Гендерная педагогика.Доклад "Особенности обучения социально востребованной личности в классах мальчиков начальной школы"
Гендерная педагогика.Доклад "Особенности обучения социально востребованной личности в классах мальчиков начальной школы"
Состояние психофизического здоровья подрастающего поколения в связи с проблемами его прогрессирующего ухудшения, ставит неотложные задачи по поиску новых методов его охраны. В этом свете вызывает большой интерес гендерный подход (по признаку пола) в учебной и воспитательной практике. Исследования и обощение опыта гендерного образования показали, что реализация гендерного подхода способствует цели повышению их уровня обученности и, соответственно, уровню их успеваемости,благоприятно влияет на состояние физического и психологического здоровья. При правильной организации, у мальчиков, обучающихся в классах раздельно-параллельного обучения наблюдается большая эмоциональная устойчивость, низкий уровень тревожности, высокая и адекватная самооценка, а так же высокая мотивация к обучению, чем в смешанных классах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Гендерная педагогика.Доклад "Особенности обучения социально востребованной личности в классах мальчиков начальной школы" »
Особенности обучения социально востребованной личности
в классах мальчиков начальной школы
(гендерный подход)
Суслова Елена Александровна
- учитель начальных классов
МБОУ « Средняя школа № 7»
г. Петропавловск -Камчатский
Социально востребованная развитая личность-это личность, адаптированная в современное общество в условиях современной школы. Социальная адаптация невозможна без учёта половой принадлежности школьника.
Главное богатство любого государства ( как и смысл его существования ) это люди. Без человеческого потенциала рухнет любая экономическая схема и бессильна самая передовая и прогрессивная «национальная идея».
В настоящее время в педагогической науке и практике активно разрабатывается направление, связывающее особенности развития познавательной и личностной сфер мальчиков и девочек с функциональной специализацией полушарий головного мозга. Имеется мнение, что индивидуальные особенности функциональной межполушарной асимметрии базируется на генетических, врожденных, биологических факторах, заложенных еще до рождения ребенка. По данным нейрофизиологов и нейропсихологов мозг мальчиков и девочек устроены по разному (В.Д.Еремеева). Последнее положение лежит в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации, организации внимания; формах активации эмоций, формировании положительной и отрицательной оценки своих действий и их результатов, качества и типов адаптивных реакций организма и др.
Гендерное воспитание и образование вопреки представлению о том, что оно может ущемить правовые ценности равноправия личности и привести к дискриминации в зависимости от пола, напротив, в своей основе направлено на формировании идеи о том, что пол не является основанием для дискриминации и способствует наилучшей реализации личностных склонностей и способностей как в связи с половой принадлежностью, так и вне ее.
Любой, кто держал на руках малыша, не мог не обратить внимание на следующее: уже в младенчестве у мальчиков и девочек вызывают восторг совершенно разные предметы, объекты и явления жизни. Мальчики тянутся к более низким и громким звукам, к более крупным предметам и объектам. Их внимание привлекают настоящие машины, танки, экскаваторы, самолёты, а также их уменьшенные макеты – игрушки.
Для мальчиков эмоционально значимыми являются следующие образы – символы:
- символы свободы и путешествий в свободном пространстве. Это солнце, окно, ветер, месяц, луна, радуга, горы, мосты, горизонт, система дальней космической связи, космические полеты;
- символы силы, мощи и воли: трактор, подъёмный кран, штанга, ракета, машины, поезд, кит, бык, орёл;
Качественные различия эмоциональных реакций у мальчиков и девочек при предъявлении различных образов хорошо знали уже в древнем мире. Устремленность мальчиков ввысь (строительство замков-дворцов) символизирует не «гениальность», а принципы духовного возвышения, на что указывают и многие мифы, где небо символизировало мужское начало, а земля – женское. Христианство изображало мальчиков в виде ангелов-хранителей духовной истории людей.
Все соглашаются с тезисом: за юношей-мужчиной девушка-женщина должна быть как за каменной стеной.
При этом мало кто задумывается: откуда возьмется эта самая стена – крепость в юношах-мужчинах, если уже многие поколения мальчиков воссоздаются по женским «лекалам» чувств и эмоций, если создана такая учебно-воспитательная система, при которой становление мальчиков – это эстафета передачи из одних женских рук в другие? Откуда возьмется мужской характер, если на весь период взросления мальчиков «растворили» среди более старших по духовному и генетическому возрасту девочек? Вот почему, если мальчикам не привить комплекса характеристики силы духа и воли тела, т. е мужественности, то они вырастают женоподобными, инфантильными – пародиями на мужчин.
Мужская логика объединяет людей. Женская – разъединяет, потому «что ее логика, как и она сама, всегда индивидуальность». Такова разная природа, мужской и женской сущности. Например, четко установлено, что все насильники – растлители детей и маньяки развивались по женскому типу. В итоге у них сформировался глубокий психо-комплекс неуверенности и страха мужской несостоятельности.
Поправить ситуацию несложно - для этого достаточно с 1-го класса обучать мальчиков и девочек в раздельно - параллельных классах. В 2006году в нашей школе был создан первый класс мальчиков (начальная школа). По итогам проведения эксперимента были выявлены преимущества раздельного обучения:
- с 1-го класса мальчики лучше адаптируются к учебному процессу;
- повышается психологическая комфортность в классе, адекватная самооценка;
- повышается успеваемость через дифференциацию обучения с учетом гендерного подхода;
- повышается работоспособность учащихся, появляется возможность изучения большего материала на уроке;
- отсутствуют напряжённые отношения в классе;
- дети не стесняются неправильно ответить или переспросить, если что-то не поняли;
- раздельное обучение позволяет регулировать учебную нагрузку в зависимости от пола, избегать переутомления;
- снижается уровень заболеваемости среди учеников.
Накопленный опыт уже сейчас позволяет констатировать тот факт, что духовное перерождение пола начинается в детстве со смены присущей полу чувственно-эмоциональной доминанты. Состояние психофизического здоровья подрастающего поколения в связи с проблемами его прогрессирующего ухудшения, ставит неотложные задачи по поиску новых методов его охраны. В этом свете вызывает большой интерес гендерный подход (по признаку пола) в учебной и воспитательной практике. Гендерная педагогика строится на учете специфики воздействия на развитие мальчиков и девочек всех факторов учебно-воспитательного процесса (содержание, методов обучения, организации школьной жизни, общения, культуры и т.д.).Она способна и может направлять воспитание в русло решения значимых для современного общества социальных задач. Известно, что при воспитании детей народы всегда исходили из разной пололичностной природы мальчиков и девочек. Стратегия воспитания детей была связана с полом ребенка. У мальчиков родители стремились рано сформировать комплекс мужских характеристик и мужского характера. Это смелость, воля, сила духа, способность быть лидером и брать на себя ответственность, готовность защищать более слабых, готовность стать Главой семьи, встать на защиту Отечества и т.д.
Не секрет, что в нашем обществе с каждым годом юноши становятся более женственными, девушки более «мужчинистыми». И процессы эти по мнению доктора Базарного, давно уже развернулись на гормонально-генетическом уровне. Он отмечает, что в народе неумолимо исчезает мужское начало, место его занимает инфантильность, неуверенность, психокомплексы, тревоги и страхи. Вот что значит не воспитывать с раннего детства в мальчиках мужество, а в девочках женственность! Это побуждает к осмыслению сущности гендерного подхода в воспитании и обучении. Для нормального развития ребенка необходима нормальная организация его жизни и деятельности.
Учителям, работающим в классах раздельно-параллельного обучения нужно знать, что в первом классе мальчики хуже адаптируются в школе. У них хуже по сравнению с девочками развита тонкая моторика руки. Почерк у мальчиков неровный, некрасивый, оригинальный. В речевых навыках мальчики тоже уступают девочкам, но если нужно проявить новаторство, например, решить кроссворд, найти словесные ассоциации, то мальчики справляются с этим лучше. Кроме того, они с легкостью поворачивают объекты в своем воображении. Лучше разбираются в лабиринтах, читают географические карты, определяют направление рек, дорог; лучше ориентируются на местности. Им меньше требуется времени на запоминание нового маршрута, увереннее находят дорогу в малознакомом месте. При получении информации мало реагируют на эмоциональную окраску голоса (интонацию), зато быстрее воспринимают любую информацию о действиях, когда взрослые доброжелательны и спокойны. Если мальчики задают вопрос, то только затем, в отличие от девочек, что бы получить конкретный ответ. У них более развиты способности к точным наукам, им легче, чем девочкам, дается геометрия.
К концу учебного года утомляемость у мальчиков выше, чем у девочек. Однако при раздельном обучении пик усталости – февраль-март, а потом открывается «второе дыхание», и к концу года успеваемость растет. Мальчика нельзя сравнивать с девочкой, оценивать его можно только с себе подобными или себя предыдущим.
Для мальчиков принципиально важно, ЧТО оценивают в их деятельности, а не КАК. При этом хвалить мальчика лучше не в присутствии всего класса, а в присутствии значимых для него лиц. Не стоит забывать, что мальчики более возбудимы, несдержаны, раздражительны, агрессивны, демонстративны, но более откровенны и искренни, чем девочки, однако более «неудобны» для взрослых. В основном активны, настойчивы, но всегда менее исполнительны и хуже себя контролируют. Охотно берутся за общественные поручения, но теряют интерес к ним, как только удовлетворяют колоссальную потребность в активном движении, которая стимулирует развитие всех важных психических функций.
Самооценка в классе мальчиков стабильнее и выше, чем в обычных классах.
Степень удовлетворенности школьной жизнью, активность (т.е. участие в кружках, секциях, общественной и спортивной жизни класса) выше, чем в обычных классах.
Мальчикам требуется обучение, с опорой на конкретность, жизненность. Они должны понять принцип, смысл, а не выстраивать этот смысл из деталей. Все понимая, мальчики подчас не могут объяснить того, что поняли, кому-то другому; решают задачи, а объяснить решение не могут. При раздельном обучении мальчики развиваются интенсивнее, чем в смешенных классах, так как их никто не оттесняет на вторые роли, и они раскрывают то, что могли бы раскрыть, если бы девочки им не мешали. При этом и учителя, преподающие в данных классах отмечают, что они начали вольно или невольно корректировать методы преподавания. Так к примеру, мальчику не подходит традиционный прием «повторение и закрепление» материала». Его мозг не воспринимает повтор и автоматически выключается. На замечание учителя: «Ты что не слышишь?» Ребенок действительно не слышит, он отключается. Не зная ответ на вопрос, мальчики готовы отвечать на любой вопрос лишь бы не произнести «Не знаю».
Предоставление новой информации требуется проводить в достаточно быстром темпе и желательно в более широком спектре, что позволяет расширить собственные информативные блоки мальчиков.
А при составлении заданий, стоит предусматривать следующие возможности:
- использование практических умений и навыков в различной деятельности (вылепите из пластилина буквы, соберите гербарий, выразите свои мысли с помощью движения языка и тела.);
- изучение математики на примерах истории;
- придумывание задач на основе жизненных ситуаций.
Использование таких возможностей предполагают получение информации ребенком через разные каналы восприятия: визуальный, слуховой и тактильный. При использовании подобных заданий у детей непроизвольно включаются разные виды памяти и мышления, что значительно повышает продуктивность работы, сокращает время усвоения материала.
Исследования и обобщение опыта гендерного образования показали, что реализация гендерного подхода к обучению школьников способствует цели повышению их уровня обученности и, соответственно, росту их успеваемости, благоприятно влияет на состояние физического и психологического здоровья. При правильной организации, у мальчиков, обучающихся в классах раздельно-параллельного обучения наблюдается большая эмоциональная устойчивость, низкий уровень тревожности, высокая и адекватная самооценка, а также высокая мотивация к обучению, чем в смешанных классах. Такая форма образовательного процесса и создает реальные условия для формирования у школьников значимых для общества гендерных ролей, которые могут быть направлены на успешное решение в стране национальной демографической программы.
Для сохранения и восстановления здоровья при обучении в классе мальчиков, выбрана технология раскрепощенного развития детей, разработанная физиологом В.Ф. Базарным, отличительной чертой, которой является то, что основное внимание обращено главным образом, на учащихся начальной школы.
Набор мебели: учебный стол с наклонной поверхностью, они расставлены таким образом, чтобы вокруг каждого из них было хоть какое-то свободное пространство для постоянного удовлетворения естественной потребности в движении - места, за которые ребенок может присесть или встать в любой момент; парта, изготовленная под рост каждого ребенка, которая используется в комплекте с массажерным ковриком для ног, стул.
Широкоформатное природно–экологическое панно.
Набор технических средств для обеспечения зрительно поисковой и телесной активности в пространстве:
подвижные «Сенсорные кресты»
комплекс геометрических фигур в виде 2 эллипсов, кругов и креста, размещенных на потолке (офтальмотренажер )
использование индивидуальных таблиц, вееров (зарядка для глаз);
формирование шагового алгоритма при прочтении текста в режиме ближнего зрения, дальнего зрения;
использование ионизатора;
дыхательная гимнастика - дыхательные упражненияв игровой форме
Важной задачей воспитания подрастающего поколения, особенно мальчиков, всегда было и остаётся воспитание патриотизма и гражданственности. С этой целью проводятся экскурсии в в/ч, музеи, уроки военного воспитания, организуются встречи с ветеранами ВОВ. Мальчики с огромным желанием и ответственностью участвуют в патриотических мероприятиях проводимых в школе, городе, крае.
Ребята знакомятся с историей и традициями в/ч, современной военной техникой и вооружением. Узнают имена людей, чьими заслугами гордятся не только сослуживцы и товарищи офицеров, но и вся страна. В нашем классе много отцов-офицеров и мальчики очень хотят быть похожими на своих отцов и в будущем тоже посвятить себя военному делу. И может быть, через несколько лет, станет понятно, что выбор этого пути стал одним из главных решений в жизни каждого из ребят.
Однако, введение данной инновации, раздельно-параллельного обучения должна быть хорошо подготовлена. Если формально разделить класс на мальчиков и девочек и учить их одинаково-положительных результатов не будет. Необходимо специально готовить педагогов, нужны новые методики преподавания. В связи с этим открываются новые проблемы, требующие своего решения, в число которых входят:
- дальнейшая разработка теоретических основ гендерного подхода к обучению и воспитанию школьников с учётом содержания общего образования и структуры учебной и воспитательной деятельности учащихся;
- выявление и теоретическое обоснование педагогических условий, повышающих эффективность реализации гендерного подхода к обучению и воспитанию;
- разработка и внедрение в учебный процесс специальных диагностических методик, выявляющих гендерные особенности учащихся и их изменения.
При всей очевидности гуманистической направленности начатой правительством демографической программы успешность её долгосрочной перспективы может не состояться, если не использовать при её реализации систему воспитания и обучения школьников гендерным ролям-принятым в обществе моделям женского и мужского поведения. Основной задачей обучения, отвечающей требованиям времени, современная педагогика считает воспитание гармоничной, развитой в интеллектуальном и личностном плане, творчески и нестандартно мыслящей, владеющей необходимой суммой базовых знаний, умений и навыков, способной и стремящейся к саморазвитию и самоактуализации, психологически и физически здоровой личности учащихся.
Именно раздельное обучение мальчиков и девочек будет способствовать более качественному, к успешному, правильному и обучению и воспитанию. Ситуация успеха способствует формированию мускулинных качеств у мальчишек. Правильно подобранные методы, содержания уроков работают на формирование более мужских качеств.
Считаем, что именно с данных позиций, направление нашей работы является весьма актуальным.
Чтобы любому ученику в классе мальчиков было хорошо в школе, а значит, были условия для его успешного обучения, ребенку, по нашему мнению, нужны:
а) интерес к предмету;
б) взаимопомощь учеников;
в) доброжелательность учителей;
г) определенная раскованность самого ребенка;
д) отсутствие страха за неудачу;
е) право на ошибку.
Но, несмотря на всю ценность полученных результатов, вопросы, связанные с гендерным подходом в обучении, остаются недостаточно разработанными в плане методических рекомендаций по организации обучения в классе мальчиков. Недостаточно разработано учебно-методическое обеспечение (методика обучения мальчиков в начальной школе, программы по организации и построению процесса обучения, рекомендации по отбору содержания и построению уроков, выборов методов обучения) процесса обучения мальчиков в начальной школе.
Цель обучения в классе мальчиков – развивать и раскрывать то, что заложено генетически, создание максимально благоприятных условий, способствующих охране и укреплению физического, психологического и социального здоровья обучающихся.
Список использованной литературы
Базарный В.Ф. Методология оздоровления детей и подростков. М., 1996
Базарный В.Ф. Школьный стресс и демографическая катастрофа России.СП 2004.