ученик – группа, ученик – учитель. Групповую работу характеризует
непосредственное взаимодействие между учащимися, их совместная
согласованная деятельность. Результаты совместной работы учащихся в
группах, как правило, всегда значительно выше индивидуальных при
выполнении аналогичного задания.
Наиболее распространенными видами групповой работы
является работа в парах и работа в малых группах. Организация такой
работы на уроках требует следования определенным методическим
указаниям.
Работа в парах. Её применяют c первых дней обучения детей в
школе. Пара чаще всего образуется из детей, сидящих за одной партой.
Парной работой может быть охвачен либо сразу весь класс, либо часть
класса, отдельные учащиеся. Если тема урока уже хорошо усвоена
сильными учениками, только начинает усваиваться средними и пока
непонятна слабым, учителю целесообразно дать задание парам,
сформированным по принципу «сильный – средний», а со слабыми
работать самому. В другом случае сильные могут обучать слабых, а
средние – работать индивидуально. Могут быть и другие варианты.
Работа в парах повышает интерес детей к занятиям, в
результате чего быстрее и качественнее происходит усвоение учебного
материала. Парная работа приучает детей внимательно слушать ответ
товарища, самому быть постоянно готовым к ответу, приучает к
конструктивному диалогу, к доказательной аргументации своей позиции.
При этом свободная форма парной работы, возможность разговаривать,
общаться на уроке (чего обычно делать не разрешается) повышает
эмоциональный фон, настроение ребенка. При этом дети ограничены во
времени, не хотят отстать от других пар, следовательно, стараются не
отвлекаться, их общение ограничено деловыми рамками тематического
взаимодействия.
Динамическая пара – это группа из четырёх человек, работающих
попарно. Сначала работают дети, сидящие за одной партой (первая пара),
затем разворачиваются к соседям, сидящим за следующей партой в ряду,
и образуют новые пары (вторая пара). После завершения работы в парах
необходимо обсуждение в группе результатов работы, подготовка к
представлению результатов для обще классного обсуждения.
После отработки навыков работы в парах можно перейти к
работе в группах. Важнейшим элементом в организации группового
обучения является деление класса на группы. Оно может
производиться различными способами:
по желанию детей,
случайным образом,
по определенному признаку,
по выбору «лидера»,
по выбору педагога.
Взаимодействие групп в процессе работы также может быть
организовано по-разному. Чаще всего применяется способ, когда группы
работают изолированно и только в конце групповой деятельности
оценивают результат работы других групп.
Одним из главных условий качественной работы группы является
взаимопонимание между членами группы, умение вести диалог, вести
дискуссии, но избегать конфликтов. Для этого нужно предоставить детям
правила работы в группе. В 3-4 классах такие правила (или критерии
оценки работы) ученики могут вырабатывать уже самостоятельно.
Правила организации групповой работы для педагога:
нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет
работать один;
групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I–II
классах, не более 20-30 минут – в III–IV классах;
нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как групповая
работа предполагает обмен мнениями, диалог, дискуссию. Поэтому
надо заранее договориться, что небольшой шум в классе допустим,
однако если он превысит определенный уровень, учитель подает
условный сигнал, и группы начинают обсуждать задание тише;
недопустимо лишение ребенка права участия в групповой работе в
качестве наказания.
Групповые формы работы можно использовать на разных этапах
урока: - этап актуализации знаний (при выполнении устной работы); - этап закрепления и повторения знаний (при проведении
самостоятельной работы); - этап приобретения новых знаний (постановка проблемных ситуаций); - при подведении итога урока (при выполнении обобщений и
формулировки выводов).
Но групповая форма несет в себе и ряд недостатков.
Среди них наиболее существенными являются: - на комплектование групп затрачивается время урока; - если в группе много сильных, но мало слабых учеников, слабые могут
не усвоить материал, так как сильные разбираются в задании быстрее; - неравномерная нагрузка на детей в группе (некоторые дети ведут себя
пассивно, отмалчиваются, не выполняют свою часть работы, зная, что
группа все доделает за них); - дополнительная нагрузка на учителя, которому необходимо приготовить
дополнительный раздаточный материал, продумать распределение детей
по группам, организовать работу в группах, решать на уроке
конфликтные ситуации.
Учителю в своей работе надо обратить внимание на то, что при
комплектовании групп важно учитывать характер межличностных
отношений учащихся.
Советы психологов:
В группу должны подбираться учащиеся, между которыми
сложились отношения доброжелательности. Только в этом
случае возникает психологическая атмосфера
взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх.
Очень важно правильно подобрать задания для групповой
работы. Они должны быть такими, чтобы дружная и
согласованная работа всех членов группы давала ощутимо
лучший результат, чем мог бы получить каждый из
участников, если бы работал один.
По уровню заданий групповая работа может быть однородной
или дифференцированной. При однородной групповой работе
малые группы учащихся выполняют одинаковые для всех
задания. Дифференцированная работа предполагает
выполнение различных заданий разными группами.
Этапы групповой работы.
1. постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
2. раздача дидактического материала;
3. планирование работы в группе;
4. индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;
5. обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения,
уточнения);
6. сообщение о результатах работы группы;
7. общий вывод о работе групп и достижении поставленной
задачи.
Организуя работу в группах, нужно, чтобы каждый ее член
выполнял свою роль. Это позволит быстро и качественно выполнить задание.
Возможны следующие ролевые функции, которые можно
использовать:
Секретарь – записывает решение;
Докладчик – рассказывает у доски решение группы;
Организатор – распределяет роли, организует работу группы;
Чтец – читает задание вслух для всей группы;
Контролер – следит за временем, поведением в группе.
Работа в группах требует нетрадиционной организации рабочих
мест. Для групповой работы парты надо ставить так, чтобы каждый
ребёнок видел своих собеседников, не сидел спиной к доске, мог легко
дотянуться до общего листа бумаги, на котором фиксируется итог работы
группы, был в пределах досягаемости всех участников. Хотя ведущую
роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом
зависит от усилий и мастерства учителя. Групповой работе надо сначала
научить. Для этого учитель должен потратить время на уроках. Без
соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.
Организация групповой работы требует от учителя особых умений,
затрат усилий. При непродуманном комплектовании групп некоторые
6
ученики могут пользоваться результатами труда более сильных
одноклассников. В процессе групповой работы возможны конфликты,
споры, ссоры детей, следовательно, педагог должен уметь вовремя гасить
одновременно обучая и детей способам разрешения проблемных или
спорных ситуаций без ссор и конфликтов. Не стоит переходить к более
сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения.
Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от
учителя терпения и кропотливой работы. Оригинальное построение,
новизна приёмов – очень важные факторы, способствующие повышению
качества обучения.
Виды групповой работы.
Единая групповая работа иначе называется звеньевой и представляет
собой организацию учебной деятельности относительно постоянных
малых групп учащихся, управляемых их лидерами. Все группы работают
над одним и тем же заданием.
Целесообразность звеньевой работы на уроке обеспечивается
следующим: увеличивается время активного говорения каждого ученика,
что позволяет оптимально обеспечить формирование того или иного
умственного действия на стадии громкой речи.
Каждый объясняет другим, а, следовательно, лучше осмысливает и
запоминает; работая в группе, дети учатся ставить цель, планировать
работу, контролировать, оценивать ее, что формирует у них умения,
обеспечивающие учебную деятельность.
Дифференцированные групповые формы учебной деятельности
различаются по характеру обособлений. Если группы работают над
заданиями, дифференцированными по степени сложности, то проявляется
дифференцированно-групповая форма организации обучения. Если же
задания для групп дифференцируются лишь по содержанию, а по
сложности равноценны, то имеет место кооперировано-групповая форма
учебной работы.
При кооперировано-групповой работе каждая группа получает своё,
отличное от других групп задание.
В результате группы работают или над частями общего задания, или
над разными по содержанию заданиями, предусматривающими один и тот
же способ действия, т.е. подчинены единой цели. Цель эта достигается не
в непосредственно групповой, а в заключительной части группового
занятия, в межгрупповом общении, которое приобретает характер
дискуссии.
Дифференцированно-групповая работа заключается в том, что
группы работают над заданиями, различными по степени сложности. В
7
одну группу подбираются дети с равными учебными возможностями.
Сложность заданий, выполняемых группами, обеспечивается разными
условиями: содержанием, количеством и сложностью способов решения
задачи, количеством и сложностью заданий, которые надо выполнить с
данной задачей, мерой помощи учителя группам учащихся.
Работая в группах, дети также сотрудничают, помогая друг другу.
Такая работа полезна на этапах закрепления знаний. Она создает каждому
ученику условия для развития в соответствии с уровнем его учебных
возможностей,
обеспечивает
радость
успеха
в
учении.
Дифференцированно-групповая работа может комбинироваться с
фронтальной формой.
Оценка работы группы.
Обязательно после групповой деятельности нужна оценка работы
группы. Идеология групповой работы требует, чтобы результат, о
котором сообщает группа, был получен не индивидуально, а был
продуктом определенной мыслительной работы
При подведении итога урока учитель должен оценить работу
каждой группы. Это можно сделать разными способами. – Суммирование оценок работы каждого. После работы в группах все
ученики получают новое знание или умение. Проводится
самостоятельная работа. Лучшей группой будет та, в которой суммарная
оценка работы всех членов группы выше. – Учитель может спросить произвольно любого члена группы и по его
ответу оценивать работу всей группы. – Вместо проверочной можно провести творческую работу. Каждая группа составляет новое задание на изученную тему. Эти задания
предлагаются для решения другим группам.
Можно использовать для оценивания работы группы метод
самооценивания «Пирог». В этом случае детям предлагается оценить
работу в группе всех его членов и себя лично, разделив окружность на
определенные доли, опираясь на поставленные вопросы. (Как мы
работали в группе? Представь, что это пирог и подели окружность на
всех, в зависимости от того, кто как работал. Свое мнение аргументируй.)
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, всё
осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе,
пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время,
нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и
кропотливой работы. Работа в группе - очень эффективная форма
обучения.
Положительное влияние групповой работы.
Вот что получается, когда дети в процессе обучения объединяют
свои усилия в решение учебных задач: - на формирования понятий, умений, навыков тратиться меньше времени,
возрастает и объём усваиваемого материала, и глубина его понимания; - уменьшаются некоторые дисциплинарные трудности (не остаётся
учеников, не работающих на уроке) ; - ученики получают большее удовольствие от занятий, комфортней
чувствуют себя в школе; - возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность
учащихся; - сплоченность класса резко возрастает; дети начинают лучше понимать
друг друга и самих себя; - в то же время растёт и самокритичность: ребёнок, имевший опыт работы
со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя
контролирует;
Преимущества групповой работы явны:
укрепляется дружба;
улучшаются межличностные отношения;
устанавливается психологический комфорт в классе;
учащиеся усваивают больший объем материала;
появляется возможность избежать негативных сторон соревнования;
между учеником и учителем устанавливаются доверительные
отношения;
работа в группе помогает ребенку проявить себя.
Надеюсь, что, использовав на уроках групповые формы обучения, мои
ученики на уроках будут говорить больше, чем я сама, смогут свободно
выражать свое мнение. И ни один ученик не останется на уроке без
участия. Групповая форма обучения предъявляет высокие требования к
учителю, который управляет классом. Он должен хорошо владеть
дисциплиной, в совершенстве освоить технологию групповой работы,
уметь регулировать взаимодействие учащихся.
Умение работать в группах позволило моим детям стать активнее,
повысилось их участие в конкурсах, проектах, выставках.
Практика подтверждает, что формирование коммуникативных
универсальных учебных действий учащихся младшего школьного
возраста будет осуществляться более эффективно, если будут,