«Инклюзивное образование. Как помочь родителям воспитывающим детей с ОВЗ»
«Инклюзивное образование. Как помочь родителям воспитывающим детей с ОВЗ»
Состояние психологического здоровья детей раннего возраста является на сегодняшний день ключевым вопросом, который прямо или косвенно включен в решение стратегических задач образовательной политики, что, несомненно, указывает на актуальность обозначенной темы. С каждым годом растет процент детей, имеющих отклонение от нормы в сенсомоторном и психоречевом развитии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Инклюзивное образование. Как помочь родителям воспитывающим детей с ОВЗ»»
Консультация для родителей:
«Инклюзивное образование. Как помочь родителям воспитывающим детей с ОВЗ»
Подготовила: тьютор Бельмасова Е.Р.
Состояние психологического здоровья детей раннего возраста является на сегодняшний день ключевым вопросом, который прямо или косвенно включен в решение стратегических задач образовательной политики, что, несомненно, указывает на актуальность обозначенной темы. С каждым годом растет процент детей, имеющих отклонение от нормы в сенсомоторном и психоречевом развитии.
Раннее детство – уникальный и неповторимый в жизни каждого человека период. Самые близкие взрослые, родители являются первыми людьми, которые передают ребенку опыт в непосредственном эмоциональном, нравственном, художественно-эстетическом, социально-личностном развитии. Именно они создают особый эмоциональный микроклимат семьи, основанный на чувстве любви, принятия, благодаря которому у ребенка раннего возраста формируется особое отношение к себе, его чувство самоценности, мировоззренческая позиция. Однако, далеко не все родители понимают возрастные особенности детей до 3-х лет и умеют найти адекватные педагогические решения.
Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, составляют особую категорию населения, нуждающуюся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Такие семьи, как правило, сталкиваются с серьезными социальными, психологическими и педагогическими проблемами.
Для ребенка-инвалида, ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ) семья имеет особое значение, выступая в качестве условия выживания и практически единственного шанса на положительный результат процесса социализации. Чем тяжелее нарушение развития, тем более жизненно важной для него является поддержка семьи.
Психолого-педагогическая помощь семье в условиях дошкольного учреждения комбинированного вида осуществляется педагогами (воспитателями) и специалистами дошкольного учреждения: дефектологом, логопедом, психологом.
Основная цель работы специалистов с родителями – это их своевременное информирование об особенностях развития психики ребёнка, характеристика уровня актуального развития, обоснование необходимости специальных коррекционных занятий, проводимых целенаправленно и систематически; формирование активной позиции в вопросах воспитания и обучения и продуктивных форм взаимодействия со своими детьми.
В связи с этим дифференцированный подход при организации работы с родителями — необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений. Для осуществления дифференцированного подхода при работе с родителями необходимо учитывать своеобразие условий жизни каждой семьи, возраст родителей, уровень их подготовленности в вопросах воспитания, готовность к сотрудничеству с ДОУ. Такая дифференциация помогает найти нужный контакт, обеспечить индивидуальный подход к каждой семье.
С диагностическими целями посещение семьи осуществляют воспитатель вместе с педагогом-психологом дошкольного учреждения или уполномоченным по правам ребенка (социальным педагогом) в ДОУ. Эффективное проведение данного мероприятия требует от педагогов деликатности, такта, высокого уровня наблюдательности, профессионализма. Время посещения семьи определяют родители. Воспитатель заранее подбирает игрушку или самоделку в подарок ребенку.
Практика показывает, что психолого-педагогическая помощь оказывается более продуктивной, когда с семьей работает команда специалистов, нацеленных на общий результат. В этом случае для каждой конкретной семьи разрабатывается своя индивидуальная комплексная программа реабилитации, в которой объединены элементы психологической коррекции, педагогического воздействия, дефектологии, социальной работы. Работа в команде позволяет избежать ряда проблем, связанных со спецификой работы с семейной системой, например, тенденции присоединиться и образовать коалицию с одним из членов семьи.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования, особенно в периоды кризисов, связанных с воспитанием и развитием ребенка с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет создавать соответствующее возрасту ребенка коррекционно-развивающее пространство, формировать и реализовывать адекватные потребностям ребенка стратегии воспитания, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к нему.