kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Информационно-коммуникационных технологий как средство формирования познавательных УУД на уроках в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроке позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, повысить объем выполняемой работы на уроке, усовершенствовать контроль знаний, формировать навыки исследовательской деятельности, обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. У учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы. И как естественное следствие всех этих составляющих имеет место повышение качества знания учащихся. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Информационно-коммуникационных технологий как средство формирования познавательных УУД на уроках в начальной школе»

Информационно-коммуникационных технологий как средство формирования познавательных УУД на уроках в начальной школе

Обоскалова И.Г.,

учитель начальных классов

Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать без помощи новых информационных технологий. С каждым годом все настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии. Исходя из того, что «информационные и коммуникационные технологии – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации», главным в практической деятельности учителя становится понимание роли применения ИКТ в учебной деятельности. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Развитие и расширение информационного пространства детей побуждает учителя заниматься вместе с учениками, осваивая новые неизведанные ранее просторы.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала на уроке являются мультимедийные презентации. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Презентации позволяют учителю:

  • наглядно представлять материал;

  • интенсифицировать процесс объяснения нового материала;

  • регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации.

Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов – это основа любой современной презентации.

С введением контрольно-измерительных материалов в форме тестирования возникает необходимость готовить школьников к данному виду испытания. Учащиеся могут столкнуться с некоторыми затруднениями, вызванными отсутствием опыта работы с данной формой контроля. Тестирование требует от школьников не только знания определенного учебного материала, но также умения работать с ним, т.е. понимать специфику выполнения тестовых заданий. В связи с этим начинать работу над этой формой контроля нужно еще в начальной школе.

Эффективное средство контроля и мониторинга учебных достижений обучающихся. «PROCLass» может быть использована для проведения интерактивных занятий в обычном классе. К компьютеру подключается приёмник сигналов, проектор и устанавливается программное обеспечение. Обучающимся раздаются беспроводные пульты для ответа на вопросы. Вопросы отображаются на экране при помощи проектора, и обучающиеся отвечают на них нажатием на кнопки пульта. Результаты опроса сохраняются и отображаются в режиме реального времени.

Система контроля и мониторинга качества знаний позволяет анализировать уровень восприятия и понимания изучаемого материала обучающимися при индивидуальной и групповой работе, проводить промежуточные и итоговые контрольные работы.

По окончании занятия можно провести анализ результатов опроса и сохранить результаты опроса в любом приложении для работы с таблицами, например в Excel. Программное обеспечение PROCLass содержит наборы готовых тестов, позволяет создавать собственные тесты. База данных сохраняется в памяти компьютера. В основе работы PROCLass лежат три принципа: интерактивность, удобство, успех.

Использование интерактивных технологий становится привычным явлением в образовании. Интерактивное оборудование, такое как интерактивные доски, создают устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогают творчески решать учебные задачи, тем самым, развивая образное мышление учащихся. С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекать их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Все, что есть на компьютере, демонстрируется и на интерактивной доске. На ней можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. У преподавателя появилась возможность моделировать свой урок вместе с учениками в режиме мозгового штурма, демонстрировать учебный материал, делать письменные комментарии поверх изображения на экране, записывать идеи учащихся и таким образом создавать вместе с учащимися общий конспект с учебным материалом. Во время работы на интерактивных досках, улучшается концентрация внимания учащихся, быстрее усваивается учебный материал, и в результате повышается успеваемость каждого из учеников, что качественно повышает уровень современного образования.

Преимущества работы с интерактивными досками для учителей:

  • позволяет объяснять новый материал из центра класса, работать в большой аудитории;

  • поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений;

  • вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Преимущества для учащихся:

  • делает занятия интересными и развивает мотивацию;

  • предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;

  • учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;

  • учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

При работе с интерактивной доской возникают некоторые трудности:

  • наличие чисто технических проблем. При скачках напряжения, или отказе доски по неизвестной причине не все учителя сумеют найти верное решение проблемы.

  • временные затраты на подготовку урока очень велики.

  • необходимость временного ограничения работы с интерактивной доской на уроке из-за необходимости соблюдать санитарные нормы.


Несмотря на все сложности, которые учитель в состоянии решить, новые технологии открывают учителю более широкие возможности для творчества.

Основные способы использования интерактивных досок в начальной школе:

  • делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений;

  • использование групповых форм работы;

  • совместная работа над документами, таблицами или изображениями;

  • управление компьютером без использования самого компьютера (управление через интерактивную доску)

  • использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью сохранить результат, распечатать изображение на доске на принтере и т.д.;

  • демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса;

  • демонстрация картин, видеороликов, фильмов;

  • создание рисунков на интерактивной доске без использования компьютерной мыши;

  • создание рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке.

Уже имеющийся небольшой опыт показал, что работа с ИД улучшает восприятие материала учащимися, особенно, начальных классов. Учащиеся считают, что работать с ИД гораздо интереснее, чем с обычной доской или печатным раздаточным материалом. Они признают, что интерактивный подход помогает принимать активное участие в уроке.

При освоении познавательных универсальных учебных действий информационно-коммуникативные технологии играют ключевую роль в таких общеучебных универсальных действиях, как:

– поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;

– фиксация (запись) информации об окружающем мире и образовательном процессе, в том числе – с помощью аудио- и видео- записи, цифрового измерения, оцифровки (работ учащихся и др.) с целью дальнейшего использования записанного (его анализа, цитирования);

– структурирование знаний, их организация и представление в виде концептуальных диаграмм, карт, линий времени и генеалогических деревьев;

– создание гипермедиа сообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения;

– подготовка выступления с аудио-визуальной поддержкой;

– построение моделей объектов и процессов из конструктивных 27 элементов реальных и виртуальных конструкторов.

С точки зрения использования информационно-коммуникативных технологий на уроках можно выделить типологию уроков:

1. Уроки демонстрационного типа. Этот тип уроков самый распространенный на сегодняшний день. Информация демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом этапе урока. В работе используются как уже готовые презентации по темам, измененные их под своё изложение материалы, так и созданные самой.

2. Уроки компьютерного тестирования. Тестовые программы позволяют очень быстро оценить результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Используются не так часто, как правило, это возможно в кабинете информатики, в котором существует локальная сеть, а он не всегда бывает свободен.

3. Уроки конструирования. На таком уроке учащиеся индивидуально или в группе работают с конструктивной средой с целью создания буклета, брошюры, презентации, листовки и т.д. На уроках тоже, как правило, это бывает очень редко, чаще всего это выступает как форма подготовки домашнего задания.

На своих уроках использую готовые программные продукты на компакт-дисках по предметам. При обучении чтению в 1 классе на уроках обучения грамоте использовала электронное учебное пособие «Азбука». Пособие содержит разнообразный интересный иллюстрированный и озвученный материал для звуко-буквенного анализа слова, слоговой структуры слова, изучения некоторых орфограмм. Иногда использую данное пособие и на уроках русского языка. Яркие рисунки, необычные, интересные задания, включённые в «Азбуку», способствуют повышению интереса к родному языку у младших школьников, позволяют в игровой форме познакомиться с учебным материалом, предоставляют широкие возможности для самоконтроля и учебной рефлексии. Дифференциация процесса обучения по данному пособию достигается с помощью выбора заданий различного уровня сложности.

Готовые программные продукты на компакт-дисках: «Русский язык», «Окружающий мир», «Математика», «Технология» 1-4 классы, использую для совместной работы с учащими и для самостоятельной работы учащихся дома. В пособие включены анимации, видеофрагменты, интерактивные игры, тесты.

Уроки литературного чтения будут неинтересны и скучны, если не включать в их содержание аудио средства. Научив детей слушать, я предлагаю записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает детей выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.

Среди мультимедийных дисков в первую очередь следует отметить диск «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия».

Флипчарты для уроков и внеурочной деятельности составляю с помощью программы ActivInspire.

Документ-камера – это специальная видеокамера на штативе, которая позволяет получить и транслировать в режиме реального времени четкое и резкое изображение любых объектов , в том числе на большой экран.

Изображение, полученное с помощью документ-камеры может быть введено в компьютер , спроецировано на экран посредством проектора.

Область применения документ-камеры в учебном процессе.

  • проверка домашнего задания - проверка и исправление домашних работ

  • изучение нового материала – демонстрация мелких частей, демонстрация книг, иллюстраций, альбомов,

  • закрепление изученного содержания – демонстрация работ в виде фотографий, рисунков, отчетов, подведение итогов урока.

Уроки с использованием ИКТ – являются одним из самых важных результатов инновационной работы в школе.

Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, что способствует значительному повышению качества образования, ведёт к решению главной задачи образовательной политики.

Анализируя опыт использования, ИКТ на различных уроках в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникационных технологий позволяет:

  • обеспечить положительную мотивацию обучения;

  • проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);

  • обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);усовершенствовать контроль знаний;

  • рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока; формировать навыки исследовательской деятельности;

  • обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.


Литература.

  1. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / сост. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008.

  3. Лапшина Н. Н. О курсе «Информационные технологии». Начальная школа. – 2007. – №9. – с 90-91.

  4. Палат К. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб.пос. М. 2001.

  5. Первин Ю.А. Курс «Основы информатики» для начальной школы. Информатика и образование, 2002. – 12 с.

  6. Соколова Т. Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий. Начальная школа. 2004. №3.

  7. Федяинова Н. В. Разработка обучающих программ для младших школьников средствами PowerPoint. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. – С. 167–174.

  8. Цветкова М. С. Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. Информатика и образование. – 2002. - № 6. – С. 12-14.

  9. Шорохова Татьяна Ильинична Сущность, структура и компоненты информационной культуры личности обучающихся. [Электронный ресурс] http://www.muh.ru/arch/2007/konf_mShorohova.htm?user=a62cf74cc9be19d45d608226d0588364 - Материалы межрегиональной научно-практической заочной конференции, 2007








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Обоскалова Ирина Геннадьевна

Дата: 06.11.2016

Номер свидетельства: 355761


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства