Просмотр содержимого документа
«Гуманистический подход в учебно-воспитательном процессе»
Гуманистический подход в учебно-воспитательном процессе
Современный мир с развитием технологий вносит свои коррективы в жизненный уклад общества и перемены во все сферы нашей жизни.
На передний план в области воспитания выдвигается экономическое и политическое реформирование общества. При резкой дифференциации доходов наиболее ярко выражается в обнищании семей. В силу высокой занятости родителей на работе или их безработица негативно сказываются на воспитании детей и разрушает семейные традиции. Такие тенденции порождают внутренние конфликты и проблемы у детей и затрудняет взаимодействие ребенка с внешним миром, социумом и окружающими, что подтверждается исследованиями педагогов, психологов, психиатров.
Все больше стало нуклеарных семей, где на первый план выносятся отношения между супругами, а не так как было раньше между детьми и их родителями. Всеми этими процессами руководит потребительское отношение, где впереди ставится материальное благо, подобное изменение сознания, чрезмерная занятость родителей, которые опускают на второй план нравственную и духовную составляющую развития ребенка. Все это послужило нравственно-духовному и гуманному обнищанию общества.
Гуманизация современного образования ставит такой вопрос, как проблема агрессивных, психически неуравновешенных детей. Таких детей называют – трудными детьми. Трудность обуславливается тремя основными факторами, такими как: педагогическая запущенность, социальная запущенность и отклонение в состоянии здоровья. Если трудность или комплекс трудностей не преодолеть, то появляется «трудный», «неисправимый» ребенок. В разряд «трудных» часто попадают те дети, к которым учитель не смог найти подход. Выбирая профессию учителя, человек берет на себя ответственность за тех кого он будет учить и воспитывать, ведь на почве неуспехов деформируется или ломается детская психика. Главной целью педагогической деятельности, по мнению ученых, является сделать человека человеком.[2, с.881]
В основу своей деятельности педагоги могут взять идеи гуманизации педагогического процесса, обсуждение которых сейчас находит широкое отражение в педагогике. Эти идеи пронизывают труды педагогов прошлого Я.А.Коменского, Ж.Ж. Руссо, К.Д.Ушинского, Л.Н. Толстого, и в трудах Я.Корчака, В.А.Сухомлинского, А.С.Макаренко доминантной выступает идея уважения к ребенку, глубокого понимания его потребностей и возрастных особенностей, неповторимости личности каждого ребенка.
В условиях современности идея гуманизации образования получила дальнейшее развитие в ряде научных работ современных исследователей, среди которых Н. Падун, Г. Кувандикова, М. Плугина, И.Рязанцева, К. Чепеленко и др.
Таким образом целью статьи в рассмотрении условий гуманизации учебно-воспитательного процесса.
В наше время, когда все больше в практику повседневности внедряются принципы демократизации общества, воплощение идей гуманизма на уровне педагогической системы является необходимым делом. Именно благодаря гуманистическому подходу в учебно-воспитательном процессе создаются условия для облагораживания души и сердца каждого ребенка, а следовательно и формирование духовно развитой личности.
В педагогической литературе отмечается, что гуманизация педагогического процесса (от лат. человечный, человеческий) – это его очеловечивание, обеспечения со стороны тех, кто воспитывает, любви и внимания к детям, уважения их достоинства. При этом следует учитывать состояние здоровья, возраст, потребности, интересы, уровень развития, пол, индивидуальность, создавать условия для разностороннего и полноценного развития.
В период школьного ученичества ребенок должен приобрести чувство собственного достоинства, веру в себя, веру в то, что он знает, умеет и может. И достичь этого можно только гуманным способом, ибо только добро порождает добро.
Ш.А.Амоношвили призывал учить детей гуманистическому способу освоения мира, своего «я», очеловечить процесс познания, помочь увидеть связь всей бесконечно многомерной реальности с человеком, его трудом, талантом, творчеством, жизнью. Эти свойства проявляются и формируются в сфере человеческих взаимоотношений, которые могут быть гуманными и негуманными. В гуманных отношениях находят отражения духовные потребности личности, стремление видеть в человеке друга, брата, жить для блага людей, быть удовлетворенным жизнью, счастливым. Если человеческие отношения носят негуманный характер, по формированию позитивных потребностей и свойств затруднено. К примеру, учителю в школе всегда приходится больше внимания уделять детям из сложных семей, где родители алкоголики, наркоманы или судимые.[1, c.94]
Основные психолого-педагогические условия, которые обеспечивают построение системы личностно-ориентированного образования: процесс обучения строится с опорой на познавательную мотивацию достижений, удовлетворяя потребность личности в персонализации; только в процессе напряженной умственной и практической деятельности формируется и развивается личность; ученик является субъектом обучения, принимает участие в планировании учебной работы так, чтобы цели обучения совпадали с его собственными в познании мира; выбирает посильный темп и уровень изучения материала, вносит коррективы в свою деятельность, оценивает результаты работы; личность во всей своей многоликости наиболее полно раскрывается в процессе общения при групповой и парной работе в классе, в учебном диалоге; учебный процесс будет иметь позитивные результаты, если он опирается на лучшие качества личности учеников, их интересы, потребности, склонности, затрагивает чувственно-эмоциональную сферу отдельной личности, вселяет в каждого уверенность в собственных силах; учебный процесс организован так, что самостоятельная творческая деятельность приносит ученику удовлетворение; развивается адекватная самооценка последствий своих действий и поступков; наличие высокой коммуникативной культуры взаимоотношений учителей и учеников; педагогическое общение, которое включает в себя «эмпатическое понимание», то есть видение реакции и действий учащихся.
Гуманный учитель верит в возможности ученика, поддерживает его усилия в сложных ситуациях, выражает уверенность в достижении положительного результата. Сегодня содержание и методы образования представляют собой среду, в которой происходит становление и развитие личности. [4, с.85] При гуманизации педагогического общения меняются приоритеты в оценке личностных поступков ученика. Педагог направляет свои усилия на поддержку, укрепление и развитие всего того позитивного, хорошего, доброго, что есть в каждого ученика, а не на борьбу с плохим, негативным.
Гуманистический подход требует формирования у педагога психологической готовности к изменениям, отказа от авторитарной позиции, которая глубоко проникла в педагогическую практику. В частности, М. Рубинштейн писал о том, что человек и профессионал в учителе составляют единое целое. К этому исследователь добавлял, что если общество хочет иметь новую школу, оно должно больше внимания уделять проблемам, связанным с личностью и деятельностью учителя.[3, с. 44] Эту позицию можно передать в таких требованиях: "садись, слушай, повторяй, выполняй, делай как я". Такой подход удобен педагогу. Почему? Он экономит время, силы педагога, напрямую ведет ребенка к намеченной цели. Но при таком подходе у школьников постепенно снижается личная заинтересованность в самом процессе познания, гасится инициатива, творчество.
Рекомендации, выполнение которых обеспечивают реализацию принципа гуманизма в ходе учебно-воспитательного процесса: уважать личность ученика, чувство его собственного достоинства; терпимо относиться к мыслям и высказываниям учащихся даже тогда, когда они не совпадают с общепринятой точкой зрения или мнением учителя; не обрывать учащихся, а терпеливо, опираясь на факты, доказывать, в чем ошибочность их суждений; верить в творческие возможности учащихся, предъявлять к каждому из них посильные требования, для выполнения которых необходимо затратить максимум усилий; пресекать попытки унижения человеческого достоинства; не злоупотреблять доверием ребенка, не использовать ребенка в качестве информатора о поведении детей в классе и вне школы; не вынуждать ученика просить прощения у старших тогда, когда причиной возникновения конфликта был не он, упрямо отказываясь признавать свою неправоту; не допускать насмешек или выпадов по адресу учащихся, тайна которых стала известна учителю; не превращать оценку в средство запугивания и не применять ее для наказания за плохое поведение на уроке; не обращаться к родителям с просьбой наказать ребенка за плохое поведение на уроке, а попытаться выяснить причину такого поведения; учить детей чувствовать чужое горе, переживать неудачи товарищей как собственные, развивать способность откликаться на чужое несчастье; чутко относиться к учащимся, которые перенесли душевную травму, сочувствовать чужому горю; не напоминать ребенку о физических недостатках, от которых он не может избавиться, о недостатках его родителей.
Все эти усилия должны помочь ребенку в становлении как высокогуманному члену социума, раскрыть его профессиональные склонности и помочь ему в самореализации.
Перспективами дальнейшего исследования является изучение истории становления гуманистического подхода в образовании.
Библиографический список
Кувандикова Г.Г. Идеи гуманизма как основа современной педагогики / Г.Г. Кувандикова, И.Р. Чориев / European research. 2016. №2 (13). с.92-94
Макарова Ю.В. Идеи гуманной педагогики в трудах отечественных и зарубежных ученых /Ю.В. Макарова // Молодой ученый. 2016. №21. с.880-883
Плугина М.И. Гуманизация образования: история и современность / М.И.Плугина, Ж.М. Дзампаева // Образование и педагогика. 2015. №2(15). с.42-46
Шеховцов А.Н. Гуманизм в личностно-ориентированном образовании / А.Н. Шеховцов // Вестник ВогГУ. 2015. №9. с. 82-86