Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через изучение жизни и творчества А.И. Софронова – Алампа.
Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через изучение жизни и творчества А.И. Софронова – Алампа.
Мы в своей работе рассмотрим лишь влияние выдающихся граждан своего народа, знакомимся с их вкладом в развитие демократических ценностей на воспитание гражданина. Поскольку изучение почитаемых людей своего края, по нашему мнению, - это жизненная настоящая школа, которая прививает любовь и преданность к своей семье, к родному краю, формирует творческого, инициативного гражданина своего народа. Мы в своей работе рассмотрим лишь влияние выдающихся граждан своего народа, знакомимся с их вкладом в развитие демократических ценностей на воспитание гражданина. Поскольку изучение почитаемых людей своего края, по нашему мнению, - это жизненная настоящая школа, которая прививает любовь и преданность к своей семье, к родному краю, формирует творческого, инициативного гражданина своего народа. Мы в своей работе рассмотрим лишь влияние выдающихся граждан своего народа, знакомимся с их вкладом в развитие демократических ценностей на воспитание гражданина. Поскольку изучение почитаемых людей своего края, по нашему мнению, - это жизненная настоящая школа, которая прививает любовь и преданность к своей семье, к родному краю, формирует творческого, инициативного гражданина своего народа. Мы в своей работе рассмотрим лишь влияние выдающихся граждан своего народа, знакомимся с их вкладом в развитие демократических ценностей на воспитание гражданина. Поскольку изучение почитаемых людей своего края, по нашему мнению, - это жизненная настоящая школа, которая прививает любовь и преданность к своей семье, к родному краю, формирует творческого, инициативного гражданина своего народа. Мы в своей работе рассмотрим лишь влияние выдающихся граждан своего народа, знакомимся с их вкладом в развитие демократических ценностей на воспитание гражданина. Поскольку изучение почитаемых людей своего края, по нашему мнению, - это жизненная настоящая школа, которая прививает любовь и преданность к своей семье, к родному краю, формирует творческого, инициативного гражданина своего народа. Мы в своей работе рассмотрим лишь влияние выдающихся граждан своего народа, знакомимся с их вкладом в развитие демократических ценностей на воспитание гражданина. Поскольку изучение почитаемых людей своего края, по нашему мнению, - это жизненная настоящая школа, которая прививает любовь и преданность к своей семье, к родному краю, формирует творческого, инициативного гражданина своего народа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через изучение жизни и творчества А.И. Софронова – Алампа.»
Министерство образования Республики Саха (Я)
МОУ «Ытык-Кюельская средняя общеобразовательная школа №1 им. А.И. Софронова-Алампа»
Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через изучение жизни и творчества А.И. Софронова – Алампа.
Выполнили:
учителя начальных классов
ЫКСОШ- №1
Алексеева М.В.
Винокурова В.Г.
Софронова М.Е.
Оглавление
Введение
I глава. Социально-педагогические основы гражданского воспитания юного поколения
Гражданское воспитание.
Воспитание гражданина в современных условиях.
II глава. Воспитание гражданственности через изучение жизни и творчество А.И. Софронова – Алампа. .
Проект по изучению жизни и творчества А.И. Софронова – Алампа.
Заключение
Литература
«Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти».
Плутарх
Введение
Разгром прежней идеологической базы образования, отказ от старой системы ценностей - все это привело практически к отказу от воспитания как целенаправленного педагогического процесса. Общественному сознанию навязывается идея самотека в воспитании. Все это привело к резкому росту детской преступности, беспризорности, разрушению нравственных ориентиров. Но самой острой проблемой не только школы, семьи, но и всего общества и государства, которой давно с тревогой и болью говорят все, следует считать проблему воспитания подрастающего поколения.
В связи с этим актуальность данной работы обусловлена следующим:
1. Современные социально-экономические изменения, характеризуются нестабильностью, резкой переориентацией ценностей, которые требуют реальных перемен в воспитании и обучении детей. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
2. Переход России к рыночным отношениям привел к тому, что граждане, вступая в конкурентную борьбу, заботятся только лишь о своей личной выгоде, забывая зачастую о повышении благосостояния Родины. Для нас сейчас остро встала задача вырастить не потенциального эмигранта, а гражданина, гордящегося своей страной и готового работать на благо и процветание своего края.
3. Работа по гражданскому воспитанию учащихся больше направлена на правовое воспитание и законопослушание. Но гражданское воспитание включает в себя различные направления, в том числе и изучение краеведения. Изучение краеведения в школе дает возможность наилучшим образом воспитать в детях нравственные качества и заботливое отношение к окружающим людям, формировать активную жизненную позицию наших школьников. Это изучение создает условие для творческого развития обучающихся, позволяет вовлекать в школьную жизнь и родителей. Поможет привить любовь к Родине, к родной природе, воспитать бережное отношение к природным богатствам нашей страны, формировать у школьников гражданскую ответственность. Поэтому изучение краеведения может и должно стать одним из основных направлений в гражданском воспитании.
4. Работа по гражданскому воспитанию в настоящее время больше носит словесно-развлекательный характер, то есть учащимся просто рассказывают о героях прошлого, о том, что надо беречь и охранять природу, проводят встречи с воинами и ветеранами, с известными людьми. Это, конечно, даёт свои результаты, но этого не достаточно, школьники должны быть вовлечены в активную деятельность.
Цель гражданского воспитания в начальной школе – создание условий для первичной социализации личности, для вхождения ребенка в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нем. Также можно сказать, что гражданское воспитание в школе – это раскрытие перед учеником его гражданских прав и свобод, воспитание в нем необходимости их соблюдения, пестования и защиты.
Гипотеза:
При наличии адаптированной системы обучения и воспитания по формированию гражданственности можно выделить основные черты гражданина нового общества:
1. прежде всего, он станет действительно свободным, способным реализовать и отстаивать гражданские права, уметь жить в условиях демократического общества;
2. это исключительно активный, инициативный, уверенный в себе, деятельный и предприимчивый человек, который может в системе рыночной экономики найти максимально эффективное приложение своим способностям, знаниям и умениям, материально обеспечивая себя и своих близких, приумножая общественное богатство;
3. гражданин нового общества немыслим без развитого чувства патриотизма, гражданского долга и ответственности за сохранение природных богатств Родины.
Анализ педагогической литературы в избранной для изучения области показал, что вопросы гражданского воспитания во многом решались такими педагогами прошлого как Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, П.Ф.Каптерев, этими же вопросами довольно успешно занималась советская педагогика. А в настоящее время гражданское воспитание как никогда остро встаёт перед школой. В Республике Саха (Якутия) в 2007 году по инициативе Министерства Образования, Уполномоченного по правам ребенка в РС(Я) и общественных организаций, в соответствии с Конституцией РФ и Конституцией РС(Я), Конвенцией о правах ребенка и нормативно-правовыми актами по образованию была принята Концепция гражданско-правового образования на 2007-2011 гг.
I глава
Социально-педагогические основы гражданского воспитания юного поколения
1.1 Гражданское воспитание
Гражданское воспитание – это формирование правовой культуры, четкой гражданской позиции, готовности к сознательному и добровольному служению своему народу.
В практическом плане мы понимаем под гражданским образованием и воспитанием образовательную, воспитательную, управленческую и иные виды деятельности, направленные на формирование гражданина, способного, умеющего и желающего жить в гражданском обществе и правовом государстве. .
Можно сформулировать и основные направления воспитания гражданственности в школах:
• воспитание качеств гражданина-патриота, ответственности, уважения к другим и к себе, чувства собственного достоинства;
• осознание своей гражданской принадлежности к стране, обществу и государству;
• знакомство с нравственными и правовыми нормами, регулирующими жизнь отдельного человека;
• ознакомление детей с символами собственного государства, формирование уважительного отношения к ним;
• знакомство с выдающимися гражданами своего народа, с их вкладом в развитие демократических ценностей;
• изучение природных богатств и формирование бережного отношения к ним.
Человеку с четкой гражданской позицией до всего есть дело, он за все чувствует себя в ответе. Для него понятие Родины свято. Мы убеждены в том, что формирование активной гражданской позиции нужно начинать в начальной школе.
Основы гражданственности составляют: любовь к Родине, родному краю, городу, поселку; осознанная правопослушность, нравственная чистота в деятельности и отношениях (деловых, межнациональных, семейно- бытовых), глубокое чувство патриотизма и толерантности
1.2. Воспитание гражданина в современных условиях.
Воспитание гражданина в современных условиях определяется задачами подготовки учащихся к жизни в демократическом правовом государстве и гражданском обществе. В содержание современного гражданского образования школьников выделяются две основные тесно взаимосвязанные стороны: гражданско-правовое образование, связанное с формальной гражданской принадлежностью личности к данному государству и воспитание гражданственности как совокупности качеств личности, интегрирующих ее в социокультурное пространство нашего общества, историю и культуру России.
Воспитание гражданина в современной школе реализуется, прежде всего, через систему форм и методов гражданского воспитания.
Сущность гражданских качеств личности учащихся, на формирование которых должна быть направлена учебная и воспитательная деятельность общеобразовательной школы, определяется:
1. историческими традициями отечественной культуры, всех народов Российской Федерации, духовными идеалами и ценностями современного российского общества;
2. Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством об образовании и региональными законодательными актами (Закон РФ «Об образовании»);
3. нормативными и программными документами Правительства Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации, ориентирующими направленность воспитательной деятельности в учреждениях государственного и муниципального образования (Национальная доктрина образования в Российской Федерации 2000г.; Программа развития воспитания в системе образования 1999г.; Государственная Программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации 2001г. и др.);
4. содержанием базовых учебных курсов гуманитарного образования, дополнительного образования и воспитания, их методическим обеспечением.
В числе основных качеств личности гражданина, которые должны формироваться у школьников в процессе обучения и воспитания можно выделить следующие:
- любовь к Родине, уважение отечественной истории и культуры, знание и почитание общенациональных идеалов, ценностей, святынь;
- любовь к своей семье, уважение института семьи в обществе;
- уважение жизни и здоровья человека, гуманизм в межличностных отношениях, в коллективной деятельности в обществе;
- бережное отношение к окружающей природе, стремление сохранять и благоустраивать природную среду в нашей стране;
- желание активно участвовать в производственном труде для личной самореализации и процветания всего российского общества;
- уважение ценностей российской национальной культуры, культуры своего этноса и культуры других народов России, способность к сотрудничеству с представителями разных этнических и конфессиональных групп в российском обществе;
- уважение российского государства как высшей формы самоорганизации российского общества, понимание целей и задач его деятельности;
- уважение гражданских прав и свобод в обществе, охраняемых законом (политических, экономических, национальных, религиозных, свободы слова), свободы взглядов и убеждений сограждан, мировоззренческая толерантность;
- социально-политическая активность, готовность к политической деятельности в рамках действующего законодательства;
- готовность к защите Отечества, выполнению патриотического воинского долга в условиях внешней опасности для российского государства и общества.
Важную роль в гражданском становлении школьников имеет деятельность. При организации любого мероприятия, направленного на воспитание тех или иных гражданских качеств, нужна четкая ее целенаправленность. Большими воспитательными возможностями в плане гражданского воспитания обладает хорошо организованная краеведческая работа учащихся, отвечающая их запросам и возрастным возможностям.
Деятельность по воспитанию гражданина может быть самой разнообразной, например, с использованием фольклора (посиделки, вечера, театр и т.д.). Содержание, формы и методы, критерии воспитанности выбирает учитель.
Культивирование гражданственности в разных видах деятельности способствует его эффективности. К основным видам деятельности, имеющим значимое влияние на воспитание гражданина, можно отнести:
- кружковую;
- проектную;
- экологическую;
- поисково-исследовательскую;
- правоохранительную;
- патриотическую;
II глава
Воспитание гражданственности через изучение краеведения у младших школьников.
Мы в своей работе рассмотрим лишь влияние выдающихся граждан своего народа, знакомимся с их вкладом в развитие демократических ценностей на воспитание гражданина. Поскольку изучение почитаемых людей своего края, по нашему мнению, - это жизненная настоящая школа, которая прививает любовь и преданность к своей семье, к родному краю, формирует творческого, инициативного гражданина своего народа. Участвуя в поисковых проектах, ребенок сможет научиться правильному поведению в обществе, и уважительное отношение к традициям своего народа.
Цель:
- формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины.
Задачи:
- углубить и расширить знания о творчестве и жизни А.И. Софронова- Алампа;
- изучить особенности творчества писателя;
- повысить мотивацию, интереса к творчестве Алампа;
- привить навыки исследовательской работы;
- создать условия для творческого раскрытия личности ребенка;
- воспитывать гордость за свою землю и известных, почитаемых в народе, людей;
- воспитывать нравственную личность, умеющую творчески использовать полученные знания, способную к открытому восприятию миру.
Гипотеза:
При наличии адаптированной системы обучения по изучению творчества и жизни писателя, когда учитываются все аспекты; возрастные особенности, условия, интересы, возможно привить ребенку:
- творческое отношение к жизни;
- мысли о взаимосвязи собственного развития и развития писателя;
- знания, основанные на традиции, истории, культуре родного края, послужат опорой для воспитания патриота своего народа, своей страны.
Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где родился и рос. Изучение своих корней, ощущение причастности к судьбе своей страны, своего народа особенно актуальны сейчас, в период ослабления государственности, размывание целостной культуры и частичной утраты ценностей образования. Только зная заслуги и ошибки героев прошлых лет, можно оценить их по настоящему, возвысить до исторических личностей, до идеалов, которых так не хватает сегодня, когда обществу нужны люди, думающие и действующие во благо своей Родины, но не вопреки благу всего человечества.
Наша родная Таатта – один из старейших улусов Якутии, известная своими сказителями, писателями, учеными. Именно из Таатты вышли первые якутские писатели А.Е. Кулаковский, П.А. Ойунский, А.И.Софронов, Н.Д.Неустроев, Д.К.Сивцев, С.Р. Кулачиков, Н.Е.Мординов. Наша школа носит имя своего первого ученика Анемподиста Ивановича Софронова, одного из основоположников якутской литературы. В Таатте имеются краеведческие, литературные музеи. Музейная педагогика широко используется в учебно-воспитательной деятельности школы.
Проект по изучению творчества и жизни А.И. Софронова у младших школьников
Данный проект имеет 8 направлений:
Классные часы «Алампалыын алтыьан»
Внеклассное чтение « Алампа уруоктара»
Спортивные соревнования « Алампа о5о сааьын оонньуулара»
Конкурс рисунков «Алампа айымньылара о5о хара5ынан»
Конкурс выразительного чтения «Алампаны саныа5ын»
Исследовательская деятельность «Алампаны арыйабыт»
Интеллектуальная игра « Алампа оло5унан»
Эти направления работают ежегодно систематически. Итогом этих направлений является «День школы». В этом году добавился одно новое направление «Фольклор» . Учащиеся изучили басню, чабыр5ах, играли на хомусе.
1. Классные часы и уроки внеклассного чтения «Алампалыын алтыьан» проводятся по таким темам
«Алампа о5о сааьа»
«Алампа тереебут сирэ-уота»
«Алампа айар улэтэ»
«Алампа о5олорго хоьоонноро»
«Алампа уонна айыл5а»
«Ахтабын тереебут алааспын»
«Алампаны уйэтитээччилэр»
«Алампа стипендиаттара»
«Алампа мин айар сирдьитим»
«Алампа мин харахпынан»
В проведении уроков внеклассного чтения и классного часа огромную помощь оказывают библиотекари школы, центральной детской библиотеки «Туллукчаан».
Конкурс выразительного чтения «Алампаны саныа5ын»
Классные
Школьные
Улусные
Региональные
Работа по выразительному чтению трудоемкая. Поэтому подготовка проводится весь год.
Мы примерно сгруппировали стихи писателя по классам.
1 класс 2 класс
Туллук- туллук до5оттор «Сааскы ырыа»
«О5о-о5о эрдэххэ» «Кун уотунан кеччуйэн»
«Сарсыарда» «Чабыр5ах»
«Кэ5э» «Сана дьыл»
«Чыычаах» «Маннайгы хаар»
Былыт бысталанна» «Холбоьуу ырыата»
«Мин туннукпунэн» «Дьуерэ»
«Кун киириитэ» «Маннайгы хаар»
3 класс 4 класс
«Кыьын» «Ахтабын»
«Сана олох» «Дорообо дойдум»
«Отчуттар» «Булчут»
«Оьох» «Урун туллук эрэ мелбестуур»
«Дьаданыттан тахсыбытым» «Куьун кэлиитэ»
«Хатын» «Тереебут дойдум»
«Саас кэлиитэ» «Икки киьи кэпсэтиитэ»
«Этин ардах тыаьа» «Субэ»
Итогом работы является конкурс чтецов. На диаграмме показан результат конкурса.
Призовые места выразительного чтения
Андросова Дайаана – 2 место, школа, регион.
Жулляров Женя – 2 м школа, номин. –регион
Иванов Валера – 1 м школа, 3 м – регион
Новгородова Сахая – 1 м школа
Юнчанова Аня – 1 м. школа, 3 м регион
Заболоцкая Лена – Гран-при школа
Бродникова Саина – 1 м школа
Кириллова Маша – Гран-при, школа
Группа мальчиков – 3 м школа
Группа девочек – 1 м школа
Салгынова Анита – 3 м школа
Попова Сандаара – 2 м школа
4. Конкурс рисунков «Алампа айымньылара о5о хара5ынан»
На конкурсе участвует весь класс. Лучшие рисунки выбираются на школьный тур. Хотим отметить, что с каждым годом качество работы улучшается.
Призовые места
Слепцов Роберт – 2 м. – школа, 3 м. – регион
Попова Сандаара – 3 м. – школа
Иванов Кэскил – номин. – школа
Бродникова Саина – 1 м – школа
Шестаков Вова – 2 м – класс
Попов Антон – 3 м - класс
5. Спортивные соревнования « Алампа о5о сааьын оонньуулара».
Работа по этому направлению проводится с помощью учителей физкультуры. Учителя физкультуры выбирают национальные игры в соответствии возрастным особенностям. Так как есть игры трудные для современных детей. Некоторые виды игр проводятся коллективно, некоторые на личном уровне.
«Еьес торбос»
«Кириэс тэбиитэ»
Остуол оонньуута
«Тобук тардыьыыта»
«О5устар харсыьыылара
«Атаралаан сууруу»
«Атах тэпсиитэ»
«Кыаьыланыы»
«Ыт буутун охсуьуута»
«Мас тардыьыыта»
«Тутум эргиир»
«Кулун тардыьыыта»
В связи с этим назрела необходимость научить детей якутским национальным играм, так как дети не знают некоторые игры. И мы составили пособие «Сайылык кере», адаптированный для детского возраста из книги Н. Федорова «Ебугэ ооньуулара» на трёх языках.
Итоги спортивного соревнования.
6. Исследовательская работа.
По исследовательской работе большую помощь оказывают родители и старшее поколение . Ребята много работают над словарем. Исследовательская деятельность по произведениям Алампа для младших классов трудная, но интересная.
На диаграмме показан итог региональных НПК. Из диаграммы видно, что с каждым годом повышается участие учащихся в исследовательской работе. Повышается интерес к произведениям писателя.
Интеллектуальная игра « Алампа оло5унан»
Эта игра проводится по трем направлениям.
Викторина о жизни и творчестве Алампа
Проектная деятельность
Сочинение
С каждым годом знания детей о жизни и творчестве Алампа расширяется и углубляется.
Результаты:
2009 г. – 1 м
2010 г. – 1 м
2011 г. – 1 м
Заключение:
Думается, что одной из важнейших задач обновляющейся системы образования должно стать создание условий для приобщения учащихся к материальной и духовной культуре своего народа, формирование у подрастающего поколения человеческого и национального достоинства. Совместная деятельность учителей и учащихся, по нашему мнению, в современных условиях может стать одним из эффективных средств воспитания гражданственности у учащихся еще и потому, что личностные преобразования могут происходить только в процессе собственной практической деятельности.
В заключении мы хотим отметить, что такая систематическая работа расширяет, углубляет знания о жизни и творчестве почитаемых людей малой родины, формирует у школьников любовь к родному краю, к семье, желание активно участвовать во всех проведенных работах, создает условие для самореализации, прививает уважение ценностей культуры своего этноса, гордость и уважение почитаемыми людьми и желание стать достойными гражданами общества
Использованная литература:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании». Принят Государственной Думой 12 июля 1995 г. Одобрен советом Федерации 5 января 1996 г.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р.
3. Горячев А.Р. Проектная деятельность в образовательной системе.// Начальная школа плюс до и после. – 2002. - №5.
4. Гражданское образование в российской школе./ Сост. Т.И.Тюляева. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.
5. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. Рекомендации второй Российской научно-практической конференции.// Воспитание школьников. – 2002. - № 7.
6. Духовно-нравственное, патриотическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы/ Материалы международной конференции, 21-22 февраля 2003г., в двух частях. – Улан-Удэ: Издательство «Бэлиг», 2004.
7. Кузнецов В.И. Принцип активной педагогики. – М., 2001.