Просмотр содержимого документа
«Игра — важный инструмент оптимизации двигательной активности младших школьников»
ИГРА — ВАЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
ОПТИМИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Высокоразвитый человеческий интеллект
берет свое начало в человеческих движениях.
Г. Доман
Парадоксально, но один из первых неприятных сюрпризов, с которыми сталкивается ребенок, переступая порог школы, — это... запрет на движение. Такую ситуацию Н.М. Амосов обозначил как явное противоречие условий социальной жизни законам биологии, приводящее к детренированности «рабочих» функций и перетренировке «регуляторов» деятельности. Ведь движение является неотъемлемым фундаментом детского развития, важнейшей частью любого вида деятельности и составляющей многих психических процессов.
Природа дала ребенку врожденное стремление к движению, снабдив ценнейшим чувством — чувством «мышечной радости», которое он испытывает, двигаясь.
В современной начальной школе умственная деятельность по-прежнему относится к числу самых трудных для детей, чьи клетки коры головного мозга обладают еще относительно низкими функциональными возможностями и поэтому большие нагрузки могут вызвать их истощение.
При интенсивной или длительной умственной деятельности у школьников начинает развиваться утомление.
О начале переутомления школьников свидетельствуют следующие признаки:
— снижение продуктивности учебного труда (увеличивается число ошибок и неправильных ответов, время выполнения учебных заданий);
— ухудшение регуляции физиологических функций (нарушается сердечный ритм и координация движений);
— появление чувства усталости.
В сложной системе факторов, влияющих на предупреждение переутомления школьников, в целом на сохранение и укрепление их нервно-психического и физического здоровья, существенную роль играет двигательная активность.
В основу определения нормы двигательной активности могут быть положены требования:
во-первых, обеспечения необходимого и достаточного количества произвольных движений, выполняемых ребенком в течение дня,
во-вторых, соответствия физических нагрузок в течение, дня функциональным возможностям организма младшего школьника, их ориентации на укрепление его здоровья и полноценное психофизическое развитие
и, в-третьих, соблюдения качественного разнообразия движений, сбалансированного в количественном соотношении с индивидуальными потребностями и возможностями каждого ребенка.
Двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают физиологические процессы в организме и улучшают работу всех органов и систем. Эмоциональный подъем (радость, удовольствие, приподнятость, воодушевление) создает у детей повышенный тонус всего организма.
В целях наиболее эффективного выявления и использовании ресурсов игры принято различать подвижные, спортивные и специальные оздоровительные (коррекционно-оздоровительные) игры. К подвижным относятся игры, направленные преимущественно на общую физическую подготовку и не требующие специальной подготовки играющих; они построены на свободных, разнообразных и простых движениях, с штанных с вовлечением в работу главным образом больших мышечных групп, и просты по своему содержанию и правилам.
К спортивным относятся игры, имеющие все характерные признаки спорта; они требуют подготовки и спортивного совершенствования играющих. Спортивные игры характеризуются наличием борьбы играющих за победу своей команды ими за личное первенство. Они отличаются от подвижных сложностью правил и техники, а также устойчивостью условий и правил.
Специальные оздоровительные игры наряду с укреплением различных групп мышц, тренировкой вестибулярного аппарата, профилактикой нарушений зрения и осанки снимают утомление, вызванное интенсивными интеллектуальными нагрузками, и создают у игроков состояние психофизиологического комфорта.
Место и количество тех и других игр, игровых упражнений в режиме дня всех и каждого учеников класса должно быть предварительно спланировано на основе тщательного изучения особенностей и потребностей их психофизического развития.
Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным, спокойным поведением. Они эмоциональны, азартны, самостоятельно активны, часто сами становятся инициаторами игр. Движения их обычно уверенные, четкие, целенаправленные.
Малоподвижные дети пассивны, вялы, быстро устают. Обычно они держатся в стороне от активных игр и больше тяготеют к спокойным играм, выбирая деятельность, не требующую большого пространства; на прогулках меньше находятся в движении.
Деление детей на группы в зависимости от их подвижности может быть предварительно положено в основу планирования игровых оздоровительных программ.
Ресурсы режима жизнедеятельности младшего
школьника в обеспечении игровой
двигательной активности
Место и время проведения подвижных, оздоровительных игр и игр спортивного характера с младшими школьниками
Организационные формы
Школа
Первая половина учебного дня
Гимнастика до учебных занятий
Физкультурные паузы па общеобразовательных уроках
Перемены
Динамические паузы между уроками
Уроки физической подготовки
Вторая половина учебного дня
Прогулки, «часы здоровья», свободная детская деятельность в группе продленного дня
Физкультурные праздники и досуги (общешкольные, параллели классов или отдельного класса)
Секции (факультативы) подвижных, народных, спортивных или оздоровительных игр
Семья
Вторая половина учебного дня, выходные дни
Прогулки, самостоятельная стихийная и совместная со взрослым организованная двигательная деятельность
Учреждения дополнительного образования
Преимущественно вторая половина учебного дня, выходные дни
Разные виды игр в соответствии с оздоровительной программой лагеря или площадки
Во время гимнастики до учебных занятий, основными задачами которой являются повышение возбудимости нервной системы, активизация обменных процессов, ускорение вхождения ребенка в учебный день, создание позитивного эмоционального настроя и стимуляция «коллективного духа» в классе, рекомендуется проводить подвижные игры и игровые упражнения малой интенсивности. Проведение гимнастики на открытом воздухе закаливает организм и повышает его сопротивляемость простудным заболеваниям. В нее могут входить, например, игровые имитационные упражнения, выполняемые под музыку или без нее, — «Лошадка», «Силачи», «Березка», «Пружинка» и др.
Во время физкультурных пауз на уроках, которые рекомендуется проводить в целях предупреждения утомления и повышения работоспособности учеников, необходимого кратковременного, но эффективного активного отдыха органов слуха и зрения, испытывающих значительную нагрузку во время урока, расслабления мышц туловища и особенно спины, испытывающих наибольшее статическое напряжение, включаются игровые компоненты также малой интенсивности. Наиболее целесообразно проводить их в то время, когда у учеников появляются первые признаки утомления.
В физкультурные минутки целесообразно, например, включать такие виды физической активности, как:
— игры и игровые упражнения для снятия утомления органа зрения,
— игры и игровые упражнения для снятия напряжения
мышц кисти,
— игры и игровые упражнения для элиминации общего
утомления и др.
Особо тщательно следует подходить к подбору игр-физкультминуток на уроках русского языка, чтения и математики, когда школьники продолжительное время находятся в статических позах. В них должны быть задействованы как крупные мышцы туловища и конечностей, так и мелкие мышцы кисти и пальцев рук. Это не только в значительной мере позволяет снять отрицательные сдвиги в физиологических системах организма, связанные с воздействием статической нагрузки, но и содействует развитию мелких мышц кисти, совершенствованию тонких двигательных координации, нужных для выработки правильных графических навыков, и в первую очередь навыков письма.
На других уроках (естествознание, ручной труд, пение, рисование), когда позы детей бывают более свободны, игры-физкультминутки могут носить сравнительно низкую интенсивность.
На школьных переменах используются игры не только малой, но и средней подвижности. Подвижные перемены могут быть направлены на формирование навыков организации деятельности, на увеличение объема двигательной активности, а также на решение рекреационных задач.
Активный отдых на переменах способствует сглаживанию неблагоприятных функциональных сдвигов, обусловленных преимущественно влиянием статического компонента учебной деятельности, и от того, насколько рационально он будет организован, во многом зависит эффективность целостного учебно-воспитательного процесса. Экспериментально доказано, например, что сокращение длительности или ограничение подвижности школьников во время перемен резко усугубляет их утомление.
Ежедневные часовые динамические паузы между уроками связаны с использованием игрового компонента малой, средней и - дозированно — высокой подвижности. Их оздоровительный эффект повышается при пребывании школьников на открытом воздухе, что физиологически обусловливается повышенной оксогенерацией крови, улучшением окислительных процессов и тканевого дыхания, тонизирующим влиянием на кору головного мозга и подкорковых образований потока импульсов, поступающих от рецепторов, заложенных в органах и тканях.
БАНК ИГР
ИГРЫ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ОПТИМИЗАЦИЮ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА
Игровые имитационные упражнения как составная часть гимнастики до занятий
Название игрового упражнения
Описание упражнения
На параде
Энергичная ходьба на месте с широкими, свободными движениями руками. Дыхание равномерное
Вырастем большими
И.п.1 — основная стойка. 1 —руки в стороны; 2 — руки вверх, подняться на носки и потянуться; 3 — опускаясь на всю ступню, руки в стороны; 4 — руки вниз. Вытягиваясь «в струнку», голову держать прямо. При поднимании рук вверх — вдох, при опускании — выдох
Подсвечник
И.п. — основная стойка. 1 — подняться на носки, руки согнуты в локтях, ладонями вперед; 2-3 — держать; 4 — и.п. Повторить 3-4 раза, темп медленный
Маятник
И.п. — стойка ноги врозь, руки на поясе. 1 — наклон влево; 2 — наклон вправо. Спину держать прямо, локти развести. Следить, чтобы движение выполнялось только в поясничной части туловища, без поворотов и сопутствующих движений. Дыхание произвольное, но равномерное
Петрушка
И.п. — стойка ноги врозь, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 — наклон вперед, коснуться ладонями голеней ног; 2 — выпрямиться в и.п., при наклоне ноги прямые. Амплитуда движений регулируется местом касания руками ног — от колен до ступней; увеличивать ее следует постепенно. В момент наклона — выдох, выпрямляясь - - вдох
Мячик
И.п. — основная стойка. Прыжки на месте. Прыжки выполнять мягко на носках, туловище прямое, ноги в полете не сгибать. Дыхание равномерное. После прыжков перейти на ходьбу
Игры-физкультминутки
Цель - снятие утомления глаз
Дождик
Капля первая упала — кап!
Дети сверху пальцем показывают траекторию ее движения.
И вторая прибежала — кап!
То же самое.
Мы на небо посмотрели,
Смотрят вверх.
Капельки кап-кап запели,
Намочились лица.
Вытирают лицо руками.
Мы их вытирали.
Туфли — посмотрите —
Мокрыми вдруг стали.
Показывают руками на ноги и смотрят вниз.
Плечами дружно поведем
И все капельки стряхнем.
Выполняются движения плечами.
От дождя убежим,
Под кусточком посидим.
Дети приседают.
Жук
В домик к нам жук влетел,
Зажужжал он и запел: «ж-ж-ж».
Дети складывают ладони рук под углом — крыша «домика».
Вот он вправо полетел —
Каждый вправо посмотрел,
Указывают рукой направление и прослеживают взглядом.
Вот он влево полетел —
Каждый влево посмотрел.
Указывают рукой направление и прослеживают взглядом.
Жук на нос нам хочет сесть,
Не дадим ему присесть.
Правой рукой выполняется движение к носу со стороны.
Жук наш приземлился,
Направление движения вниз и приседание.
Жужжа, закружился:
Ж-ж-ж-ж.
Делают вращательное движение руками типа волчка и встают.
Жук, вот правая ладошка,
Посиди на ней немножко.
Жук, вот левая ладошка,
Посиди на ней немножко.
Поочередно протягивают руки и смотрят на них.
Жук наверх полетел
И на потолок присел.
Поднимают руки вверх и смотрят на них.
На носочки мы привстали —
Но жука мы не достали.
Приподнимаются на носочки и вытягивают руки вверх.
Хлопнем вместе —
Хлоп-хлоп-хлоп,
Хлопки над головой,
Чтобы улететь он смог.
Ж-ж-ж-ж.
Имитируют полет жука.
Тише, тише
Как на горке — снег, снег,
Поднять обе руки вверх и посмотреть на кончики пальцев.
И под горкой — снег, снег,
Опустить руки, посмотреть на кончики пальцев.
И на елке — снег, снег,
Вновь руки поднять вверх и посмотреть на них.
И под елкой — снег, снег.
Опустить руки и посмотреть на них.
А под снегом спит медведь.
Присесть, сложить ладони вместе у щеки ( «уснуть» ).
Тише, тише. Не шуметь!
Приложить указательный палец ко рту («тс-с-с» ).
Цель — снятие напряжения мышц кисти и пальцев рук
Апельсин
Начиная с мизинца, загибать попеременно все пальцы.
Мы делили апельсин.
Апельсин всего один.
Эта долька — для кота,
Эта долька — для ежа,
Эта долька для улитки,.
Эта долька для чижа,
Ну а волку — кожура.
Мы учимся письму
Мы учимся письму.
Для чего? И почему?
Дети руками показывают на тетрадь.
Из крючков, из крючков,
Указательные пальцы обеих рук рисуют в воздухе крючки.
Из кружков, из кружков
Пальцы рук складываются колечками.
Сможем буквы написать,
Имитация в воздухе движений, как при письме.
Если будем мы стараться —
Буквы будут получаться.
Руки на поясе, наклоны головы в стороны.
Пальцы наши потрудились
И немножко утомились.
Ритмичное сгибание и разгибание пальцев.
Дружно мы их встряхнем
И опять писать начнем!
Энергичное встряхивание кистей рук.
Дружба
Дружат в нашем классе Девочки и мальчики.
Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок.
Мы с тобой подружим Маленькие пальчики.
Ритмичное касание пальцев обеих рук.
Раз, два, три, четыре, пять — Начинай считать опять.
Поочередное касание пальцев обеих руках, начиная с мизинца.
Раз, два, три, четыре, пять —
Мы закончили считать.
Опустить руки вниз, встряхнуть кистями.
Прогулка
Пошли пальчики гулять,
Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.
А вторые догонять.
Ритмичные движения по столу указательными пальцами.
Третьи пальчики бегом,
Движения средних пальцев в быстром темпе.
А четвертые пешком,
Медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола.
Пятый пальчик поскакал
Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.
И в конце пути упал.
Хлопок обоими кулаками по поверхности стола.
Засолка капусты
Мы капусту рубим,
Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз.
Мы морковку трем,
Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя.
Мы капусту солим,
Движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки.
Мы капусту жмем.
Интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки.
Уф, устали!
Энергичное встряхивание обеих рук.
Цель — элиминация (снятие) общего утомления
Прогулка в лесу
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали!
Свободная ходьба на месте.
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики погрели.
Смотрят вверх, на солнце.
Бабочки летали,
Крылышками махали.
Имитация порхания бабочек.
Дружно хлопнем:
Раз, два, три, четыре, пять,
Нам пора букет собрать.
Ритмичные хлопки в ладоши.
Раз присели, два присели,
Ритмичные приседания.
В руках ландыши запели.
Имитация «букета» в руках.
Вправо звон:
Динь-дон!
Наклон вправо с «букетом» в руках.
Влево звон:
Динь-дон!
Наклон влево с «букетом» в руках.
На нос села пчела.
Дети прослеживают взором движение указательного пальца правой руки — траекторию полета пчелы.
Посмотрите вниз, друзья, —
Вот бегут муравьи,
Посчитаем мы и их!
Раз, два, три, четыре, пять!
Показывают пальцем вниз и считают воображаемых муравьев.
Убежали все опять!
Разводят руками в стороны.
Мы листочки приподняли,
В ладошки ягодки собрали.
Приседают, имитируя сбор ягод.
Одна, две, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять!
Кладут «ягоды» в рот, прослеживая взором движения руки.
Ох, как ягодки вкусны!
Покачивание головой.
Хорошо мы погуляли,
Лишь немножечко устали...
Дети разводят руками и садятся за парты.
Про сосиски
На столе стояла миска,
Руки вытянуть вперед, ладошки — ковшиком.
Под столом сидела киска.
Присесть, ладошки к голове, как ушки у- кошки.
Как сосиски пахнут в миске!
Втянуть носом запах «сосисок».
Не достать сосиски киске!
Развести руки в стороны, пожать плечами.
Потянула скатерть киска.
Руки вверх, четыре хлопка.
Бац! Накрыло киску миской.
Присесть, голову накрыть руками.
А сосиски унес
Руки на пояс.
Вислоухий старый пес.
Четыре шага на месте.
С добрым утром!
Педагог:
— Просыпайся! Дети:
— Просыпаюсь!
Дети выполняют на месте шаг вперед.
— Поднимайся!
— Поднимаюсь!
Руки вверх, потянуться.
— Умывайся!
— Умываюсь!
Ладошками дети «умывают» лицо.
— Обливайся!
— Обливаюсь! Встряхивают кистями рук.
— Вытирайся!
— Вытираюсь!
Имитация движения «вытирание».
— Одевайся!
— Одеваюсь! Похлопывание себя по плечам.
— Собирайся!
— Собираюсь! Повороты вокруг себя.
— И прощайся!
— И прощаюсь! Прощальные взмахи над головой.
Хомка-хомячок
Хомка, хомка, хомячок —
Полосатенький бочок.
Ритмичные поглаживания по бокам туловища.
Хомка раньше всех встает,
Руки разводятся вверх и в стороны — потягивание.
Щечки моет,
Круговые движения рук около щек.
Шейку трет.
Поглаживание шеи.
Подметает хомка хатку
Имитация движений подметания.
И выходит на зарядку.
Шаг на месте.
Раз, два, три, четыре, пять,
Руки вверх — в стороны — вверх — в стороны — вниз.
Хомка сильным хочет стать!
Энергичные сгибания рук в плече.
Киска
Киска на ребят глядит
Вот так, вот так!
Повороты головы в стороны.
Хвостиком она играет Вот так, вот так!
Локоть одной руки стоит на ладони другой, в такт словам дети наклоняются в стороны. Спинку кошка выгибает
Вот так, вот так!
Руки на поясе, наклоны вперед.
А ребята приседают
Вот так, вот так!
Выполняются приседания.
Кулачки
Дети делятся на группы: одни — «кулачки», другие — «ладошки». Обе группы по очереди ведут свою «партию» и точно прохлопывают ритм: первая группа хлопает кулачками, а вторая — ладошками.
Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп, хлоп да хлоп, хлоп да хлоп!
А ладошки-баловницы тоже не отстали:
Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп, хлоп да хлоп, хлоп да хлоп!
Игры, малой подвижности
Название
Место
Преобла-
Ход игры
проведе-
дающие
ния, игро-
задачи
вой инвен-
тарь
Схвати!
Классное
Трениров-
Играют два ребенка. Один из них
помеще-
ка быстро-
стоит, выставив вперед расстав-
ние, игро-
ты реак-
ленные и чуть согнутые в локтях
вая комна-
ции, коор-
руки. Другой игрок держит коро-
та, школь-
динации и
бок со спичками над руками пер-
ная рекреа-
произ-
вого и, выждав некоторое время
ция. Ин-
вольности
для нагнетания напряжения, от-
вентарь —
движений
пускает его. «Ловец» должен
спичечный
схватить коробок, прежде чем он
коробок
коснется земли. Большинство
детей соединяют для этого руки в
хлопке, стараясь поймать коро-
бок, но есть и более удачные
приемы для этого
Веревоч
Школьная
Развитие
Каждому игроку ведущий разда-
ка
рекреация,
воображе-
ет по веревочке и дает задание —
спортив-
ния, фан-
«нарисовать» определенную фи-
ный зал,
тазии,
гуру, например, лесенку, змейку,
пришколь-
мелкой
человечка, домик, кораблик,
ная пло-
моторики,
елочку и т.д.
щадка. Ин-
координа-
Выигрывает игрок, наиболее
вентарь —
ционных
точно изобразивший заданное
скакалка
способно-
или вере-
стей
вочка не
•менее 1,5 м
в длину
Джек-кен-
Классное
Развитие
Двое детей прячут левые или пра-
пон (ка-
помеще-
быстроты
вые — по договоренности — руки
мень —
ние, игро-
реакции,
за спину, а затем по команде
ножни-
вая комна-
взаимо-
«Джен-кен-пон» быстро показы-
цы —
та, школь-
действия с
вают их друг другу. Пальцы рук
бумага)
ная рек-
партнером;
при этом должны быть зажаты
(старин-
реация.
трениров-
определенным образом: ножни-
ная япон-
Инвентарь
ка мышц
цы — все пальцы сжаты, кроме
ская игра)
не требу-
руки
указательного и среднего; ка-
ется
мень — кулак; бумага — плоская
ладонь. Затем оба игрока сравнивают фигуры. Ножницы режут бумагу — ножницы выигрывают; бумага завертывает'камень — бумага побеждает; камень тупит ножницы — побеждает камень. Играть в эту игру нужно очень быстро
Настроение
Классное помещение, игровая комната, школьная рекреация. Инвентарь не требуется
Развитие мимических движений и навыков невербального общения
Детям предлагается отгадывать настроение одного из игроков по выражению лица. Сначала для ведения игры потребуется взрослый ведущий, который будет шептать на ухо изображающему, какое именно выражение лица ему надо принять для передачи того или иного настроения: «сделай счастливое лицо», «сделай грустное лицо»... Впоследствии эту роль может с успехом выполнять и любой ребенок
Бедный котенок
Классное помещение, игровая комната, школьная рекреация. Инвентарь не требуется
Развитие мимических и пантомимических движений, имитационных способностей, чувства юмора, выдержки
Кто-то из детей становится котенком. Он идет от одного играющего к другому, опускается перед ним на колени, мяукает и пытается состроить комичные рожицы. Ребенок, перед которым он остановится, гладит котенка по голове, трижды повторяя с серьезным видом: «Бедный черный котенок». Если котенку удастся кого-либо из играющих рассмешить, тогда тот становится котенком, и игра продолжается
Игры средней подвижности
Название
Место
Преобла-
Ход игры
проведе-
дающие
ния, игро-
задачи
вой инвен-
тарь
Не оши-
Спортив-
Воспитание
Руководитель поочередно пока-
бись!
ный зал,
внимания,
зывает листки с рисунками, а
площадка,
культуры
дети в соответствии с ними при-
рекреация.
поведения,
нимают ту или иную позу.
Инвен-
развитие
Мельница: одна рука поднята,
тарь —
сообрази-
другая опущена и прижата к
рисунки,
тельности,
телу.
мельница,
творческого
Мяч: приседают, спина круглая.
дровосек,
воображе-
Дровосек: пальцы рук соединены
мяч, аист,
ния.
и подняты вверх.
кошка и
После каждого задания руково-
т.д.
дитель отмечает тех, кто удачнее
других выполнил задание
Запре-
Школьная
Развитие
По игровой площадке разбрасы-
щенный
рекреация,
быстроты
ваются геометрические фигуры,
цвет
спортив-
двигатель-
вырезанные из картона. Ведущий
ный зал,
ной реакции,
называет цвет (например, крас-
пришколь-
внимания,
ный). По сигналу все играющие
ная пло-
координа-
должны собрать как можно
щадка. Ин-
ции произ-
больше фигур указанного цвета.
вентарь —
вольности
Выигрывает тот, у кого их боль-
3(М0 раз-
двигатель-
ше
ноцветных
ных актов
геометри-
ческих
фигур
Поймай
Школьная
Развитие
Играющие располагаются по
мяч
рекреация,
внимания,
кругу. Водящий находится в
спортив-
памяти,
центре. Подбрасывая верх мяч,
ный зал,
приобрете-
он называет имя игрока. Назван-
пришколь-
ние навыков
ный игрок должен поймать мяч.
ная пло-
в бросках и
Если он поймал его, то возвра-
щадка. Ин-
ловле мячей
щается на свое место, если же не
вентарь —
поймал, то меняется местом с
мяч сред-
водящим. Побеждает тот, кто
него раз-
меньше всех был водящим
мера
Канато-
Школьная
Развитие
Па площадке ребята чертят пря-
ходец
рекреация,
равновесия,
мую линию (канат). Надо пере-
(узбек-
спортив-
координа-
двигаться по ней, как по канату.
ская иг-
ный зал,
ции и про-
Разрешается держать руки в сто-
ра)
пришколь-
извольности
роны. Проигрывают те ребята,
ная пло-
движений
которые сойдут с черты — «сле-
щадка.
тят с каната»
Инвентарь
не требу-
ется
Игры большой подвижности
Название
Место проведения, игровой инвентарь
Преобладающие задачи
Ход игры
Вызов номеров
Спортивный зал, пришкольная площадка. Инвентарь — флажок или набивной мяч для обозначения места поворота
Воспитание внимания, развитие быстроты и ловкости движений, чувства товарищества
Количество игроков — 10-20 человек. Играют две команды, которые выстраиваются в колонну по одному у стартовой линии. В 15 м от нее напротив каждой команды обозначается место поворота. Капитаны распределяют игроков по номерам. Ведущий называет номера. Игроки, услышав свой номер, бегут к точке поворота, обегают ее и возвращаются на место. Прибежавший первым получает очко, вторым — два очка. Победившая команда определяется в конце игры по количеству набранных очков
Западня
Спортивный зал, пришкольная площадка. Инвентарь не требуется
Воспитание внимания, развитие быстроты и ловкости движений
Играющие образуют два крута. Внутренний круг, взявшись за руки, движется в одну сторону, внешний — в другую. По сигналу ведущего оба круга останавливаются. Стоящие во внутреннем круге поднимают руки, образуя ворота. Остальные то вбегают в круг, проходя под воротами, то выбегают из него. Неожиданно подается вторая команда, руки опускаются, и те, кто оказался внутри круга, считаются попавшими в западню. Они остаются во внутреннем круге и берутся за руки с остальными играющими, после чего игра повторяется. Когда во внешнем круге останется мало играющих, из них образуется внутренний круг. Игра повторяется
Пятнашки мячом
Спортивный зал, пришкольная площадка. Инвентарь — мяч
Развитие ловкости, умения ориентироваться в пространстве, точности и быстроты движений
Все играющие произвольно располагаются на лужайке или поляне, в центре — водящий с мячом в руке. По сигналу начинается игра: водящий должен запятнать мячом любого игрока, который после этого сам становится водящим. Игровой кон продолжается 6—8 мин, после чего необходимо детям дать небольшой перерыв
КОРРЕКЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Цель— профилактика и коррекция дефектов осанки
Обруч
Участники игры встают в круг, руки на поясе. Ведущий предлагает крутить в течение 1 мин на бедрах воображаемый обруч. Амплитуда движения — максимальная. Ведущий определяет, кто из игроков дольше и легче всех крутил обруч
Ласточка
Дети стоят прямо, руки вытянуты вверх. Ведущий предлагает им встать на правую ногу и одновременно привести корпус в горизонтальное положение. Левая нога при этом отводится назад и тоже занимает горизонтальное положение. Такое положение («ласточку») необходимо сохранить как можно дольше, желательно — прогнувшись в спине. Более сложным вариантом упражнения является выполнение «ласточки» с закрытыми глазами. Ведущий оценивает всех «ласточек» и отмечает их успехи
Лыжник
Ведущий предлагает игрокам скатиться на одной лыже с очень крутой горки. Дети принимают положение лыжников — спина прогнута, ступни обеих ног стоят на одной прямой (на одной «лыже»), руки опущены вниз, но не касаются пола, глаза закрыты. Дети «скатываются» в таком положении с «горки» на протяжении всего звучания музыкального отрывка. Ведущий отмечает самых искусных и устойчивых лыжников
Слушай внимательно
Дети идут по кругу и принимают позы, соответствующие указаниям ведущего. На слово «пень» —- становятся на одно колено, опустив голову и руки, затем сразу же встают и продолжают движение по кругу. На слово «елка» — останавливаются и отставляют опущенные руки от туловища, приняв правильную осанку. На слово «сноп» — останавливаются и поднимают руки вверх, соединяя их над головой. Затем указанные три команды даются вразбивку. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры. Сначала команды подаются через каждые 6—10 с, а затем темп постепенно увеличивается до 3—5 секунд. Ведущий постоянно контролирует правильность осанки детей
Ходим в шляпах
Играющие стоят, держа на головах легкий груз, например, мешочек с песком весом 200—500 г — «шляпу». Проверив осанку детей, ведущий дает сигнал к ходьбе. Дети должны ходить обычным шагом по комнате или площадке, сохраняя правильную осанку. Выигрывает тот, у кого шляпа ни разу не упала и при этом он не нарушил осанку. Вариант: детям предлагается ходить, пританцовывая. Вариант: предлагается пройти, не уронив шляпы, по извилистой линии, начерченной на полу. Вариант: пройти в шляпе по гимнастической скамейке или переступать через разные предметы на полу (шишки, камешки, небольшие кубики и др.)
Цель — профилактика и коррекция нарушений зрения
Пчела
Игроки сидят на стульях, спина прямая. Ведущий предлагает им вообразить пчелу, которая летит медленными кругами на некотором расстоянии от них. Нужно сфокусировать свой взор на движущейся «пчеле» и выполнять таким образом круговые движения глазами. В конце упражнения пчела садится на переносицу — дети также должны проследить взглядом ее приземление
Звезда
Ведущий предлагает детям представить, что стены помещения стали прозрачными и сквозь них можно видеть звездное небо. Каждый ребенок выбирает па небе у горизонта «свою звезду» и рассматривает ее некоторое время. После1 этого звезды «перемещаются» на переносицы, и там они рассматриваются детьми. Затем звезды «переносятся» на
прозрачную стену, дети продолжают рассматривать их там. Таким образом, несколько раз по команде ведущего дети фокусируют взор на крайних (переносица и линия горизонта) и промежуточной (прозрачная стена) точках расположения звезд
Восьмерка
Дети стоят прямо, их голова, шея и спина располагаются на одной линии. Ведущий предлагает им зафиксировать взгляд на противоположной стене и представить себе, что на ней нарисована большая горизонтальная восьмерка. Необходимо плавно, без скачков вести взор по этой воображаемой восьмерке, несколько раз в одном направлении, затем — в другом. Затем воображаемая восьмерка увеличивается в размерах и распространяется на все поле зрения
Дирижер
Ведущий предлагает детям вообразить себя на некоторое время дирижерами больших оркестров. Они берут в руки дирижерскую палочку (ручку, карандаш) и, сконцентрировав на ее кончике свой взгляд, начинают под музыку «дирижировать» оркестром. Движения палочки должны быть плавными, так, чтобы взгляд не соскальзывал с выбранной точки фиксации. Ведущий отмечает наиболее талантливых дирижеров
Углы
Для выполнения этого упражнения нужно встать или сесть прямо, так, чтобы была хорошо видна противоположная сторона комнаты. Ведущий предлагает детям зафиксировать взгляд в левом верхнем углу комнаты, вообразить, что там сидит большая красивая стрекоза, и рассмотреть ее. Затем взгляд следует перевести в правый верхний угол — там тоже сидит «стрекоза», рассмотрим ее. Далее последовательно взгляд переводится в правый нижний угол (кто расположен там?) и нижний левый угол комнаты (кто из насекомых здесь?). Так повторяется несколько раз, а затем задается обратное направление движения взора
Танец змеи
Детям предлагается в положении сидя вращать головой в горизонтальной плоскости, спина при этом должна быть прямой. Темп движения может меняться, а амплитуда движения должна быть как можно больше. Движения головой выполняются сначала в одну, затем — в другую сторону. Ведущий выбирает лучшую «змею» — ту, движения головы которой самые плавные и правильные
Цель— профилактика и коррекция плоскостопия
Каток
Ребенок катает вперед-назад ногами мяч, скакалку или бутылку. Упражнение выполняется сначала одной, потом другой ногой
Разбойник
Ребенок сидит на стуле с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего времени выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги ребенок старается подтащить под пятки разложенное на полу полотенце (или салфетку), на котором лежит какой-нибудь груз (мешочек с песком, книга и др.). Упражнение выполняется сначала одной, потом другой ногой
Маляр
Ребенок, сидя на полу с выпрямленными в коленях ногами, большим пальцем одной ноги проводит по подъему другой по направлению от большого пальца к колену. Такое «поглаживание» повторяется 3—4 раза. Упражнение выполняется сначала одной, потом другой ногой
Сборщик
Ребенок сидя собирает пальцами сначала одной, потом другой ноги предметы, разложенные на полу (мелкие игрушки, шишки и др.), и складывает их в кучки
Художник
Ребенок, сидя на полу с согнутыми в коленях ногами, пальцами одной ноги удерживает карандаш и рисует на листе бумаги различные фигуры. Другая нога в это время придерживает лист бумаги. Упражнение выполняется сначала одной, потом другой ногой
Гусеница
Ребенок сидит на полу, ноги согнуты в коленях. Сгибая пальцы ног, он подтягивает пятку вперед, затем пальцы распрямляются и пятка вновь продвигается вперед (имитация движений гусеницы). Передвижение пятки вперед за счет сгибания и выпрямления ног продолжается до тех пор, пока пальцы могут касаться пола. Упражнение выполняется обеими ногами одновременно
Мельница
Сидя на полу, ребенок описывает ступнями ног круги в разных направлениях. Ноги при этом не должны сгибаться в коленях
Кораблик
Ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями и прижимая подошвы ног друг к другу, постепенно старается выпрямить колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу (старается придать ступням ног форму кораблика)
Барабанщик
Ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, стучит по полу только пальцами ног, не касаясь его пятками. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются