В статье говорится о проблеме профессиональной компетентности современных учителей в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности). О том, что она является актуальной в педагогической теории и особенно в практике образования. О том, что использование новых информационных технологий существенно облегчает деятельность учителя:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ИКТ-компетентность совреиенного учителя »
«ИКТ - компетентность современного учителя»
Проблема профессиональной компетентности современных учителей в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности) является актуальной в педагогической теории и особенно в практике образования. В последние годы понятие ИКТ-компетентности часто используется в научно-педагогической литературе и нормативно-управленческих документах. Широкое использование информационно-коммуникационных технологий являются условием выполнения государственного заказа развития образования. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, президентские инициативы, стратегия построения информационного общества в России формируют запрос не только на обновление информационно-образовательной среды общеобразовательных учреждений, но и на эффективное использование её ресурсов. А это невозможно без непрерывного профессионального развития педагогов. Информационно-образовательная среда в этом случае выступает сферой и средством развития их профессиональной компетентности. При этом непрерывное изменение её потенциала требует опережающего развития ИКТ - компетентности педагогов образовательных учреждений.
Конечно же, внедрение и обучение ИКТ невозможно без материально-технической базы. Очень важно, чтобы в школах велась работа по ее улучшению. Мне повезло, я работаю в школе с углубленным изучением информатики, где в каждом классе есть всё необходимое у учителя и ученика.
Одним из основных направлений информатизации образования является использование ИКТ в целях совершенствования различных подходов к обучению, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого в условиях информатизации современного общества.
В соответствие с заказом общества, в котором большая часть информации представлена в электронном виде: учитель должен быть настроен на формирование этой компетентности. В связи с этим учитель сам должен обладать набором определенных ИКТ-компетентностей.
Под ИКТ-компетентностью учителя подразумевается личное качество учителя, проявляющееся в его готовности и способности самостоятельно использовать информационно-коммуникационные технологии в своей предметной деятельности. Процесс формирования ИКТ - компетентности учителя носит развивающий характер.
Использование новых информационных технологий существенно облегчает деятельность учителя:
Во - первых, ведение различной документации (планирования, конспекты занятий, отчеты)
Во - вторых, учитель, используя компьютер, может готовить разнообразные дидактические материалы.
В - третьих, для учителя открывается возможность использование мультимедиа проектора, интерактивных досок, электронных журналов. Немало важную роль занимает использование электронных учебников на уроках, а также внеклассных занятиях. Благодаря интерактивной подачи материала у обучающихся формируется творческий подход к обучению, ученик получает навык самостоятельной работы, повышается уровень восприятия материала, ученик в течение всего урока занимает активную позицию, при изучении любой темы.
В - четвертых, учитель может самостоятельно разрабатывать тесты, контролирующие программы. Для создания тестов педагогу не обязательно иметь глубокие знания программирования, так как многие программы предназначены для создания интерактивных тестов на основе бланков.
В - пятых, использование Интернета открывает широкие возможности перед педагогом:
участвовать в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике;
участвовать в профессиональных конкурсах, онлайновых форумах и педсоветах;
использовать при подготовке к урокам, на факультативах, в проектной деятельности широкого спектра цифровых технологий и инструментов: текстовых редакторов, программ обработки изображений, программ подготовки презентаций, табличных процессоров;
обеспечить использование коллекции ЦОР и ресурсов Интернет;
формировать банк учебных заданий, выполняемых с активным использованием ИКТ;
разрабатывать собственные проекты по использованию ИКТ.
Компьютер – всего лишь инструмент, использование которого органично вписывается в систему обучения, способствует достижению поставленных целей и задач урока. Компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом меняет характер педагогической деятельности. Главная методическая проблема преподавания смещается от того, «как лучше рассказать материал», к тому, «как лучше показать». Как гласит древняя китайская мудрость: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я, возможно, запомню, научи меня – и я пойму, отойди в сторону – и я пойду сам»