Раздел I. Значение игровой деятельности в жизни и развитии ребенка 3
Раздел II. Игровая деятельность детей во время прогулки в режиме ГПД 8
1. Виды и характер детских игр во время прогулки 10
2. Методика организации детских игр на воздухе в режиме ГПД ..14
Раздел III. Роль педагога в организации игровой деятельности детей в ГПД .17
Заключение……………………………………………………………………………21
Литература .22
Приложение ..23
I. Значение игровой деятельности в жизни и развитии ребенка.
«Игра ребенка - это жизненная лаборатория»
С. П. Шацкий.
Философы утверждают, что игра - это особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей; в этом плане она есть особое педагогическое творение, хотя творцом ее были не отдельные люди, а общество в целом...»1
В теоретической литературе игра рассматривается, как:
1) особое отношение личности к окружающему миру;
особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность;
социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру);
особое содержание усвоения;
деятельность, в ходе которой происходит развитие психики ребенка;
социально-педагогическая форма организации детской жизни, «детского общества».2
Игра — порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность, изменяет мир. Суть человеческой игры - в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир, стать субъектом, «хозяином» своей деятельности.
Щедровицкий Г.П. Методологические замечания к педагогическим исследованиям игры. - В кн.: Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966..
Именно в ней формируется основные новообразования, подготавливающие переход ребёнка к младшему школьному возрасту.
Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов. Именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму досознательных аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщённых намерений, стоящих на грани сознательности.
Конечно, и другие виды деятельности льют воду на мельницу формирования этих новых потребностей, но ни в какой другой деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых, действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре. Таково первое и основное значение ролевой игры для развития ребёнка».
Преимущество игры по сравнению с другими средствами нравственного воспитания заключается в том, что она является «школой морали в действии, а не только в представлении» (Л.С. Выготский).
Игра создаёт благоприятные условия для организации движений школьника. Когда ребёнок берёт на себя определённую роль (например, зайца, мышки, кота и др.), он сознательно и произвольно воспроизводит движения, характерные для изображаемого персонажа.
Ценность игровой деятельности заключается в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Она, как никакая другая деятельность, позволяет детям самостоятельно создавать те или иные формы общения.
В игре формируются или перестраиваются и частные психические процессы. Значительно повышается в условиях игровой деятельности острота зрения. В игре ребёнок раньше и легче удерживает сознательную цель запоминать и, например, запоминает большее количество слов, чем в лабораторных условиях.
В игровой деятельности складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребёнка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребёнка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их.
В психологии установлено, что внутренние, умственные действия формируются на основе внешних, материальных действий путём их поэтапного изменения и «вращивания» в психику. Эти закономерности проявляются не только в школьном обучении, но и в игровой деятельности. Но в игре поэтапная отработка умственных действий происходит стихийно и не организованно: одни этапы опускаются, другие совмещаются между собой, так что эффективность формирования умственных действий оказывается различной. Однако при соответствующих методах педагогического руководства игрой эта эффективность может быть повышена.
Важная роль игры в развитии психических процессов ребёнка объясняется тем, что она вооружает ребёнка доступными для него способами активного воссоздания, моделирования с помощью внешних предметных действий такого содержания, которое при других условиях было бы недосягаемым и не могло бы быть по-настоящему освоено. В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности школьника. Именно в игре впервые появляются элементы обучения. Использование игровых приёмов делает обучение в этом возрасте «сообразным природе ребёнка». Игра как бы создаёт «зону ближайшего развития ребёнка».
Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс переживаний, связанных с игровыми действиями.
Ребенок психологически включен в игру. Он свободно и самостоятельно выбирает для себя ту или иную игрушку, придумывает тот или иной сюжет, включает в свою игру сверстника, и они действуют по правилам, которые сами и установили. Игра творит произвольность на доброй воле самого ребенка, игра организует его чувства, его нравственные качества. Преодоление самого себя в условиях игры уже дается ребенку, приносит ему истинное удовлетворение и развивает его как личность.
Однако игра — это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. В игре ребенок проявляет то, чем он уже овладел, те качества, которые у него уже сложились. В игре развиваются важнейшие стороны его психики.
На значение игры для психического развития ребенка указывали многие педагоги и психологи. Но мы сами можем наблюдать, как игра изменяет поведение ребенка, как он радостно преображается, когда слышит магические слова: «Давай поиграем». Вот девочка никак не хочет дать подружке подержать новую куклу. Можно пристыдить, отнять у нее игрушку, а можно сказать: «Давай играть в детский сад. Я буду воспитательницей, ты мамой, а твоя подружка - дочкой. Ты проводи дочку в детский сад и дай ей с собой куклу». И девочка уже довольно легко расстается с игрушкой, провожает в детский сад «дочку», деловито давая ей необходимые наставления. Сожаление от утраты куклы сменяется радостью, которую ребенок получает от игры. И новая жизненная позиция — поддержка, защита и щедрость входит в ребенка вместе с новой ролью.
В игре у ребенка раскрываются те его возможности, которые еще не реализуются в реальной жизни. Это как бы взгляд в будущее. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее, чем во многих других ситуациях. Ребенок, мало играющий, теряет в своем развитии, так как в игре, по выражению Л.С. Выготского « В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя.
Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения».1 Игра развивает у ребенка коммутативные способности, умение устанавливать со сверстниками определенные отношения. Кроме того, принимая ту или иную роль, ребенок усваивает и необходимые для исполнения этой роли нормы поведения. Он должен быть нежным и заботливым в роль родителя, добрым и внимательным в роль доктора. Особенно важно развитие способности действовать в соответствии с некоторой нормой, а не просто вести себя так, как захотелось в данную минуту.
Игра влияет не только на развитие личности ребенка в целом, она формирует и познавательные способности, и речь, и произвольность поведения. В самом деле, ребенку очень трудно управлять собой, особенно своими движениями, когда необходимо, например, хотя бы несколько минут посидеть на месте или постоять, сохраняя одну и ту же позу. В игре же, выполняя, например, роль часового, дети могут сохранять одну и ту же позу 9-10 минут. Часто бывает достаточно сказать неуклюжему ребенку, что он теперь зайчик и должен прыгать так, чтобы не услышала лиса, и все движения становятся ловкими.
Игра, особенно коллективная, требует от ребенка мобилизации всех его сил и возможностей: и физических, и умственных. Игра предъявляет высокие требования к развитию речи ребенка: ведь он должен объяснить, во что и как хотел бы играть, договориться со сверстниками, кто какую роль может сыграть, суметь произнести свой текст так, чтобы его поняли остальные. В игре бурно развивается воображение ребенка: палочку он использует вместо ложки, из трех стульев сооружает автомобиль. Ребенок мыслит и творит, планируя общую линию игры и импровизируя по ходу ее выполнения. Это только кажется, что ребенок, играя, уходит от действительности.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. - Вопросы психологии, 1966, № 6
На самом деле он в состоянии следовать логике реальности. Поэтому, если ребенок много играет, если его игры достаточно разнообразны и отражают впечатления, полученные от окружающего мира, если во всех остальных делах он живет в контакте и мире с окружающими, не стоит тревожиться и прерывать его игру. Просто для него игра - это самое серьезное его дело.
Игра — это то, что объединяет всех детей, характеризует уровень их развития. Это еще и школа сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками. В игре он учится стойко переносить свои неудачи, радоваться чужому успеху, что тоже довольно сложно. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка - только в этом случае игры будут полезны для развития ребенка. Таким образом, игра является важнейшей сферой жизнедеятельности ребенка. Сливаясь с познанием, искусством, спортом, она обеспечивает необходимые эмоциональные условия для всестороннего гармонического развития личности. В руках педагога она становиться инструментом воспитания, позволяющим полнее учитывать возрастные особенности детей, развивать инициативу и самодеятельность, создавать атмосферу свободы, творческой раскрепощенности в детском коллективе и условия для саморазвития.
II. Игровая деятельность детей во время прогулки в режиме ГПД.
Игра особый вид деятельности, служащий удовлетворению многих потребностей людей разных возрастов. В период становления человека как личности она выполняет особую роль: с ее помощью дети удовлетворяют потребности в деятельности, отдыхе, развлечениях, в развитии духовных и физических сил, но главным образом в познании мира.
К игровой деятельности учащиеся группы продленного дня (далее ГПД), особенно младшие, проявляют повышенный интерес. Она их увлекает возможностью самовыражения. Принудить детей играть нельзя, любое принуждение бессильно. Игровая деятельность всегда носит добровольный характер, представляя каждому свободный выбор, участвовать или не участвовать в игре. Если игра детям не нравится, то они могут от нее отказаться. В этом надо видеть особенности игры в группе как формы досуговой деятельности.
Однако этим особенности игры в группе не исчерпываются. Всякий учащийся, давший согласие на участие в игре, ограничивает себя в свободе действий. Он как бы берет на себя обязательство соблюдать предписанные игрой правила. Выполнение их играющими является неприемлемым условием этого вида деятельности. С нарушением правил, с невыполнением их теряется смысл игры. Правила ставят играющих во взаимную зависимость, связывают их в единое целое, они раскрывают цель игры, обусловливают поведение играющих, мотивируя все их действия.
Другой особенностью игровой деятельности в ГПД является то, что она имеет многочисленные цели, которые подчинены одному — воспрепятствовать бессодержательному времяпровождению.
Общеразвивающие игры в ГПД, как правило, не требуют от воспитанников специальной подготовки. Игры на воздухе с ГПД своеобразны. Они отличаются по своей форме и содержанию от индивидуальных игр на воздухе. В процессе индивидуальной игры ребенок намечает и выбирает интересные для себя условия и правило действий, по своему желанию их изменяет. Игровая деятельность группы протекает иначе: коллектив группы устанавливает общие для всех условия и правила, выполнение которых находится под контролем всех участников игры.
Для многих коллективных игр характерен творческий подход к совершаемым действиям. Условия любой игры это допускают. Игра тем и интересна, что позволяет детям мыслить и действовать нестандартно. Стремление к победе побуждает их искать пути преодоления возникающих во время игры разного рода предприятий. Успеха в игровых ситуациях можно достичь лишь с помощью творческих решений.
1. Виды и характер детских игр во время прогулки.
Содержание всякой игры на воздухе составляют ее сюжетная линия, перечень правил и набор движения. Набор игровых движений зависит от характера игр на воздухе. Двигательные действия играющих чрезвычайно многообразны и не поддаются учету. Их можно разделить на подражательные, образно-творческие и ритмические. Они часто выступают в различных комбинациях и сочетаниях, решая задачи развития у детей ловкости, быстроты, силы и других физических качеств.
По тому, что доминирует в коллективных играх, сюжет ли, правила ли, движения ли, делается попытка классифицировать их. Выделяют:
народные игры;
сюжетные игры;
ролевые игры;
подвижные игры;
5) развлечения и забавы:
а) игры — развлечения;
б) игры - аттракционы;
6) вольные игры.
Народ - творец игр. Ученые утверждают, что они выделялись в первобытном обществе из искусства и постепенно приобрели вид самостоятельной деятельности, которая выражалась в охотничьих военных играх, играх — ритуалах, играх — драматизациях, раскрывающих бытовую деятельность людей. Народные игры несут в себе жизнедеятельность людей. Народные игры несут в себе жизнелюбие, нравственные идеалы.
Игры детей стали неотъемлемой частью быта и культуры народа. Народ, создавая и видоизменяя игры, довел их до совершенства, которое проявляется в гармоничном сочетании простоты, эмоциональности и возможности играющих проявить свои духовные и физические силы и способности. Многие народные игры стали традицией, существующей на протяжении многих веков. Сохраняя игры на воздухе как традицию, народ заботился о них как об огромной ценности, передавая их от поколения к поколению. В играх он выражал свой национальный характер, идеологию, демонстрировал достижения культуры и науки. Народные игры по всей своей массе очень разнохарактерны. Это и сюжетные, и ролевые, и подвижные игры, развлечения и забавы. Использование их в воспитательной работе в группе продленного дня внесет в жизнь детей занимательность, развлекательность.
Сюжетные игры - это игры, создаваемые самими детьми на тему, подсказанную воспитателем. В основе этих игр лежит игровой замысел того, во что и как будут играть школьники. Поскольку они проводятся вне школы, на открытом воздухе, то им придается особый колорит. Они отражают различные жизненные явления: созидательный труд, общественные события, традиции, быт людей. С младшими школьниками особо удаются игры, имитирующие быт людей, их занятия. При этом используется различный природный материал. Глину, песок, камешки, снег, засохшие растения и ветки, опавшие листья и т.п. детская фантазия наделяет свойствами предметов быта. В ходе этих игр могут быть использованы различные игрушки: совочки, формочки, машины и т.д.
Дети также любят строительные игры. Из природного материала они строят дома, дворцы, разные здания, которые им подсказывает фантазия. При этом они сами воплощают в жизнь свои идеи, связанные со строительными играми, т.е. со строительством определенного объекта.
Для старших детей в ГПД предлагаются уже другие сюжеты. Весной во время таяния снега они пускают кораблики. Зимой строят из снега пещеры, крепости.
В ГПД начальной школы с большим эмоциональным подъемом проходят ролевые игры. Дети любят играть «в моряков, шоферов», «в школу», «в магазин» и т.д. Они очень быстро входят в роль, играют с выдумкой. Исполнение роли требует от них вступления в различные отношения с товарищами, координирования своих действий, сотрудничества, помощи друг другу. В ролевой игре средствами изображения выступают роли и игровые действия, которые похожи на реальные действия людей, чья роль разыгрывается. Бывает очень полезно подсказать, а иногда и показать, как действуют взрослые в подобных ситуациях.
Подвижные игры - это игры, требующие от школьников активной двигательной деятельности. Сюжеты и правила этих игр обычно придуманы взрослыми, рассматривающими их как средство физического развития детей. В ГПД в их проведении участвуют все дети, из их среды выделяются организаторы игр.
Важно значение этих игр в оздоровительном плане. Правильно организованные игры занятия подвижными играми на свежем воздухе содействуют закаливанию детей. Нельзя забывать и о том, что эти игры имеют и образовательное и воспитательное значение.
Развлечения и забавы - это игры детей, в которых элементы развлекательности преобладают. Эти игры - спутницы разнообразных видов деятельности применяют в тех случаях, когда надо снять эмоциональное напряжение, когда возникает необходимость дать школьникам возможность отвлечься.
В разное время года проводятся различные игры-развлечения. Есть летние и зимние развлечения и забавы. Эти игры отличаются от других игр своеобразием детской игровой деятельности. Запуск воздушного змея, лепка снежных баб, катание с горки, качели, карусели и другие игры очень распространены среди детей разного возраста.
Особую группу представляют игры-аттракционы. Некоторые из них носят состязательный характер, и поэтому их называют спортивными аттракционами. Участие в этих играх требует от учащихся силы, ловкости, выносливости. Игры со скакалкой, прыжки на балансирующей доске, хождение на ходулях, кегли другие игры проводятся в определенное время года.
Эти игры также сопутствуют другим видам деятельности, но нередко используются и в качестве самостоятельных занятий в группе. Как и игры - развлечения они служат для повышения эмоционального тонуса играющих. С их помощью достаточно быстро снимается усталость, вызванная монотонными занятиями.
В ходе коллективных игр на воздухе учащиеся постепенно накапливают игровой опыт, который ищет выхода в практическом деле. Для этого хороши вольные игры, т.е. игры, где инициатива полностью исходит от школьников. Для воспитателя они являются
контрольными игровыми занятиями, во время которых он проверяет, какие игры лучше усвоены детьми. Эти игры позволяют педагогу увидеть результаты своего собственного труда, убедиться в правильности сделанного выбора игр, пронаблюдать, как развились организаторские и организационные умения у его питомцев. Кроме того, с помощью этих игр он может выявить круг игровых интересов воспитанников группы.
Таким образом, у воспитателей групп продленного дня больше возможности научить детей многим играм, привить любовь к ним, добиться того, чтобы они прочно вошли в детский быт. Игра должна органически войти в жизнь каждого детского коллектива, умело сочетаться с другими видами деятельности.
2. Методика организации детских игр на воздухе в режиме ГПД.
Отбирая игры, воспитатель должен учитывать то, чтобы двигательное содержание каждой игры было достаточно насыщенным разнообразными движениями, сменами поз, физическими нагрузками. Все игры должны располагаться в определенном порядке и последовательности согласно правилу «от простого к сложному». Каждая игра должна иметь игровой замысел, который оформляется в виде темы, цели и задач.
Очень ответственный момент - это выбор места игры. Форма площадки или пространства местности, где будет проводиться игра, влияет на построение игры, в зависимости от этого она будет проводиться с движением в линейном направлении или даст возможность проводить игру с бегом врассыпную. От выбранного места будет зависеть применение тех или других движений.
Нужно учитывать погоду и температуру воздуха. Если температура низкая, то воспитатель должен обеспечить достаточно
высокую степень детской подвижности. Нельзя допустить такого выбора игры, чтобы ее исполнение привело к переохлаждению детей. В жару лучше использовать малоподвижную игру. В ветреную погоду лучше выбрать укрытое от ветра место. Выбор игры зависит и от наличия инвентаря, которым она должна быть оснащена. После того, как выбор игры проведен, нужно побеспокоиться о месте, где она будет проводиться. Возможно, это место придется очистить от снега, или что-то где-то убрать, или засыпать ямки и т.д. Подготовка места для игры может проводиться до ее начала, но с таким расчетом, чтобы подготовительные работы не были по времени продолжительными. Иначе на игру не останется времени. До начала игры нужно определить границы пространства, гдебудет проходить игра.
Подвижные игры в правилах, предусматривают использование различного инвентаря. Он должен быть красочным, ярким, заметным, соответствовать по размеру и весу силам играющих, удобным для переноски. Выбрать и подготовить игровой инвентарь необходимо до занятия.
Необходимо подумать, кому из учащихся поручить руководство игрой, что будет возглавлять команды и т.п.
В начале игры все участники должны быть расставлены так, чтобы было слышно объяснение. Оно должно быть предельно кратким: называется игра, объясняется цель, ход ведения игры, ее правила, роли участников. Задерживать игру не рекомендуется, так как дети, как правило, нетерпеливы.
Очень важно следить за тем, чтобы участники игры честно выполняли правила, действовали в соответствии с ролью. Всячески нужно поддерживать у играющих жизнерадостное настроение, состояние увлеченности игрой, нельзя допускать, чтобы игра вызывала отрицательные эмоции, размолвки и ссоры между игроками. Их нужно урегулировать в самом начале.
Предметом особого внимания, воспитателя ГПД должно быть зазнайство и хвастливость победителей. Всякое их проявление снижает интерес к игре у побежденных. Возникший спор может перерасти в серьезную размолвку между ними. Воспитатель должен вовремя вмешаться и направить отношения между конфликтующими сторонами в нужное русло. Школьники должны быть приучены спокойно воспринимать как свои удачи, так и неудачи.
Чрезвычайно ответственным моментом в деятельности воспитателя является его контроль за мерой физических и эмоциональных нагрузок. В ходе игры трудно учесть возможности и состояние каждого ученика. Поэтому методисты не рекомендуют чрезмерные мышечные напряжения, задерживающие дыхание, и перенапряжения, которые быстро вызывают утомление. Необходимо учитывать характер предшествовавших занятий и настроение воспитанников ГПД. После уроков физкультуры, после контрольной работы, ученикам не следует предлагать подвижные игры. Лучше провести прогулки и экскурсии или сюжетные и ролевые игры.
Температурные и погодные условия, в которых протекают игровые занятия также диктуют определенные требования к их проведению. Зимой сюжетные и ролевые игры должны быть использованы ограниченно, только в относительно теплые дни. В морозные дни лучше использовать подвижные игры, двигательная деятельность на них не должна прерываться. Если играющие одеты легко, то игра должна идти в повышенном темпе и заканчиваться, как только у детей появится испарина. Если занятия по каким-то причинам продолжаются, то нужно следить за тем, чтобы не наступило переохлаждение.
Конец игры должен быть естественный. Преждевременное окончание игры, как и ее растягивание по времени, вызывает у детей чувства неудовлетворенности и недовольства.
Длительность игры зависит от ее содержания, от места проведения, темпа ее исполнения, а также погодных условий изменения настроения детей, появления у них желания ее окончить.
Занятие заканчивается подведением итогов, когда объявляется его результат. Далее следует разбор игры, который проводит всегда сам воспитатель.
Игровые занятия в ГПД интересны в педагогическом отношении тем, что детский коллектив, участвующий в игре, разновозрастный.
Поэтому в группе должны быть больше сюжетные, ролевые, развлечения и забавы, спортивные аттракционы. К ним могут быть добавлены те подвижные игры, которые допускают своими правилами участие детей разных возрастов. Игры на воздухе, являющиеся составным компонентом системы, привлекательны для ГПД способностью обслуживать разновозрастный коллектив детей. От того, что в играх принимают участие дети разных возрастов, эти игры имеют мощное воспитательное воздействие.
В этом отношении огромное значение приобретает деятельность воспитателя. Дать доходчивую для всех детей установку, разъяснить обязанности в начале игры, провести ее разбор, дав оценочное суждение об активности, инициативе и самостоятельности воспитанников не так просто, как кажется на первый взгляд. Только имея четкое представление о возможностях детей и обо всех деталях игрового занятия, можно управлять активностью и самостоятельность учащихся.
III. Роль педагога в организации игровой деятельности детей.
Довольно долго в практике и теории воспитания господствовал узко дидактический подход к игре как к свободной деятельности ребенка, развивающейся по его собственной инициативе. Роль педагога при этом состояла лишь в создании условий для игры, обеспечение её игровым материалом.
В последнее время ведущим является принципиально иной подход к игре. Суть его состоит в том, что игра рассматривается как форма организации детской жизни. При таком взгляде на игру позиция педагога, естественно, меняется. Он становится организатором детской жизни и деятельности; в его функции входит и руководство формированием взаимоотношений в «детском обществе».
В организации игр воспитателю ГПД принадлежит большая роль. Каждое звено в цепи игровых событий вносит что-то новое в жизнь детей, делает их игры содержательными. Наблюдая увлеченно играющие детские коллективы, можно заметить, как внутренне организованны дети, какие у них замыслы, как они относятся друг к другу. В играх ясно виден и уровень общественного воспитания детей, их моральные качества, навыки поведения в обществе, уровень их интересов.
Систематическое использование игры в воспитательном процессе требует умелого педагогического руководства. Это значит, что в руках руководителя группы игра может превращаться в сильное воспитательное средство.
Формы руководства играми детей в ГПД можно классифицировать в зависимости от отношения воспитателя к игре:
- можно управлять игрой, если воспитатель является ее участником и выполняет какую-то определенную роль;
- можно управлять игрой детей, оставаясь вне её. Тогда взрослый определяет свое место по отношению к детям как воспитатель к воспитуемым.
В первом случае взаимоотношения воспитателя с воспитуемыми переплетается с взаимоотношениями участников игры. Ребенок становиться более восприимчив к словам взрослого, играющего сразу две роли - воспитателя и товарища по игре. Основное требование при подобном руководстве играми — учитывать интересы детей.
По мере возрастания игрового опыта детей непосредственное руководство воспитателя играми постепенно ограничивается. Это позволяет воспитателю одновременно быть участником нескольких игровых групп.
Четкое определение места и значения игры в педагогическом процессе тесно связано с требованиями к самому воспитателю. Он должен быть в центре детской жизни, понимать происходящее жить интересами играющих, умело их направлять.
Но следует помнить, что вмешательство взрослого в детскую игру оказывает позитивное воздействие в том случае, если он пользуется авторитетом, доверием и уважением детей, обладает необходимыми знаниями и умениями. Напомню важное предостережение, сделанное А.Н. Леонтьевым: без знаний внутренних законов игры попытки управлять ею могут превратиться в ее ломку.
По результатам исследований можно выделить следующие профессионально важные качества педагога в отношении игровой деятельности детей:
умение наблюдать игру, анализировать ее, оценивать уровень развития игровой деятельности, планировать приемы, направленные на ее развитие;
-обогащать впечатления детей с целью развития их игр;
-обращать внимание детей на такие впечатления их жизни, которые могут послужить сюжетом хорошей игры;
-уметь организовывать начало игры;
-широко использовать методы руководства игрой (вопросы, советы, напоминания);
-создавать благоприятные условия для перехода игры на более высокий уровень;
-уметь самому включаться в игру на главных или второстепенных ролях; устанавливать игровые отношения с детьми;
-уметь обучать игре прямыми способами (показ, объяснение);
-предлагать с целью развития игры новые роли, игровые ситуации, игровые действия;
-регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты, возникающие в процессе игры,
-учить детей обсуждать игру и оценивать ее.
Все это заставляет педагогов размышлять над своей позицией, искать более демократичные пути развития отношений с воспитанниками.
Итак, мы убедились в том, как важно понимать значение игры для воспитания школьников, как важно реализовать ее богатейшие воспитательные возможности. Ведь не зря психологи отмечают, что
взрослый человек, недоигравший в детстве, обычно, посредственный работник. Он встает в тупик в любой нестандартной ситуации, творческий потенциал его весьма беден. Все мы призваны помнить, что каков ребенок в игре, таков он будет и в жизни. Так есть ли в жизни что-либо более серьезное нежели детская игра?!
Заключение
Группа продлённого дня организуется на новых для школы принципах – главный, из которых – тесное единство урочной и внеурочной жизни детей. Исходя из особенностей психологического развития школьников, необходимо помнить, что ведущее место в учебно-воспитательном процессе должна занимать игровая деятельность.
Главная задача педагога - это создание атмосферы взаимопонимания, взаимовыручки, уважения и любви, что является основой комфорта, уюта, спокойствия, самореализации личности каждого ребенка. Каждый ребенок - это индивидуальность, каждый это ключевая фигура воспитательного пространства. Только личностно ориентированный подход к воспитанию будет способствовать развитию личности ребенка. Воспитательное пространство продленного дня - безграничное пространство. Поле деятельности здесь не имеет границ, четко очерченных рамок. Творческий подход грамотного педагога позволяет создать во второй половине дня такие условия, чтобы дети младшего школьного возраста получили возможность выразить себя, познать окружающий мир и получили опыт позитивного общения.
Недаром В. А. Сухомлинский утверждал: «Пусть, став учеником, ребёнок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений».
В игре перед детьми раскрывается мир, раскрываются творческие способности личности. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. Без игры нет и не, может быть полноценного умственного и нравственного развития личности ребёнка.
Работа в группе продлённого дня требует от воспитателя любви к детям, полной самоотдачи и высоких профессиональных качеств.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1996 г.
Литература
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М., 1987.
2. Воспитатель группы продленного дня. Под ред. О.С. Кель. - М.,1977.
3. Газман О.С, Харитонова Н.Е. В школу - с игрой. - М, 1991.
4. Дьяченко О.М. Понимаете ли вы своего ребенка? - М, 1996.
5. Каникулы: игра, воспитание. / Под ред. О.С. Газмана. - М., 1988.
6. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детейшестилетнего возраста. - М, 1988.
7. Минскин Е.М. Игры и развлечения в ГПД. - М, 1983.
8. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. — М., 1990.
9. Огородников А.А. Содержание и методика воспитательной работы
в ГПД. -М., 1988.
10. Огородников А.А. Учебно-воспитательная работа в ГПД (I - IV
классы). -М., 1989.
11. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1996 г.
Приложение Подвижные игры, забавы и развлечения. 1. В теплую погоду на воздухе:
а) «Горелки» Перед началом игры нужно выбрать водящего, того, кто будет «гореть», - отсюда и название игры. Все участники игры встают парами друг за другом, водящий впереди, на расстоянии двух шагов от играющих. Участники говорят слова:
Гори, горя ясно, Ходят грачи
Чтобы не погасло. Да едят калачи.
Стой подоле, Птички летят,
Гляди на поле. Колокольчики звенят!
Как только пропоют эти слова, водящий должен посмотреть на небо, а дети последней пары отпускают руки и тихо, пробегают вдоль колонны, один слева, другой справа. Когда они поравняются с водящим, все громко кричат ему:
Раз, два, не воронь. Беги, как огонь. Двое детей бегут вперед, увертываясь от водящего, стараются взяться за руки. Если им это удается, то «горелка», им не страшен, они идут и становятся впереди первой пары, а водящий вновь «горит».
Если водящий и при повторении игры не поймает бегущих, тогда он «горит» снова.
Но если водящему удается поймать одного из убегающих, он встает с ним впереди колонны, а «горит» тот, кто остался без пары.
Игра продолжается до тех пор, пока не пробегут все пары. Правила: 1. Водящий не должен поворачиваться назад.
2. Он догоняет убегающих сразу после слов: «Беги, как огонь!»
3. Игроки последней пары начинают бег только с последними словами: «Колокольчики звенят».
Указания к проведению: Играющих может быть много, чем больше, тем веселее.
б) «Бег по кочкам»
Перед каждой командой от линии старта до линии финиша на расстоянии 1-1,5 м друг от друга чертят кружки, диаметром 30-40 см (по прямой или извилистой линии). По сигналу первые номера, перепрыгивая из кружка в кружок, добегают до финиша, после чего по кратчайшему пути возвращаются обратно и передают палочки следующему игроку. Сами становятся в конец колонны. Выигрывает команда, раньше всех закончившая игру. Правила: 1. Запрещается наступать на линию, очерчивающую круг.
2. Перепрыгивать из кружка в кружок можно как одной ногой, так и двумя ногами сразу (усложнение правил).
в) «Кто пройдет?»
На земле чертят прямоугольник 2X8 м и делят его на 16 квадратов (1X1 м). Играющий становится у края прямоугольника. Ему завязывают глаза и предлагают пройти по всем квадратам, ни разу не наступив на линии, разделяющие их. Перед этим надо дать возможность каждому потренироваться пройти пару раз с открытыми глазами, определить необходимую длину своего шага.
г) «Огородник»
Каждый из играющих называет себя каким-нибудь овощем: репой, редькой, луком, морковью и т.д. и становится в круг. Один из участников игры - «огородник» - входит на середину круга и стучит палкой по земле. Его спрашивают:
Кто там?
Огородник!
-За чем пришел?
-За репой! После этого ответа все ведут хоровод, приплясывают и поют:
Сверху репа зелена, Посередке толста, К концу востра, Прячет хвост под себя. Кто к ней подойдет, Всяк за вихор возьмет. «Огородник» должен отгадать, кто из ребят назвал себя «репой». Если он угадывает верно, «репа» должна убегать, иначе «огородник» поймает и оттреплет за вихор. Вокруг пенька (стула) чертят круг — «огород», в центре складывают «репу» - шапки, пояса, платки и т.п. Все играющие стоят за кругом, а «огородник» садится стеречь репу и поет:
На пенечке я сижу, Мелки колышки тешу, Огород горожу, Белу репоньку сажу. По команде одного из ребят все стараются быстро забежать в «огород» и унести «репу». До кого «огородник» дотронется, тот выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше всех вынесет «репы».
Также в теплое время года (весна, осень) дети с удовольствием играют в «классики», строят замки из песка, домики из веточек, листьев и т.д. Из сюжетно-ролевых игр дети любят играть «в магазин», «в дочки-матери», «в зоопарк» и т.д. 2. Зимой на воздухе: а) на снеговой площадке: «Не ходи на гору»
До начала игры из снега лепят большой ком (гору). Дети становятся вокруг него, взявшись за руки. По команде они тянут друг
друга на гору. Тот, кто столкнет ком или станет на него ногой, выходит из игры. Если играющих много, можно в середине круга поместить несколько снежных комов.
«Скатывание шаров»
Эту игру лучше проводить после снегопада. Играющие делятся на несколько групп (по 5 человек) и расходятся по площадке. По сигналу руководителя каждая группа начинает скатывать из снега шар. Через 10-15 минут подается второй сигнал, и ребята подкатывают свои шары к руководителю. Побеждает группа, чей шар окажется больше, Скатанные шары можно использовать для постройки снежной крепости, лабиринта и т.п.
б) насанках: «Черепахи»
В соревнованиях участвуют пары играющих. Каждая пара садится на санки спиной друг к другу. По команде руководителя игроки стараются как можно скорее доехать на санках до финиша (8- 10 м). Каждая пара игроков передвигает свои сани, отталкиваясь от земли четырьмя ногами одновременно. Согласовать свои действия им трудно, так как один из игроков сидит лицом в сторону движения, а другой — спиной. Побеждает та пара, которая первой доберется до финиша.
в) «Клуб ледяных инженеров»
Снежную бабу все ребята лепить умеют. Но из ребят в любой группе можно создать свой «клуб ледяных инженеров». Пусть ребята подумают и предложат, какие фигуры из снега вылепить, как украсить ими школьный двор или площадку. Надо только помнить: чтобы фигура получилась удачной и прочной сначала нужно из веток, из палочек и проволоки сделать каркас, а потом по каркасу лепить все части фигуры.
Есть и другой способ лепки — сложить из снега глыбу определенной формы, а потом, добавляя детали, превратить ее в задуманную фигуру.
Если фигуры в холодную погоду облить водой, чтобы они покрылись ледяной коркой, они долго будут украшать площадку.
г) «Дед Мороз» (игровая программа)
1) По считалке выбирается Дед Мороз и встает в центр нарисованного на снегу круга. Его окружают остальные участники игры, берутся за руки и, передвигаясь влево и вправо, приговаривают:
Дед Мороз, Дед Мороз Снеги сыпучие,
Через дуб перерос, Ветры завьюжные,
Через дуб перерос, Метели дружные;
Прикатил подарков воз: Холод — стужу напустил,
Морозы трескучие, На реке мост намостил.
После этих слов дети разбегаются, а Дед Мороз их ловит. До кого дотронется, тот считается «замороженным» - идет в круг и там стоит, неподвижно. Другие играющие могут его «разморозить». Они бросают «замороженному» снежок, а тот, поймав его должен попасть им в Деда Мороза, который старается увернуться.
Если Деду Морозу удастся «заморозить» троих, они готовят ему откуп - лепят снежную бабу. Возле бабы собираются все участники игры, ходят вокруг нее и поют:
Дед Мороз, Дед Мороз, Бабу снежную принес, Баба, баба, беляком, Получай-ка снега ком! Затем, бросая по очереди снежки, разрушают ее.
2) Закончив игру «Дед Мороз», ребята под горкой ставят в снег две ветки, изображающие «ворота». И скатываются на санках (кусках линолеума) с горки, стремясь проехать в «ворота», не задев ветки.
Участник, проехавший мимо «ворот» или сбивший ветку, выходит из игры.
Продолжая состязание, ребята становятся в круг. В центре водящий скачет на одной ноге и передвигает льдинку. Этой льдинкой он старается попасть в ногу одному из стоящих ребят, который, увертываясь от льдинки, подпрыгивает. Кого льдинка коснется, тот становится водящим.
Вылепив большой снежный ком, продолжают соревнование парами. Двое ребят встают друг против друга так, чтобы снежный ком был между ними. Взявшись за руки, тянут друг друга к себе, стараясь повалить на снежный ком. Кто первый коснется грудью кома, из игры выбывает, его место занимает другой участник.
В заключение все участники игр играют во всем известные «Снежки».
Командные игры.
Успей взять кеглю: Играющие выстраиваются в две шеренги и становятся лицом друг к другу. Расстояние между ними - 10 м. Игроки каждой из шеренг рассчитываются по порядку номеров. Между шеренгами (на равном расстоянии от них) ставят кеглю. Руководитель называет какой-либо номер. Игроки, имеющие этот номер, выбегают. Каждый стремится первым схватить кеглю. Тот, кто сумеет это сделать, убегает в свою шеренгу, а противник старается его запятнать. Если игрок с кеглей вернется в шеренгу, не будучи запятнанным, его команда получает два очка, а если его запятнают - одно очко. Затем руководитель называет другой номер и бегут другие игроки. Побеждает команда, набравшая больше очков.
Сбей мяч: Играющие выстраиваются в две шеренги и становятся лицом друг к другу на расстоянии 10-15 м. Обе команды рассчитываются по порядку номеров. Перед носками играющих каждой шеренги проводят линию. Между шеренгами на равном расстоянии от них ставят стул и кладут на него мяч. Руководитель называет какой-нибудь номер. Игроки, имеющие этот номер, выбегают. Они должны добежать до противоположной шеренги, наступить ногой на линию и на обратном пути сбить со стула мяч. Команде, представитель которой это выполнит, опередив соперника, засчитывается очко. Побеждает команда, набравшая больше очков.
Бег за флажками: Играющие делятся на две равные команды и выстраиваются друг против друга на противоположных концах площадки. Параллельно этим линиям посередине площадки обозначается полоса шириной 1,5-2 м, на которой раскладываются флажки. По сигналу руководителя игроки обеих команд быстро выбегают к поперечной полосе и стараются собрать возможно большее количество флажков, а затем с флажками возвращаются за свои линии и строятся в шеренгу. Капитаны команд собирают и подсчитывают принесенные своими игроками флажки. За каждый флажок команде дается одно очко. Команда, получившая большее количество очков, выигрывает. Каждый игрок может собирать любое количество флажков. Отнимать флажки нельзя, за каждое нарушение этого правила команда получает штрафное очко. На полосу с флажками забегать нельзя.
Перетягивание по кругу: Играющие делятся на две равные команды и располагаются одна снаружи, а другая внутри линии круга лицом друг к другу. Задача игроков, находящихся в круге, - втащить в круг своих соперников, а игроков, стоящих вне круга, - вытянуть противника за пределы круга. Игра проводится в виде коротких схваток, продолжительностью в 1-2 минуты. Втянутые в круг и вытянутые из круга выходят из игры. Тянуть можно, только захватив партнера за руки или за пояс. Побеждает команда, в которой после 4-б схваток останется больше игроков.
Перестрелка: В середине площадки проводят линию, разделяющую ее на две равные части. В 20-30 шагах от этой линии с каждой стороны чертят еще по одной линии - плен.
Играющие делятся на" две команды. Каждая команда свободно размещается на своем поле. Руководитель, стоя в середине площадки, подбрасывает мяч. Первой вступает в игру та команда, на стороне которой упадет мяч. Начинается перестрелка. Каждая команда стремится осалить мячом игроков другой команды. Осталенные идут за линию плена (на стороне противника).
Играющие не имеют права переходить за среднюю линию на поле противника. Игрок не считается осаленным, если он поймает мяч на лету, а также если мяч попадет в него, отскочив от земли. Бегать с мячом и задерживать его в руках не разрешается. При нарушении правил мяч передается другой команде. Пленных можно выручать. Для этого надо перебросить мяч пленному (через поле противника) так, чтобы он поймал его, не переходя линию плена. Тот, кому это удастся, считается освобожденным и возвращается на свое место.
Если мяч попал за линию плена, его выбрасывают оттуда пленные в сторону своей команды (а если их нет - любой участник игры, оказавшийся поблизости).Можно играть и на время. В этом случае к концу игры (через 10-15 минут) подсчитывают число игроков в каждой команде. Побеждает команда, у которой их окажется больше.
Гонка с мячом по кругу: Играют 10-12 человек. Они становятся по кругу на расстоянии вытянутых рук один от другого, а потом рассчитываются на первые и вторые номера. Так составляются две команды: одна с четными, другая с нечетными номерами.
Руководитель дает волейбольные мячи двум игрокам, стоящим рядом, т.е. первому и второму номерам. По сигналу они бегут в противоположных направлениях, огибая круг с внешней стороны. Каждый из этой пары, вернувшись на свое место, немедленно бросает мяч ближайшему товарищу по команде. Этот игрок, поймав мяч, сейчас же обегает круг, становится на свое место и отсюда перекидывает мяч дальше через одного человека и т.д.Побеждает та команда, в которой все игроки пробегут с мячом по кругу быстрее.
Передача мяча по кругу: Две команды выстраиваются в затылок друг другу в два отдельных круга. Каждая команда выбирает капитана. Капитаны получают по волейбольному мячу. По сигналу каждый капитан поднимает мяч над головой, передает его стоящему позади, и дальше мяч переходит по кругу из рук в руки. Когда, обойдя круг, мяч возвращается к капитану, он направляет его впереди стоящим (т.е. в обратном направлении). После этого все по команде капитана поворачиваются спиной к центру круга и передают мяч из рук в руки направо, затем все поворачиваются лицом к центру и передают мяч в обратном направлении. Когда мяч возвращается к капитану, он поднимает его над головой. Выигрывает команда, у которой мяч быстрее вернется к капитану.
Руководитель сначала проводит игру, построив всех в один общий круг. Когда играющие усвоят правила игры (как передавать мяч, когда и куда поворачиваться), он делит играющих на две команды и проводит соревнование между ними.
Мяч среднему: Играющие образуют 3-4 круга. В них должно быть равное количество ребят. Внутри каждого круга водящий. Он получает мяч и должен бросить его по очереди каждому из игроков. Вернув мяч, он тоже отходит в сторону. Так, сменяя друг друга, мяч бросают и ловят все игроки обеих команд. Игра ведется в быстром темпе.
Если мяч не будет пойман или заденет обруч, бросок не засчитывается. Виновный в этом остается на месте и бросает мяч вторично. Побеждает команда, раньше завершившая игру (т.е. та, у которой было меньше промахов).
Все предложенные мною игры - это мизерная часть того материала, который имеется в распоряжении воспитателей ГПД. Каждый педагог использует в своей работе множество разнообразных игр, которые собраны в различные сборники.