Просмотр содержимого документа
«"Информационная безопасность младших школьников.Работа с родителями"»
Чульжанова Ольга Сергеевна, учитель начальных классов
Обеспечение информационной безопасности младших школьников путем формирования навыков безопасного поведения в современной информационной среде.
В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с необходимостью обеспечения информационной безопасности учащихся; эффективное оценивание факторов и степени риска негативного информационного воздействия на учащихся младшего школьного возраста ; создание безопасной информационной среды.
Информационная безопасность, взаимодействие с детьми, способы сотрудничества, безопасная информационная среда.
Современное общество характеризуется массовым развитием информационных технологий. Разнообразные медиа устройства прочно вошли в жизнь детей и подростков, представляя множество новых возможностей для обучения и развития. Компьютер сегодня широко используется не только в учебе, но и в быту, дома, на отдыхе. Проконтролировать этот информационный поток очень сложно, практически невозможно. И если взрослые могут осознанно оградить себя от негативного контингента, то дети, в силу своей восприимчивости и незрелости, крайне уязвимы.
В 2017-2018 учебном году на базе 1 «В» класса МАОУ «Лицей» г. Урюпинска было проведено исследование на предмет занятости школьников во внеурочной деятельности и выявление их интересов. Проведенный опрос показал, что 50%учащихся занимаются в различных секциях дополнительного образования, 40% учащихся в свободное от уроков время смотрят мультфильмы, играют в компьютерные игры, являются пользователями различных социальных сетей, 10% предложили иные варианты ответов. Так как высокий процент респондентов(40%) являлись активными пользователями сети Интернет, в рамках исследования для них была смоделирована проблемная ситуация, показывающая, насколько у них сформированы навыки безопасного поведения в информационной среде. Анализ выхода учащихся из созданной ситуации определил ряд проблем, которые особенно остро стоят педагогическим и родительским сообществом класса относительно взаимодействия младшего школьника с медиа-пространством. Во-первых, отсутствие у детей основ культуры потребления медиа-продукции, которая предполагает критическое отношение к информации полученной из СМИ. Во-вторых, отсутствие качественного медиа-продукта, который рассчитан именно на детей школьного возраста и несет не только научную информацию, но и влияет на духовно-нравственное становление личности ребенка. В-третьих, проблемой является низкая «информационная грамотность» родителей учащихся.
В рамках исследования также был проведён опрос родителей: «Знаете ли Вы, как обеспечить информационную безопасность Вашего ребёнка?» Опрос показал, что 70% родителей нуждаются в дополнительной информации по этой проблеме, 21% - частично осведомлены в этом вопросе, 9%- считают, что имеют достаточно высокий уровень «информационной грамотности», чтобы обезопасить себя и своих детей от негативного влияния медиа пространства. Для повышения компетентности родителей класса в вопросе создания безопасной информационной среды учащихся, проведены: 1. Лекторий на тему «Безопасный интернет» 2. Просмотр обучающих видеороликов «Мы в ответе за тех, кого «подключили»
3. Родительское собрание, на котором присутствовали родители вместе с детьми, где происходило обсуждение вопросов обеспечения безопасного информационного пространства дома, формы родительского контроля и фильтрации контента; вместе с учащимися были выработаны логически обоснованные правила пользования Интернетом и другими медиа источниками.
Конечным продуктом данной работы стали буклеты-памятки, составленные для каждого ученика от лица его родителей. Буклеты «По дорогам Безопасного Интернета» направлены на формирование основ информационной безопасности:
Всегда спрашивай родителей о незнакомых вещах, о которых узнаешь в Интернете. Они расскажут, что безопасно делать, а что нет.
Прежде чем начать дружить с кем-то в Интернете спроси у родителей, как безопасно общаться.
Никогда не рассказывай о себе незнакомым людям. Где ты живешь, в какой школе учишься, номер твоего телефона должны знать только родители и друзья.
Никогда не отправляй свои фотографии людям, которых не знаешь лично. Компьютерный друг может говорить о себе неправду. Ты ведь не хочешь, чтобы у незнакомого человека была твоя фотография, с которой он сможет сделать все, что захочет.
Не встречайся с людьми, с которыми познакомился в Интернете, без родителей. Многие люди выдают себя не за тех, кем являются на самом деле.
Общаясь в Интернете, будь дружелюбен с другими. Не пиши грубых слов -читать грубости так же неприятно, как и слышать. Ты можешь нечаянно обидеть человека.
Если тебя кто-то расстроил или обидел, обязательно расскажи об этом родителям.
Стоит отметить, что проведенная работа была направлена не только на обучение азам «информационной грамотности» учащихся и их родителей, но и на изменение реальности ребёнка в наилучшую сторону, на направление его позитивной энергии в реальный мир, дабы она не была поглощена виртуальным миром компьютера и телевизора. Прежде всего, родители должны быть заинтересованы жизнью ребёнка, замечать его склонности, содействовать в решении его проблем, давать вовремя советы. Кроме того, в семье должны быть психологический комфорт и совместное время препровождения, когда свободное время ребёнка проводится с пользой и интересом. Только тогда можно будет с уверенностью сказать, что ребёнок находится в безопасной информационной среде.
Чульжанова Ольга Сергеевна, Россия, городской округ город Урюпинск, учитель начальных классов 1 квалификационной категории, Муниципальное Автономное Общеобразовательное учреждение «Лицей» городского округа город Урюпинск Волгоградской области, сайт лицея