kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игра — важный инструмент оптимизации двигательной активности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Высокоразвитый человеческий интеллект

 берет свое начало в человеческих движениях.

Г. Доман

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игра — важный инструмент оптимизации двигательной активности младших школьников»

ИГРА — ВАЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

ОПТИМИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ

АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Высокоразвитый человеческий интеллект

берет свое начало в человеческих движениях.

Г. Доман


Парадоксально, но один из первых неприятных сюрпри­зов, с которыми сталкивается ребенок, переступая порог школы, — это... запрет на движение. Такую ситуацию Н.М. Амосов обозначил как явное противоречие условий со­циальной жизни законам биологии, приводящее к детренированности «рабочих» функций и перетренировке «регуля­торов» деятельности. Ведь движение является неотъемле­мым фундаментом детского развития, важнейшей частью любого вида деятельности и составляющей многих психи­ческих процессов.

Природа дала ребенку врожденное стремление к движе­нию, снабдив ценнейшим чувством — чувством «мышечной радости», которое он испытывает, двигаясь.

В современной начальной школе умственная деятельность по-прежнему относится к числу самых трудных для детей, чьи клетки коры головного мозга обладают еще относительно низкими функциональными возможностями и поэтому боль­шие нагрузки могут вызвать их истощение.

При интенсивной или длительной умственной деятель­ности у школьников начинает развиваться утомление.

О начале переутомления школьников свидетель­ствуют следующие признаки:

— снижение продуктивности учебного труда (увеличива­ется число ошибок и неправильных ответов, время вы­полнения учебных заданий);

— ослабление внутреннего торможения (наблюдаются дви­гательное беспокойство, частные отвлечения, рассеян­ность внимания);

— ухудшение регуляции физиологических функций (на­рушается сердечный ритм и координация движений);

— появление чувства усталости.

В сложной системе факторов, влияющих на предупрежде­ние переутомления школьников, в целом на сохранение и укрепление их нервно-психического и физического здоровья, существенную роль играет двигательная активность.

В основу определения нормы двигательной активности могут быть положены требования:

во-первых, обеспечения необходимого и достаточного ко­личества произвольных движений, выполняемых ребенком в течение дня,

во-вторых, соответствия физических нагрузок в течение, дня функциональным возможностям организма младшего школьника, их ориентации на укрепление его здоровья и пол­ноценное психофизическое развитие

и, в-третьих, соблюдения качественного разнообразия дви­жений, сбалансированного в количественном соотношении с индивидуальными потребностями и возможностями каж­дого ребенка.

Двигательная деятельность игрового характера и вызы­ваемые ею положительные эмоции усиливают физиологи­ческие процессы в организме и улучшают работу всех ор­ганов и систем. Эмоциональный подъем (радость, удоволь­ствие, приподнятость, воодушевление) создает у детей повышенный тонус всего организма.

В целях наиболее эффективного выявления и использова­нии ресурсов игры принято различать подвижные, спортивные и специальные оздоровительные (коррекционно-оздоровительные) игры. К подвижным относятся игры, направлен­ные преимущественно на общую физическую подготовку и не требующие специальной подготовки играющих; они по­строены на свободных, разнообразных и простых движениях, с штанных с вовлечением в работу главным образом больших мышечных групп, и просты по своему содержанию и правилам.

К спортивным относятся игры, имеющие все характерные признаки спорта; они требуют подготовки и спортивного совершенствования играющих. Спортивные игры характеризу­ются наличием борьбы играющих за победу своей команды ими за личное первенство. Они отличаются от подвижных сложностью правил и техники, а также устойчивостью условий и правил.

Специальные оздоровительные игры наряду с укрепле­нием различных групп мышц, тренировкой вестибулярного аппарата, профилактикой нарушений зрения и осанки снимают утомление, вызванное интенсивными интеллек­туальными нагрузками, и создают у игроков состояние пси­хофизиологического комфорта.

Место и количество тех и других игр, игровых упражне­ний в режиме дня всех и каждого учеников класса должно быть предварительно спланировано на основе тщательного изучения особенностей и потребностей их психофизического развития.

Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным, спокойным поведением. Они эмоциональны, азартны, само­стоятельно активны, часто сами становятся инициаторами игр. Движения их обычно уверенные, четкие, целенаправ­ленные.

Малоподвижные дети пассивны, вялы, быстро устают. Обычно они держатся в стороне от активных игр и больше тяготеют к спокойным играм, выбирая деятельность, не тре­бующую большого пространства; на прогулках меньше нахо­дятся в движении.

Деление детей на группы в зависимости от их подвижно­сти может быть предварительно положено в основу плани­рования игровых оздоровительных программ.


Ресурсы режима жизнедеятельности младшего

школьника в обеспечении игровой

двигательной активности


Место и время проведения подвижных, оздоровительных игр и игр спортивного характера с младшими школьниками

Организационные формы

Школа

Первая половина учебного дня

Гимнастика до учебных занятий





Физкультурные паузы па общеобразо­вательных уроках





Перемены





Динамические паузы между уроками





Уроки физической подготовки



Вторая половина учебного дня

Прогулки, «часы здоровья», свободная детская деятельность в группе про­дленного дня





Физкультурные праздники и досуги (общешкольные, параллели классов или отдельного класса)





Секции (факультативы) подвижных, народных, спортивных или оздорови­тельных игр

Семья

Вторая половина учеб­ного дня, выходные дни

Прогулки, самостоятельная стихийная и совместная со взрослым организо­ванная двигательная деятельность

Учрежде­ния до­полни­тельного образова­ния

Преимущественно вторая половина учеб­ного дня, выходные дни

Детские спортивные секции и школы

Детские оздорови­тельные лагеря, школьные площадки

Каникулы

Разные виды игр в соответствии с оздо­ровительной программой лагеря или площадки


Во время гимнастики до учебных занятий, ос­новными задачами которой являются повышение возбудимо­сти нервной системы, активизация обменных процессов, уско­рение вхождения ребенка в учебный день, создание позитив­ного эмоционального настроя и стимуляция «коллективного духа» в классе, рекомендуется проводить подвижные игры и игровые упражнения малой интенсивности. Проведение гим­настики на открытом воздухе закаливает организм и повыша­ет его сопротивляемость простудным заболеваниям. В нее мо­гут входить, например, игровые имитационные упражнения, выполняемые под музыку или без нее, — «Лошадка», «Сила­чи», «Березка», «Пружинка» и др.

Во время физкультурных пауз на уроках, которые рекомен­дуется проводить в целях предупреждения утомления и повы­шения работоспособности учеников, необходимого кратковремен­ного, но эффективного активного отдыха органов слуха и зре­ния, испытывающих значительную нагрузку во время урока, расслабления мышц туловища и особенно спины, испытываю­щих наибольшее статическое напряжение, включаются игровые компоненты также малой интенсивности. Наиболее целесообраз­но проводить их в то время, когда у учеников появляются пер­вые признаки утомления.

В физкультурные минутки целесообразно, например, вклю­чать такие виды физической активности, как:

— игры и игровые упражнения для снятия утомления орга­на зрения,

— игры и игровые упражнения для снятия напряжения

мышц кисти,

— игры и игровые упражнения для элиминации общего

утомления и др.

Особо тщательно следует подходить к подбору игр-физкультминуток на уроках русского языка, чтения и мате­матики, когда школьники продолжительное время находят­ся в статических позах. В них должны быть задействованы как крупные мышцы туловища и конечностей, так и мелкие мышцы кисти и пальцев рук. Это не только в значительной мере позволяет снять отрицательные сдвиги в физиологиче­ских системах организма, связанные с воздействием стати­ческой нагрузки, но и содействует развитию мелких мышц кисти, совершенствованию тонких двигательных координа­ции, нужных для выработки правильных графических навы­ков, и в первую очередь навыков письма.

На других уроках (естествознание, ручной труд, пение, рисование), когда позы детей бывают более свободны, игры-физкультминутки могут носить сравнительно низкую интен­сивность.

На школьных переменах используются игры не только малой, но и средней подвижности. Подвижные перемены могут быть направлены на формирование навыков организа­ции деятельности, на увеличение объема двигательной ак­тивности, а также на решение рекреационных задач.

Активный отдых на переменах способствует сглаживанию неблагоприятных функциональных сдвигов, обусловленных преимущественно влиянием статического компонента учеб­ной деятельности, и от того, насколько рационально он будет организован, во многом зависит эффективность целостного учебно-воспитательного процесса. Экспериментально доказа­но, например, что сокращение длительности или ограниче­ние подвижности школьников во время перемен резко усу­губляет их утомление.

Ежедневные часовые динамические паузы между уроками связаны с использованием игрового компонента малой, средней и - дозированно — высокой подвижности. Их оздоровительный эффект повышается при пребывании школьников на открытом воздухе, что физиологически обусловливается повышенной оксогенерацией крови, улучшением окислительных про­цессов и тканевого дыхания, тонизирующим влиянием на кору головного мозга и подкорковых образований потока импульсов, поступающих от рецепторов, заложенных в органах и тканях.



БАНК ИГР


ИГРЫ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ОПТИМИЗАЦИЮ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА


Игровые имитационные упражнения как составная часть гимнастики до занятий


Название игрового упражнения

Описание упражнения

На параде

Энергичная ходьба на месте с широкими, свобод­ными движениями руками. Дыхание равномерное

Вырастем большими

И.п.1 — основная стойка. 1 —руки в стороны; 2 — руки вверх, подняться на носки и потянуться; 3 — опускаясь на всю ступню, руки в стороны; 4 — руки вниз. Вытягиваясь «в струнку», голову дер­жать прямо. При поднимании рук вверх — вдох, при опускании — выдох

Подсвечник

И.п. — основная стойка. 1 — подняться на носки, руки согнуты в локтях, ладонями вперед; 2-3 — держать; 4 — и.п. Повторить 3-4 раза, темп мед­ленный

Маятник

И.п. — стойка ноги врозь, руки на поясе. 1 — на­клон влево; 2 — наклон вправо. Спину держать прямо, локти развести. Следить, чтобы движение выполнялось только в поясничной части туловища, без поворотов и сопутствующих движений. Дыха­ние произвольное, но равномерное

Петрушка

И.п. — стойка ноги врозь, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 — наклон вперед, коснуться ладонями голеней ног; 2 — выпрямиться в и.п., при наклоне ноги прямые. Амплитуда дви­жений регулируется местом касания руками ног — от колен до ступней; увеличивать ее следует по­степенно. В момент наклона — выдох, выпрямля­ясь - - вдох

Мячик

И.п. — основная стойка. Прыжки на месте. Прыж­ки выполнять мягко на носках, туловище прямое, ноги в полете не сгибать. Дыхание равномерное. После прыжков перейти на ходьбу



Игры-физкультминутки


Цель - снятие утомления глаз


Дождик

Капля первая упала — кап!

Дети сверху пальцем показывают траекторию ее дви­жения.

И вторая прибежала — кап!

То же самое.

Мы на небо посмотрели,

Смотрят вверх.


Капельки кап-кап запели,

Намочились лица.

Вытирают лицо руками.

Мы их вытирали.

Туфли — посмотрите —

Мокрыми вдруг стали.

Показывают руками на ноги и смотрят вниз.

Плечами дружно поведем

И все капельки стряхнем.

Выполняются движения плечами.

От дождя убежим,

Под кусточком посидим.

Дети приседают.


Жук

В домик к нам жук влетел,

Зажужжал он и запел: «ж-ж-ж».

Дети складывают ладони рук под углом крыша «до­мика».

Вот он вправо полетел —

Каждый вправо посмотрел,

Указывают рукой направление и прослеживают взглядом.

Вот он влево полетел —

Каждый влево посмотрел.

Указывают рукой направление и прослеживают взгля­дом.

Жук на нос нам хочет сесть,

Не дадим ему присесть.

Правой рукой выполняется движение к носу со стороны.

Жук наш приземлился,

Направление движения вниз и приседание.

Жужжа, закружился:

Ж-ж-ж-ж.

Делают вращательное движение руками типа волчка и встают.

Жук, вот правая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Жук, вот левая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Поочередно протягивают руки и смотрят на них.

Жук наверх полетел

И на потолок присел.

Поднимают руки вверх и смотрят на них.

На носочки мы привстали —

Но жука мы не достали.

Приподнимаются на носочки и вытягивают руки вверх.

Хлопнем вместе —

Хлоп-хлоп-хлоп,

Хлопки над головой,

Чтобы улететь он смог.

Ж-ж-ж-ж.

Имитируют полет жука.


Тише, тише

Как на горке — снег, снег,

Поднять обе руки вверх и посмотреть на кончики пальцев.

И под горкой — снег, снег,

Опустить руки, посмотреть на кончики пальцев.

И на елке — снег, снег,

Вновь руки поднять вверх и посмотреть на них.

И под елкой — снег, снег.

Опустить руки и посмотреть на них.

А под снегом спит медведь.

Присесть, сложить ладони вместе у щеки ( «уснуть» ).

Тише, тише. Не шуметь!

Приложить указательный палец ко рту («тс-с-с» ).


Цель снятие напряжения мышц кисти и пальцев рук


Апельсин

Начиная с мизинца, загибать попеременно все пальцы.

Мы делили апельсин.

Апельсин всего один.

Эта долька — для кота,

Эта долька — для ежа,

Эта долька для улитки,.

Эта долька для чижа,

Ну а волку — кожура.


Мы учимся письму

Мы учимся письму.

Для чего? И почему?

Дети руками показывают на тетрадь.

Из крючков, из крючков,

Указательные пальцы обеих рук рисуют в воздухе крючки.

Из кружков, из кружков

Пальцы рук складываются колечками.

Сможем буквы написать,

Имитация в воздухе движений, как при письме.

Если будем мы стараться —

Буквы будут получаться.

Руки на поясе, наклоны головы в стороны.

Пальцы наши потрудились

И немножко утомились.

Ритмичное сгибание и разгибание пальцев.

Дружно мы их встряхнем

И опять писать начнем!

Энергичное встряхивание кистей рук.


Дружба

Дружат в нашем классе Девочки и мальчики.

Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок.

Мы с тобой подружим Маленькие пальчики.

Ритмичное касание пальцев обеих рук.

Раз, два, три, четыре, пять — Начинай считать опять.

Поочередное касание пальцев обеих руках, начиная с ми­зинца.

Раз, два, три, четыре, пять —

Мы закончили считать.

Опустить руки вниз, встряхнуть кистями.



Прогулка

Пошли пальчики гулять,

Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, большие пальцы опу­щены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.

А вторые догонять.

Ритмичные движения по столу указательными пальцами.

Третьи пальчики бегом,

Движения средних пальцев в быстром темпе.

А четвертые пешком,

Медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола.

Пятый пальчик поскакал

Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.

И в конце пути упал.

Хлопок обоими кулаками по поверхности стола.


Засолка капусты

Мы капусту рубим,

Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз.

Мы морковку трем,

Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя.

Мы капусту солим,

Движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки.

Мы капусту жмем.

Интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки.

Уф, устали!

Энергичное встряхивание обеих рук.


Цель элиминация (снятие) общего утомления


Прогулка в лесу

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали!

Свободная ходьба на месте.

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики погрели.

Смотрят вверх, на солнце.

Бабочки летали,

Крылышками махали.

Имитация порхания бабочек.

Дружно хлопнем:

Раз, два, три, четыре, пять,

Нам пора букет собрать.

Ритмичные хлопки в ладоши.

Раз присели, два присели,

Ритмичные приседания.

В руках ландыши запели.

Имитация «букета» в руках.

Вправо звон:

Динь-дон!

Наклон вправо с «букетом» в руках.

Влево звон:

Динь-дон!

Наклон влево с «букетом» в руках.

На нос села пчела.

Дети прослеживают взором движение указательного паль­ца правой руки траекторию полета пчелы.

Посмотрите вниз, друзья, —

Вот бегут муравьи,

Посчитаем мы и их!

Раз, два, три, четыре, пять!

Показывают пальцем вниз и считают воображаемых му­равьев.

Убежали все опять!

Разводят руками в стороны.

Мы листочки приподняли,

В ладошки ягодки собрали.

Приседают, имитируя сбор ягод.

Одна, две, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять!

Кладут «ягоды» в рот, прослеживая взором движения руки.

Ох, как ягодки вкусны!

Покачивание головой.

Хорошо мы погуляли,

Лишь немножечко устали...

Дети разводят руками и садятся за парты.


Про сосиски

На столе стояла миска,

Руки вытянуть вперед, ладошки ковшиком.

Под столом сидела киска.

Присесть, ладошки к голове, как ушки у- кошки.

Как сосиски пахнут в миске!

Втянуть носом запах «сосисок».

Не достать сосиски киске!

Развести руки в стороны, пожать плечами.

Потянула скатерть киска.

Руки вверх, четыре хлопка.

Бац! Накрыло киску миской.

Присесть, голову накрыть руками.

А сосиски унес

Руки на пояс.

Вислоухий старый пес.

Четыре шага на месте.


С добрым утром!

Педагог:

— Просыпайся! Дети:

— Просыпаюсь!

Дети выполняют на месте шаг вперед.

— Поднимайся!

— Поднимаюсь!

Руки вверх, потянуться.

— Умывайся!

— Умываюсь!

Ладошками дети «умывают» лицо.

— Обливайся!

— Обливаюсь! Встряхивают кистями рук.

— Вытирайся!

— Вытираюсь!

Имитация движения «вытирание».

— Одевайся!

— Одеваюсь! Похлопывание себя по плечам.

— Собирайся!

— Собираюсь! Повороты вокруг себя.

— И прощайся!

— И прощаюсь! Прощальные взмахи над головой.


Хомка-хомячок

Хомка, хомка, хомячок —

Полосатенький бочок.

Ритмичные поглаживания по бокам туловища.

Хомка раньше всех встает,

Руки разводятся вверх и в стороны потягивание.

Щечки моет,

Круговые движения рук около щек.

Шейку трет.

Поглаживание шеи.

Подметает хомка хатку

Имитация движений подметания.

И выходит на зарядку.

Шаг на месте.

Раз, два, три, четыре, пять,

Руки вверх в стороны вверх в стороны вниз.

Хомка сильным хочет стать!

Энергичные сгибания рук в плече.


Киска

Киска на ребят глядит

Вот так, вот так!

Повороты головы в стороны.

Хвостиком она играет Вот так, вот так!

Локоть одной руки стоит на ладони другой, в такт сло­вам дети наклоняются в стороны. Спинку кошка выгибает

Вот так, вот так!

Руки на поясе, наклоны вперед.

А ребята приседают

Вот так, вот так!

Выполняются приседания.


Кулачки

Дети делятся на группы: одни — «кулачки», другие — «ла­дошки». Обе группы по очереди ведут свою «партию» и точно прохлопывают ритм: первая группа хлопает кулачками, а вторая ладошками.

Есть у любого два кулачка.

Хлопнул один по другому слегка:

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, хлоп-хлоп!

Ну а ладошки не отстают,

Следом за ними весело бьют:

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, хлоп-хлоп!

Кулачки быстрее бьют, до чего стараются:

Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп!

А ладошки тут как тут, так и рассыпаются:

Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп!

Кулачки давай сердиться, громко хлопать стали:

Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп, хлоп да хлоп, хлоп да хлоп!

А ладошки-баловницы тоже не отстали:

Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп, хлоп да хлоп, хлоп да хлоп!


Игры, малой подвижности


Название

Место

Преобла-

Ход игры


проведе-

дающие



ния, игро-

задачи



вой инвен-




тарь



Схвати!

Классное

Трениров-

Играют два ребенка. Один из них


помеще-

ка быстро-

стоит, выставив вперед расстав-


ние, игро-

ты реак-

ленные и чуть согнутые в локтях


вая комна-

ции, коор-

руки. Другой игрок держит коро-


та, школь-

динации и

бок со спичками над руками пер-


ная рекреа-

произ-

вого и, выждав некоторое время


ция. Ин-

вольности

для нагнетания напряжения, от-


вентарь —

движений

пускает его. «Ловец» должен


спичечный


схватить коробок, прежде чем он


коробок


коснется земли. Большинство




детей соединяют для этого руки в




хлопке, стараясь поймать коро-




бок, но есть и более удачные




приемы для этого

Веревоч

Школьная

Развитие

Каждому игроку ведущий разда-

ка

рекреация,

воображе-

ет по веревочке и дает задание —


спортив-

ния, фан-

«нарисовать» определенную фи-


ный зал,

тазии,

гуру, например, лесенку, змейку,


пришколь-

мелкой

человечка, домик, кораблик,


ная пло-

моторики,

елочку и т.д.


щадка. Ин-

координа-

Выигрывает игрок, наиболее


вентарь —

ционных

точно изобразивший заданное


скакалка

способно-



или вере-

стей



вочка не




•менее 1,5 м




в длину



Джек-кен-

Классное

Развитие

Двое детей прячут левые или пра-

пон (ка-

помеще-

быстроты

вые — по договоренности — руки

мень —

ние, игро-

реакции,

за спину, а затем по команде

ножни-

вая комна-

взаимо-

«Джен-кен-пон» быстро показы-

цы

та, школь-

действия с

вают их друг другу. Пальцы рук

бумага)

ная рек-

партнером;

при этом должны быть зажаты

(старин-

реация.

трениров-

определенным образом: ножни-

ная япон-

Инвентарь

ка мышц

цы — все пальцы сжаты, кроме

ская игра)

не требу-

руки

указательного и среднего; ка-


ется


мень — кулак; бумага — плоская




ладонь. Затем оба игрока сравни­вают фигуры. Ножницы режут бумагу — ножницы выигрывают; бумага завертывает'камень — бумага побеждает; камень тупит ножницы — побеждает камень. Играть в эту игру нужно очень быстро

Настрое­ние

Классное помеще­ние, игро­вая комна­та, школь­ная рек­реация. Инвентарь не требу­ется

Развитие мимиче­ских дви­жений и навыков невер­бального общения

Детям предлагается отгадывать настроение одного из игроков по выражению лица. Сначала для ведения игры потребуется взрос­лый ведущий, который будет шептать на ухо изображающему, какое именно выражение лица ему надо принять для передачи того или иного настроения: «сде­лай счастливое лицо», «сделай грустное лицо»... Впоследствии эту роль может с успехом выпол­нять и любой ребенок

Бедный котенок

Классное помеще­ние, игро­вая комна­та, школь­ная рек­реация. Инвентарь не требу­ется

Развитие мимиче­ских и пантоми­мических движений, имитаци­онных способно­стей, чув­ства юмо­ра, вы­держки

Кто-то из детей становится котен­ком. Он идет от одного играющего к другому, опускается перед ним на колени, мяукает и пытается состроить комичные рожицы. Ре­бенок, перед которым он остано­вится, гладит котенка по голове, трижды повторяя с серьезным ви­дом: «Бедный черный котенок». Если котенку удастся кого-либо из играющих рассмешить, тогда тот становится котенком, и игра продолжается











Игры средней подвижности



Название

Место

Преобла-

Ход игры


проведе-

дающие



ния, игро-

задачи



вой инвен-




тарь



Не оши-

Спортив-

Воспитание

Руководитель поочередно пока-

бись!

ный зал,

внимания,

зывает листки с рисунками, а


площадка,

культуры

дети в соответствии с ними при-


рекреация.

поведения,

нимают ту или иную позу.


Инвен-

развитие

Мельница: одна рука поднята,


тарь —

сообрази-

другая опущена и прижата к


рисунки,

тельности,

телу.


мельница,

творческого

Мяч: приседают, спина круглая.


дровосек,

воображе-

Дровосек: пальцы рук соединены


мяч, аист,

ния.

и подняты вверх.


кошка и


После каждого задания руково-


т.д.


дитель отмечает тех, кто удачнее




других выполнил задание

Запре-

Школьная

Развитие

По игровой площадке разбрасы-

щенный

рекреация,

быстроты

ваются геометрические фигуры,

цвет

спортив-

двигатель-

вырезанные из картона. Ведущий


ный зал,

ной реакции,

называет цвет (например, крас-


пришколь-

внимания,

ный). По сигналу все играющие


ная пло-

координа-

должны собрать как можно


щадка. Ин-

ции произ-

больше фигур указанного цвета.


вентарь —

вольности

Выигрывает тот, у кого их боль-


3(М0 раз-

двигатель-

ше


ноцветных

ных актов



геометри-




ческих




фигур



Поймай

Школьная

Развитие

Играющие располагаются по

мяч

рекреация,

внимания,

кругу. Водящий находится в


спортив-

памяти,

центре. Подбрасывая верх мяч,


ный зал,

приобрете-

он называет имя игрока. Назван-


пришколь-

ние навыков

ный игрок должен поймать мяч.


ная пло-

в бросках и

Если он поймал его, то возвра-


щадка. Ин-

ловле мячей

щается на свое место, если же не


вентарь —


поймал, то меняется местом с


мяч сред-


водящим. Побеждает тот, кто


него раз-


меньше всех был водящим


мера



Канато-

Школьная

Развитие

Па площадке ребята чертят пря-

ходец

рекреация,

равновесия,

мую линию (канат). Надо пере-

(узбек-

спортив-

координа-

двигаться по ней, как по канату.

ская иг-

ный зал,

ции и про-

Разрешается держать руки в сто-

ра)

пришколь-

извольности

роны. Проигрывают те ребята,


ная пло-

движений

которые сойдут с черты — «сле-


щадка.


тят с каната»


Инвентарь




не требу-




ется


























Игры большой подвижности



Название

Место проведе­ния, игро­вой инвен­тарь

Преобла­дающие за­дачи

Ход игры

Вызов номеров

Спортив­ный зал, пришколь­ная пло­щадка. Ин­вентарь — флажок или на­бивной мяч для обозначе­ния места поворота

Воспитание внимания, развитие быстроты и ловкости движений, чувства то­варищества

Количество игроков — 10-20 че­ловек. Играют две команды, которые выстраиваются в колонну по одному у стартовой линии. В 15 м от нее напротив каждой команды обозначается место поворота. Капитаны распределяют игроков по номерам. Ведущий называет номера. Игроки, услышав свой номер, бегут к точке поворота, обегают ее и возвращаются на место. Прибежавший первым получает очко, вторым — два очка. Победившая команда определя­ется в конце игры по количеству набранных очков

Западня

Спортив­ный зал, пришколь­ная пло­щадка. Инвентарь не требу­ется

Воспитание внимания, развитие быстроты и ловкости движений

Играющие образуют два крута. Внутренний круг, взявшись за руки, движется в одну сторону, внешний — в другую. По сиг­налу ведущего оба круга оста­навливаются. Стоящие во внут­реннем круге поднимают руки, образуя ворота. Остальные то вбегают в круг, проходя под воротами, то выбегают из него. Неожиданно подается вторая команда, руки опускаются, и те, кто оказался внутри круга, считаются попавшими в запад­ню. Они остаются во внутрен­нем круге и берутся за руки с остальными играющими, после чего игра повторяется. Когда во внешнем круге останется мало играющих, из них образуется внутренний круг. Игра повто­ряется

Пят­нашки мячом

Спортив­ный зал, пришколь­ная пло­щадка. Ин­вентарь — мяч

Развитие ловкости, умения ори­ентировать­ся в про­странстве, точности и быстроты движений

Все играющие произвольно располагаются на лужайке или поляне, в центре — водящий с мячом в руке. По сигналу на­чинается игра: водящий должен запятнать мячом любого игро­ка, который после этого сам становится водящим. Игровой кон продолжается 6—8 мин, после чего необходимо детям дать небольшой перерыв

КОРРЕКЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ



Цель профилактика и коррекция дефектов осанки



Обруч

Участники игры встают в круг, руки на поясе. Ведущий предлагает крутить в течение 1 мин на бедрах воображае­мый обруч. Амплитуда движения — максимальная. Ведущий определяет, кто из игроков дольше и легче всех крутил обруч

Ласточка

Дети стоят прямо, руки вытянуты вверх. Ведущий предла­гает им встать на правую ногу и одновременно привести корпус в горизонтальное положение. Левая нога при этом отводится назад и тоже занимает горизонтальное положе­ние. Такое положение («ласточку») необходимо сохранить как можно дольше, желательно — прогнувшись в спине. Более сложным вариантом упражнения является выполне­ние «ласточки» с закрытыми глазами. Ведущий оценивает всех «ласточек» и отмечает их успехи

Лыжник

Ведущий предлагает игрокам скатиться на одной лыже с очень крутой горки. Дети принимают положение лыжников — спина прогнута, ступни обеих ног стоят на одной прямой (на одной «лыже»), руки опущены вниз, но не касаются пола, глаза за­крыты. Дети «скатываются» в таком положении с «горки» на протяжении всего звучания музыкального отрывка. Ведущий отмечает самых искусных и устойчивых лыжников

Слушай внима­тельно

Дети идут по кругу и принимают позы, соответствующие указаниям ведущего. На слово «пень» —- становятся на од­но колено, опустив голову и руки, затем сразу же встают и продолжают движение по кругу. На слово «елка» — оста­навливаются и отставляют опущенные руки от туловища, приняв правильную осанку. На слово «сноп» — останавли­ваются и поднимают руки вверх, соединяя их над головой. Затем указанные три команды даются вразбивку. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры. Сначала ко­манды подаются через каждые 6—10 с, а затем темп посте­пенно увеличивается до 3—5 секунд. Ведущий постоянно контролирует правильность осанки детей

Ходим в шляпах

Играющие стоят, держа на головах легкий груз, например, мешочек с песком весом 200—500 г — «шляпу». Проверив осанку детей, ведущий дает сигнал к ходьбе. Дети должны ходить обычным шагом по комнате или площадке, сохраняя правильную осанку. Выигрывает тот, у кого шляпа ни разу не упала и при этом он не нарушил осанку. Вариант: детям предлагается ходить, пританцовывая. Вариант: предлагается пройти, не уронив шляпы, по изви­листой линии, начерченной на полу. Вариант: пройти в шляпе по гимнастической скамейке или переступать через разные предметы на полу (шишки, ка­мешки, небольшие кубики и др.)


Цель профилактика и коррекция нарушений зрения


Пчела

Игроки сидят на стульях, спина прямая. Ведущий предлага­ет им вообразить пчелу, которая летит медленными круга­ми на некотором расстоянии от них. Нужно сфокусировать свой взор на движущейся «пчеле» и выполнять таким обра­зом круговые движения глазами. В конце упражнения пчела садится на переносицу — дети также должны проследить взглядом ее приземление

Звезда

Ведущий предлагает детям представить, что стены поме­щения стали прозрачными и сквозь них можно видеть звездное небо. Каждый ребенок выбирает па небе у гори­зонта «свою звезду» и рассматривает ее некоторое время. После1 этого звезды «перемещаются» на переносицы, и там они рассматриваются детьми. Затем звезды «переносятся» на


прозрачную стену, дети продолжают рассматривать их там. Таким образом, несколько раз по команде ведущего дети фо­кусируют взор на крайних (переносица и линия горизонта) и промежуточной (прозрачная стена) точках расположения звезд

Восьмерка

Дети стоят прямо, их голова, шея и спина располагаются на одной линии. Ведущий предлагает им зафиксировать взгляд на противоположной стене и представить себе, что на ней нарисована большая горизонтальная восьмерка. Необходи­мо плавно, без скачков вести взор по этой воображаемой восьмерке, несколько раз в одном направлении, затем — в другом. Затем воображаемая восьмерка увеличивается в размерах и распространяется на все поле зрения

Дирижер

Ведущий предлагает детям вообразить себя на некоторое время дирижерами больших оркестров. Они берут в руки дирижерскую палочку (ручку, карандаш) и, сконцентриро­вав на ее кончике свой взгляд, начинают под музыку «ди­рижировать» оркестром. Движения палочки должны быть плавными, так, чтобы взгляд не соскальзывал с выбранной точки фиксации. Ведущий отмечает наиболее талантливых дирижеров

Углы

Для выполнения этого упражнения нужно встать или сесть прямо, так, чтобы была хорошо видна противопо­ложная сторона комнаты. Ведущий предлагает детям зафиксировать взгляд в левом верхнем углу комнаты, вообразить, что там сидит большая красивая стрекоза, и рассмотреть ее. Затем взгляд следует перевести в правый верхний угол — там тоже сидит «стрекоза», рассмотрим ее. Далее последовательно взгляд переводится в правый нижний угол (кто расположен там?) и нижний левый угол комнаты (кто из насекомых здесь?). Так повторяет­ся несколько раз, а затем задается обратное направление движения взора

Танец змеи

Детям предлагается в положении сидя вращать головой в горизонтальной плоскости, спина при этом должна быть прямой. Темп движения может меняться, а амплитуда дви­жения должна быть как можно больше. Движения головой выполняются сначала в одну, затем — в другую сторону. Ведущий выбирает лучшую «змею» — ту, движения голо­вы которой самые плавные и правильные


Цель профилактика и коррекция плоскостопия


Каток

Ребенок катает вперед-назад ногами мяч, скакалку или бу­тылку. Упражнение выполняется сначала одной, потом дру­гой ногой

Разбойник

Ребенок сидит на стуле с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в тече­ние всего времени выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги ребенок старается подтащить под пятки разложенное на полу полотенце (или салфетку), на кото­ром лежит какой-нибудь груз (мешочек с песком, книга и др.). Упражнение выполняется сначала одной, потом другой ногой

Маляр

Ребенок, сидя на полу с выпрямленными в коленях ногами, большим пальцем одной ноги проводит по подъему другой по направлению от большого пальца к колену. Такое «по­глаживание» повторяется 3—4 раза. Упражнение выполня­ется сначала одной, потом другой ногой

Сборщик

Ребенок сидя собирает пальцами сначала одной, потом дру­гой ноги предметы, разложенные на полу (мелкие игрушки, шишки и др.), и складывает их в кучки

Художник

Ребенок, сидя на полу с согнутыми в коленях ногами, паль­цами одной ноги удерживает карандаш и рисует на листе бумаги различные фигуры. Другая нога в это время при­держивает лист бумаги. Упражнение выполняется сначала одной, потом другой ногой

Гусеница

Ребенок сидит на полу, ноги согнуты в коленях. Сгибая пальцы ног, он подтягивает пятку вперед, затем пальцы распрямляются и пятка вновь продвигается вперед (ими­тация движений гусеницы). Передвижение пятки вперед за счет сгибания и выпрямления ног продолжается до тех пор, пока пальцы могут касаться пола. Упражнение вы­полняется обеими ногами одновременно

Мельница

Сидя на полу, ребенок описывает ступнями ног круги в разных направлениях. Ноги при этом не должны сгибаться в коленях

Кораблик

Ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями и прижимая подошвы ног друг к другу, постепенно старается выпря­мить колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу (старается придать ступням ног форму кораблика)

Барабан­щик

Ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, стучит по полу только пальцами ног, не касаясь его пятками. В про­цессе выполнения упражнения колени постепенно выпрям­ляются



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Игра — важный инструмент оптимизации двигательной активности младших школьников

Автор: Калошина Ирина Ивановна

Дата: 16.03.2017

Номер свидетельства: 400982


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства