Индивидуальный учебный проект как элемент исследовательской работы в научно-познавательной деятельности младшего школьника
Индивидуальный учебный проект как элемент исследовательской работы в научно-познавательной деятельности младшего школьника
Опыт работы участия в проектно-исследовательской работе с младшими школьниками на примере учебного предмета "Русский язык" 3 класс в рубрике "Как повысить грамотность школьника"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный учебный проект как элемент исследовательской работы в научно-познавательной деятельности младшего школьника»
14
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 14 города Мариуполя»
(МБОУ «СШ № 14 г.Мариуполя)
Индивидуальный учебный проект как элемент исследовательской работы в научно-познавательной деятельности младшего школьника
подготовила учитель начальных классов
Максимишина Наталья Александровна
2022-2023 уч.г.
Ребенок рождается исследователем. Исследовательская поисковая активность – его естественное состояние. Поначалу главный мотив к исследованию – любознательность. В школе ребенок овладевает инструментами познания и, в сочетании с природной любознательностью, у него будет развиваться исследовательская позиция к миру.
Государственный образовательный стандарт НОО направлен на формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности, навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования. Приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Включая детей в проектную и исследовательскую деятельность, педагоги решают эту важную задачу, поставленную ФГОС. В связи с этим актуальным становится введение в учебный процесс проектной и исследовательской деятельности.
В работе с детьми, безусловно, полезны и проектные методы, и методы исследовательского обучения, а, следовательно, нужно выполнять и проекты, и исследовательские работы. На практике чаще всего они соединяются в проектно-исследовательскую деятельность.
Проектно-исследовательская деятельность – это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Они являются организационной рамкой исследования.
Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Исследование – бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определённой, ясно осознаваемой задачи. Любой проект направлен на получение вполне конкретного задуманного разработчиком результата – продукта, предназначенного для определенного конкретного использования.
Значимой особенностью исследовательской деятельности, существенно отличающей ее от проектной, является то, что исследование может привести к самым разным, иногда и неожиданным результатам – в научной среде говорят: «отрицательный результат, тоже результат». То есть исследователь зачастую не может прогнозировать всех точных характеристик результата своей деятельности, часто не знает, всех сфер, где итоги его работы смогут найти свое практическое применение. Например, ребенок решил узнать, в какой воде лед тает быстрее, в пресной или соленой, провел свое исследование, получил результат. Для чего это делал? Для удовлетворения своих познавательных процессов. Где итог его работы сможет найти практическое применение? Пока неизвестно.
В противоположность исследовательской деятельности результат проектных работ всегда точно определен: трудно себе представить, чтобы проектировщик замыслил произвести автомобиль, а изготовил телефон…Проект направлен на практическое применение.
Итак, в упрощенной форме отличие исследовательской и проектной деятельности можно сформулировать следующим образом: в исследовании обнаруживается то, что уже есть; в проекте создается то, чего нет.
Проектно-исследовательская деятельность школьников исключает пассивную роль ученика, не вписывается в репродуктивные рамки, а является собственно творческой деятельностью. Как отметил американский психолог Карл Роджерс: «Школа должна превратиться из супермаркета где раздают «замороженные идеи», в место где модно искать и самостоятельно находить новые знания». Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научной деятельности в старших классах, вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Роль учителя ненавязчиво заставить и приучить детей работать с разными источниками получения информации, что в наше время очень важно. Дети зачастую читают только учебники, не хотят читать дополнительную литературу, увлекательные художественные произведения. Они увлечены компьютером, Интернет заменил им друзей и реальный мир. Именно поэтому, организовать проектно-исследовательскую деятельность необходимо таким образом, чтоб ребенок начал вступать в живой контакт с людьми, учился общению, научился просить о помощи и предлагать свою посильную помощь другим. Главное заинтересовать маленького исследователя, поспособствовать, чтоб интерес не угас, а результат порадовал ВСЕХ участников учебного процесса.
В проектную деятельность необходимо включать школьников постепенно, начиная с первого класса. Прообразом проектной деятельности для младших школьников становятся проектные задания, применение которых становится возможным, начиная с 1 класса. Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения такой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора или системы заданий и данных, требуемых для их выполнения.
А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика.
Длительность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных заданий целесообразно ограничить одним уроком (в 1 классе), одной-двумя неделями (во 2 классе) и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие.
Необходимо избегать двух крайностей: нельзя полностью предоставлять учащегося самому себе, но и значительно ограничивать его самостоятельность тоже опасно. Большого внимания требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения знаний, необходимых в том или ином проекте, постановки учебной цели по овладению приёмами проектирования. Поэтому без родителей и учителя они не могут обойтись. Но ребенок должен почувствовать, что проект - это его работа. Надо с уважением относиться к идеям ребенка, замыслам, умело подводить его к нужным выводам.
В проектной деятельности выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:
МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП: учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи;
ПЛАНИРУЮЩИЙ — ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП: (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
Важно, чтобы тема проекта вызывала у школьников интерес, была актуальна, соприкасалась с их жизнью и не предполагала наличия готового ответа. Дети должны провести собственное исследование, собрать и проанализировать информацию, самостоятельно сделать выводы. При этом особую ценность представляет не полученный результат, а опыт, приобретенный ребенком в процессе работы.
ИНФОРМАЦИОННО – ОПЕРАЦИОННЫЙ ЭТАП (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП: ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности.
По количеству участников проекты бывают: групповые, коллективные и индивидуальные. Групповые и коллективные проекты получаются особенно удачными. А вот индивидуальные вызывают затруднения у большинства младших школьников. Они требуют активной помощи родителей, но не все мамы и папы готовы после рабочего дня готовить проект. Им проще скачать из интернета уже готовый материал.
Соответственно, для того, чтобы работа была полезна для учителя и интересна для ребенка, следует продумать все до мелочей.
В первую очередь, я, как учитель, должна сама понимать, ЧТО БУДУ ДЕЛАТЬ, КАК ЭТО БУДУ ДЕЛАТЬ, а главное – ДЛЯ ЧЕГО ЭТО БУДУ ДЕЛАТЬ.
Что буду делать? Учить детей самостоятельно добывать, анализировать, классифицировать информацию.
Как буду делать? Вовлекая учащихся в проектно-исследовательскую деятельность.
Для чего? Для улучшения качества образования.
Я, как учитель 3 класса, столкнулась с проблемой формирования и развития у обучающихся умений и навыков эффективного владения русским языком (в устной и письменной форме) в различных ситуациях общения.
Особая проблема - это письменная речь. Дети, не изучавшие русский язык, не владеющие орфографическими навыками, допускают огромное количество ошибок в письменных работах, соответственно мы имеем не очень хороший результат качества знаний.
Как же повысить грамотность школьников? На помощь приходит проектно-исследовательская деятельность. Она не является панацеей от проблемы, а лишь дополняет весь спектр дидактических мероприятий.
Хочется отметить, что организовать и провести проектную деятельность на уроках русского языка очень непросто, а проектные задания, предлагаемые в учебнике, зачастую не у всех детей вызывают интерес. Но повышать грамотность надо. Почему бы не попробовать это сделать с помощью индивидуального учебного проекта.
Предлагаю Вам окунуться в мир младшего школьника, ученика 3 класса, и на себе прочувствовать всю прелесть учебного проекта, осознать, что проектная деятельность актуальна и вполне реализуема даже у младшего школьника, являются отличной предпосылкой для занятий индивидуальным учебным проектом в средней и старшей школе.
Послушайте сказку «Про волшебные конфеты» и скажите, чем помогли волшебные конфеты мальчику.
«В одном городе жил мальчик. Он не любил ходить в школу, и все время старался как-нибудь ее избежать. Он всегда искал причины, чтобы не идти в школу: то живот болит, то голова, то упал и ногу потянул. И совсем не потому, что он не хотел учиться, а просто он все время волновался, что сделает или скажет что-нибудь не так.
Он волновался, пока делал домашнее задание, волновался, когда собирался в школу. А как было трудно и неловко идти в школу! Одежда мешала, во дворе бегали собаки, и надо было переходить дорогу. А в школе было еще хуже: мальчик волновался, когда надо было отвечать у доски, писать контрольную работу или поднять упавшую на пол во время урока ручку.
И так мальчику надоело волноваться, что однажды по пути домой, сел он на скамеечку во дворе и заплакал от досады.
А мимо шел старичок, увидел он плачущего мальчика, подсел к нему и спросил: «Почему ты плачешь?» Рассказал мальчик про свои беды, покачал старичок головой и говорит: «Есть одно средство от твоего волнения – волшебные конфеты. Если съесть одну конфетку и сказать три раза: «Съел конфету, волнения нету», то волноваться перестанешь, и все сразу станет получаться. Только у меня мало таких конфет, но я с тобою поделюсь».
Достал старичок из кармана пригоршню маленьких конфеток в ярких упаковках и дал мальчику, встал и ушел. Долго сидел мальчик на лавочке, смотрел на конфеты и волновался: съесть или не съесть. А потом решился, развернул фантик, положил в рот конфетку, три раза произнес заклинание и пошел домой.
Пока мальчик шел домой, он все время думал о старичке и его конфетах и не заметил, как дошел до дома. И дома сделал домашнее задание быстро и правильно. Мама его похвалила: «Какой ты сегодня молодец». И в школе у него стало все получаться, и друзья появились, весело и легко стало жить мальчику. Но вот беда, конфет все меньше и меньше. Вот и последняя конфета осталась.
Опять сидит мальчик на скамеечке, на последнюю конфету смотрит: оставить ее на контрольную по математике или съесть перед соревнованиями по физкультуре. А тут тот же старичок идет, увидел его мальчик, подбежал:
— Дедушка, а больше нет у вас волшебных конфет?
-Нет, — вздохнул старик, — А тебе они разве помогли?
-Еще как помогли. Как мне без них? Вот — последняя…-Не они тебе помогли, а ты сам. Это обыкновенные конфеты, а ты просто поверил в свои силы, — старик улыбнулся и пошел своей дорогой.
А мальчик с тех пор никогда не волновался по пустякам.»
Беседа с учащимися.
Были ли конфеты волшебными? (Нет)
Могут ли конфеты помочь в учебе?
А нам они помогут! Вы увидите, что с помощью конфет можно стать грамотнее, лучше овладеть русским языком. Не верите? Тогда за работу!
Все любят конфеты? (Да)
Какие конфеты вы любите?
А знаете ли вы их названия? (Не всегда)
Сегодня мы станем настоящими исследователями и узнаем, смогут ли конфеты сделать нас грамотнее, образованнее, какие тайны русского языка скрыты в названиях конфет.
Что вы видите? (Фантики от конфет)
Что написано на фантиках? (Название)
В названиях конфет спрятался вкус, знакомый многим с самого детства, история возникновения, память о приятных моментах, а ещё в названиях спрятались орфограммы русского языка, которые мы изучали на уроках.
Соберем в корзинку конфеты с одинаковыми орфограммами, которые спрятались в их названиях.
(Раздаю каждому корзинку. Конфеты стоят на столах)
Перед вами различные конфеты, посмотрите на них, изучите их названия, постарайтесь узнать орфограммы, которые есть в названиях. Соберите себе корзинку конфет с одинаковыми орфограммами в названиях. Возможно, кто-то захочет поменяться с товарищем, при необходимости. Проверьте содержимое, а на корзинке напишите орфограмму, которая спряталась в названиях конфет.
(Выполняется работа)
Получилось у вас справится?
О результатах вашей работы нам поведают разноцветные шляпки! Откуда они у меня? От старого шляпника! Послушайте сказку…
(Рассказываю сказку о старом шляпнике)
Надевая разные по цвету шляпки, поведаем историю создания наших орфографических вкусных корзинок.
Надевая белую шляпку, расскажем, что надо было сделать
Желтая шляпка расскажет о самых приятных моментах в работе
Красная шляпка выскажет эмоции, которые посещали в работе
Черная шляпка поведает о трудностях, опасностях, проблемах в работе.
Зеленая шляпка, цвета жизни, роста, развития, сообщит о ходе выполнения работы
Синяя шляпка подводит итог выполненной работы.
(надевая по очереди разные шляпки, участники высказываются)
(Учитель благодарит за работу, подводит итог)
Спасибо за работу! Мы провели с вами необычное и очень интересное исследование – нашли орфограммы в названиях конфет, отсортировали, собрали вкусные корзиночки. Теперь мы еще лучше усвоим правописание слов, запомним орфограммы, съедим вкусные трофеи.
Конечно, в практике работы с детьми подобная работа строится иначе. Такое задание целесообразно предлагать в период новогодних праздников, когда у детей обилие конфет и не требует особых материальных затрат со стороны родителей, особенно в наше нелегкое время.
Ребята превращаются в ученых-лингвистов, с помощью фантиков от конфет (сами конфеты, конечно же уже давно съедены), создают свой словарь вкусных слов, оформляя индивидуальную работу по-разному.
Учитель может привести пример, как может выглядеть подобная работа, акцентируя внимание на индивидуальный подход к оформлению. (Книжка, компьютерная презентация, макет, плакат и т.д.)
Учащиеся собирают материал, оформляют работу. По мере выполнения, выбирается день для презентации готовых работ.
Отдельно хочется рассказать о предложенной методике презентации работы с использованием «Шести шляп мышления»
Создатель методики Эдвард де Боно говорил «Без нестандартного мышления и новых концепций движение вперед невозможно». Он предложил приём, который подразумевает выбор лучшего не путем столкновения идей с целью выбора наиболее сильной и жизнеспособной, а их параллельное мирное сосуществование, при котором они оцениваются последовательно, независимо друг от друга.
Прием «шесть шляп мышления» похож на ролевую игру, задача участников которой – посмотреть на проблему с разных позиций.
Так, суть метода заключается в том, что тот, кто в данный момент обдумывает вопрос, мысленно (для подростков и взрослых) или реально (для малышей и начальной школы) надевает на себя головной убор одного из 6 цветов, представленных ниже.
Каждая из этих шляп побуждает человека мыслить с определенной позиции:
Белая шляпа отвечает за факты и вводную информацию. ЧТО ДЕЛАЛ?
Желтая – поддерживающая, вселяет оптимизм и надежду на благоприятный исход проблемы. ЧТО БЫЛО САМЫМ ПРИЯТНЫМ?
Красная – позволяет своему пользователю быть чувствительным и эмоциональным. КАКИЕ ЭМОЦИИ, ЧУВСТВА СОПРОВОЖДАЛИ?
Черная – позволяет мыслителю высказывать свои опасения и предупреждать о рисках. КАКИЕ ОПАСНОСТИ, ТРУДНОСТИ ВСТРЕТИЛИСЬ?
Зеленая – это шляпа творческого человека, который ищет креативные пути выхода из ситуации. Зеленый цвет – цвет жизни, роста, развития. КАК ПРОХОДИЛ ХОД РАБОТЫ?
Синяя – побуждает мыслителя к координации деятельности в группе. КАКОВ ИТОГ, РЕЗУЛЬТАТ, САМОАНАЛИЗ, САМООЦЕНКА.
Метод 6 шляп – это психологическая ролевая игра. Шляпа определённого цвета означает отдельный режим мышления, и, надевая её, человек включает этот режим.
Подводя итог, можно сделать следующие выводы:
Для учащихся: дети совершенствуют знания правил правописания, осознают их применение в реальной жизни, запоминают орфографические моменты, что способствует уменьшению количества допускаемых ошибок, проявляют себя, свои творческие способности, пробуют свои силы.
Для учителя: в интересной, игровой, творческой форме учащиеся учатся выделять орфограммы, обогащают свой словарный запас, формируются устойчивые знания о языке, повышается грамотность, учатся самостоятельной работе, планированию своих действий.
Участие в проектно-исследовательской работе дает учащимся значительно больше, чем положительные оценки, награды. Обучающиеся развивают свои творческие способности, учатся принимать самостоятельные решения, нести ответственность за них, достигают успехи и как следствие, уверенности в себе, своих силах и способностях. Овладение методикой исследовательского познания, решает задачу саморазвития и самореализации индивидуума в течение всей жизни.
В заключение работы хотелось бы привести слова писателя Кларка: «Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!».
Притча о 6 шляпах
В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.
Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зелёной, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.
Первый говорит: «Возьму белую шляпу, так как белый – благородный цвет». «Возьму чёрную,- говорит второй,- строгий стиль меня всегда привлекал». Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвёртый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло и взял жёлтую шляпу. Пятый брат очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как всё меняется, он взял себе зелёную шляпу. А шестой хотел познать всё неизведанное – он выбрал синюю шляпу.
Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.
Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, анализировать факты и события.
Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет.
Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось.
Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным.
Всё, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал.
Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше.
ПРИТЧА О СТАРОМ ШЛЯПНИКЕ
Давным-давно, а может и недавно, жил на свете старый мудрый Шляпник. Из всех земных богатств был у него только лишь цветной фетр. Но у него были золотые руки и прекрасная мудрая душа. Мастер дарил людям нечто большее, чем головные уборы – шляпы, кепки, панамы и чепчики. Просветленными и одухотворенными, решительными и воодушевленными выходили люди из мастерской старого Шляпника, унося свой заказ. Стоит ли говорить, как славился своим умением мастер, как благодарны были ему люди за шляпы, несущие великий секрет великого мастера.
Шли годы. И настало время, когда старый Шляпник покинул этот мир, оставив своим шестерым сыновьям славу великого мастера, мастерскую, обрезки цветного фетра и... шесть разноцветных шляп – белую, черную, желтую, красную, зеленую и синюю. Шляпы были настолько изысканны, что явно должны были принадлежать очень богатому и успешному человеку.
– Наверное, основное отцовское наследство – это те деньги, которые нам заплатит заказчик разноцветных шляп, – решили сыновья мастера. – Должно быть, они стоят очень дорого, и мы будем богаты! Мы разделим деньги поровну и отправимся странствовать по свету, чтобы найти свою судьбу, – планировали сыновья.
Но время шло, а богатый заказчик так и не появился.
– Странно, – размышляли сыновья, – последний заказ мастера должен был бы дорого стоить. Но раз никто за ним не приходит, может, мы оставим эти шляпы себе?
И сыновья решили разделить отцовское наследство между собой.
– Я беру себе шляпу белого цвета, – заявил первый сын. – Она так изящна и восхитительна, что, надев ее, я смогу войти в высшее общество, красоваться на балах и приемах. Я уже не буду чувствовать себя сыном простого шляпника.
– А я выбираю черную шляпу, – сказал второй сын. – Черный цвет подходит к любому костюму. В этой шляпе я буду строг, представителен, элегантен в любой ситуации. Уверен, она принесет мне удачу!
– А я, пожалуй, выберу желтую, – сказал третий сын. – В наших краях так мало солнечных дней, я так скучаю по ним. Желтая шляпа, хоть и требует особого костюма, подарит мне радость солнца и улыбку! А тот, кто улыбается, – счастлив.
– Пусть моей шляпой станет красная! – воскликнул четвертый сын. – Я всегда мечтал выделяться из толпы, мне всегда нравилось, когда на меня обращают внимание. В красной шляпе меня все будут замечать! Меня будут любить женщины!
– Зеленая шляпа так оригинальна! – заметил пятый сын. – Я еще никого не видел на улице в зеленой шляпе, даже на маскараде. Мне кажется, зеленая шляпа сделает меня законодателем новой моды. Мне нравятся неожиданные решения, я беру зеленую шляпу!
– Вы разобрали все шляпы, – молвил шестой сын. – Мне остается только взять синюю.
Странно, но вы освободили меня от проблемы выбора. Я доверился судьбе и получил то, что сам выбрал бы в первую очередь! Проблема выбора... – задумался шестой сын, – надо, пожалуй, поразмышлять об этом.
И вот наследство старого мастера было разделено между его сыновьями. Они заботливо упаковали обрезки цветного фетра, закрыли мастерскую и на заре отправились каждый в свою сторону.
Прошло немало времени, прежде чем, повинуясь какому-то особому внутреннему чувству, сыновья старого мастера опять собрались все вместе под крышей отцовской мастерской. Сидя у огня, каждый из них рассказал свою историю, и все были поражены тому, как наследство Шляпника повлияло на них.
Сын, взявший себе белую шляпу, стал важным человеком, он занимал высокий пост советника в одной могущественной стране. Он был четок и беспристрастен. Излагая историю своей жизни, он перечислял факты и события, опуская свои переживания. Братья дивились таким переменам, но слушали с большим уважением.
Хозяин черной шляпы стал остроумным и язвительным. Рассказывая о людях, с которыми его свела судьба, он метко и красочно описывал их слабости и пороки, создавая гротескные портреты. Казалось, он живет в стране мелочных и туповатых людей, хотя было известно, что жители города, где поселился второй сын мастера, были достойными гражданами. Между тем этот сын Шляпника сделал неплохую карьеру, так как умел предупреждать ошибочные решения местного бургомистра.
Желтая шляпа сделала третьего сына Шляпника неисправимым оптимистом. Оказывается, он живет в лучшем в мире городе, жители которого замечательные люди. Он радуется восходам и закатам, бегает трусцой, разводит цветы и занимается благотворительностью.
Пока братья рассказывали свои истории, только один из них постоянно нетерпеливо вскакивал, то радостно аплодировал, то в отчаянии заламывал руки, то раздраженно бросал свою красную шляпу. Братья наблюдали за ним с интересом – ведь не каждый так эмоционально реагирует на жизненные приключения. Оказалось, четвертый сын Шляпника стал актером, сценическое имя которого всем пятерым было хорошо известно! Хозяин красной шляпы был актером без амплуа. Благодаря своей эмоциональности и чувствительности он гениально играл и драматические, и комические, и трагические роли. Обладатель красной шляпы стал очень знаменитым. Но вот беда, в обычной жизни ему так и не удалось научиться сдерживать свои чувства...
Когда очередь рассказывать историю дошла до пятого сына Шляпника, тот молча разложил на столе фотографии. Братья взглянули и увидели своего брата в обществе знаменитых людей. Вот ему пожимает руку президент сильнейшего государства, вот он дает интервью знаменитому журналисту, вот он участвует в открытии своей выставки... Хозяин зеленой шляпы был знаменит, но скромен. Он был образован в различных областях, прекрасно рисовал, сочинял стихи и музыку. Ко всему, за что он брался, он подходил неожиданно, нетрадиционно. На его счету было немало изобретений в различных областях. Крупнейшие компании приглашали его консультантом, его идеи принесли успех многим людям.
И вот последний из сыновей Шляпника снял свою синюю шляпу. И все братья увидели, сколько знания, мудрости и любви излучают его глаза. Он стал Учителем, многие приходили к нему за советом, а король доверил ему воспитание наследника...
И сыновья старого мастера поняли, какое удивительное наследство оставил им отец. И захотелось каждому снять свою шляпу – ведь она уже многому их научила – и примерить шляпы друг друга. Так они развили в себе новые качества, что позволило им стать счастливыми.
С тех пор прошло много, а может и немного, времени, но разноцветные шляпы переходят из рук в руки, и позволяют себя надевать тем, кто хочет научиться чему-то новому...
Темы исследовательских проектов в начальной школе
Автомобили современные и старинные
Жизнь и гибель динозавров на планете Земля
Мой кот
Барби – взрослая игрушка для детей
Профессии нашей мечты
Корабли
Детские фантазии
Кактус – колючий друг
Магия цвета
Шоколад – вред или польза
Как мультфильмы влияют на психику ребенка
Санкт-Петербург глазами ребенка
Российские железные дороги
Мое увлечение – старинные автомобили
Аквариум и его обитатели
Цветок, поставленный в шкаф, листок на окне, прикрытый на половину
Выращивание кристалла
Полезная вещь для дома
Моя родословная
Профессии наших родителей
Мой город
Мальчики и девочки
Защита поступка
Мой город
Символика нашего класса
Хлеб – всему голова
Почему высохла лужа
Далеко ли от нас до солнца
Новогодняя красавица
Осевая симметрия
Соломенное чудо
Птицы – наши друзья
Здоровый образ жизни
Наш дом. Наш двор
Праздники моей семьи
Генеалогическое дерево моей семьи.
Война и наша семья.
Награда в нашем доме.
Лента времени моей семьи.
Календарь семейных профессий.
Семейные традиции.
Семейные реликвии.
Рассказ моей бабушки. (Письмо внуку).
Как мне выбирали имя.
Спортивная жизнь семьи.
Организация работы строится по правилам «пяти П»:
Проблема. Учитель в игровой форме погружает детей в тему. Затем очерчивается проблема. Ученики выдвигают гипотезу о том, как можно ее решить.
Планирование. Педагог вместе со школьниками формирует задачу, определяется план дальнейших действий, распределяются роли.
Поиск информации. Дети изучают литературу, проводят опросы среди одноклассников, родителей. Полученные данные анализируются, делаются выводы.
Продукт. Результаты оформляются в виде готового изделия. Это может быть поделка, реферат, макет, иллюстрированный альбом, компьютерная презентация, карта, газета, постановка, спектакль, экскурсия, игра.
Презентация. Школьники представляют проекты, рассказывают о проведенной работе, ее результатах. Здесь уместно использование игровых форм.
Иногда выделяют еще одно «П» проекта – портфолио. Это папка, в которой собираются все рабочие материалы, включая черновики и ксерокопии.