками. Здесь наиболее применимы такие инновационные методы, как: Gamification и Мобильных девайсов. Это элементы информационных коммуникативных технологий, позволяющие организовывать учебный процесс с помощью интернета и игровых приложений, которые реализуются с помощью гаджетов и компьютеров.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование инновационных методов обучения иностранным языкам ни в коем случае не исключает использование традиционных, устоявшихся методов и приемов в учебном процессе. Грамотное сочетание традиционных и инновационных методов обогащает учебный процесс, делает его более активным, личностно-ориентированным и развивающим. Методы, используемые только на уроках английского языка, так же имеют свою определенную особенность: некоторые можно использовать в любой ситуации обучения английскому языку, а некоторые только при изучении определенной темы. Но, все, проанализированные традиционные и инновационные методы, положительно влияют на адаптацию учащегося к условиям школьной жизни, помогают усвоить знания через необычную форму их представления и решают многие учебные задачи при адаптации к изучению иностранного языка.


    1. Приёмы работы учителей-практиков при обучении английскому языку младших школьников в рамках инновационных методов обучения

Наряду с традиционными методами обучения английскому языку в начальной школе, также применяются современные инновационные методики, позволяющие сделать учебный процесс по овладению иностранным языком более простым и понятным. Рассмотренные выше инновационные технологии нашли отражение в работе учителей-практиков. Ниже приведен анализ их опыта.

Инновационному методу Flipped classroom (перевёрнутый класс) – посвятила диссертационное исследование кандидат филологических наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков Л.В. Енбаева. Учёный утверждает, что ценность технологии «Flipped Classroom» состоит в изменении формата урока, на котором класс становится мастерской, где учащиеся, ознакомившись с материалом лекции заранее, могут выяснить аспекты, оставшиеся неясными, применить полученные знания на практике, а также поделиться практическим опытом друг с другом. Перспективность использования технологии «перевернутого класса» заключается в возможности сделать учебный процесс более индивидуальным и целенаправленным, не теряя коммуникативной направленности, совместной работы учащихся и интенсивности процесса. Однако, проведя практическое исследование, Енбаева Л.В. считает, что не смотря на все преимущества данного метода, он не подходит для уроков английского языка в начальной школе, так как опыт детей в области изучения иностранных языков слишком мал, и они не могут качественно проработать основной теоретический материал дома самостоятельно. Метод «Перевернутого класса» можно применить на уроках английского языка в средней школе [6].

Dogme styleисключительно коммуникативный метод. Он используется для овладения иностранным языком через общение на нем с анализом ошибок и устным повторением. Он подразумевает отказ от учебной литературы, базируется на прослушивании аудио без видеофона и слушании речи учителя. Данный метод широко применяется на уроках английского языка в начальной школе, начиная со второго класса на таких этапах урока, как: организационный момент, речевая зарядка (обсуждения настроения, погоды), целеполагания (определение темы и цели урока). Также метод широко применяется для обучения детей, у которых проблемы со зрением.

Метод Dogme style применяется в работе учителя английского языка школы № 1498 г. Москвы Вербицкой Е.А. Она считает, что коммуникативный метод Dogme, подразумевает интерактивное взаимодействие учащихся друг с другом и с учителем. Наибольшую вовлеченность и интерес обеспечивает тот «живой» материал, носителями которого являются люди, присутствующие в классе. В процессе взаимодействия рождается язык. Именно этот живой, спонтанный язык заслуживает первоочередного внимания. Важнейшая функция учителя состоит в том, чтобы способствовать созданию на занятиях атмосферы, благоприятствующей общению между учениками, а также использовать возникающие в ходе урока образовательные возможности [5].

Task-based learning – данный метод подходит для учеников, начиная с 4 класса, так как предполагает наличие у них определенной суммы знаний по лексике и грамматике. В начальных классах его можно применять с учетом возрастных особенностей младших школьников и уровня их знания. Ссылаясь на статью репетитора по английскому языку Анастасии Румянцевой, можно дать следующую характеристику методу: во – первых, Task-based learningкоммуникативный метод. Главная идея заключается в том, чтобы поместить ученика в коммуникативную ситуацию и попросить его выполнить  определенное задание или задачу. Во – вторых, TBL – скорее вспомогательный метод, чем ведущий, так как с его использованием лишь отрабатываются умения использовать уже изученные лексические и грамматические конструкции [12].

CLIL: Content and Language Integrated Learning метод подходит для применения в начальной школе, начиная со 2 класса, так как может интегрироваться с другими уроками: математики, изо, технологии, окружающего мира, литературного чтения. Например: связь с окружающим миром может прослеживаться через названия животных по-английски (cat, dog…); литературным чтением – название героев русских и британских сказок («Little Red Riding Hood», «Grandma's grandfather» и т.д.); изобразительным искусством – название цветов по-английски (red, yellow и т.д.). Метод был применен в работе учителя английского языка МБОУ НОШ №9, Сергиево-Посадского г.о. Е.Н. Гончаровой. В своей работе она использовала CLIL как один из самых интересных и распространенных подходов к обучению иностранному языку. С одной стороны, эта методика делает изучение языка прикладным, так как язык применяется для решения конкретных задач познания окружающего мира. С другой стороны, изучение языка приобретает целенаправленную форму, что помогает развивать и совершенствовать языковые компетенции и навыки естественной устной речи [18].

Communicative & Lexical Approach метод подходит для использования, начиная со 2 класса, но словосочетания для изучения и дальнейшего использования в устной речи необходимо выбирать из детских произведений или текстового материала учебника, посильного для запоминания младшим школьникам. Об использовании данного метода при работе с младшими школьниками можно узнать из статьи репетитора Алины Шабалиной. Суть лексического подхода заключается в том, что язык презентуется в виде chunks (т.е. устойчивых словосочетаний), а не отдельных слов. Предполагается, что учащиеся смогут распознавать в чужой речи и воспроизводить готовые словосочетания, подходящие по контексту. Важно, чтобы учащимся было интересно изучать фразы, именно для этого следует выбрать интересующую их литературу. Отработку словосочетаний можно реализовать с помощью зашифрованных картинок, списка слов и других интересных детям приёмов [14].

Blended learning данный метод можно применять с 4 класса, так как он подразумевает наличие умений у школьников работать самостоятельно, в группе и под руководством учителя с учебным материалом на иностранном языке. На уроке организуется работа в виде ротации. Метод смешанного обучения в своей работе применяет учитель английского языка Ю.М. Батракова. Данный метод позволяет учителю использовать в рамках одного урока разнообразные виды деятельности: речевые (учащиеся читают тексты, выбирают утверждения), задания за компьютером (работа с сервис Learning apps org), работа с карточками, заполнение пропусков, распределение слов в таблице по колонкам, дополнение предложений и составление синквейнов [16].

Embodied learning метод «Воплощенного обучения» можно использовать на уроках, начиная со 2 класса, так как уже в первой четверти дети изучают глаголы движения, что можно сопровождать движениями своего тела (run, jump, go, give, take). Возможность применения данного методы можно просмотреть в опыте работы репетитора по английскому языку Лизы Мардоян, которая рекомендует учителям применять с детьми такие техники метода, как квест «Поиск сокровищ», лего-конструирование, работа на work-sheets (листы с заданиями), подвижные динамические паузы. Идея теории состоит в том, чтобы организовать процесс обучения с учетом соотношения ума и тела, где физические движения и интерактивность помогают легко усваивать только что изученный материал [26].

Inquiry-based learningданный метод не используется в начальных классах, так как младшие школьники еще не обладают достаточным объемом знаний, чтобы поставить проблему на изучаемом языке самостоятельно и наметить путь её решения, согласно своим познавательным запросам.

Total Physical Response метод можно применять, начиная со 2 класса, когда учащиеся только вступают в иноязычную среду. Широко практикует данный метод в своей работе педагог А.А. Изгарева. Метод разработан с целью побудить учащихся вербально и физически реагировать на команды и просьбы учителя, произносимые на изучаемом языке. Другими словами, TPR – это метод преподавания языка, основанный на координации речи и действий; он направлен на обучение языку посредством физической (двигательной) активности. Основываясь на своей практической деятельности, педагог утверждает, что метод TPR эффективен только на начальном этапе изучения языка, то есть, когда учащиеся только начинают знакомства с новыми словами, конструкциями, предложениями [7].

Геймификация один из наиболее широко распространённых методов изучения английского языка в начальной школе. Он подходит для любой возрастной группы, а в начальной школе применим уже со 2 класса по 4. На примере нескольких статей и опыта работы учителей английского языка проследим возможность применения и эффективность данного метода на уроках в начальной школе.

Учитель английского языка школа № 247 г. Москвы Вебер М.М. считает, что геймификация, как метод для уроков английского языка можно применять через использование языковых компьютерных игр. Он эффективен, так как позволяет сделать учебный процесс более интересным и увлекательным. Через игровые действия учащемуся легче овладеть знаниями, которые он получает на уроке. Марина Михайловна выделила несколько преимуществ технологии: 1) геймификация позволяет сделать процесс изучения иностранного языка ярким, интересным, красочным; 2) в процессе игры материал запоминается легче, без лишних волевых усилий; 3) во время игры появляются дополнительные положительные эмоции, которые не только улучшают процесс запоминания, но и повышают мотивацию [4].

Таким образом урок, построенный с использование геймификации, позволяет удерживать внимание учащихся, не оставляет ни одного равнодушным в классе, «заражает» позитивом и эмоционально настраивает на полезный лад. Основной принцип геймификации постоянная обратная связь с обучающимся. Учитель всегда имеет возможность скорректировать процесс обучения, удерживая внимание класса.

Кроме этого, элементы геймификации можно применять как при индивидуальной, так и при групповой форме работы. Учащиеся очень любят игры и все, что с ними связано. Поэтому, для учащихся 2 – 4 классов Марина Михайловна советует использовать программу «Enjoy Listening and Playing». Программа создана как мультимедиа приложение к учебнику М.З. Биболетовой «Enjoy English», но вместе с тем она обладает универсальностью и гибкостью и может быть использована в качестве приложения к любому учебнику для первых лет обучения.

Далее, рассмотрим метод геймификации в опыте работы учителя английского языка школы г. Новокузнецка А.И. Валишевской. В начальных классах дети очень подвижны, внимание неустойчивое. Для учителя наиболее эффективным приемом формирования мотивации к изучению иностранного языка стала геймификация. Использование предметных игр на уроках иностранного языка помогает учителю раскрыть личностный и интеллектуальный потенциал каждого ученика, развивать социокультурные навыки, умение работы в команде, создавать ситуацию успеха для всех учащихся. Таким образом, использование приема геймификации при обучении английскому языку, по мнению А.И. Валишевской, способствует развитию интереса и учебной активности учащихся, дает им возможность самовыражения и творческого взаимодействия в увлекательной деятельности [3].

Мобильные девайсы – данный метод можно использовать на уроках английского языка в начальной школе, но ограничено, так как внимание детей еще не устойчиво, и они могут отвлекаться от реального учебного процесса на игры, картинки и фото в телефонах. Многие учителя не рекомендуют использовать данный метод в начальных классах, так как впоследствии теряется внимание, снижается продуктивность учащихся работы на уроке.

В подтверждение этого рассмотрим опыт работы учителя английского языка СОШ №2 г. Тынды Михайличенко И.А., которая считает, что учителю необходимо сделать так, чтобы мобильные устройства стали союзниками в процессе передачи и получения новых знаний, ведь изучение английского языка требует комплексного подхода. В настоящее время существует огромный выбор мобильных приложений, позволяющих учителю подобрать материал в соответствии с лексической и грамматической темой, сделать урок современным, повысить мотивацию учащихся. В своей работе Инга Анатольевна использует мобильный телефон. Она пользуется аудиоплеером для прослушивания английских текстов и песен, распространяет электронную информацию к уроку с помощью электронной почты, использует в работе видеоролики и многое другое. Как показывает практика, благодаря этому методу дети быстрее замечают свои ошибки, пытаются их исправить и впредь не совершать. Однако учитель подчёркивает, что метод мобильных девайсов необходимо использовать разумно и только в учебных целях, иначе чрезмерное использование данного метода может привести к сниженному вниманию и отсутствию мотивации к обучению [11].

В работе учителя английского языка Ярославской средней школы № 40 Беловой С.С. главной целью преподавания иностранного языка является формирование коммуникативной компетенции обучающихся. Реализовать данную цель возможно путем систематичного использования различных новых образовательных технологий, приемов и методов обучения, совершенствуя навыки различных видов речевой деятельности школьников (в чтении, аудировании, письме, лексике и грамматике, говорении). На своих уроках Светлана Сергеевна эффективно использует мобильный телефон. Например, функция аудиоплеера у данного гаджета оказалась очень полезной. При подготовке урока дома, используя сеть Интернет, скачивает аудиозаписи с англоязычной речью по теме урока в формате mp3 на свой мобильный телефон, на учебном занятии подсоединяет свой гаджет к звуковым колонкам, тем самым делая прослушивание аудиозаписи доступной для всех участников образовательного процесса. В конце урока, обучающиеся скидывают данную аудиозапись на свои мобильные телефоны. Благодаря наличию в современных телефонах функции аудиоплеера ребята могут слушать дома аудиозаписи на английском языке вместо современной музыки. Это является очень удобным: мобильное устройство всегда под рукой у современного подростка и компактнее магнитофона, компьютера. Аналогичные действия могут производиться учителем в отношении использования учебных видеороликов по английскому языку. Многие смартфоны выполняют функцию видеопроигрывателя. Учебные видеофайлы на английском языке, предложенные учителем, могут быть скачаны обучающимися на свои мобильные телефоны и использованы для просмотра в удобное для детей время [11].

Таким образом, можно сделать вывод, что использование мобильных телефонов на уроке – эффективный процесс, главное, чтобы их использование было полезным и не отвлекало от учебного процесса.

Аналогичное использование мобильных девайсов прослеживается в работе Махмудовой Севды Шахназар Кызы – учителя английского языка школы №2 г. Батайск (Ростовской области). Она считает, что обучение с привлечением мобильных телефонов дает возможность организовать самостоятельную работу каждого ученика. Интегрирование обычного урока с использованием новых технологий позволит учителю сделать процесс обучения более интересным и интенсивным. Подбор обучающих программ зависит, прежде всего, от текущего учебного материала, уровня подготовки обучаемых и их способностей. Работа с использованием мобильных технологий поможет учителю иностранного языка изучить и закрепить следующие аспекты: лексику, грамматику, аудирование и говорение [10].

С развитием мобильных технологий и созданием большого количества разнообразных обучающих языковых приложений, с одной стороны, и появлением огромного количества представителей молодого поколения, практически не расстающихся со своими электронными устройствами, с другой стороны, популярность и развитие данного вида обучения непрерывно растет. Мобильное обучение – один из самых удобных и востребованных способов, позволяющих овладевать речевыми умениями и языковыми навыками на протяжении всей жизни.

Итак, можно сделать вывод, что особенности каждого инновационного метода обуславливают возможность его применения на уроках английского языка в начальных классах в начальных классах школы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Инновационные методы обучения – это одни из наиболее востребованных и актуальных на сегодняшний день способов обучения.

