Индивидуальная образовательная программа обучения на дому по предмету "Домоводство".
Индивидуальная образовательная программа обучения на дому по предмету "Домоводство".
Поможет учителям, работающим с детьми ОВЗ. Индивидуальная образовательная программа обучения на дому по предмету "Домоводство". 3 класс. Для обучающихся с умственной отсталостью (Интеллектуальными нарушениями). Вариант 2.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная образовательная программа обучения на дому по предмету "Домоводство".»
Индивидуальная образовательная программа обучения на дому
по предмету: «Домоводство»
для обучающегося с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Вариант 2.
3 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Домоводство» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, на основе Адаптированной основной образовательной программы МБОУ «Гимназии №1».
Обучение ребенка с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.
Цель – воспитывать уважительное отношение к трудовой деятельности и к труду взрослых, формировать умения выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с уборкой помещений, с уходом за вещами, включение в процесс сервировки и уборке столов; способы усвоения практического опыта в простых бытовых ситуациях.
Основные задачи:
-формирование умений обращаться с инвентарем;
-освоение действий по уборке помещения и территории, уходу за вещами.
Рабочая программа составлена с учётом особенностей и возможностей овладения учащимися с интеллектуальными нарушениями учебного материала. Учебная программа составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции.
Общая характеристика учебного предмета
Обучение ребенка с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.
Освоенные действия ребенок может в последующем применять как в быту, так и в трудовой деятельности. Так, например, занятия по уборке помещений и территории актуальны для формирования бытовой деятельности детей и перспективны для получения в будущем работы в качестве дворника или уборщицы.
Уроки домоводства создают богатейшие возможности для развития познавательной деятельности и личностной сферы учащихся, так как организация практических занятий, а также экскурсии в магазины, предприятия хозяйственного и бытового обслуживания демонстрируют образцы поведения человека в труде, учат навыкам общения. Очевидно, что ролевые, деловые игры, экскурсии и практические занятия должны включать в себя разнообразные упражнения на закрепление правил этического поведения и этикета, способствовать развитию у воспитанников коммуникативных умений, мыслительной деятельности, общетрудовых навыков.
Учебно-воспитательные задачи на занятиях по домоводству должны решаться в конкретных видах деятельности самих учащихся, организованных учителем на доступных и понятных для них заданиях и упражнениях.
Согласно учебному плану на изучение предмета «Домоводство» при обучении на дому в 3 классе отводится 3 ч. в неделю, 102ч. в год.
Срок реализации программы 1 год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные:
проявляют интерес и положительное отношение к совместным действиям при выполнении обязанностей в жизненно-значимых бытовых ситуациях (сбор на прогулку, переодевание, складывание игрушек в ящик), элементы самостоятельности (берет, удерживает, передает предмет в руки и т.д.).
Предметные:
умение выполнять отдельные действия совместно с учителем и частично самостоятельно,
-умение выбирать предмет (средство) - орудие для использования в конкретной бытовой ситуации (одежду, приборы для еды, приборы для умывания и ухода за лицом).
Базовые учебные действия:
следят за своим внешним видом (умеют пользоваться зеркалом для контроля внешнего вида),
соблюдают правила гигиены и опрятности, овладели простыми культурно-гигиеническими умениями (уход за лицом, за руками, за телом и внешним видом), самостоятельно одеваются, раздеваются, собирают портфель и т.д. в разных ситуациях (в школе и в семье),
пользуются орудиями и средствами для выполнения простых бытовых поручений (веник, губка, лейка, щетки),
ориентируются в простых бытовых ситуациях, связанных с чистотой (гигиеной) и опрятностью, оказанием помощи сверстнику,
владеют элементарными способами сервировки стола.
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ И ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся (с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии) по учебному предмету «Домоводство» в 3 классе проводится на основании выявленных у обучающихся умений в доступной форме по овладению планируемыми личностными и предметными результатами освоения АООП.
Описание процедуры промежуточной и итоговой аттестации
Процедура промежуточной и итоговой аттестации обучающихся проводится учителем класса в режиме текущего урока. В групповом виде работы – учитель контролирует самостоятельность обучающихся при выполнении каждого задания, при необходимости оказывает помощь, показывая образец действия, или совместными действиями.
В индивидуальном виде работы – учитель при необходимости помогает выполнять предметно-практическое действие.
Промежуточная аттестация
Задание 1. «Рукавички».
Цель: выявить умение надевать и снимать рукавички, различать левую и правую руку, оценивать правильность выполнения задания.
Оборудование: различные пары рукавичек (по количеству детей).
Инструкция: учитель просит ребенка просунуть руку в рукавичку.
Умение протягивать руку в рукавичку.
Критерии: 1 балл – не выполнил
2 балла – выполнил с помощью взрослого
3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи
4 балла – выполнил самостоятельно
Результат 1 задания: баллов
Задание 2. «Чистим одежду и обувь»
Цель: выявить умение выполнять последовательно действия в соответствии с речевой инструкцией, выполнять конкретные действия, связанные с уходом за одеждой и обувью.
Оборудование: на вешалке - платье, на подставке - сапожки, на подносе - 2 щетки - одна с ручкой для одежды, вторая (без ручки) - для обуви.
Инструкция: выполнить действия с щеткой для одежды.
Выполнение специфических предметно- орудийных действий.
Критерии: 1 балл – не выполнил
2 балла – выполнил с помощью взрослого
3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи
4 балла – выполнил самостоятельно
Результат 2 задания: баллов
Протокол оценки по 2 заданиям:
№
Наименование
оценка
1
Задание 1. «Рукавички»
2
Задание 2. «Чистим одежду и обувь»
Итого за 2 задания
Сумма баллов
Оценка промежуточных достижений, обучающихся:
2-3 балла – программный материал не усвоен.
4-6 баллов – программный материал усвоен на минимальном уровне.
7-8 баллов – программный материал усвоен на достаточном уровне.
Итоговая аттестация:
Задание 1. «Труд на участке" (коллективные поручения).
Цель: выявить умения пользоваться орудиями хозяйственно - бытового назначения (грабли, веник, лейка, метла, совок, ведро и др.) (по количеству обучающихся), умение взаимодействовать в коллективе сверстников.
Оборудование: инвентарь для хозяйственно-бытового труда.
Инструкция: выполнить действия с лейкой - полить комнатное растение.
Выполнение поручения.
Критерии:
1 балл – не выполнил
2 балла – выполнил с помощью взрослого
3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи
4 балла – выполнил самостоятельно
Результат 1 задания: баллов.
Задание 2. «Чаепитие" (Сервировка стола).
Цель: выявить умение сервировки стола к чаю, умение взаимодействовать в коллективе сверстников, выполнять поручение учителя.
Оборудование: чайный сервиз, салфетки, ложки, тарелки для печенья, сахарница и т.д.
Инструкция: выбрать из группы предметов - приборы для чая (чашка, блюдце, ложка).
Выбрать приборы для чая.
Критерии:
1 балл – не выполнил
балла – выполнил с помощью взрослого
балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи
4 балла – выполнил самостоятельно
Результат 2 задания: баллов.
Протокол оценки по 2 заданиям:
№
Наименование
оценка
1
Задание 1 «Труд на участке».
2
Задание 2 «Чаепитие»
Итого за 2 задания
СУММА БАЛЛОВ
Оценка итоговых достижений, обучающихся:
2-3 балла – программный материал не усвоен.
4-6 баллов – программный материал усвоен на минимальном уровне.
7-8 баллов – программный материал усвоен на достаточном уровне.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основное содержание учебного предмета «Домоводство» включает:
3 раздела:
Культурно-гигиенические навыки.
Ручной труд
Хозяйственно-бытовой труд, труд в природе.
2 направления:
1. Предметы гигиены и самообслуживания, ухода за вещами. Бытовые ситуации (1 полугодие).
2. Предметы уборки и сервировки. Бытовые ситуации (2 полугодие).
Программа «Домоводство» реализуется поэтапно: сначала обучающихся знакомят с предметами, орудиями, средствами и их назначением, затем, создаются ситуации, в которых они овладевают умениями использования изученных предметов, орудий и средств. На начальном этапе обучающиеся приобретают опыт Домоводства относительно себя (направление 1), а затем – относительно окружения (направление 2).
Обучение может проходить в разных формах: на уроках, на индивидуальных занятиях, экскурсиях и прогулках. Для обучающихся реализация программы показана в индивидуальной (надомной) форме обучения.
Направление 1
Предметы гигиены и самообслуживания, ухода за вещами ( 44 часа )
Культурно-гигиенические навыки
Мыло:
- учить пользоваться мылом (жидким: нажимать на носик, выдавливать мыло на ладошку, размыливать обоими ладошками (намыливать лицо), смывать под струей воды; куском мыла: брать в руки кусок мыла, размыливать под струей воды, мыть руки (лицо), смывать под струей воды, класть мыло на место) не мочить одежду, не разбрызгивать воду.
Полотенце:
- учитьбрать свое полотенце с вешалки, насухо вытирать руки (лицо) вешать полотенце на место
Расческа:
- учить выбирать свою расческу (расческа для мальчиков, шетка для девочек)
- расчесываться после прогулки, снятия шапки
Туалетная бумага:
- учить пользоваться туалетной бумагой в туалете (отматывать нужное количество, выбрасывать в мусорное ведро после использования)
Носовой платок:
- учить пользоваться носовым платком (доставать, высмаркиваться, убирать в карман)
Ватные палочки:
- учить использовать ватные палочки в чистке ушей
Ручной труд
Фартук:
- учить брать из шкафа и надевать, завязывать фартук перед началом занятия
белые и цветные хлопчатобумажные, клеенчатые; белые — для накрывания столов к завтраку, обеду, полднику, ужину и последующей уборки; цветные — для ухода за помещением и вещами; клеенчатые — для мытья игрушек и стирки кукольного белья, для работы в уголке природы
Головной убор (косынка):
- учить брать из шкафа и надевать на голову косынку, завязывать ее
Тазик и тряпочки:
- учить мыть парты (столы) – намочить тряпочку в мыльном растворе в тазике, отжать от воды, помыть поверхность стола, прополоскать тряпочку в тазике с водой, положить сушиться на батарею
Хозяйственно-бытовой труд, труд на природе
Уход за вещами и обувью:
- учить выбирать щетку для одежды из предложенных, пользоваться щеткой для одежды (очистить одежду от грязи, дать просохнуть, почистить загрязненное место щеткой для одежды)
- учить пользоваться щеткой для обуви после прогулки (удалить грязь, прочистить щеткой)
- учить мыть обувь губкой, ставить сушиться в отведенное место
Ролик для удаления пыли и ворса:
- учить одевать на ролик сменный блок, водить по одежде убирая пыль и ворсинки, удалять использованную полоску на валике
Резиновые перчатки:
- учить брать из шкафа резиновые перчатки, надевать их перед началом уборки, снимать после окончания уборки (выбрасывать в мусорное ведро если одноразовые)
Хлопчатобумажные перчатки:
- учить доставать перчатки из пакета, надевать их перед началом уборки территории, снимать их после окончания уборки, складывать обратно в пакет
Влажные салфетки:
- учить доставать по одной влажной салфетке из пачки
- учить протирать руки влажной салфеткой
- выбрасывать использованную влажную салфетку в пакет для мусора
Направление 2
Предметы уборки и сервировки ( 58 часов )
Культурно-гигиенические навыки
Салфетки для пыли:
- учить протирать пыль слегка влажной салфеткой с поверхности стола, полки, подоконника, - учить протирать игрушки, детали крупного строителя, детали мягкого модуля со всех сторон влажной салфеткой
Салфетки бумажные:
- учить вытирать руки протирать губы, рот от жира и других пищевых загрязнений.
Сервировка стола:
- учить сервировать стол, расставлять
посуду в определенной последовательности,
знать назначение посуды.
Ручной труд
Швабра:
- учить одевать на швабру тряпку для мытья полов, опускать в ведро с водой, отжимать лишнюю воду с тряпки, мыть пол, периодически намачивая тряпку, снимать тряпку со швабры, полоскать ее в чистой воде, отжимать, вешать сушить на сушилку
Веник и совок:
- учить подметать пол веником, заметать мусор на совок, выбрасывать мусор с совка в корзину для мусора
Хозяйственно-бытовой труд, труд на природе
Тазик для стирки:
- учить наливать в тазик воду, добавлять средства для стирки, стирать тряпочки: намачивать, намыливать, прополаскивать, отжимать, расправлять, аккуратно вешать для просушки.
Лейка:
- учить поливать растение из лейки, правильно её держать (двумя руками за носик и ручку, поливать под листья, приносить лейки, наливать воду в лейки)
Грабли веерные:
- учить собирать листву, скошенную траву, мелкий мусор в одну кучу
Метла пластиковая:
- учить подметать сухую и мокрую листву, снег, грязь, любой грубый мусор
Совок уличный:
- учить заметать на совок мусор, выбрасывать мусор из совка с контейнер для мусора
Тематическое планирование
Домоводство
3 класс, 3ч. в нед., 102ч. в год
№ п/п
Тема
Посещение учителем
Дистанц.
обуч.
Самост.
подгот.
Коррекционная работа
НАПРАВЛЕНИЕ 1
Предметы гигиены и самообслуживания, ухода за вещами. Бытовые ситуации.
( 44 часа )
1
«Кукла Таня
простудилась». Носовые платки.
1
Коррекция мышление на основе упражнений в анализе и синтезе. Формирование навыка самообслуживания
2
«Доброе утро,
расчёска!»
1
Коррекция логического мышления, зрительного и слухового восприятия. Формирование навыка самообслуживания
3-5
«Умывание каждый день». Мыло и полотенце.
1
1
1
Коррекция практических навыков, воспитание аккуратности и самостоятельности.
Формирование навыка самообслуживания
6-8
«Помогаем маме». Мытье парт (столов).
1
2
Коррекция практических навыков, воспитание аккуратности и самостоятельности. Соблюдение последовательности действий при мытье поверхностей мебели
9-10
«Чистим одежду».
1
1
Коррекция логического мышления, зрительного и слухового восприятия. Формирование навыка самообслуживания
11-12
«Чистим обувь».
1
1
Коррекция логического мышления, зрительного и слухового восприятия. Формирование навыка самообслуживания
13-14
«Опрятный
внешний вид».
1
1
Коррекция практических навыков, воспитание аккуратности и самостоятельности.
Формирование навыка самообслуживания
15-16
«К нам пришла
Замарашка». Умывание.
1
1
Коррекция логического мышления, зрительного и слухового восприятия. Формирование навыка самообслуживания
17
«Ушки чистые».
Ватные палочки.
1
Коррекция логического мышления, зрительного и слухового восприятия Формирование навыка самообслуживания
18
«Лесные звери». Пользование туалетной
бумагой.
1
Коррекция практических навыков, воспитание аккуратности и самостоятельности.
Формирование навыка самообслуживания
19
«В гостях у
Варвары-красы, длинной косы».
1
Коррекция логического мышления, зрительного и слухового Формирование навыка самообслуживания восприятия.
20-21
«Чистые столы».
1
1
Коррекция практических навыков, воспитание аккуратности и самостоятельности. Соблюдение последовательности действий при мытье поверхностей мебели
22-24
«Мебель».
1
1
1
Коррекция практических навыков, воспитание аккуратности и самостоятельности. Соблюдение последовательности действий при мытье поверхностей мебели
25-26
«Чистые игрушки».
1
1
Коррекция логического мышления, зрительного и слухового восприятия. Воспитание аккуратности.
27-29
«Уборка
территории».
1
2
Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании. Узнавать и различать инвентарь для уборки.
30-33
«Умывание
каждый день».
2
2
Коррекция практических навыков, воспитание аккуратности и самостоятельности.
Формирование навыка самообслуживания
34-37
«Чистота и порядок». Мытье парт, полочек,
шкафчиков.
2
2
Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании. Узнавать различные виды мебели.
38-40
«Вместе с куклой на прогулку». Чистка одежды и обуви после
прогулки
1
1
1
Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения обобщать. Перечисляют виды одежды с последующим обобщением. Соотносят слова и предметы, находят их на картинках
41-42
«Одежда для прогулки». Подбор одежды по сезону.
1
1
Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения обобщать. Перечисляют виды одежды с последующим обобщением. Соотносят слова и предметы, находят их на картинках, правильно называют их
43-44
Промежуточная
аттестация
2
НАПРАВЛЕНИЕ 2
Предметы уборки и сервировки. Бытовые ситуации. ( 58 часов)
45-46
«Как мы кормим Хрюшу и Степашку». Сервировка.
1
1
Коррекция практических навыков, воспитание аккуратности и самостоятельности. Называть и различать предметы для сервировки стола
47-48
«Угостим куклу».
Сервировка.
1
1
Коррекция практических навыков, воспитание аккуратности и самостоятельности. Называть и различать предметы для сервировки стола
49-50
«Федорино горе».
1
1
Коррекция практических навыков, воспитание аккуратности и самостоятельности.
51-53
«Чистый пол». Подметание веником.
1
2
Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании. Знать способы уборки пола (сухой, влажный), название инвентаря
54-56
«Пол блестит и сверкает». Мытье пола.
1
2
Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании. Знать способы уборки пола (сухой, влажный), название инвентаря
57-59
«Чистая одежда». Стирка одежды для кукол, тряпочек.
1
2
Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения устанавливать общие и отличительные признаки. Учатся наполнять емкость водой, выбирать правильное количество воды
60-62
«Уход за комнатными растениями». Полив цветов, протирание листьев.
1
1
1
Коррекция практических навыков.
Соблюдать последовательность действий. Уметь использовать полученные знания.
63-64
«Как мы кормим Зайку и Мишутку».
Сервировка.
1
1
Коррекция практических навыков, воспитание аккуратности и самостоятельности. Называть и различать предметы для сервировки стола
65-66
«Пыльные полки».
Протирание пыли.
1
1
Коррекция практических навыков, воспитание аккуратности и самостоятельности.
67-68
«А ребята не поросята!» Пользование бумажными салфетками.
1
1
Коррекция практических навыков, воспитание аккуратности и самостоятельности.
Формирование навыка самообслуживания
69-71
«Помогаем маме». Работа с веником и
совком.
1
1
1
Коррекция практических навыков, воспитание аккуратности и самостоятельности. Уметь сметать мусор при помощи веника и совка, высыпание мусора в урну
72-74
«Ждем гостей».
Мытье пола.
1
1
1
Коррекция практических навыков, воспитание аккуратности и самостоятельности. Соблюдение последовательности действий при мытье пола.
75-76
«Маленькие помощники».
Стирка.
1
1
Воспитывать аккуратность, трудолюбие. Прививать навыки самообслуживания. Последовательность проведения стирки, оречевление деятельности
77-78
«Цветы на окне».
Полив растений.
1
1
Коррекция практических навыков.
Соблюдать последовательность действий. Уметь использовать полученные знания.
79-80
«Весна пришла!». Уборка территории.
1
1
Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании. Узнавать и различать инвентарь для уборки.
81-82
«Праздничный
стол». Сервировка.
1
1
Коррекция практических навыков, воспитание аккуратности и самостоятельности. Называть и различать предметы для сервировки стола
83
«Послушные
ребята». Правила поведения за столом.
1
Коррекция практических навыков, воспитание аккуратности и самостоятельности. Правила поведения за столом
84-86
«Уборка после ухода гостей».
Уборка, мытье посуды.
1
1
1
Коррекция практических навыков, воспитание аккуратности и самостоятельности. Уметь убирать с поверхности стола остатки еды и мусора, мыть посуду
87-89
«Помогаем
бабушке». Подметание пола.
1
1
1
Коррекция практических навыков, воспитание аккуратности и самостоятельности. Уметь сметать мусор при помощи веника и совка, высыпание мусора в урну
90-92
«Грязный пол».
Мытье пола.
1
1
1
Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании. Знать способы уборки пола (сухой, влажный), название инвентаря
93-95
«Грязные платочки»,
«Платье запачкалось».
Стирка.
1
1
1
Воспитывать аккуратность, трудолюбие. Прививать навыки самообслуживания. Последовательность проведения стирки, оречевление деятельности
96-97
«Цветы завяли».
Полив, опрыскивание.
1
1
Коррекция практических навыков.
Соблюдать последовательность действий. Уметь использовать полученные знания.
98-100
«Чистота вокруг
школы!»
1
1
1
Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании. Узнавать и различать инвентарь для уборки.
101-102
Итоговая аттестация
2
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Средства обучения:
технические и электронные средства обучения:
автоматизированное рабочее место учителя с программным обеспечением,
аудиомагнитофон, мультимедиапроектор; экран,
мультимедийные ресурсы,
классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц,
цифровые образовательные ресурсы:
Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.);
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com Сеть творческих учителей