kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Я умею читать". мастер-класс по использованию технологии продуктивного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного мастер-класса - пробудить интерес к технологии продуктивного чтения, показать ее применение на практике и увидеть, какие УУД она формирует у учащихся

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Я умею читать". мастер-класс по использованию технологии продуктивного чтения»

Добрый день, уважаемые коллеги!

Свой мастер класс я назвала «Я умею читать». (слайд 1). Обратите внимание, в конце предложения не стоит знак препинания. По окончании нашей беседы мы вместе попытаемся его поставить.

- Хочу от вас услышать ответ на следующий вопрос – вы умеете читать?

-Конечно, каждый из вас с уверенностью ответил утвердительно.

- А теперь выясним, насколько осознанно вы умеете читать.

  Долгое время в практике обучения чтению в начальной школе усиленный акцент делался на наращивание темпов чтения и работу над правильностью чтения, а задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь поверхностное усвоение содержания текста.  Такая практика вырабатывала у учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло максимально извлекать информацию и понимать её.

Получалось как в русской пословице «Читает – летает, да ничего не понимает».   Наращивание темпов чтения, проверка техники чтения на скорость, по утверждению психологов и врачей-дефектологов, способно привести к неврозам и дислексии. Исходя из этого, появляется необходимость сместить акцент с наращивания темпа чтения к формированию осознанного чтения.

Как учитель начальных классов, с первых уроков я учу своих детей не только читать правильно, быстро, выразительно, но и продуктивно, потому что в современном мире трудно достичь успеха без умения извлекать из текста нужную информацию и преобразовывать ее. Поскольку программы по учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, а одним из метапредметных результатов освоения становится умение работать с различными источниками информации, то данная проблема является актуальной в современной школе и решать её необходимо уже в начальной школе, где и должен  закладываться  навык смыслового чтения.

Как сделать данный процесс увлекательным и продуктивным одновременно? Я полагаю, для этого нужны в том числе и продуктивные технологии. Одна из них – технология формирования типа правильной читательской деятельности - кажется мне наиболее эффективной. Она является основной и единой при работе с любыми текстами.

- Как вы думаете, что такое продуктивное чтение?

- Что может быть продуктом чтения?

Главный продукт моей деятельности – полноценное восприятие и понимание текста детьми.

Восприятие – это включение человека в чтение. Читаем – и представляем картины. Читаем – участвуем в действии, ставим себя на место героя, смеемся или грустим.

- Попробуйте и вы продолжить фразу. Читаем - и …

Цель моего мастер-класса – заинтересовать вас этой технологией, показать ее применение на практике и увидеть, какие универсальные учебные действия она формирует у детей.

Технология продуктивного чтения, разработанная проф. Н.Н. Светловской обеспечивает понимание текста за счёт овладения приёмами его освоения на трёх этапах работы с текстом.

Покажу работу с текстом на конкретном примере. Урок литературного чтения в 4 классе по произведению Б. Житкова «Как я ловил человечков» ( в сокращении)


Сейчас прошу обратить ваше внимание на экран.

  1. ОРГ. МОМЕНТ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

( слайд 1)

Звучит песня А. Зацепина, М. Пляцковского «Ты слышишь, море!»

- О чем эта песня?
- Какую картину вы представили, слушая её?

II. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ УРОКА И ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ

-Как вы думаете, какое отношение имеет эта песня к нашему уроку? (Предположения детей)

(Слайд 6) Прочитайте фамилию автора и название произведения.

- Определить тему сегодняшнего урока вам поможет стихотворение

М. Цветаевой. Послушайте его:

Одна половинка окна растворилась,

Одна половинка души показалась.

Давай-ка откроем и ту половину,

и ту половину окна!


- О каких половинках говорит автор? (о внешнем и внутреннем облике ч-ка)

- Что она имеет ввиду под первой половинкой? (Внешность человека, внешний вид)

- А вторая половинка? (Его душа, душевный мир)

- Какая половинка больше расскажет о человеке, поможет лучше узнать человека? (Его характер, поступки, чувства, переживания)

- Объедините все перечисленное в одно понятие.

- Значит, о чем будем говорить на уроке? Учащиеся формулируют тему урока

(Слайд 7) На доске открывается тема: «Внутренний мир героя».

III. РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ

1. Работа с текстом до чтения

- Прочитайте ещё раз название рассказа (Слайд 8)

-Все ли вам понятно в названии рассказа? (Нет. Кто я? Каких человечков, зачем ловил?)

- Предположите по названию рассказа, ключевым словам и иллюстрации о чем мы будем читать? На доске написаны ключевые слова:

- Как мы можем проверить ваши предположения? (Прочитать рассказ)

- Сегодня на уроке мы не только заглянем во внутренний мир героя, но попробуем правильно оценить его поступок.

Уважаемые коллеги, вы увидели на практике прием антиципации, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заголовкам текста и иллюстрациям. Это 1 этап работы с текстом до чтения.

Слайд «1 этап – работа с текстом до чтения»

(цель – прогнозирование содержания текста, задача учителя – вызвать интерес у детей и желание прочитать, создать мотивацию)


Чтение рассказа Бориса Степановича Житкова


2. Работа с текстом во время чтения.

А) Первичное чтение рассказа. (Читает учитель и хорошо читающие дети.)


- Прочитаем рассказ и по ходу чтения побеседуем с автором.


Когда я был маленький, меня отвезли жить к бабушке. У бабушки над столом была полка. А на полке пароходик. Он был совсем настоящий, только маленький. (если маленький мальчик знает, как выглядит настоящий пароход, о чем это говорит? - Видел настоящий пароход) У него была труба: жёлтая и на ней два чёрных пояса. И две мачты. А от мачт шли к бортам верёвочные лесенки. На корме стояла будочка, как домик, с окошечками и дверкой. А уж совсем на корме — медное рулевое колесо. Снизу под кормой — руль. На носу два якоря. Ах, какие замечательные! Если б хоть один у меня такой был! Я сразу запросил у бабушки, чтоб поиграть пароходиком. Бабушка мне все позволяла. А тут вдруг нахмурилась: ( интересно почему?) Ответ не нужен

— Вот это уж не проси. Не то что играть — трогать не смей. Никогда! Это для меня дорогая память. (Вот и ответ на вопрос. А почему он м.б. дорогой памятью?)- может подарок

Я видел, что, если и заплакать, — не поможет.

А бабушка:

— Дай честное слово, что не прикоснёшься. А то лучше спрячу-ка от греха подальше. (Почему? - Опасаясь каких-то неприятностей)

И пошла к полке.

Я чуть не заплакал и крикнул всем голосом:

— Честное-расчестное, бабушка. — И схватил бабушку за юбку. (зачем кричать, разве нельзя попросить спокойно?)

Бабушка не убрала пароходика. (Почему?)- поверила


Я всё смотрел на пароходик. И всё больше и больше он мне казался настоящим. И непременно должна дверца в будочке отворяться. И наверно, в нём живут человечки. Маленькие, как раз по росту пароходика. Выходило, что они должны быть чуть ниже спички. Я стал ждать, не поглядит ли кто из них в окошечко. Наверно, поглядывают. А когда дома никого нет, выходят на палубу.

Лазят, наверно, по лестничкам на мачты.

А чуть шум — как мыши: юрк в каюту. Вниз — и притаятся. Я долго глядел, когда был в комнате один. А они хитрые, знают, что я подглядываю. Ага! Они ночью работают, когда никто их спугнуть не может.

Давайте здесь на время остановимся

- Оправдались ли какие- нибудь наши предположения?

- От чьего имени ведётся повествование?

- Что поразило Борю в доме у бабушки?

- Как описан пароходик детально или

поверхностно?

-Почему мальчик так подробно описывает пароходик? (он ему нравится)

-О какой черте мальчика говорит такое подробное описание?

(наблюдательный, любознательный)

При описании пароходика Боря использует специальные термины (мачта, корма, палуба, каюта). О чём это говорит? Он знает спец. названия - Боря из семьи моряков. На иллюстрации он в тельняшке.

Проведем Словарную работу. Слайд 9

- Есть ли желание прочитать дальше? Да

- Почему? (Хочется узнать, что будет дальше)


Продолжаем чтение

Ученик: И вот, когда улеглись спать, бабушка погасила свет. И не видно пароходика. Я ворочался нарочно, так что кровать скрипела.

Бабушка:

— Чего ты всё ворочаешься?

— А я без света спать боюсь. Дома всегда ночник зажигают. — Это я наврал: дома ночью темно. (Вы догадались, зачем наврал? – Ответ не нужен)

Бабушка ругалась, однако встала, устроила ночник. Он плохо горел. Но всё же было видно, как блестел пароходик на полке. (Вот и ответ на вопрос)

Я закрылся одеялом с головой, сделал себе маленькую дырочку. И из дырочки глядел не шевелясь. Скоро я так присмотрелся, что на пароходике мне всё стало отлично видно. Я долго глядел. В комнате было совсем тихо. Только часы тикали. Вдруг что-то тихонько зашуршало. (Что бы это могло быть? - тикали часы, стали усыплять бдительность м-ка, Б. так увлекся своими фантазиями, что мог желаемое выдать за действительное) Я насторожился — шорох этот на пароходике. И вот будто дверка приоткрылась. У меня дыхание спёрло. Я чуть двинулся вперёд. Кровать скрипнула. Я спугнул человечка!

Теперь уж нечего было ждать, и я заснул. Я с горя заснул. (Как вы думаете, наш герой успокоится? Нет. Что же будет дальше?)

Ученик: На другой день я вот что придумал. Человечки, наверно же, едят что-нибудь. Если дать им конфету, так это для них целый воз. Надо отломить от леденца кусок и положить на пароходик, около будочки. Около самых дверей. Но такой кусок, чтоб сразу в их дверцы не пролез. Вот они ночью двери откроют, выглянут в щёлочку. Ух ты! Конфетища! Сейчас выскочат, скорей конфетину к себе тащить. Они её в двери, а она не лезет! Сейчас сбегают, принесут топорики — маленькие-маленькие, но совсем всамделишные (настоящие)— и начнут этими топориками тюкать: тюк-тюк! тюк-тюк! И скорей проталкивать конфетину в дверь. Они хитрые, им лишь бы всё вёртко (ловко, проворно). Чтоб не поймали. Вот они завозятся с конфетиной. Тут, если я и скрипну, всё равно им не поспеть: конфетина в дверях застрянет — ни туда, ни сюда. Пусть убегут,( герою важно не поймать, а просто увидеть чел-ков) а всё равно видно будет, как они конфетину тащили. А может быть, кто-нибудь с перепугу топорик упустит. Где уж им будет подбирать! И я найду на пароходике на палубе малюсенький настоящий топорик, остренький-преостренький. (О какой ещё черте характера мы узнаём?) Фантазер

И вот я тайком от бабушки отрубил от леденца кусок, как раз какой хотел. Выждал минуту, пока бабушка в кухне возилась, раз-два — и положил леденец у самой дверки на пароходике. Бабушка ничего не заметила.

Ученик: Днём я тайком взглядывал на пароходик. Леденец как был — на месте. Ну да! Дураки они днём браться за такое дело!

Ночью, когда бабушка заснула, я устроился в домике из одеяла и стал глядеть. На этот раз ночник горел замечательно, и леденец блестел, как льдинка на солнце, острым огоньком. Я глядел, глядел на этот огонёк и заснул, как назло! Человечки меня перехитрили. Я утром глянул — леденца не было, а встал я раньше всех, в одной рубашке бегал глядеть. Потом со стула глядел — топорика, конечно, не было. Да чего же им было бросать: работали не спеша, без помехи, и даже крошечки ни одной нигде не валялось — всё подобрали.

Ученик: Я всё время думал о человечках. Я хотел взять тряпочку и положить около дверей. Намочить тряпочку чернилами. Они выбегут, не заметят сразу, ножки запачкают и наследят по всему пароходику. Я хоть увижу, какие у них ножки. Может быть, некоторые босиком, чтобы тише ступать. Да нет, они страшно хитрые и только смеяться будут над всеми моими штуками.

Я не мог больше терпеть. (Боря не сдается, о какой черте характера это говорит? О настойчивости)

И вот — я решил непременно взять пароходик и поймать человечков. Хоть одного. Надо только устроить так, чтобы остаться одному дома. Бабушка всюду меня с собой в гости таскала. Вот я вижу — бабушка собирается. Я побежал в сени, достал мои варежки вязаные и натёр себе лоб и щёки. Не жалея. (предположите, для чего он это сделал?) И тихонько прилёг на кровать.

Бабушка вдруг хватилась:

— Что это ты лёг?

— Голова болит. (А на самом деле?) Он опять обманул бабушку

Она тронула лоб.

— Погляди-ка на меня! Сиди дома. Я скоро вернусь. Долго сидеть не буду. А ты раздевайся-ка и ложись.

Стала помогать мне, уложила, увернула одеялом и всё приговаривала: «Я сейчас вернусь, живым духом». (как это понять)

Учитель: Бабушка заперла меня на ключ. Я выждал пять минут: а вдруг вернётся? Вдруг забыла там что-нибудь?

А потом я вскочил с постели как был, в рубахе, взял с полки пароходик. Сразу понял, что он железный, совсем настоящий. Я прижал его к уху и стал слушать: не шевелятся ли? Но они, конечно, примолкли. Поняли, что я схватил их пароход. Ага! Сидите там на лавочке и примолкли, как мыши.

Я слез со стола и стал трясти пароходик. Они стряхнутся, не усидят на лавках, и я услышу, как они там болтаются.

Но внутри было тихо.

Я понял: они сидят на лавках, ноги поджали и руками что есть сил уцепились в сиденья. Сидят как приклеенные.

Ага! Так погодите же. Я подковырну и приподниму палубу. И вас всех там накрою. Я стал доставать из буфета столовый нож, но глаз не спускал с пароходика, чтоб не выскочили человечки. Я стал подковыривать палубу. Ух, как плотно всё заделано. Наконец удалось немножко подсунуть нож. Но мачты поднимались вместе с палубой. А мачтам не давали подниматься эти верёвочные лесенки, что шли от мачт к бортам. Их надо было отрезать — иначе никак. Я на миг остановился. Всего только на миг. Но сейчас же торопливой рукой стал резать эти лесенки. Готово, все они повисли, мачты свободны. Я стал ножом приподнимать палубу. Я боялся сразу дать большую щель. Они бросятся все сразу и разбегутся. Я оставил щёлку, чтобы пролезть одному. Он полезет, а я его — хлоп! — и захлопну, как жука в ладони. Я ждал и держал руку наготове — схватить.

Не лезет ни один! Я тогда решил сразу отвернуть палубу и туда в серёдку рукой — прихлопнуть. Хоть один да попадётся. Только надо сразу: они уж там небось приготовились — откроешь, а человечки прыск все в стороны.

Я быстро откинул палубу и прихлопнул внутрь рукой. Ничего. Совсем, совсем ничего! Даже скамеек этих не было. Голые борта. Как в кастрюльке. Я поднял руку. И под рукой, конечно, ничего. У меня руки дрожали, когда я прилаживал назад палубу. (почему руки дрожали?) Всё криво становилось. И лесенки никак не приделать. Они болтались как попало. Я кой-как приткнул палубу на место и поставил пароходик на полку. Теперь всё пропало!

Я скорей бросился в кровать, завернулся с головой.

Слышу ключ в дверях.

— Бабушка! — под одеялом шептал я. — Бабушка, миленькая, родненькая, чего я наделал-то! (а действительно, что наделал-то?) не послушал бабушку

А бабушка стояла уж надо мной и по голове гладила:

— Да чего ты ревёшь, да плачешь-то чего? (а вы что бы ответили бабушке?)

Она ещё не видала пароходика.

После завершения чтения – выдержать паузу, давая уч-ся возможность пережить, прочувствовать услышанное.


Уважаемые коллеги, это 2 этап технологии продуктивного чтения - работа с текстом во время чтения.

Слайд «2 этап – работа с текстом во время чтения»

(цель – понимание текста, создание читательской оценки; задача учителя – обеспечить полноценное восприятие текста)


3.Работа с текстом после чтения

Слайд «3 этап – работа с текстом после чтения»

(цель –корректировка читательской интерпретации, задача учителя –обеспечить глубокое восприятие и понимание текста)


- Какие мысли и чувства у вас возникли после чтения?

-Почему мальчик решил, что на пароходе живут человечки? Пароходик казался Боре настолько настоящим, что он считал, что на нём обязательно должны быть человечки.

-В каком значении слово «ловил» употребляется в названии? Посмотреть

- Какими он их видит? - Человечки маленькие, чуть ниже спички.

- Как Боря повёл себя с бабушкой? Наврал.

- Понимает ли мальчик, что плохо обманывать?

- Но почему это делает? (не может справиться со своими желаниями, его желание увидеть человечков пересиливает чувство вины.)

- Какие черты характера проявляются в этот момент у мальчика?

(Мальчик очень впечатлительный, его привлекает все красивое. Он фантазер, верит в чудеса, в тайную жизнь на пароходике)

-Каков жанр произведения?

- Реальна ли основа сюжета?

- От чьего имени ведется повествование? А как зовут автора рассказа?

-Что можем предположить?

-Дома я просила вас узнать как жизнь Б. Житкова была связана с морем? (Слайд 3)

Ученик: Б. Ст. Житков – писатель, педагог, путешественник. Автор приключенческих рассказов и повестей. Отец Бориса был преподавателем математики, мама музыкантом, а трое братьев отца плавали на военных кораблях. Вот от них-то и перешла к племяннику страстная любовь к морю, к дальним путешествиям. Ему не было и 10-ти лет, а он уже великолепно плавал, нырял, один уходил на лодке в далекое море. Он быстрее всех своих одноклассников мог вязать морские узлы, грести, управлять парусником и отлично изучил морское дело. Все виды морской службы прошел Житков – от юнги до помощника капитана. Он считал, что море закаляет дух, воспитывает в человеке стойкость к трудностям, ответственность за свои действия, чувство локтя и надежного плеча. Морская наука неодолимо манила его. Именно о море, пароходах, морском деле много рассказов написал Б. С (слайд 4)

-Для чего автор написал рассказ? (Прежде чем совершить поступок, надо подумать, к чему он приведет. И как от этого будут чувствовать себя другие люди. Надо не бояться говорить правду, какая бы она ни была).

-Чему он учит? -Какова главная мысль рассказа? Так не поступать, не обманывать старших, быть послушными, одержимость фантазиями ведёт к обману, хитрости.

- Почему заплакал Боря? (боялся наказания бабушки, стыдно, не сдержал слово, бабушка расстроится, не хотел огорчать бабушку, сломал пароходик, так и не увидел человечков)

- Как последние слова Бори в рассказе характеризуют его? (раскаивается, переживает, чувство стыда, разочарования)

- Как вы думаете, чему больше огорчилась бабушка: его непослушанию, или сломанному пароходику?

- Как вы думаете, если бы можно было все вернуть назад, поступил бы Боря так второй раз, или повел бы себя по-другому?

- Как бы вы поступили на месте Бори?

- А что вы посоветуете герою?

(Так не поступать: не обманывать старших; быть послушным; не нарушать данное слово).


- Какую пословицу вы выберете как совет? (Слайд 8)

Не все сбывается, что желается.

Дал слово – держись, а не давши – крепись.

Большому кораблю – большое плаванье.


IV. РЕФЛЕКСИЯ И ИТОГ УРОКА

- Во время чтения текста мы обращали внимание не только на действия и поступки героя, но и на черты характера, а также мотивы, руководившие поведением героя. К какому выводу мы должны прийти в результате нашего разговора? Можно ли понять главного героя? Объясните.

(Да, можно… герой - маленький мальчик, он очень хотел поиграть с пароходиком и в страстном желании увидеть человечков в конце концов ломает игрушку. Он горько плачет, потому что у него доброе сердце, и он не хотел огорчать бабушку, для которой пароходик дорог как память. Нет, нельзя… человек не должен управляться только чувствами, какими бы сильными они ни были. Эмоции не должны брать верх над разумом).

Итак- Мальчик так поступил не потому, что был злым, жадным или шаловливым. А потому, что им двигало неуемное любопытство, которое могло сломать веру бабушки в его честность. Значит, Боря осознал свой поступок, и это стало для него хорошим уроком.


- Этот прекрасный кораблик был мечтой не только героя рассказа, но и самого Бориса Житкова. Он сделал честные шаги к осуществлению своей мечты и стал морским офицером.


VIII. САМООЦЕНКА

- Возьмите листы самооценки и оцените свою работу на уроке с помощью цвета.

- Покажите мне ваши листы самооценки. У многих из вас он загорелся зелёным цветом, а это значит, что вы поработали сегодня очень хорошо.

- Этот урок был важен и для меня. Он сказал мне: «Верь в своих воспитанников, каждый из них обязательно станет хорошим человеком!» Спасибо за сотрудничество.

- Прежде, чем закончить урок, давайте отправим наш корабль в далекое плавание. С каким настроением вы его отправите? Если вы спокойны за кораблик – прикрепите человечка на мачту; если отпускаете с радостью – на корму; а если вы беспокоитесь за него – рядом с кораблем.

- Урок окончен.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  1. Рассказать о семейной реликвии

  2. Пересказ эпизода



При использовании на уроках технологии продуктивного чтения у детей формируются УУД: владение разными видами смыслового чтения (предметные);

умение вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию; находить информацию в текстах, иллюстрациях учебника; анализировать (выделять главное, составные части) и обобщать (делать выводы) на основе фактов(познавательные) ;

работать по плану, сверяясь с целью(регулятивные);

создавать устные и письменные тексты(коммуникативные);

развитие мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией (личностные).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
"Я умею читать". мастер-класс по использованию технологии продуктивного чтения

Автор: Капустина Ирина Николаевна

Дата: 19.08.2018

Номер свидетельства: 476036


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства