Гуманизация деятельности педагога как новая идеология обучения и воспитания активной жизненной позиции ребёнка.
Гуманизация деятельности педагога как новая идеология обучения и воспитания активной жизненной позиции ребёнка.
Гуманизация образовании – это гуманное отношение к ученику, умение видеть в нём человека и принимать его таким, какой он есть, а не пытаться его «переделать».
Основой гуманизации является толерантность, то есть в образовании это предполагает готовность педагога обучать разных детей по – разному, ценить не оценивая, помочь растущему организму с наименьшими потерями преодолеть кризисный период развития и обрести своё «я».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Гуманизация деятельности педагога как новая идеология обучения и воспитания активной жизненной позиции ребёнка.»
Гуманизация деятельности педагога как новая идеология обучения и воспитания активной жизненной позиции ребёнка.
Целью современного начального образования является развитие личности ребёнка, выявление его творческих способностей, сохранение психического и физического здоровья. В современном начальном образовании наметилось немало положительных тенденций: складывается вариативность педагогических подходов к обучению младших школьников; у педагогов появилась свобода для творческого поиска. Вместе с тем в настоящее время теория и практика начального образования столкнулись с проблемой эмоционального неблагополучия младших школьников в обучении. Эти дети находятся в особой ситуации риска: именно им необходимо быстро адаптироваться к сложным условиям школьной жизни при физическом незрелом организме. Учебные нагрузки, низкий уровень психологической готовности к школе, обуславливают постоянное пребывание обучающихся в стрессе. Поэтому необходимо обсуждать проблему гуманизации. Эта проблема поднималась многими великими педагогами: Л.Н. Толстым, В.А. Сухомлинским, Ш.А. Амонашвили, К.Д.Ушинским и др. Известный педагог П.П. Блонский писал о «школе человечности».
Гуманизация образовании – это гуманное отношение к ученику, умение видеть в нём человека и принимать его таким, какой он есть, а не пытаться его «переделать».
Основой гуманизации является толерантность, то есть в образовании это предполагает готовность педагога обучать разных детей по – разному, ценить не оценивая, помочь растущему организму с наименьшими потерями преодолеть кризисный период развития и обрести своё «я».
Но смысл педагогической деятельности состоит не только в том, чтобы помочь обучающемуся устранить имеющиеся препятствия, но и помочь осознать причины трудностей, найти способ решения своих проблем.
Чтобы такое взаимодействие было успешным, я стараюсь соблюдать следующие условия:
Согласие ребёнка на помощь и поддержку, т. е. школьник либо сам просит о помощи, либо не отвергает, когда её предлагают. Здесь очень важно доверие к учителю.
Приоритет ребёнка в решении собственных проблем, т.е. я помогаю осознать суть проблемы, свою помощь в поисках её решения или оказываю косвенное влияние на самостоятельные действия обучающегося.
Соблюдение принципа конфиденциальности крайне важно для доверительного общения с детьми, особенно при проведении диагностических методик и индивидуальных бесед.
Доброжелательность и безоценочность, т. е. иду от «ребёнка», не сравниваю его действия с действиями других детей, а пытаюсь понять и услышать голос каждого обучающегося, причину его трудностей и проблем.
Защита прав и интересов обучающегося на всём пространстве его жизни подразумевает, что учитель в любых обстоятельствах держит сторону ребёнка. Даже когда тот нарушает общепринятые нормы, воспитатель должен найти возможность смягчить наказание, имея в виду, что ребёнок более, чем взрослый имеет право на ошибку.
Этот новый взгляд приводит к изменению позиции педагога, которая из позиции «борьбы с…» переходит в позицию «я позабочусь о себе». Претворять в жизнь эту позицию мне помогают методы формирования гуманных отношений в коллективе обучающихся – это совокупность педагогических техник и приёмов, которые помогают детям чувствовать себя комфортно в учебно – воспитательном процессе.
Техника создания у ребёнка субъективного переживания успеха (при выполнении учебного задания, формирования навыков поведения).
Приёмы:
- Снятие страха – «Ничего страшного…»
- Скрытая инструкция – «Ты помнишь, что…»
- Авансирование – «У тебя получиться…»
- Персональная исключительность – «Только у тебя и может получиться…»
- Усиление мотива – «Нам это нужно для…»
- Педагогическое внушение – «Приступай же…»
- Высокая оценка детали – «Вот эта часть у тебя получилась замечательно…»
Техника экстренного педагогического воздействия в ситуации привлечения ребёнком внимания учителя.
Техника «Минимизации внимания»
Приёмы:
- Игнорируйте демонстративное поведение.
- Контакт глазами.
- Становитесь рядом.
- Вставляйте имя ученика в текст объяснения урока.
- Посылайте секретный знак.
- Посылайте письменные замечания.
Техника «Делайте неожиданности».
Приёмы:
- Выключите свет.
- Издайте музыкальный звук.
- Говорите громким голосом.
-Измените голос.
- Говорите со стеной.
-Временно прекратите вести урок.
Техника ученикам в установлении нормальных отношений с педагогом и умения чувствовать свою коммуникативную компетентность.
Приёмы
Что говорит учитель?
Что слышит ученик?
Принятие
«Ты хороший»
«Я хороший»
Внимание
«Я вижу тебя»
«Я что-то значу»
Уважение
«Спасибо тебе за…»
«Мои усилия замечены»
Одобрение
«Я знаю о тебе что- то замечательное»
«Я состоятелен»
Тёплые чувства
«Ты мне нравишься»
«Кто-то заботится обо мне»
Техника «Как помочь ребёнку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность».
- Делайте ошибки нормальным и нужным явлением.
- Формулируйте веру в успех.
- Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах.
- Делайте процесс обучения ощутимым.
- Отмечайте достижения.
На мой взгляд, данные приёмы помогают преодолеть трудности, возникающие у младших школьников, способствуют развитию личности и гуманизации деятельности педагога.
Таким образом, гуманистическое обучениедолжно быть:
- здоровьесберегающим;
- базироваться на ситуации успеха;
- по законам культурного общения;
- природосообразным, по законам психологии обучения;