Просмотр содержимого документа
«Информационная-коммуникационная технология»
Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Сообщение
на тему: “Информационная-коммуникационная технология”
Выполнила:
Студентка Ш-22 группы
Прокопенко А. А.
Ейск, 2019 г.
Обучение с применением средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) стало в настоящее время обычным для учителя и учеников и, скорее уже удивит такой урок, когда учитель не использует ИКТ, чем когда на уроке «работает» компьютер. Компьютер позволяет учителю в большей степени и более разнообразно реализовать на уроке обучающую, воспитывающую и развивающую функцию. Его можно использовать на уроках по любому предмету. Учащиеся могут быстро научиться обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий.
Однако использование ИКТ в процессе обучения требует соблюдения определенных требований и специальной подготовленности педагога. Именно поэтому необходимо приобретение каждым учителем специальных знаний о сущности и возможностях ИКТ, методических знаний и практических умений и навыков использования компьютерных программ и оборудования на уроках и во время внеклассных мероприятий.
Так, учитель должен:
– специально проектировать и правильно организовывать учебный процесс с использованием компьютера, в противном случае он может даже нарушить логику урока, препятствовать достижению целей и задач обучения;
– не только в совершенстве знать методику преподавания своего предмета, но и владеть электронными средствами обучения, то есть уметь правильно создавать и использовать эти средства на уроке;
– все компьютерные задания составлять в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивать, активизировать мыслительную деятельность и формировать учебную деятельность учащихся;
– следует соблюдать установленные гигиенические нормы для начальной школы, по которым использование компьютера допустимо в течение не более 10–15 минут;
– помнить, что компьютер должен восприниматься учениками как друг и помощник не столько в игре, но, прежде всего – в учении.
Анализ практики обучения в начальной школе, опыт работы показывает, что еще не все педагоги владеют необходимыми знаниями и умениями, испытывают затруднения в разработке заданий для использования ИКТ на уроках, не владеют достаточными навыками, которые позволили бы им в наиболее полной мере пользоваться теми возможностями, которые имеет компьютерное учебное оборудование.
Данные материалы представляют опыт достаточно эффективного использования ИКТ в обучении младших школьников, они могут быть полезны с точки зрения обмена методическим опытом, особенно для педагогов, начинающих осваивать практическое применение ИКТ.
Основные понятия.
И сам учитель, и его ученики должны усвоить основные понятия, необходимые для овладения ИКТ. Следует знать, что:
– технология (technology, от греч. techno – искусство + logos – учение) – объем знаний, которые можно использовать в процессе обучения, а также методы, приемы, режим работы, последовательность операций и процедур;
– информационные технологии – совокупность методов, производственных и программно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации; предназначены для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов.
Конечно, эти понятия следует раскрывать понятным для младших школьников языком, доступным для понимания, но они должны знать содержание понятий и правильно, уместно использовать их в своей речи.
Использование ИКТ в образовательном процессе позволит добиться того, что учащиеся начальных классов будут иметь представление:
– о возможностях ИКТ и перспективах их использования в своем дальнейшем обучении в школе;будут знать:
– о новых возможностях учения с помощью компьютера;
– о приемах и способах решения учебных и практических, в том числе творческих, задач с помощью компьютерных программ;
– назначение различного компьютерного оборудования, правила работы с ним;
будут уметь:
– пользоваться компьютером как средством не только развлечения, игры, но и как эффективным и доступным средством учения, реализации своих потребностей в творческой самореализации;
– использовать простейшее программное обеспечение;
– представлять результаты своей учебной и практической деятельности в виде, соответствующем современному уровню развития ИКТ.
Задачи использования ИКТ в учебном процессе определяются перечисленными целями. В процессе проектирования и осуществления учебного процесса с использованием ИКТ учитель должен:
– раскрыть перед учащимися потенциальные возможности компьютера и компьютерных программ как современных средств обучения и учения, перспективы использования ИКТ в обучении в средних и старших классах, в будущей профессиональной деятельности;
– наглядно продемонстрировать школьникам возможности учения с помощью компьютерных программ и оборудования;
– научить учащихся приемам и способам поиска и обработки информации, решения учебных, практических, творческих задач с помощью компьютерных программ;
– сформировать у детей навыки безопасного использования различного компьютерного оборудования, научить правилам работы с ним;
– научить школьников приемам представления результатов своей учебной и практической деятельности в виде, соответствующем современному уровню развития ИКТ.
Использование ИКТ в процессе обучения дает учителю множество преимуществ, так как
– помогает развивать в каждом ученике уникальную личность, даёт возможность одновременно обучать всех по-разному, не сковывает инициативу обучающихся,
– способствует организации самостоятельной работы учеников, развитию творческого потенциала, так как при помощи компьютера более эффективно организуется познавательная деятельность обучающихся;
– позволяет использовать многообразные функции и графические возможности современных компьютерных систем и баз данных, доступность работы в режиме Интернет;
– помогает внедрять в учебный процесс интегрированные курсы, использовать в дополнение к классно-урочной системе проектно-исследовательские формы организации учебной деятельности.
При активном использовании ИКТ достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения. Наибольшей эффективностью обладают модели, позволяющие использовать ИКТ для решения мотивационных учебных задач.
В своей практической деятельности мы исходим из понимания того, что использование ИКТ в процессе обучения значительно расширяет возможности учителя, который получает возможность создавать необходимые ему визуальные конструкции, логические схемы, рисунки и прочие изображения, наглядно в соответствии с конкретными задачами и типом представления учебного материала создавать собственные дидактические пособия, в том числе с использованием анимации, мультипликации, что позволяет показать процессы и явления в схемах, моделях, то есть так, как невозможно увидеть в реальном процессе. Большинство современных программных средств доступно учителю, не требуют специальной технической подготовки, они адаптированы к умениям пользователя.
Учитель должен быть именно уверенным пользователем, то есть уметь использовать имеющиеся программные средства, сочетать разные программные средства и адаптировать их к условиям и потребностям конкретного класса, конкретного урока. ИКТ дают возможность выйти учебновоспитательному процессу за пределы школьных стен: в музеи, лаборатории, создавать и использовать мультимедийные интерактивные презентации. Это позволяет, используя звук, цвет, анимацию, обеспечить более активное усвоение учениками учебного материала, сформировать у них системный взгляд на окружающий мир. При создании таких средств обучения учитель учитывает психологические особенности детей начальной школы и особенно первоклассников, используя яркие цвета, анимацию, вводя в содержание урока участие сказочных персонажей, что положительно мотивирует ребёнка на усвоение учебного материала.
Уроки с использованием компьютера целесообразно проводить наряду с обычными занятиями, чтобы ученики глубже поняли материал, прочувствовали тему урока, творчески проявили себя.
Каждый компьютерный урок является, в принципе, интегрированным, поскольку в ходе такого урока помимо предметных задач решаются задачи обучения учеников использованию компьютера.