kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Игровые приемы работы в процессе подготовки к Всероссийской проверочной работе по русскому языку»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игровые приемы работы для подготовки к ВПР по русскому языку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Игровые приемы работы в процессе подготовки к Всероссийской проверочной работе по русскому языку»»
















«Игровые приемы работы в процессе подготовки к

Всероссийской проверочной работе по русскому языку»















Учитель начальных классов:

Усачёва Любовь Ивановна






2018 год


Добрый день, уважаемые коллеги. Тема моего мастер-класса «Игровые приемы работы в процессе подготовки к Всероссийским проверочным работам по русскому языку».

А начать хочу с анекдота:

«Приходит человек в ресторан, заказывает суп. Получив заказ, клиент подзывает официанта и просит того попробовать поданное блюдо. Официант спрашивает: «Что, холодный?» Клиент говорит: «А Вы попробуйте!» Официант: «Может быть, недосолен? Клиент: «А Вы попробуйте! Наконец официант соглашается: «Ну хорошо! Где ложка?» Клиент: «Вот именно!»

Что же это за «средства учебной деятельности» и «способы усвоения знаний»? Очевидно, это и есть те самые универсальные учебные действия, без которых невозможна успешная учеба, которые, формируясь в процессе учебной деятельности, становятся основой и залогом успеха.

Для того, чтобы проверить как сформированы УУД можно использовать разный инструментарий, но наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий является диагностика. В данном случае это Всероссийские проверочные работы.

Результаты диагностики дают возможность учителю:

- скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса;

- определить, насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов;

- увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого обучающегося.

- неоднократное проведение диагностики даёт возможность отслеживать развитие УУД у каждого обучающегося.

Проанализировав деятельность учащихся на каждом этапе подготовке к впр русского языка можно выделить те универсальные учебные действия, которые формируются при правильной организации деятельности учащихся, а также те методы, приёмы, средства обучения, формы организации деятельности учащихся, которые способствуют формированию УУД.

Какие трудности испытывали младшие школьники при выполнении проверочных работ по русскому языку?

Именно в моем 2 классе в этом году вызвали затруднения задания, в которых нужно было разделить слова на слоги. Это обусловлено тем, что дети не заинтересованы данной темой, им она кажется скучной и не важной… И я решила пробудить в них интерес нестандартным подходом – игрой.

Вашему вниманию предлагаю несколько элементов игр, которые можно включить в любой этап своего урока.

  1. «Составь слово по опорным слогам» - эта игра переключит внимание детей, заставит выполнять анализ и синтез.

  2. Можно использовать во такие раскраски дети очень любят выполнять данные задания – они интересны и познавательны.

Встречались работы, в которых дети не смогли определить верно твердые и мягкие согласные, для устранения пробелов в этой области можно использовать раскраски такого плана.

Трудности возникали в составлении предложения – дети не всегда могут расставить предложения в нужном порядке. Здесь можно использовать игру «Восстанови предложение».

Важно обратить внимание детей на разные варианты расположения слов, выбрать удачные и исключить неудачные варианты.


У меня небольшой опыт работы в школе, но год назад вместе с 4 классом мы впервые писали ВПР.


Как показали результаты проверочной работы по русскому языку, наибольшее затруднение у учащихся вызвали задания, связанные с классификацией частей речи (имя существительное; имя прилагательное; местоимение; глагол) и определением их морфологических признаков.

Каковы же причины этих затруднений?

Это связано с низким (недостаточным) уровнем (к сожалению, иногда и вовсе отсутствием) владения общим способом определения частей речи. Более того, среди причин данных затруднений важно отметить низкий уровень сформированности (либо отсутствие) необходимых универсальных учебных действий, которые включают анализ морфологических признаков; установление их причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, приводящей к верному выбору и т.д.

Обратите внимание на экран, детям можно предложить следующую игру «Узнай слово» - основания для узнавания слова разные: и его лексическое значение, и признаки искомого слова как члена предложения или части речи; они могут быть даны сразу или можно предложить ребятам сформулировать вопросы на узнавание.

Определённые трудности испытывали младшие школьники при работе с текстом, где требовалось определить его тему и главную мысль; разделить текст на смысловые части; составить план; сформулировать вопрос для одноклассников по содержанию приведённого текста.

Я считаю, что для того, чтобы подготовить детей к выполнению проверочной работы нужно вести работу непрерывно.

В первую очередь, на каждом уроке должна быть организована работа с текстом. Например, проектируя урок, учитель в качестве языкового материала использует предложения не разрозненные, а связанные между собой одной темой, которые в конце урока обучающиеся «собирают» в текст. Далее определяют тему, основную мысль текста, придумывают заглавие и т.д. При этом необходима грамотная аргументация всех ответов. Можно усложнить задание, устроив ловушку: в одном из предложений нарушить грамматическую связь по отношению к остальным. Такая работа поможет в дальнейшем избегать грамматических ошибок при составлении собственных текстов.

То есть речь идёт о том, что работа с текстом организуется не только на уроках развития речи – необходимо использовать потенциал любого урока русского языка.

Важное значение для достижения планируемых предметных и метапредметных результатов имеет коммуникативное умение – задавать вопросы. Старайтесь предоставлять такую возможность своим ученикам. Это могут быть вопросы, адресованные и учителю, и однокласснику, и появившейся вдруг на уроке какой-нибудь части речи, и т.п.

Большую ценность имеют языковые разминки: орфографические, морфологические, лексические, морфемные и т.д. – служащие своеобразным прологом к уроку, включающим младших школьников в активную деятельность. Они могут проходить в форме игр:

"Узнай слово" (основания для узнавания слова разные: и его лексическое значение, и признаки искомого слова как члена предложения или части речи; они могут быть даны сразу или можно предложить ребятам сформулировать вопросы на узнавание);

"Найди по признакам" (ищем и звук, и слово, и предложение);

"Третий лишний" (огромное количество вариантов для основания поиска);

" Диктант-кроссворд" (позволяет оценить и орфографическую, и лексическую грамотность);

"Собери слово" (например: возьми приставку от слова «безоблачный», корень у слова «бережок», добавь суффикс от слова «соседний» и окончание от слова «прекрасное»)";

"Собери предложение" (можно предложить по аналогии с предыдущим заданием, только заимствовать члены предложения; можно задать другой контекст);

"Восстанови …" (работа и со звуком, и с буквой, и со словом, и с предложением, и с текстом, и с алгоритмом, и т. д.).

За этими незамысловатыми играми скрыта колоссальная возможность для развития предметных и метапредметных умений младших школьников.

-Ну и, конечно же, нельзя не сказать об электронных образовательных ресурсах, конечно наши школы не достаточно оснащены тех.оборудованием, чтобы мы на каждом уроке могли работать с ИКТ, но надеемся, что в перспективе ситуация изменится в лучшую сторону.

Я хотела бы Вам продемонстрировать элемент интерактивной игры по русскому языку, созданной в форме тренажера по подготовке к ВПР.

И ещё один важный аспект в подготовке к ВПР - работа над ошибками: не формальная, а содержательная работа, направленная на исследование ошибки, на поиски её причины. Результат возможен только тогда, когда ученик проанализирует, как действовал он, и сопоставит с тем, как надо было действовать (с определённым способом действия). То есть найдёт причину допущенной ошибки и попытается ответить на вопрос: как избежать ошибки. Организованная таким образом работа помогает младшему школьнику вспомнить нужное правило, необходимую последовательность действий (алгоритм); учит задумываться над причинами ошибок, что помогает избегать их в будущем. Эта работа выполняется дома, самостоятельно, взамен подчас бессмысленной традиционной домашней работе, когда ученик вынужден выполнять заданное учителем упражнение, точь-в-точь повторяющее те, с которыми он успешно справлялся на уроке, и не помогающее в продвижении в отличие от исследования собственных ошибок.

Предложите ребятам работать над ошибками, используя следующую таблицу1.


Слово, словосочетание, предложение, в котором сделана ошибка

Причина ошибки

Как избежать ошибки

Решение похожей орфографической, пунктуационной задачи

Как действовал я (ученик)

Как надо было действовать

Почему я (ученик) ошибся


Сначала ребята осваивают способ заполнения таблицы в совместной деятельности, впоследствии проводят индивидуальное исследование своих ошибок.

Рассмотрим на конкретном примере возможный вариант анализа ошибки.




Слово, словосочетание, предложение, в котором сделана ошибка

Причина ошибки

Как избежать ошибки

Решение похожей орфографической, пунктуационной задачи

Как действовал я (ученик)

Как надо было действовать

Почему я (ученик) ошибся

ответешь

1. н.ф. - отвечать

2. на -ать

3. не искл. (гнать, дышать, слышать, держать)

4. 1 спр.

5. -ешь

1. н.ф. (что сделать?) -ответить

2. на -ить

3. не искл. (брить, стелить)

4. 2 спр.

5. -ишь

Не задал вопрос

Учиться задавать вопрос к начальной (неопределённой) форме глагола

Прибав..шь - что сделаешь?

1. н.ф. - что сделать? - прибавить

2. на -ить

3. не искл. (брить, стелить)

4. 2 спр.

5. - ишь


Представленный способ работы над ошибками обеспечивает и овладение учащимися диагностико-коррекционными действиями, и позитивным личностным отношением к ним.


Таковы некоторые проблемы выполнения Всероссийских проверочных работ и возможные пути их решения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В конце выступления я хочу, чтобы вы немного отвлеклись от серьезных тем и остановили свой взор на себе. Я предлагаю вам небольшой символьный тест, который покажет качества, помогающие или мешающие в становлении нас как инноваторов.

"Символьный тест"

Инструкция: "Посмотрите на эти пять фигур, и выберите фигуру, которая вам нравится больше всего.

Квадрат удобнее всего чувствует себя в стабильной обстановке, предпочитает чёткие указания, что делать. Он консервативен и любит, чтобы всё было упорядоченно и регулярно. Когда ему дают задание, он работает над ним до завершения, даже если это монотонная, тяжёлая работа в одиночку.

Прямоугольник также любит систему и равномерность. Но он скорее устанавливает её с помощью организации, собраний, комитетов и т. д. Всё должно делаться правильно, с учётом всех правил и норм. Когда ему дают задание, он начинает его организовывать, делая всё, чтобы оно выполнялось как можно систематичнее.

Треугольник ориентирован на цель. Он получает удовольствие от планирования чего-то и достижения плана. Его побуждает к действиям то, чего он достигнет. Он часто обращает внимание на большие долгосрочные дела, но может забывать о деталях. Когда ему дают задание, он устанавливает цель и разрабатывает план её достижения. Ориентирован на цель.

Круг дружелюбен и общителен; никаких острых углов. Он справляется с делами, разговаривая о них и сглаживая взаимоотношения с каждым. Общение для него прежде всего, и он делает всё для того, чтобы сохранялась гармония. Когда ему дают задание, он его с кем-то обсуждает.

Волна нестандартная и творческая. Ей лучше всего делать в основном что-то новое и разнообразное, ей надоедает размеренность. Когда перед ней ставят задачу, у нее возникают блестящие идеи.

Закончить хотелось бы словами древнего мыслителя Конфуция: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем». Поэтому определяясь с целями, оглянитесь на то, что уже сделано.


Если вы хотите добиться в этой жизни чего-то значительного, недостаточно просто действовать – надо еще и мечтать; недостаточно просто планировать – надо еще и верить.

(А.Франс)

Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять.

А свой мастер – класс я хочу завершить словами И. Беляевой о том, в чём состоит рецепт счастья

«Рецепт счастья»


Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предложите каждому, кто встретится на своем пути.

Спасибо за внимание!





1.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Усачёва Любовь Ивановна

Дата: 01.11.2018

Номер свидетельства: 483199


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства