«Игровые приёмы на уроках чтения и развития устной речи на основе изучения окружающей действительности у обучающихся с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями»
«Игровые приёмы на уроках чтения и развития устной речи на основе изучения окружающей действительности у обучающихся с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями»
Использование игровых методов и приёмов на уроках чтения и развития речи для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Игровые приёмы на уроках чтения и развития устной речи на основе изучения окружающей действительности у обучающихся с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями»»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат № 92»
Доклад по теме:
«Игровые приёмы на уроках развития устной речи на основе изучения окружающей действительности у обучающихся с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями»
Выполнила:
Учитель 3 «а» класса
Сухова Анна Викторовна
2017 г.
Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в разговор с окружающими, он может понятно выражать свои мысли, желания, задавать вопросы, делиться впечатлениями. Неясная речь ребёнка весьма затрудняет его взаимоотношения с окружающими. Поэтому необходимо, чтобы дети научились говорить правильно и внятно.
Нарушение речи- это отклонение от нормы, общепринятой в языковой среде. Недостатки речи часто отображаются на характере ребёнка- он чувствует себя неуверенно, становится застенчивым, мучительно переживает насмешки товарищей.
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребёнка с его ростом и развитием. Невозможность полноценного речевого общения, бедный словарный запас отражаются на формировании самосознания и самооценки ребёнка. У детей могут возникнуть замкнутость, неуверенность в себе, негативизм.
Содержание развития речи с умственно отсталыми детьми имеет свою специфику. Она состоит в том, что нарушения речи сочетаются с умственной недостаточностью.
Индивидуальное обучение ставит перед собой задачу создать каждому ребёнку оптимальные условия для обучения.
Интеллектуальное недоразвитие ведёт к более позднему формированию фонематического слуха, восприятия и понимания текста.
Анализируя речевую деятельность умственно-отсталых детей, следует отметить, что техникой чтения они овладевают долго и с трудом, читают медленно. Длительное время отмечаются дефекты в слоговом чтении: несколько раз повторяют первый слог, пропускают звуки, слоги.
Фонетические недостатки речи затрудняют овладение грамотой, усугубляют нарушения интеллектуального и эмоционального развития, отруцательно влияют на все стороны личности ребёнка. В процессе учебной, логопедической и специально организованной коррекционно-воспитательной работы у учащихся развиваются как отдельные функции, так и виды речи.
На основе речевого опыта ребёнка с помощью системы специальных упражнений создаются необходимые условия для углублённой работы над словом.
Предполагаемая последовательность упражнений даёт возможность логопеду и учителю формировать у ребёнка ряд мыслительных операций над словом, развивать внимательное отношение к речи.
Для развития речи и осмысленного чтения использую интересные короткие тексты, напечатанные крупным шрифтом.
Большие возможности для развития речи учащихся представляют уроки развития устной речи на основе изучения окружающей действительности. Активный словарь обогащается словами, связанными с формированием знаний
Вся работа должна быть построена так, чтобы на любом уроке развивать мыслительные и речевые способности.
Таким образом, под влиянием школьного обучения речь умственно отсталых детей начинает успешно развиваться.
Игра «Путешествие»
Цели и задачи игры: активизация словарного запаса; актуализация семантических смысловых полей; развитие воображения и пространственных представлений; связной речи; мотивации к словесному творчеству; закрепление понятий о частях речи и их дифференциация.
Возраст: 6–10 лет.
Количество играющих: 2–10 человек.
Правила игры. Учитель-капитан (командир, машинист, летчик и т.д.) предлагает детям занять места в подводной лодке (корабле, поезде, самолете и т.д.).
Учитель. Мы отправляемся в подводное путешествие на самое дно теплого моря. Здесь довольно мелко и все освещено лучами солнца. Вы чудесным образом превращаетесь в прекрасные раковины-жемчужницы. Вокруг вас много интересного и красивого. Опишите, что вы видите.
Старайтесь увидеть и назвать как можно больше. Выиграет самый внимательный, назвавший много слов, после которого остальным уже нечего добавить.
Усложнение 1. Вы видите живые и неживые существа. Все они что-то делают. Вы видите и чувствуете действия. Назовите как можно больше действий.
Дети называют глаголы.
Усложнение 2. А теперь постарайтесь назвать как можно больше признаков тех животных, растений и предметов, которые вы увидели. Какие они?
Дети называют прилагательные, даже если они еще не знают, что это такое.
Усложнение 3. Опишите увиденное и услышанное.
Дети описывают увиденное или услышанное вокруг полными простыми предложениями.
Дополнение. Можно отправиться в горы, подмосковный или тропический лес, деревню, космос, пустыню, зоопарк, цирк и т.д. Можно и самих детей спрашивать, куда бы они хотели отправиться в следующий раз.
Интересно брать с собой в путешествие волшебную палочку, которая может превращать больших зверей и птиц в маленьких и наоборот. Таким образом удобно и весело заниматься суффиксальным словообразованием, решать другие развивающие и образовательные задачи.
Желательно проводить игру на ковре, уходя от стандартной ситуации урока. Можно идти в путь паровозиком, гудеть, пыхтеть, петь, декламировать.
Большая игра «Экспедиция»
В большую игру входят несколько маленьких игр, которые можно ситуативно использовать отдельно или в комплексе с одной-двумя любыми другими играми.
Цели и задачи большой игры: развитие воображения, умения принимать игровую ситуацию и правила, социально взаимодействовать с игроками, понимать переносный смысл пословиц и фразеологизмов; активизация и расширение словарного запаса; закрепление и развитие звуко-буквенного анализа.
Инструкция
Учитель. Ребята, мы отправляемся с вами в неведомую страну, в которой нас ждут приключения, испытания и открытия. Чтобы пройти успешно весь путь и не потеряться, чтобы добыть клад и справиться с трудностями, нужно быть внимательными, наблюдательными и смелыми.
Испытание «Стражи ворот». В волшебную страну войдут только те, кто сможет разгадать и прочитать полезные советы, составленные стражей для странников. Советы перепутаны предыдущими путниками: начало на одном листке, продолжение на другом. Без полезных советов и правил можно заблудиться в волшебной стране.
Дети получают конверт, в котором в беспорядке находятся разрезанные на части пословицы и фразеологизмы. Они восстанавливают фразы и объясняют их значение.
Семь раз отмерь... Найдешь за семью... Иди семимильными... Лук... Семеро одного... Будь семи пядей... Сам погибай... Работай до седьмого... Знай: семь бед... Не доверяй седьмой воде... Не заговаривай... За двумя зайцами погонишься...
...не ждут ...на киселе ...а товарища выручай ...пота ...ни одного не поймаешь ...от семи недуг ...зубы друзьям ...во лбу ...шагами ...один отрежь ...печатями ...один ответ
Испытание «Быстрый ответ», или «Во власти буквы М».
Мы попали во власть буквы М (можно работать с любой часто употребимой буквой – к, р, н, т и пр.). Нужно быстро отгадать, какие деревья, цветы, ягоды, овощи растут здесь, какие летают птицы, бегают звери, какая река течет и какой стоит город.
На доске или листе бумаги:
Зверь
Птица
Река
Дерево
Город
Овощ
Цветок
Ягода
Дети придумывают:
М
мышка
малиновка
Москва
манго
Мадрид
морковь
маргаритка
малина
К
кошка
кукушка
Каменка
клен
Клин
кабачок
календула
клубника
О
осел
орел
Ока
осина
Омск
огурец
одуванчик
облепиха
Выигрывает тот, кто придумал больше названий. Взрослый может помогать в затруднительных случаях. В одной игре участвует только одна буква.
Испытание «Переправа» («Слово за слово»). Мы находимся перед широкой, глубокой и стремительной рекой. Переплыть ее нет никакой возможности, нет ни лодки, ни сил. Но мы можем построить мост. Материалом нам послужат слова. Они должны быть достаточно длинными, обозначать предметы или явления. Последний слог каждого слова должен быть первым слогом следующего слова.
Дети составляют цепочку слов. Например: море – река – карта – тарелка – каша – шапка и т.д., и так переправляются через опасную реку. Дети, придумавшие больше слов, отмечаются педагогом.
Испытание «Разведчики» («Назови целое»). Мы находимся в необычном лесу. В нем среди деревьев видны только непонятные части каких-то предметов. Что это? Если вы, как разведчики, отгадаете по части целый предмет, мы сможем отправиться дальше.
Детям показывают картинки или просто называют слова:
Дети отгадывают, и команда отправляется дальше. Самые активные отмечаются педагогом.
Испытание «Клад» («Зашифрованные слова»). Теперь мы находимся на вершине горы. Здесь среди корней деревьев и камней мы видим сундучки (коробочки), наверное с сокровищами. Открыть их можно, только отгадав зашифрованные слова. Дети отгадывают пароли, состоящие из трех согласных, которые можно переставлять местами, добавлять к ним любые гласные и удваивать, если нужно, согласные. Сундучки открываются, а там могут быть разные привлекательные вещи (картинки с нужными вещами, что-то вкусное, наклейки для стимуляции детской активности и прочее – по усмотрению педагога).
Примерный набор шифров
С, М, Л
солома, масло, салями, смола
Д, Р, Н
народ, донор, родина, рондо
К, Р, Л
коралл, крыло, король
Р, М, Т
март, мотор, метро
Испытание «Алфавитный завтрак». Мы уже давно путешествуем, пора перекусить. Но на нашей остановке все блюда могут быть съедены только в алфавитном порядке, так как мы на поляне Алфавитии. У нас на столе продукты. Назовите их в алфавитном порядке. (Можно завтрак заменить, например, зоопарком: анаконда, броненосец, варан, гепард, дикобраз, еж …) Выигрывает ребенок, назвавший последнее слово.
Испытание «Приключение». На этой остановке нам предстоит придумать фантастический рассказ о приключениях в волшебной стране придуманных героев. Помогут в этом помощники-вопросы. Отвечая на них, мы можем придумать веселую и интересную историю.
На доске:
1. Кто да кто?
2. Где?
3. Когда?
4. Что делали?
5. Зачем?
6. Кто помогал?
7. Что из этого вышло?
8. Что теперь делать?
9. Какой из всего этого можно сделать вывод?
Дети пишут ответы на вопросы по очереди на одном листе бумаги, но так, чтобы их ответов не видели другие игроки. Затем лист разворачивается, и учитель читает весь рассказ о приключении.
Окончание экспедиции. Игра «Угадай слово». Наша экспедиция подходит к концу. Мы стоим перед воротами волшебной страны. Для того чтобы выйти в ворота и вернуться в обычную жизнь, нужно отгадать слово, спрятанное в гирлянде над воротами.
В первый флажок впишите букву м.
В третий слева флажок впишите букву, стоящую перед буквой м.
В последний флажок – первую букву алфавита.
В пятый с начала ( он же пятый с конца) впишите д.
Во второй с конца – букву, стоящую в алфавите после первой буквы этого слова.
В предыдущую – букву и.
Между буквами д и и впишите букву, обозначающую всегда мягкий согласный звук.
(Ответ: молодчина.)
Игра «Давайте говорить друг другу комплименты»
Цели игры: активизация словарного запаса; закрепление умения подбирать имена прилагательные; развитие внимания; тренировка памяти; развитие социальных коммуникаций.
Инструкция
У. Представьте себе, что мы находимся в стране ласковых слов. В этой стране есть король (королева), он не берет со своих подданных налоги деньгами или продуктами. Но каждый гражданин страны раз в год приносит в дар королю (королеве) ласковые, приятные слова. А король, сидя на троне, с удовольствием слушает и принимает дары. Тот, кто последним скажет королю, какой он, и никто не сможет добавить после него ни одного слова, получает особую награду.
Дети по очереди занимают трон и «принимают дары.
Варианты игры
– Комплименты передаются по кругу в свободном порядке. Можно сопровождать передачу слова передачей свечи или мяча. Ребенок, получивший комплимент, придумывает свой и дарит его другому ребенку. Побеждает также тот, кто назовет комплимент (положительное человеческое качество) последним.
– Дети по цепочке говорят комплимент, но при этом повторяют все названные до них слова.
– Дети на листочках (индивидуально или в группе) записывают комплименты. Потом подсчитываются все слова с учетом (или без учета, на усмотрение учителя) орфографических ошибок и называются победители. Побеждает тот, кто подобрал больше комплиментов-прилагательных.
– Учитель вывешивает на доске «портрет» – картинку с изображением объекта, к которому обращены комплименты. Например, картина зимней или весенней природы и т.д.
Игра «Пятый лишний» (или, в зависимости от количества участников, шестой, седьмой, восьмой...)
Цели игры: активизация словарного запаса, мыслительной деятельности; закрепление понятий о частях речи, их морфологических и фонетических признаках; развитие воображения, мотивации к словесному творчеству, развитие слухового внимания.
Возраст: 5–10 лет.
Количество играющих: 5–10 человек.
Инструкция
1. Стулья ставят в круг спинками внутрь. Стульев на 1 меньше, чем участников. Дети медленно ходят по кругу.
2. Учитель объясняет, что сесть можно только тогда, когда он назовет, например, только одушевленное существительное. Кто не успел сесть – выходит из игры и убирает один стул. Кто ошибся и сел не вовремя, тоже выбывает из игры, забирая стул. Побеждает тот, кто остался последним.
3. В процессе игры тематика заданий может меняться, в зависимости от возраста детей. Можно отрабатывать знание склонений имен существительных, частей речи, спряжения глаголов, проверять фонетический слух и т.д.
Игра «Угадай, кто я»
Цели игры: активизация словарного запаса; развитие воображения, слухового внимания, интуиции, сравнительной функции мышления; укрепление мотивации к учебной деятельности; ознакомление с окружающим миром.
Возраст игроков: 6–9 лет.
Количество участников: 2–15 человек.
Инструкция
У. Сегодня мы отправляемся на экскурсию в зоопарк. Вы видите множество разнообразных зверей и птиц. Каждый из вас сейчас превратится в любого зверя или птицу, но внешне никак не обнаружит этого. Наша задача – по описанию догадаться, кто в кого превратился. Движениями подсказывать нельзя. Описывать можно только глаголами (словами-действиями). Выигрывает тот, кто точно опишет действия животного, и остальные легко догадаются.
Выигравший ребенок получает на выбор карточку с какой-либо пищей, соответствующей рациону его «героя».
Варианты игры
– Экскурсия в парк. Дети загадывают растения – деревья, кусты, травы, цветы – и описывают их прилагательными. Выигравший ребенок выбирает в награду карточку с изображением плодов своего растения (или листьев).
– Экскурсия в магазин (на рынок). Дети загадывают предметы – инструменты, бытовые предметы, игрушки, посуду и т.д. – и описывают их глаголами (действиями), которые можно совершать этими предметами.
– Дети не говорят вслух свои догадки, а записывают на листочках, отрабатывая тем самым правописание названий зверей, птиц, растений, инструментов и т.д.
Игра на развитие речи «Сочиняем вместе»
Цели игры: развитие творческих способностей; обогащение словарного запаса; развитие умений работать в команде.
Возраст: от 8 лет.
Количество игроков: 8–30 человек.
Инструкция
Весь класс делится на 4 команды. На доске 12–15 слов. Каждая команда начинает составлять рассказ, используя слова с доски, записывая их на листе бумаги. Через 3 минуты, по сигналу, команды переходят по часовой стрелке на место соседей и продолжают начатый ими рассказ другой команд. Еще через 3 минуты – следующий переход и т.д., пока команды не вернутся на свои места. Затем дети зачитывают рассказы, которые получились, придумывают названия.
Игра «Кто больше?»
Цели игры: развитие словарного запаса детей; отработка умения отличать одушевленные существительные от неодушевленных; автоматизация умения дифференцировать собственные существительные от нарицательных.
Количество игроков: 2–7 человек.
Инструкция
Один из игроков (по жребию) проговаривает про себя алфавит. Когда другой игрок говорит «стоп», игра начинается на букву, на которой остановился первый. Надо называть по очереди предметы на названную букву. Это должны быть нарицательные имена существительные. Кто не может придумать нужное слово, дает фант и должен выполнить дополнительное речевое задание.
Выигрывает тот, кто продержится дольше всех. Например: аптека – апельсин – ананас и т.д. Далее другой игрок проговаривает про себя алфавит, игра продолжается на другую букву.
Усложнение
– Игроки придумывают имена прилагательные на одну и ту же букву. Например: дорогой, добрый, досадный, деревянный, дубовый, денежный и т.д.
– Игроки придумывают глаголы на одну и ту же букву в любой форме, в любом числе, лице, времени.
Игра на распознавание родственных слов «Четвертый лишний»
Цели игры: расширение семантических полей родственных слов и словарного запаса; закрепление навыка распознавания родственных слов; активизация пассивного словаря.
Количество участников: от 2 человек.
Возраст игроков: с 8 лет.
Инструкция
Водящий показывает детям карточки с написанными четырьмя словами и предлагает догадаться, какое слово не входит в эту семью, не является родственным и должно быть исключено. Свой ответ нужно объяснить. Выигрывает тот, кто даст наибольшее число правильных ответов.
Игра на развитие умения описывать «Художник-невидимка»
Цели игры: учиться использовать в речи прилагательные-эпитеты; развивать словарный запас, синонимичность речи, чувство языка, навык составления описательных рассказов, умение слушать чужую речь.
Материалы: две картины леса – черно-белая и цветная. В зависимости от времени года можно менять картины и стихотворения.
Возраст: от 7 лет.
Количество игроков: 4–20 человек.
Ход игры
Педагог читает стихотворение.
Художник-невидимка По улицам идет, Всем щеки нарумянит, Всех за нос ущипнет. А ночью он, пока я спал, Пришел с волшебной кистью И на окне нарисовал Сверкающие листья.
Кто этот художник-невидимка? Что он разукрасил в этом стихотворении? Каким стало все вокруг: деревья, небо, стены домов, окна, щеки ребят?
Дети рассматривают картину, которой еще не касалась кисть художника-невидимки, называют предметы и сюжеты, изображенные на ней. Педагог предлагает раскрасить картину, стать художниками, назвать как можно больше прилагательных и сравнительных оборотов. Выигрывает тот, кто назовет больше всех подходящих слов.
В конце игры дети закрывают глаза, и чудесным образом появляется картина природы в красках.
Примерный список слов и оборотов
Искристый, нежно-розовый, пушистый, снежная бахрома, лиловые тени, сонные деревья, вечный покой, блистающие, глубокие; как покрывало; комья снега, как цветы; лазурное небо; снег на деревьях, как шапки и шали; сугробы, как волшебные зверьки; заколдованные, завороженные и т.д.
Именно в игре, согласно классической психологии, формируются все необходимые компоненты успешного обучения: внимание, память, речь, умение классифицировать и обобщать, умение следовать учебным правилам. И поэтому именно игра может оказать бесценную помощь в коррекционной деятельности. Дети с дисгармоничным развитием, как правило, не наигрались в дошкольном детстве. Да они порой и не умеют играть в положенные для дошкольного возраста сюжетно-ролевые игры. Учебная деятельность для таких детей не может стать ведущей, потому что в их дошкольном детстве игра не стала ведущей деятельностью их развития. Играя с такими детьми в процессе учебной и коррекционной деятельности, мы не только решаем проблему развития и преодоления дефекта в конкретной сфере, например, в речевой, но и способствуем гармонизации в целом, развиваем эмоциональную сферу, а также в максимальной степени улучшаем успеваемость и поведение таких детей.