kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игры и упражнения для развития речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игры для овладения звуковым составом слова. Игры для развития словарного запаса ребенка

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игры и упражнения для развития речи»


Игры для овладения звуковым составом слова


«Длиннее-короче»

Ребенку предлагают сравнивать слова. Ему говорят: «Я буду называть по два слова, а ты должен сравнить, какое из них длиннее». Особое внимание ребенка обращают на то, что сравнивать надо слова, а не вещи, которые они изображают. Слова для сравнения: стол - столик, карандаш - карандашик, усы - усики, собака - собачка, хвост - хвостик, змея - змейка, червяк - червячок и т.д.


«Чудесный мешочек»

На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенка просят отчетливо произнести их названия, при этом в первый раз он произносит слово так, чтобы наиболее отчетливо прозвучал первый звук (ммашина), а во второй - выделяет голосом последний звук каждого слова (машинаа). Затем все игрушки помешают в мешочек, в который ребенок опускает руку, ощупывает игрушку, называя, определяя первый и последний звук в слове-названии. После того как ребенок назвал игрушку, ее достают из мешочка. Если название угадано верно, ее кладут на левую сторону стола. Если ребенок дал неверное название или ошибся при определении первого (последнего) звука в слове, игрушку помещают на правый край стола. В конце игры подсчитывают количество правильных ответов.


«Подбери слово»

Ребенку предлагают подобрать слова, соответствующие определенным условиям:

1. Подбери слово, чтобы первый звук был р (рама, рак...), а и т.д.

2. Подбери слово, чтобы первый звук был к, а последний ш.

3. Какое слово получится, если к но прибавить один звук (нож, нос...)?

4. Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук у (бумага, луковица, дудочка...).

5. Придумай слово, которое начинается (оканчивается) на такой же звук, как в слове «лягушка», «флаг» и т.д.

6. Назови, какой звук первый (последний) в слове «луч», «сила», «диван» и т.д.

7. Назови все звуки по порядку в словах «небо», «туча», «крыша» и т.д. Какой звук в слове «рыбка» стоит вторым, четвертым, первым, третьим?


«Назови слово»

Ребенка просят назвать как можно больше слов, которые:

• начинаются на звук «А» («Т», «О», «Р», «К» и т.д.);

• заканчиваются на звук «П» («И», «О», «С», «Л» и т.д.)

• в середине которых есть звук «Л» («Н», «Э», «Г», «Б», «Ф» и т.д.).

«Хлоп-хлоп»

Ребенку дают задание:

1-й вариант. Ребенка просят: «Как только услышишь слово, которое начинается со звука с (в, о, г, д и т.д.), сразу хлопай в ладоши». Варианты слов: дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т. д.

2-й вариант. «Как только услышишь слово, в котором есть звук к, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук г - хлопни 2 раза». Варианты слов: корова, кисель, гора, нора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т.д.


«Придумай новое слово»

Ребенку дают задание: «Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Например: «дом» — «дым». Примеры слов: сон, сок, мел, пил.

Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет; изменение последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.


«Закончи слово»

Взрослый называет первый слог и просит ребенка назвать все слова, которые он знает, начинающиеся с этого слога. Например: «ру», «лу», «ба», «го», «ми», «ве», «те» и т.д.


«Кто сильнее?»

Играют несколько человек. Всем участникам раздают равное количество карточек с изображениями букв. Первым начинает тот, у кого карточка с буквой «А». Он кладет ее перед участником, сидящим слева, и произносит: «А», арбуз, что сильнее?» Этот игрок достает любую из своих карточек, например, карточку с буквой «Х», и отвечает: «Х», холодильник, он сильнее, потому что больше и сможет сохранить в себе арбуз». Игрок слева забирает себе карточки, у него очко. Затем берет любую из своих карточек и продолжает игру по часовой стрелке. Если же он не может подобрать подходящий ответ, то карточку оставляет у себя первый игрок. Он и получает очко. Так играют до тех пор, пока не кончатся карточки. Если у игрока карточки с буквами «Й», «Ъ», «Ь», «Ы», то он пропускает ход.


«Буквы вокруг меня»

Ребенка просят назвать все предметы, которые окружают его, подбирая их так, чтобы название соответствовало определенным буквам алфавита. Например: Б - букет, В - ваза, Г - гардероб, Д - диван и т.д. Буквы в алфавитном порядке называются взрослым.


«Найди по букве»

Подбирают несколько картинок, которые нравятся ребенку. Ребенка просят найти на изображении все предметы, начинающиеся на определенную букву. Затем предлагают другую букву.

Вариант игры назвать все находящиеся в комнате предметы, которые начинаются на определенную букву.


«Найди слово с буквой...» Ребенку предлагают следующие задания.

Назови цветы, в названии которых есть звук «р». Назови музыкальные инструменты, которые кончаются на «н». Назови животных, в названии которых есть буква «о» и т.д.


«Цепочка слов». Называется первое слово, например, «лук». Следующий участник игры должен назвать слово, начинающееся с последней буквы предыдущего слова, например «кран». Слова, которые уже были названы, не должны повторяться.


Игры для развития словарного запаса ребенка


«Добавь слово»

Играют несколько человек. Первый называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет это слово и добавляет какое-либо свое, третий повторяет первые два по порядку и называет свое и т.д. до тех пор, пока кто-нибудь не собьется. Игра способствует развитию произвольного внимания и памяти. Рекомендуется повторять ее неоднократно.


«Слово за слово»

Играют несколько человек. Ведущий определяет тему, например: Животные на букву «К». Первый игрок начинает: крокодил. Ребенок должен повторить это слово и прибавить свое, например: крокодил, куница. Следующий игрок добавляет свое слово к предыдущим: крокодил, куница, кот. Таким образом, играют до тех пор, пока кто-нибудь не собьется. Игровыми темами могут быть: растения, предметы быта, предметы мебели, посуда, названия блюд и т.д.


«Словесное домино»

Играют несколько человек. Каждый по очереди произносит любые фразы, но с определенным условием: каждый следующий играющий начинает свою фразу с последнего слова предложения предыдущего игрока. Играют на время - не успевший придумать фразу за определенный промежуток времени выбывает из игры.


«Признаки слов»

Ребенку говорят:

1-й вариант. «Сейчас я буду называть слова, а ты должен рассказать мне, что этот предмет может делать. Например, метель метет, а гром - ?; ветер - ..., а снег - ...; дождь -…, а солнце - ... При каждом ответе ребенка спрашивают: «А что еще делает солнце, ведь оно не только светит?» Ребенок должен подобрать как можно больше слов, обозначающих действие. Эту же игру можно проводить наоборот: «Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?»

2-й вариант. «Назови другой предмет, такой же белый, как снег» (такой же узкий, как лента; такой же быстрый, как речка; такой же круглый, как мяч; такой же желтый, как дыня и т.д.).

3-й вариант. «Сравни по вкусу - лимон и мед, лук и яблоко, по цвету - гвоздику и ромашку, грушу и сливу, по прочности - веревку и нитку, камень и глину, по ширине - дорогу и тропинку, речку и ручей, по высоте - куст и дерево, гору и холм».


«Слова-приятели»

Ребенка просят подобрать синонимы к предлагаемым словам:

1-й вариант. Как можно по-другому сказать о печальном человеке? (Грустный, расстроенный.)

2-й вариант. Каким словом можно заменить слово «конь»? (Врач, лошадь, чашка, пища и т.д.)


«Четвертый лишний»

Ребенка просят определить, какое слово лишнее, не подходящее к другим словам, и объяснить почему:

Грустный, печальный, унылый, глубокий;

Храбрый, звонкий, смелый, отважный;

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

Крепкий, далекий, прочный, надежный.

Если ребенку непонятно значение какого- либо слова, его следует ему объяснить.


«Слова-неприятели»

Ребенка просят подобрать антонимы к называемым словам. Ему дают задание: «Скажи наоборот: холодный, чистый, твердый, толстый, тупой, просторный, мокрый, старший, светлый, враг, верх, проиграть, поднять, зима, завтра, рано, близко, низко, редко, медленно, радостно, темно, сел, взял, нашел, забыл, уронил, насорил, выпрямил, легкий, высокий, больной».


«Нарисуй слово»

Ребенку дается задание: «К каждому из названных мною слов сделайте какой-либо рисунок». Примерный перечень слов:

Грузовик, гнев, веселая игра, наказание, умная кошка, трус, капризный ребенок, хорошая погода, интересная сказка, темный лес, радость, теплый ветер, деньги, день, хороший друг, глухая старушка. После окончания выполнения задания детей по рисункам просят вспомнить, какие слова были названы. Задание можно повторять несколько раз в различное время (с разными словами).


«Составь образ»

Ребенку дают спички. Взрослый диктует слова, а ребенок должен составить из спичек образ, который это слово вызывает (спички можно ломать). По окончании по созданным образам он должен воспроизвести слова. Возможно использование слов: дом, птица, самолет, коробка, ежик, елочка, кораблик и т.д.


«Уменьшение»

Ребенка спрашивают: «Как будет называться маленький предмет?» Пример: «Маленький мяч - это мячик, маленький стол - ..., и так далее».


«Назови детеныша»

Взрослый называет взрослое животное или птицу, а ребенок должен назвать детеныша. Игра проводится в быстром темпе.


«Разноцветные слова»

Ребенку называют какую-либо тему: «Продукты», «Животные», «Птицы», «Плоды» и т.д. Его просят назвать как можно больше цветов, соответствующих данной теме. Например: Продукты - молочный, кремовый, салатный, кофейный; Минералы - изумрудный, бирюзовый, сапфировый, рубиновый и так далее.


«Найди слово»

Ребенку говорят, что есть слова, обозначающие живое, - люди, животные, птицы, а есть слова, обозначающие неживые предметы. Его просят назвать живые слова, затем - неживые.


«Смешные слова»

Играют несколько человек. Ведущий определяет тему, например: только веселые слова, Первый игрок произносит «Смех», второй - «Клоун», третий - «Шутка» и т.д. Играют до тех пор, пока запас слов не иссякнет. Таким образом можно играть в колючие слова, зеленые слова (круглые, холодные, вкусные, твердые и т.д.).


«Магазин»

В магазине несколько отделов: «Посуда», «Мебель», «Орудия труда» и т.д. Ребенок подходит к нужному отделу и «покупает» товар. Он получает товар только тогда, когда он правильно формулирует свою просьбу и правильно называет товар.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Игры и упражнения для развития речи

Автор: Мацагор Наталья Леонидовна

Дата: 08.01.2021

Номер свидетельства: 569546

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "«Игры и упражнения для развития речи детей пятого года жизни» "
    ["seo_title"] => string(73) "ighry-i-uprazhnieniia-dlia-razvitiia-riechi-dietiei-piatogho-ghoda-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "220248"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434554557"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Игры и упражнения для развития речи младших дошкольников"
    ["seo_title"] => string(63) "igry_i_uprazhneniia_dlia_razvitiia_rechi_mladshikh_doshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "512743"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1559151136"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(245) ""Развитие речи в дошкольном возрасте: этапы, типичные проблемы, упражнения" Консультация для родителей по инновационной деятельности"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitiie_riechi_v_doshkol_nom_vozrastie_etapy_tipichnyie_probliemy_uprazhnienii"
    ["file_id"] => string(6) "367300"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1481197107"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Комплекс упражнений для развития ручного праксиса с помощью элементов литотерапии"
    ["seo_title"] => string(85) "komplieksuprazhnieniidliarazvitiiaruchnoghopraksisaspomoshchiueliemientovlitotierapii"
    ["file_id"] => string(6) "304956"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457851480"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsul_tatsiia_dlia_roditieliei_znachieniie_pal_chikovykh_ighr_dlia_razvitiia_ri"
    ["file_id"] => string(6) "454590"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1517734749"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства