kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игры и упражнения на развитие дыхания для обучающихся с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка игр и упражнений на развитие физиологического дыхания для обучающихся с ОВЗ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игры и упражнения на развитие дыхания для обучающихся с ОВЗ»

Проскурякова Е.В.

учитель начальных классов

Колеганова О.В.

учитель-логопед

МБОУ «Школа №7 для

обучающихся с ОВЗ»


Игры и упражнения на развитие дыхания

для обучающихся с ОВЗ

Правильное речевое дыхание у детей обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Такие несовершенства речевого дыхания учащихся с ОВЗ, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Приступая к развитию у ребенка с ОВЗ речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении. Во время проведения игр необходим постоянный контроль правильности дыхания.

Параметры правильного ротового выдоха:

- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";
- выдох происходит плавно, а не толчками;

- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;
- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

При проведении игр, направленных на развитие дыхания у детей с ОВЗ, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями. Перечисленные ниже игры и упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.

Игры и игровые упражнения:


1.«Осторожные птицы»

Цель: Развитие силы выдоха.

Описание: учитель рассказывает детям о том, что птицы очень осторожны. У них есть вожак. Он следит, не грозит ли им опасность. В случае опасности вожак пронзительно кричит и вся стая поднимается в воздух.

Дети выбирают вожака. Остальным детям раздаются дудочки и предлагается негромко в них подуть. Дети изображая птиц, ходят по «лужайке», вожак внимательно следит, нет ли опасности. Вдруг вожак подает тревожный сигнал (сильно дует в дудочку) и птицы улетают.

Рекомендации: дуть надо спокойно, не напрягаясь, ровно, не заглушая друг

друга.


2.«Узнай цветок».

Цель: развитие глубокого выдоха.

Описание: учитель вносит цветы. Дети вспоминают их названия и поочереди нюхают цветы. После этого педагог прячет букет, дети закрывают глаза и им предлагается понюхать один цветок из всего букета. Если ребенок правильно определяет – он становится ведущим.

Рекомендации: Необходимо, чтобы нюхая цветок, дети делали глубокий вдох, не поднимая плеч, затем медленный плавный выдох. Цветы можно заменить листьями (смородины, тополя, черемухи), ягодами.


3.«Чья птица дальше улетит?»

Цель: Развитие длительного плавного выдоха.

Описание: Фигурки птичек, вырезанные из тонкой бумаги и ярко

раскрашенные, ставят на стол у самого края. Учитель вызывает детей попарно. Каждый ребенок садится напротив птицы. По сигналу «Полетели !» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят, чья птичка дальше улетит (проскользит по столу).

Рекомендации: продвигать птичку можно на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя.


4.«Капитаны»

Цель: формировать умение чередовать длительный плавный и сильный выдох.

Описание: дети сидят большими полукругом. В центре на маленьком столе

стоит таз с водой. Педагог предлагает покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краю таза. Чтобы кораблик двигался нужно на него подуть. Дуть надо на него не торопясь, сложив губы, как для звука – ф- . Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетел сильный ветер. «П–п- п» - губы складываются, как для звука – п -. Или дуть, вытягивая губы трубочкой, но не надувая щек.

Рекомендация: вызванный ребенок дует, сидя на придвинутом к столу стуле. При повторении упражнения необходимо пригнать кораблик к определенному месту.


5.«Пузырь»

Цель: развитие длительного и плавного выдоха.

Описание: дети стоят тесным кругом, имитируя пузырь. Затем, повторяя

за педагогом: «Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся», дети поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу «Пузырь лопнул!» дети идут к центру круга, произнося – с-с-с или ш-ш-ш-, подражая выходящему воздуху.

Рекомендации: после сигнала: «Лопнул!», надо следить, чтобы дети не бежали, а шли (воздух медленно выходит: -с-с-с- или -ш-ш-ш-)


6.«Что мы видели – не скажем, а что делали покажем»

Цель: развитие дыхания.

Описание: выбирают водящего. Он выходит за дверь. Остальные дети договариваются, что они будут выполнять. Потом приглашают водящего. Он говорит: «Здравствуйте, дети! Где вы были? Что вы видели?»

Дети хором отвечают:

«Где мы были - мы не скажем, а что делали – покажем».

Дети могут:

- лепить снежную бабу, а потом греть озябшие руки.

- раздувать угасающий костер.

Дети садятся на корточки вокруг костра и дуют (набрать воздух через нос и медленно выдыхать через рот, надувая щеки).

- надуть шары (дети надувают воображаемые шары).

- пилить дрова (дети стоят парами, скрещивают руки и имитируют

пилку дров: руки на себя вдох, от себя – выдох).

- рубить дрова – поднять сцепленные руки над головой – вдох,

опустить вниз – выдох.

- нюхать цветы.

- задуваем свечку.

7. «Чей пароход лучше гудит?»

Цель: развитие длительного плавного выдоха.

Описание: Каждому ребенку дается чистый пузырек. Педагог по очереди вызывает детей, а затем предлагает подуть как пароход.

Рекомендации: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд.



8. «Надуй шарик».

Цель: развитие сильного плавного выдоха.

Описание: Детям раздаются хорошо промытые надувные шары. Они должны их надуть, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки.


9.«Дождик»

Цель: развитие сильного плавного выдоха.

Описание: закрепить на подвешенной горизонтально нити несколько разноцветных лоскутков ткани, или приклеить к тучке ёлочный дождик. Держать тучку перед лицом ребёнка, на расстоянии 10-15 см. Предложите ему подуть на висящие разноцветные ленточки.

Рекомендации: при этом важно следить, чтобы ребёнок стоял прямо и дул, используя один длинный выдох, не добавлял воздух порциями.


10.«Сдуй снежинку» (бабочку, и т.д)

Цель: развитие сильного плавного выдоха.

Описание: Предложить ребёнку сдуть бабочку, снежинку из тонкой бумаги со стола, или бумажного цветка.

Рекомендации: чтобы усложнить задание можно предложить сдувать со стола, устраивая соревнование.


11. «Карандаши-спортсмены»

Цель: развитие сильного плавного выдоха.

Описание: Положить на столе два карандаша разного цвета. Обозначить линию старта, на которой находятся карандаши, и финиш, куда должны «прибежать» карандаши в процессе марафона. Дуя на карандаш по очереди с другим игроком, передвигать их по направлению к финишной линии.


12. «Листопад»

Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.

Описание: педагог выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень.

- Представьте, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер - разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер - подуем на листья! (Педагог вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу).

- Все листики на земле... Давайте соберем листочки в ведерко. Педагог и дети собирают листочки. Затем игра повторяется снова.

Рекомендации: следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись.


13. «Вертушка» (Мельница).

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки. Покажите, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

Рекомендации: следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись.



14. «Покорми животных»

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: легкий пластмассовый шарик, образцы мордочек животных с прорезями, вместо рта.

Ход игры:  Поставить на стол плоскостную мордочку животного, на расстоянии 30-40 см от ребёнка. Затем возьмите шарик и положите на стол перед ребёнком.

- Надо дуть на шарик так, чтобы он укатился и попал в рот животному.

Дуть нужно сильнее.

Рекомендации: Дуть нужно сильнее.


15. «Воздушный шарик»

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Ход игры: Повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку.
Возможен более сложный вариант игры. Подбросьте воздушный шарик вверх. Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол.


16. «Мыльные пузыри»

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: пузырек с мыльным раствором, рамка для выдувания пузырей, трубочки различного диаметра - коктейльные, из плотной бумаги, пластиковая бутылка с отрезанным дном.

Ход игры: Предложить детям игру с мыльными пузырями, выдуть пузыри самостоятельно. Следует учесть, что выдувание мыльных пузырей часто оказывается довольно трудной задачей. Постарайтесь помочь ребенку - подберите разные рамки и трубочки, чтобы ребенок пробовал и выбирал, с помощью чего легче добиться результата. Можно самостоятельно изготовить жидкость для мыльных пузырей: добавить в воду немного жидкости для мытья посуды и сахара.

Рекомендации: Не забывайте следить за безопасностью ребенка - не позволяйте пробовать и пить жидкость.


17. «Музыкальный пузырёк»

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: чистый стеклянный пузырёк.

Ход игры: Педагог показывает детям пузырёк и предлагает игру.

-Сейчас я вам покажу фокус! Вот такой музыкальный пузырёк - гудит как труба. (Педагог подносит пузырек к губам, дует в горлышко, извлекая из него звук.) Затем предлагает одному из детей подуть в другой пузырек. Рекомендации: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Дуть следует несколько секунд, не напрягаясь. Так как в игре необходимо использовать стеклянные пузырьки, в целях безопасности игра проводится индивидуально.


18. «Весёлые пузыри»

Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.

Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра.

Ход игры: В стакан, наполовину наполненный водой, опустить коктейльную трубочку и подуть в нее - пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть.

Если дуть слабо - получаются маленькие пузыри. А если подуть сильно, то получается целая буря.

Рекомендации: По "буре" в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. В начале занятий диаметр трубочки должен быть 5-6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки.


19. «Гудок»

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: свистки.

Ход игры:  Предложить детям посвистеть как клоуны в гудок

Рекомендации: обратить внимание, чтобы дети дули не напрягаясь, не переутомлялись. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе.


Использование предложенных игр и упражнений способствует развитию физиологического дыхания обучающихся с ОВЗ, это положительно скажется на развитии речевого дыхания.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Игры и упражнения на развитие дыхания для обучающихся с ОВЗ

Автор: Проскурякова Елена Валентиновна, Колеганова Ольга Владимировна

Дата: 08.10.2017

Номер свидетельства: 431253


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства