Просмотр содержимого документа
«"Гражданско-патриотическое воспитание учащихся дополнительной общеразвивающей программы "Искусство видеть мир"»
«Гражданско - патриотическое воспитание учащихся дополнительной общеразвивающей программы «Искусство видеть мир»
Педагог дополнительного
образования: Горелова Е.В.
Воспитание чувства патриотизма начинается с первых лет жизни ребёнка в семье, продолжается в дошкольных учреждениях, в школе, в системе дополнительного образования.
Гражданско - патриотическое воспитание в объединении «Искусство видеть мир» является одной из приоритетных задач воспитательной работы. Патриотическое воспитание осуществляется на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта. Патриотическое воспитание подрастающего поколения тесно связано не только с изучением истории, традиций народа, но и с привитием учащимся нравственного и эстетического восприятия окружающего мира. Именно на это и направлена образовательная область искусства, изучаемая учащимися на занятиях объединения «Искусство видеть мир».
Патриотическое воспитание посредством искусства рассматривается как дифференцированный процесс, с учётом возрастных особенностей учащихся в системе дополнительного образования.
С чего начинается патриотизм? С любви к родному краю. Просто любить свой дом, село, в котором родился, народ, язык, на котором говорят твои односельчане; историю, которая позволяет проследить путь становления, развития своего Отечества, многое другое, что составляет определение понятия «патриотизм». Это чувство всегда отличало россиян, умевших гордиться гениальными творениями Ломоносова и Пушкина, Гоголя и Репина, Менделеева и Сурикова. Подвигами в битвах на Чудском озере и у Бородина, на полях под Москвой и Сталинградом: Александра Невского, Минина и Пожарского, Суворова и Кутузова, Чапаева и Жукова.
Темы многих занятий направлены на знакомство учащихся с художественными материалами, на которых дети знакомятся с произведениями русских художников и учатся их анализировать.
Все темы занятий связаны не только с изучением творчества художников, но и с изучением традиций, обычаев, культуры разных народов (в том числе и русского народа), что позволяет развивать любовь к Родине, своему народу и культуре.
В любом уголке нашей Отчизны живет красота - народные промыслы: «Золотая хохлома», оренбургская паутинка, вологодское кружево - сколько их, этих чудес, радующих наши глаза и сердце!
В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров – умельцев. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей невозможно, если мы не будем вводить детей в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия русского народа. Лучшее качество национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой Родине, скромность, врожденное чувство прекрасного, стремление к гармонии – все это являют нам творения народных умельцев.
На моих занятиях дети изучают построение узоров и орнаментов; выполняют разные элементы росписи - капля, волна, зиг- заг, знакомятся с народными традициями и промыслами (Дымковская игрушка, Городецкая и Хохломская роспись, Гжель, Жостово).
Большое количество занятий, таких, как: «Выражение характера человека через украшения», «Памятники архитектуры - наследие предков», «Пейзаж родной земли», «Народные праздники», «Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома», «Народные промыслы» направлены на развитие патриотических чувств у учащихся.
Помимо занятий, учащиеся посещают выставки, музеи, с детьми проводятся беседы о культуре, истории родного края, народов, населяющих Россию.
В целях воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма и сопричастности с судьбой своего народа, своего села, уважения к истории Отчизны в МБОУ ДО «Починковский ЦДО»» проводятся ежегодные конкурсы-выставки детских рисунков. Организуются выставки рисунков, посвящённые «Дню матери», «Дню народного единства», «Дню защитника Отечества», «Дню пожилого человека», христианским праздникам «Рождество» и «Пасха», а также конкурсы рисунков, посвящённых Дню Победы, Дню Семьи, Дню Космонавтики.
Рисунки учащихся на патриотическую тематику, принявшие участие в районных конкурсах рисунков, проходят на областной этап, получают высокую оценку жюри и награды дипломами, сертификатами. Так, например учащиеся объединения «Искусство видеть мир» приняли участие в конкурсах: «Красота Божьего мира» - Бондарчук Михаил, Карпов Арсений – Грамота 2 место; Тельгаев Илья – отмечен грамотой за создание яркого образа; «Пейзажи родного края» - Попикова Полина и Софья - грамота 1 место; «Мама… Как много значит это слово!» - Андреенко Милана (Грамота 1 место), «Наследники традиций» - Давыдова Василиса (грамота 1 место); «Салют Победы» - Шамов Артём (Грамота 1 место).
В заключении хочется сказать, что патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства на моих занятиях представляет собой целенаправленный процесс, основанный на специально организуемой и сознательно осуществляемой педагогической деятельности, которая предполагает формирование в единстве эстетических и патриотических чувств, сознания и поведения на основе активной художественно-творческой деятельности учащихся.
Патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства имеет определенный смысл и свои особенности, а также свои формы отражения в сознании развивающейся личности. Их определяет сочетание понятий «патриотическое» и «восприятие чувства величия и красоты окружающего мира – Родины посредством изобразительного искусства».
Таким образом, развитие художественно-творческих способностей детей на моих занятиях осуществляется в неразрывном единстве с воспитанием духовно – нравственных и патриотических качеств.