В ходе данного теоретического исследования были рассмотрены инновационные методы обучения иностранному языку, проанализированы их основные принципы, преимущества, недостатки, а также рассмотрена специфика их применения. Было раскрыто понятие об адаптации младших школьников к учебному процессу в целом и к урокам английского языка, рассмотрены факторы, влияющие на успешную адаптацию учащихся к новой иноязычной практике.

Согласно теоретическим положениям данной работы, адаптация – это приспособление органов чувств к особенностям воздействующих стимулов для их оптимального восприятия и предохранения рецепторов от перегрузки.

Адаптация к изучению иностранного языка в младших классах школы происходит непросто, так как ребёнок приспосабливается к совершенно противоположной речевой среде, абсолютно иным требованиям к оценке знаний.

Особое внимание было уделено роли инновационных методов в адаптации младших школьников к условиям изучения иностранного языка.

На основе материалов, изученных в пункте 2.3 были приведены примеры из опыта работы и исследований учителей английского языка, была прослежена возможность применения инновационных методов на конкретных уроках, успешность их реализации и результат.

В завершении работы можно сказать, что цель, поставленная в начале исследования, достигнута, так как возможность применения инновационных методов обучения для успешной адаптации младших школьников к урокам английского языка теоретически обоснована и находит своё подтверждение в опыте учителей-практиков. Все задачи исследования успешно реализованы: проанализирована научно-методическая, психолого-педагогическая и специальная литература по проблеме исследования; изучены и охарактеризованы инновационные методы обучения, используемые на уроках английского языка в начальной школе; рассмотрены условия успешной адаптации младших школьников к урокам английского языка, обобщены результаты теоретического исследования, сформулированы выводы по каждому пункту.

В результате было установлено, что в практике раннего школьного обучения иностранным языкам возможно применять такие инновационные методы как: 1) Dogme style, 2) Task-based learning, 3) CLIL: Content and Language Integrated Learning, 4) Communicative & Lexical Approach, 5) Blended learning, 6) Embodied learning, 7) Total Physical Response, 8) Геймификация, 9) Мобильные девайсы.

Все эти методы способствуют успешной адаптации к урокам английского языка в начальной школе. Согласно мнению учителей-практиков и исследователей данной проблемы, наиболее успешными из них являются: 1) Flipped classroom, 2) Dogme style, 3) Task-based learning, 4) Геймификация, 5) Мобильные девайсы, 6) Embodied learning.

Рассмотрев точки зрения ученых, психологов, педагогов и методистов в области обучения иностранному языку, можно сделать вывод, что при обучении школьников начального звена важно задействовать все каналы восприятия информации, а именно, слух, зрение и тактильные ощущения. Поэтому необходимо использовать различные источники и приемы представления и закрепления информации, а именно мультимедийные технологии, использование реалий и флэш карт, игр, в том числе и активных. Таким образом, упражнения, отвечающие принципам метода полного физического реагирования, наилучшим образом подойдут при работе с младшими школьниками.

Материалы данной работы можно использовать в педагогической практике преподавания английского языка в начальной школе. Особенно полезны они будут начинающим педагогам в качестве отправной точки в своих собственных исследованиях.




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Федеральный закон № 373: [Принят Министерством образования России от 06.10.2009]. - URL: https://fgos.ru/ (дата обращения 01.05.2021).-Текст: электронный.

    2. Белова, С. С. Использование мобильного телефона на уроках иностранного языка: сайт / С. С. Белова // On – line статья. -2018. – URL: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/ispolzovanie_mobilnogo_telefona_na_urokah_inostr_205624.html (дата обращения: 04.05.2021). - Текст: электронный.

    3. Валишевская, А.И. Использование приема геймификации при обучении английскому языку в начальной школе: сайт / А. И. Валишевская // On – line статья. -2017. - URL: https://infourok.ru/statya-po-teme-ispolzovanie-priema-gejmifikacii-pri-obuchenii-anglijskomu-yazyku-v-nachalnoj-shkole-4443064.html (дата обращения: 04.05.2021). - Текст: электронный.

    4. Вебер, М. М. Геймификация на уроках английского языка: сайт / М. М. Вебер // On – line статья. -2015. - URL: https://infourok.ru/geymifikaciya-na-urokah-angliyskogo-yazika-3130122.html (дата обращения: 03.05.2021). - Текст: электронный.

    5. Вербицкая, Е. А Современный урок английского языка в школе: возможности метода Dogme: сайт / Е. А. Вербицкая // On – line статья. -2018. - URL: https://www.1urok.ru/categories/2/articles/5200 (дата обращения: 01.05.2021). - Текст: электронный.

    6. Енбаева, Л. В. Технология Flipped Classroom на уроке английского языка: сайт / Л. В. Енбаева // реферат. - 2017. – 149 с. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-flipped-classroom-na-uroke-angliyskogo-yazyka (дата обращения: 01.05.2021). - Текст: электронный.

    7. Изгарева, А. А. Применение метода полного физического реагирования при обучении иностранному языку в начальной школе: сайт / А. А. Изгарева // диссертация. - 2018. – 27 с. - URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/10265/2/02Izgareva.pdf (дата обращения: 01.05.2021). - Текст: электронный.

    8. Казачек, Н. В. Урок английского языка с использованием элементов методики “ TBL”(Task - Based Learning) — изучение на основе заданий: сайт / Н. В. Казачек // On – line статья. -2019. – URL: https://www.pedacademy.ru/categories/1/articles/106 (дата обращения: 05.05.2021). - Текст: электронный.

    9. Лебедева, А. Н. Использование технологии смешанного обучения «Flipped classroom» на уроках английского языка: сайт / А. Н. Лебедева // On – line статья. -2017. - URL: https://infourok.ru/ispolzovanie-tehnologii-smeshannogo-obucheniya-flipped-classroom-na-urokah-angliyskogo-yazika-3134216.html (дата обращения: 03.05.2021). - Текст: электронный.

    10. Махмудова, С. – Ш. К. Мобильные технологии в преподавании английского языка: сайт / С. – Ш. К. Махмудова // On – line статья. -2019. – URL: https://www.1urok.ru/categories/2/articles/15500 (дата обращения: 03.05.2021). - Текст: электронный.

    11. Михайличенко, И. А. «Закрываем учебники, включаем телефоны». Использование мобильных приложений в изучении английского языка: сайт / И. А. Михайличенко // On – line статья. -2019. - URL: https://infourok.ru/zakrivaem-uchebniki-vklyuchaem-telefoni-ispolzovanie-mobilnih-prilozheniy-v-izuchenii-angliyskogo-yazika-3701103.html (дата обращения: 04.05.2021). - Текст: электронный.

    12. Румянцева, А. Task-based learning: Что это за метод и кому он подходит: сайт / А. Румянцева // On – line статья. -2018. - URL: https://www.teachaholic.pro/task-based-learning-chto-eto-takoe-i-komu-podxodit/2/ (дата обращения: 01.05.2021). - Текст: электронный.

    13. Сагзоз, Г. Размышления о методе Dogme: сайт / Г. Сагзоз // On – line статья. -2017. – URL: https://skyteach.ru/2020/02/21/playing-the-language-guitar-razmyshleniya-o-metode-dogme/ (дата обращения: 05.05.2021). - Текст: электронный.

    14. Шабалина, А. Как использовать Lexical approach на уроке английского: сайт / А. Шабалина // On – line статья. -2019. – URL: https://www.teachaholic.pro/kak-ispolzovat-lexical-approach-na-uroke-anglijskogo/ (дата обращения: 03.05.2021). - Текст: электронный.

    15. Бирюкова, А. Нескучные уроки английского языка – 5 приложений для смартфона: сайт / А. Бирюкова // Green forest journal: On-line портал.-2020. URL: https://greenforest.com.ua/journal/read/neskuchnye-uroki-anglijskogo-yazyka (дата обращения: 08.05.2021).- Текст: электронный.

    16. Батракова, Ю. Технологическая карта урока английского языка с использованием технологии смешанного обучения, модель «Ротация станций»: сайт / Ю. Батракова // Педагогическое сообществао Урок. РФ. -2021. URL: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/tehnologicheskaya_karta_uroka_anglijskogo_yazika_s_is_173248.html (дата обращения: 09.05.2021).- Текст: электронный

    17. Гайворонская, Л. П. Инновационные методы обучения в начальной школе: сайт / Л. П. Гайворонская // Мультиурок: On-line портал.- 2019.- URL: https://multiurok.ru/files/innovatsionnye-metody-obucheniia-v-nachalnoi-shkol.html (дата обращения: 06.05.2021). - Текст: электронный.

    18. Гончарова, Е. Н. Урок с применением методики CLIL в обучении английскому языку в начальной школе: сайт / Е. Н. Гончарова // Сборник методических разработок и педагогических идей. – 2020. URL: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/metodika_clil_predmetnoyazikovoe_integrirovannoe_155710.html (дата обращения: 09.05.2021).- Текст: электронный

    19. Коломыцева, Н. А. Роль игры в обучении младших школьников: сайт / Н. А. Коломыцева // Учебно – методический кабинет.- 2017.- URL: https://ped-kopilka.ru/blogs/blog59696/igra-kak-sposob-poderzhanija-uchebnoi-motivaci-mladshih-shkolnikov.html (дата обращения: 07.05.2021). - Текст: электронный.

    20. Кордияка, Д. С. Геймификация в обучении иностранным языкам: сайт / Д. С. Кордияка // Старт в науке: On-line портал.-2020. URL: https://school-science.ru/6/3/37030 (дата обращения: 08.05.2021).- Текст: электронный.

    21. Кузнецова, Д. Адаптация ребенка к школе: сайт / Д. Кузнецова // Internet urok. Домашняя школа: On-line портал.-2019. URL: https://home-school.interneturok.ru/blog/voprosy_psihologii/adaptaciya-rebenka-k-shkole (дата обращения: 08.05.2021).- Текст: электронный

    22. Кузнецова, Е. В. Инновационные методы обучения на уроках в начальной школе: сайт / Е. В. Кузнецова // Педагогика: On-line портал.- 2016.- URL: http://aneks.spb.ru/nachalnaia-shkola-pedagogicheskie-tekhnologii/innovatcionnye-metody-obucheniia-na-urokakh-v-nachalnoi-shkole.html (дата обращения: 06.05.2021). - Текст: электронный.

    23. Кузьмич, Ю. А. Использование технологии «Task-Based Learning (изучение на основе заданий)» на уроках иностранного языка как средство для повышения качества образования: сайт / Ю. А. Кузьмич // Мультиурок: On-line портал.-2020. URL: https://multiurok.ru/files/opyt-raboty-v-maou-sosh-18.html (дата обращения: 08.05.2021).- Текст: электронный

    24. Любская, К., Черепанова Ю. Методики изучения иностранных языков: сайт / К. Любская, Ю. Черепанова // Forbes EDUCATION: On-line портал.-2021. URL: https://education.forbes.ru/authors/metodiki (дата обращения: 08.05.2021).- Текст: электронный.

    25. Назарова, М. В. Опыт применения методики CLIL в обучении английскому языку: сайт / М. В. Назарова // Научная электронная библиотека.- 2015. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24133552 (дата обращения: 09.05.2021).- Текст: электронный

    26. Румянцева, А. 10 современных трендов преподавания английского языка: сайт / Румянцева А. // TEACHAHOLIC: On-line портал.-2019. URL: https://www.teachaholic.pro/spice-up-your-methodology-10-sovremennyx-trendov-prepodavaniya-anglijskogo-yazyka/ (дата обращения: 08.05.2021).- Текст: электронный.

    27. Сворак, Н. Как применять элементы методики CLIL на уроке: сайт / Н. Сворак // Skyteach.-2017. URL: https://skyteach.ru/2017/10/30/kak-primenyat-elementyi-metodiki-clil-na-uroke/ (дата обращения: 09.05.2021). - Текст: электронный.

    28. Севрюкова, Е. Д. Инновационные технологии в начальной школе: сайт / Е. Д. Севрюкова // Экстернат.РФ: Российский электронный журнал. - 2020. - URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/142-preschool-pedagogy/15215-Innovatsionnye_tekhnologii_v_nachalnoy_shkole.html (дата обращения: 06.05.2021). - Текст: электронный.

    29. Тулакпаева, Е. Н. Адаптация учащихся 1-х классов по предмету английский язык: сайт / Е. Н. Тулакпаева // Знанио: On-line портал.-2020. URL: https://znanio.ru/media/adaptatsiya-uchaschihsya-1-h-klassov-po-predmetu-anglijskij-yazyk-2499893 (дата обращения: 08.05.2021).- Текст: электронный.

    30. Умхажиева, Х. Т. Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста: сайт / Х. Т. Умхажиева // Молодой ученый: On-line портал.-2019. URL: https://moluch.ru/archive/288/65151/ (дата обращения: 07.05.2021). - Текст: электронный.

    31. Усова, Н.С. Адаптация младших школьников к школьной жизни: сайт / Н. С. Усова // Мультиурок: On-line портал.-2017. URL: https://multiurok.ru/blog/adaptatsiia-mladshikh-shkol-nikov-k-obuchieniiu-v-shkolie.html (дата обращения: 07.05.2021). - Текст: электронный.

    32. Фирсова, П. Перевернутый класс: технология обучения XXI века: сайт / П. Фирсова // Платформа для корпоративного обучения №1 в России.-2016. –URL: https://www.ispring.ru/elearning-insights/perevernutyi-klass-tekhnologiya-obucheniya-21-veka (дата обращения: 08.05.2021). - Текст: электронный.

    33. Фирсова, П. Что такое смешанное обучение: принципы и методики эффективного внедрения: сайт / П. Фирсова // Платформа для корпоративного обучения №1 в России.-2016. –URL: https://www.ispring.ru/elearning-insights/chto-takoe-smeshannoe-obuchenie (дата обращения: 08.05.2021). - Текст: электронный.

    34. Ходаковская, К. В. Технологическая карта урока английского языка по технологии «Перевернутый класс»: сайт / К. В. Ходаковская // Учительский журнал: Всероссийское педагогическое издание.- 2020. URL: https://www.teacherjournal.ru/categories/13/articles/290 (дата обращения: 08.05.2021).- Текст: электронный

    35. Хуснутдинова, Р.З. Групповая работа на уроках в начальных классах: сайт / Р. З. Хуснутдинова // Инфоурок. – 2018.- URL: https://infourok.ru/gruppovaya-rabota-na-urokah-v-nachalnoy-shkole-3206320.html (дата обращения: 07.05.2021). - Текст: электронный.

    36. Чорна, Ю. Dogme ELT или Teaching Unplugged: как обучать английскому языку без учебников и технологий: сайт / Ю. Чорна // CRADE: On-line портал.-2020. URL: https://grade.ua/blog/dogme-elt-or-teaching-unplugged/ (дата обращения: 09.05.2021). - Текст: электронный.

























Приложение А

Flipped classroom














































Приложение Б

Dogme style

















































Приложение В

Task-based learning




























Приложение Г

CLIL: Content and Language Integrated Learning

























Приложение Д

Communicative & Lexical Approach

























К методу Blended learning



















Приложение Е

Blended learning.















































Приложение Ж

Embodied learning













































Приложение З

Inquiry-based learning











































ПРИЛОЖЕНИЕ З

Приложение И

Total Physical Response















































Приложение К

Геймификация и Мобильные девайсы






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Торшина Ольга Александровна

Дата: 16.11.2021

Номер свидетельства: 591581


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства