В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает и мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Комплекс упражнений гимнастики до учебных занятий проводят под музыку в течение 6—8 минут. Он включает в себя 6—8 упражнений, выполняемых в такой последовательности: для осанки, мышц плечевого пояса и рук, мышц туловища, нижних конечностей, на внимание. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.
Предметные физические минутки
Физические минутки на уроках математики
Арифметический диктант
А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. (Дети показывают ответы в движении (наклоны, повороты, хлопки).
Шесть — за парту тихо сесть. (Прыжки. Ходьба на месте.)
Кинь, кинь, перекинь
Кинь, кинь, перекинь
Давай вместе побежим
Через воду и огонь —
Не догонит нас и конь.
Раз, два - догоняй,
Ну, попробуй-ка поймай!
Три два, один да четыре —
Всю пятерку изучили.
А теперь мн отдохнем
И опять считать начнем. (Руки вперед, вверх, 5хлопков в ладоши, 5 круговых движений кистью рук, 5раз сжать и разжать пальцы.)
Класс наш прыгает опять
Класс наш прыгает опять —
Раз-два-три-четыре-пять. (Прыжки на месте.)
А потом у нас прогулка,
Каждый шаг чеканим гулко. (Ходьба на месте.)
Мы учиться все готовы
И за парты сядем снова. (Дети садятся за парты.)
Кошка учится считать
Раз, два, три, четыре, пять, (Хлопаем в ладоши.)
Целый месяц под дождем (Топаем ногами.)
Кошка учится считать. (Хлопаем в ладоши.)
Мокнет крыша, мокнет дом, (Прыжки на месте.)
Мокнут лужи и поля, (Руки в стороны-на пояс.)
Потихоньку, понемножку (Приседания.)
Мокнет мокрая земля. (Прыжки на месте.)
Прибавляем к мышке кошку. (Хлопаем в ладоши.)
И далеко от земли (Топаем ногами.)
Получается в ответ: (Прыжки на месте.)
Мокнут в море корабли. (Хлопаем в ладоши.)
Кошка есть, а мышки нет! (Шагаем на месте.)
Кто живет у нас в квартире
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять, (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево-вправо.)
Мой сверчок, щегол и я -(Повороты туловища влево-вправо.)
Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)
Много ль надо нам, ребята
Много ль надо нам, ребята, Для умелых наших рук? Нарисуем два квадрата, А на них огромный круг, А потом еще кружочек, Треугольный колпачок. Вот и вышел очень, очень Развеселый чудачок. (Дети рисуют в воздухе геометрические фигуры.)
Можешь пальцы сосчитать
Можешь пальцы сосчитать: Раз, два, три, четыре, пять, Раз, два, три, четыре, пять — Десять пальцев, пара рук -Вот твое богатство, друг. Умножали, умножали, Очень, очень мы устали. (Движения кистями рук.)
Раз, два — выше голова, Три, четыре — руки шире. Пять, шесть — тихо сесть. Посидим, отдохнем и опять считать начнем
Мы решали, мы решали
Мы решали, мы решали.
Что-то очень мы устали.
Мы сейчас потопаем, (Шаги ногами на месте под счет учителя.)
Ручками похлопаем. (Хлопки в ладоши.)
Раз присядем, (Приседания.)
Быстро встанем, (Повороты туловища. Ходьба на месте.)
Улыбнемся, Тихо сядем.
Мы семь раз в ладоши хлопнем
Мы семь раз в ладоши хлопнем, Восемь раз ногами топнем. Прибавляем три к семи - Столько мы присесть должны. (7хлопков, по 4раза топнуть каждой ногой, 10 приседаний.)
Мы считали и устали
Мы считали и устали,
Дружно все мы тихо встали,
Ручками похлопали,
Раз, два, три. (Хлопки в ладоши под счет учителя.)
Ножками потопали,
Раз, два, три. (Шаги ногами на месте.)
Сели, встали, встали, сели,
И друг друга не задели. (Приседания.)
Мы немножко отдохнем и опять считать начнем. (Повороты туловища. Ходьба на месте.)
Мы шагаем друг за другом
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились. (Дети выполняют движения и считают.)
На разминку
На разминку становись!
Вправо-влево покрутись
Повороты посчитай,
Раз-два-три, не отставай, (Вращение туловищем вправо и влево.)
Начинаем приседать —
Раз-два-три-четыре-пять.
Тот, кто делает зарядку,
Может нам сплясать вприсядку. (Приседания.)
А теперь поднимем ручки
И опустим их рывком.
Будто прыгаем мы с кручи
Летним солнечным деньком. (Дети поднимают прямые руки над головой, потом резким движением опускают их и отводят назад, потом резким движением снова вверх и т. д.)
А теперь ходьба на месте,
Левой-правой, стой раз-два. (Ходьба на месте.)
Мы за парты сядем, вместе
Вновь возьмёмся за дела. (Дети садятся за парты.)
Ну-ка проверь, дружок
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка? (Учитель усаживает детей.)
Беритесь, ребята,
Скорей за работу.
Учитесь считать,
Чтоб не сбиться со счета.
Под веселые напевы
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз! Вверх!
И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг.
На месте стой!
Топни левою ногой!
Влево шаг!
И снова стой.
Повернись направо к другу.
Правую дай руку другу. (Дети выполняют движения за учителем по содержанию текста.)
Поднимает руки класс
Поднимает руки класс—
Это «раз», (Потягивания под счет учителя.)
Повернулась голова —
Это «два». (Движения головой.)
Руки вниз, вперед смотри -
Это «три».(Приседания.)
Руки в стороны пошире
Развернули на «четыре». (Повороты туловища.)
С силой их к плечам прижать —
Это «пять». (Движения руками.)
Всем ребятам тихо сесть —
Это «шесть». (Ходьба на месте.)
Руки на пояс поставьте вначале.
Влево и вправо качните плечами.
Вы дотянитесь мизинцем до пятки.
Если сумели — все в полном порядке.
Просто больше тренируйся
Отожмёмся мы сейчас,
Если сможем — десять раз.
Если меньше — не волнуйся,
Просто больше тренируйся. (Отжимания от парты.)
Раз, два — стоит ракета
Раз, два — стоит ракета. (Руки вытянуты вверх.)
Три, четыре — самолет. (Руки в стороны.)
Раз, два — хлопок в ладоши, (Хлопаем в ладоши.)
А потом на каждый счет. (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре (Хлопаем в ладоши.)
Руки выше, плечи шире. (Руки вверх-вниз.)
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
И на месте походили. (Шагаем на месте.)
Раз, два — хлопок в ладоши
Раз, два — хлопок в ладоши,
А потом на каждый счет.
Раз, два, три, четыре –
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре, пять,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире.
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться — три, четыре,
И на месте поскакать.
На носки, затем на пятки.
Лень отбросить и опять.
Сесть за парту, взять тетрадку,
Выражения решать.
Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать.
Раз! Подняться, подтянуться,
Два! Согнуться, разогнуться,
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — за парту тихо сесть. (Дети выполняют движения за учителем по содержанию текста.)
Раз-два — шли утята
Раз-два — шли утята, (Шагаем на месте.)
Три-четыре — шли домой. (Прыжки на месте.)
Вслед за ними плелся пятый, (Хлопаем в ладоши.)
Впереди бежал шестой, (Топаем ногами.)
А седьмой отстал от всех, (Шагаем на месте.)
Испугался, закричал: (Хлопаем в ладоши.)
— Где вы, где вы? (Прыжки на месте.)
— Не кричи, мы тут рядом, поищи! (Топаем ногами.)
Раз — подняться, потянуться
Раз — подняться, потянуться.
Два — согнуться, разогнуться.
(Под счет учителя дети выполняют наклоны, потягивания.)
Три — в ладоши три хлопка, (Хлопаем в ладоши.)
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире.
Пять — руками помахать. (Движения руками.)
Шесть - за парту тихо сесть.( Сесть.)
Раз, два — дружно встали, (Встать. Шагаем на месте.)
Руки прямо мы поставим. (Руки на поясе.)
Три, четыре — разведем, (Руки в стороны.)
Заниматься мы начнем. (Наклоны вперед с касанием руками носка ноги. Левая рука-праваянога; правая рука-левая нога.)
С пятки станем на носок, (Поднялись на носочки, руки на поясе.)
Вправо, влево посмотрели, (Повороты головы влево-вправо.)
На носочки мы присели (Приседания.)
И как птички полетели. (Побежали по классу.)
Раз, два — выше голова, (Шагаем на месте.)
Три, четыре - руки шире! (Руки в стороны.)
Пять, шесть — тихо сесть! (Приседания.)
Солнце красное взойдет, (Встали, руки вверх.)
Утро красное придет. (Прыжки на месте.)
Рисуй глазами треугольник
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни Вершиной вниз.
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы наконец.
Зарядка окончилась. Ты молодец! (Дети представляют внешний вид геометрических фигур.)
Руки ставим мы вразлет
Руки ставим мы вразлет: (Руки в стороны.)
Появился самолет. («Полетели» как самолеты.)
Мах крылом туда-сюда, (Наклоны влево-вправо.)
Делай «раз» и делай «два». (Повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два! (Хлопаем в ладоши.)
Руки в стороны держите, (Руки в стороны.)
Друг на друга посмотрите. (Повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.)
Опустили руки вниз, (Опустили руки.)
И на место все садись! (Сели на места.)
Раз, два — стоит ракета. (Стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты».)
Три, четыре - самолет. (Стойка ноги врозь, руки в стороны.)
Руки в стороны — в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре,
Полетел наш самолет.
А без точного расчета
Не получится полета.
Так скорее за работу,
Сядем быстро за расчеты.
Раз, два - выше голова,
Три, четыре — руки шире,
Пять, шесть — тихо сесть.
Посидим и отдохнем. (Дети закрывают глаза.)
И работать мы начнем.
Сколько?
(Учитель показывает картинки.)
Сколько здесь грибочков, Столько приседаем.(Приседания.)
Сколько здесь цветочков? Ручки поднимаем. (Дети поднимают и опускают руки.)
Поднимаем ручки, Разгоняем тучки.
Ярче, солнышко, свети,
Хмурый дождик запрети. (Дети машут руками.)
Вот окончен дальний путь.
Можно сесть и отдохнуть. (Дети садятся за парты.)
Сколько раз
Сколько раз ударю в бубен,
Столько раз дрова нарубим.
Приседаем столько раз,
Сколько мячиков у нас.
Сколько покажу кружочков,
Столько сделаем прыжочков. (Дети выполняют движения за учителем по содержанию текста.)
Солнце глянуло в окно
Солнце глянуло в окно,
Время отдохнуть пришло.
Надо всем нам дружно встать.
Раз присесть, достать до пятки.
И плечами покачать.
А затем, как на зарядке,
Прямо и красиво встать.
Руки вытянуть пошире
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Физкультминутка, как зарядка. (Дети выполняют движения за учителем по содержанию текста.)
Упражненье повторяем: Вправо плечи, голова. (Вращение корпусом влево и вправо.)
Мы размяться все успели, И за парты снова сели.(Дети садятся за парты.)
Шеей крутим осторожно
Шеей крутим осторожно -
Голова кружиться может.
Влево смотрим - раз, два, три.
Так. И вправо посмотри. (Вращение головой вправо и влево.)
Вверх потянемся, пройдёмся, (Потягивания — руки вверх, ходьба на месте.)
И за парты вновь вернёмся. (Дети садятся за парты.)
Шли по крыше три кота
Шли по крыше три кота,
Три кота Василия.(Ходьба.)
Поднимали три хвоста
Прямо в небо синее. (Поднимание рук.)
Сели киски на карниз,
Посмотрели вверх и вниз.(Приседание.)
И сказали три кота: —
Красота! Красота! (Хлопки в ладоши.)
Я иду
Я иду, и ты идешь – Раз, два, три.
Я пою, и ты поешь – Раз, два, три.
Мы идем и поем — Раз, два, три.
Очень дружно мы живем – Раз, два, три. (Дети шагают под счет учителя.)
Физические минутки на уроках письма, чтения,
русского языка
А — начало алфавита
А — начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко. (Дети должны стоять широко расставив ноги. На каждый счет руки поочередно: на пояс, на плечи, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс, вниз-два хлопка. Темп постоянно ускоряется.)
Ах ты, Петя — простота
Ах ты, Петя — простота,
Сплоховал немножко,
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
Петя, Петя — петушок!
Что ты раненько встаешь?!
Детям спать не даешь. (Дети кладут голову на парту, имитируют сон.)
Чтобы нам совсем проснуться
Нужно потянуться! (Делают несколько упражнений.)
Большая буква
Если названные мною слова надо писать с большой буквы — поднимайте руки вверх, если с маленькой — приседайте: Барсик, котёнок, город, Воронеж, Никита, третьеклассник, река, Дон, Волга, собака, корова, Дружок, Зорька, воробей, урок.
Будем в классики играть
Будем в классики играть, На одной ноге скакать. А теперь ещё немножко На другой поскачем ножке. (Прыжки на одной ножке.)
Руки, ноги разогреем, (Рывки руками перед грудью.)
Начинаем, детвора! (Ходьба на месте.)
Вверх поднимем,
Вниз опустим,
Пролетим как самолет. (Прыжки.)
Вот зеленый загорелся,
Можно нам идти вперед.
Левой, правой,
Левой, правой, (Бег с высоким подниманием бедра.)
Смело мы идем вперед. (Ходьба на месте.)
Светофор — помощник славный
Уставать нам не дает.
Никто не подал и знака — (Руки на пояс.)
Молчали (Повороты туловища влево-вправо.)
Бяка и Бука. (Наклоны туловища влево-вправо.)
И Бука
Думал со скукой: (Наклон туловища вперед.)
Чего он так смотрит — букой? (Руки в стороны.)
И Бяка думал: (Руки на пояс.)
Однако (Наклон туловища вперед.)
Какой он ужасный (Руки вверх.)
Бяка... (Руки опустили.)
Вы, наверное, устали?
Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. (Выполнение движений вслед за учителем.)
При указании на слова, в которых есть приставка, ученики поворачиваются друг к другу лицом и обмениваются хлопками, если в словах приставки нет, ученики приседают.
Раз, два — мы проснулись
Раз, два - мы проснулись, (Потягивания.)
Три — в кровати потянулись, (Повороты туловища.)
Четыре — солнцу улыбнулись.(Наклоны.)
Пять — кровать заправляем, (Движения головой.)
Шесть — лицо мы умываем, (Рывки руками перед грудью.)
Семь — зарядку выполнять, (Круги руками.)
Восемь - душ скорей принять. (Махи руками вверх-вниз.)
Девять — быстро обтираться, (Прыжки на месте.)
Десять — надо одеваться, (Легкий бег на месте.)
Срочно в школу собираться. (Переходящий на ходьбу.)
Не спеши, дружок, постой!
Зубы чисти, причешись,
Побыстрее шевелись!
Сколько звуков в слове
Приседайте столько раз, сколько звуков в слове осень.
Подпрыгните столько раз, сколькими буквами записано это слово. (Открыть запись слова на доске.)
Наклонитесь столько раз, сколько букв в слове еж. (Слово записано на доске.)
Потянитесь столько раз, сколько звуков в этом слове.
Словарные слова
После окончания физкультминутки, вы запишите словарные слова, которые сможете запомнить из текста стихотворения, а также те слова, которые сможете расшифровать.
Жил один садовод, он развел огород, Приготовил старательно грядки. (Дети делают движения, словно копают лопатой.)
Он принес чемодан
Полный разных семян. (Дети шагают.)
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна,
И взошли семена. (Дети приседают и встают.)
Садовод любовался на всходы.
Утром их поливал, (Выполняют движения, словно поливают.)
На ночь их укрывал
И берег от холодной погоды. (Дети садятся.)
Но когда садовод
Нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали:
— Никогда и нигде,
Ни в земле, ни в воде
Мы таких овошей не встречали!
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
ОГУРБУЗЫ росли,
ПОМИДЫНИ росли,
РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА!
Тюша-Плюша
Тюша-Плюша, Толстячок
Шел зимой на родничок: (Ходьба на носках, руки за голову, спина прямая.)
Пых-пых! Пых-пых!
Нес он два ведра пустых, (Полуприсед, руки к плечам, спина прямая.)
Сел на варежку верхом
И поехал с ветерком. (Сесть за парту, махи ногами в стороны и скрестно (сидя), «ножницы», спина прямая.)
Едет Тюша с горки,
А за ним ведерки. (Четырераза поднять согнутые ноги вперед и опустить на пол — спина прямая. Присели.)
Часы
Тики-так, тики-так, —
Так ходики стучат. (Дети наклоняют голову вправо-влево в такт словам.)
Туки-так, туки-так, —
Так колеса стучат. (Поочередно правой и левой рукой описывают перед собой круг.)
Токи-ток, токи-ток, —
Так стучит молоток. (Изображают кулачками молоточки.)
Туки - ток, туки - ток, —
Так стучит каблучок. (Стучат каблучками.)
Что растет на елке?
Что растет на елке? (Поднять плечи и опустить.)
Шишки да иголки. (Растопырить пальцы.)
Разноцветные шары (Соединить пальцы рук в шар.)
Не растут на елке. (Потрясти кистями рук.)
(С. Маршак)
Эй, кузнец
Эй, кузнец, молодец, Захромал мой жеребец. (Дети шагают, припадают то на одну, то на другую ногу.) Ты подкуй его опять.
— Отчего ж не подковать? (Разводят руки в стороны.)
Вот гвоздь, вот подкова — Раз, два и готово! (Ударяют кулаками перед собой в воздухе на каждое слово.)
Юрта, юрта
Юрта, юрта, круглый дом, (Шагаем на месте.)
Побывайте в доме том! (Развели руки в стороны.)
Гости явятся едва (Повороты туловища влево-вправо.)
В печку прыгают дрова. (Прыжки на месте.)
Печка жарко топится, (Хлопаем в ладоши.)
Угостить торопится. (Присели.)
Ладушки, ладушки, (Хлопаем в ладоши.)
Круглые оладушки. (Шагаем на месте.)
Я возьму трубу свою
Я возьму трубу свою,
Громко, громко запою: (Восемь раз поднять и опустить пальцы от стола.)
Тру- у-у, у- у- у.
Громко, громко запою. (С поворотом туловища направо, затем налево, руки согнуты вперед-кверху, «сыграть на трубе».)
Ты, труба, труби, труби,
На переменку всех зови. (Руки согнуты вперед, ладони вниз, сгибать и разгибать пальцы.)
Тру- у- у, у- у- у,
Переменку объяви. (Повторить «игру на трубе», а затем расслабленно потрясти пальцами.)
Я иду и ты идешь
Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)
Мы идем и мы поем - раз, два, три. (Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живем - раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Я тетрадочку открою
Я тетрадочку открою и как надо положу. (Хлопаем в ладоши.)
Я от вас не скрою: ручку я вот так держу. (Показали, как держим ручку.)
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь. (Шагаем на месте.)
Комплекс 1
Для расслабления кистей рук и мышц туловища.
1. Выполняется сидя за столом.
Птицы на юг улетают - (маховые движение руками из-за головы вперёд) Гуси, грачи, журавли - (круговые движения кистями перед грудью) Вот уж последняя стая Крыльями машет вдали - (движения руками имитируют махи крыльев).
2. Выполняется 2 раза сидя за столом, руки сжаты в кулаки.
Первый раз, поочерёдное разгибание пальцев, начиная с большого, второй - с мизинца.
1-2-3-4-5 будем пальчики считать. Крепкие, дружные. Все такие нужные. На другой руке опять 1-2-3-4-5. Пальчики быстрые, хоть не очень чистые.
3. Выполняется сидя за столом.
Солнце спит, небо спит, - (кладут голову на руки) Даже ветер не шумит. Рано утром солнце встало, Всем лучи свои послало - (встают руки вверх с разведенными пальцами) Вдруг повеял ветерок - (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища) Небо тучей заволок - (круговые движения руками влево, затем вправо) Дождь по крышам застучал. Барабанит дождь по крыше - (барабанят пальцами по столу) Солнце клонится всё ниже. Вот и спряталось за тучи, Ни один не виден лучик - (постепенно садятся и кладут голову на руки).
Комплекс 2
Для предупреждения зрительного утомления
И.П. – сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперёд, к крышке стола - выдох. Повторить 5-6 раз.
И.П. – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки руками, крепко зажмурить глаза. При закрытых глазах открыть веки, затем открыть глаза. Повторить 4 раза.
И.П. – сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в И.П. Повторить 4-5 раз.
И.П. – сидя руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимать головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз.
Комплекс 3.
И.П.О.С. 1 - руки в стороны, 2 - подняться на носки, руки вверх, потянуться - вдох, 3 - руки вперёд, 4 - И.П. И.П.О.С. – руки на пояс. 1-4 - наклоны вперёд, назад, вправо, влево. И.П.О.С. – руки на пояс. 1 - присед, руки вперёд, 2 - И.П., 3 - присед, руки вверх, 4 - И.П. И.П.О.С. Ходьба на месте с различными движениями рук (вперёд, вверх, к плечам, за голову).
Комплекс 4.
И.П.О.С. 1 - руки за голову, 2 - руки вверх, левая нога назад на носок, потянуться - вдох, 3 - приставляя левую ногу, руки за голову, 4 - И.П. - выдох. И.П.О.С. – руки к плечам. 1-4 - четыре круга локтями вперёд, 5-8 - то же назад. И.П.О.С. – руки на пояс. 1 - наклон влево, 2 - И.П., 3-4 - то же в другую сторону. И.П.О.С. – руки на пояс. 1 - наклон вперёд, 2 - И.П., 3 - присед руки вверх, 4 - И.П.
Комплекс 5.
И.П.О.С. Ходьба на месте с различными движениями рук (вверх, вперёд, к плечам, к груди и т.д.). И.П.О.С. – руки на пояс. 1 - поворот туловища влево, 2 - И.П., 3 - поворот туловища вправо, 4 - И.П., 5 - наклон вперёд, 6 - И.П., 7 - наклон назад, 8 - И.П. И.П.О.С. – руки за голову. 1 - присед, руки вверх, 2 - вставая, хлопок в ладони над головой, 3 - присед, руки вперёд, 4 - И.П. И.П.О.С. – руки на пояс. 1 - выпад правой вперёд, руки вверх, 2 - И.П., 3-4 - то же с другой ноги.
Комплекс 6 (сидя за партой).
И.П. – руки за головой, голова и локти опущены. 1-2 - поднимая голову, развести локти, прогнуться - вдох, 3-4 - расслабляя мышцы принять И.П. - выдох. Вариант: 1-2 - поднимая голову, руки вверх, прогнуться - вдох, 3-4 - расслабить мышцы, вернуться в И.П. - выдох. Прогибаться в грудной и поясничной части туловища, голову назад не запрокидывать; поднимая руки вверх, прогнуться. И.П. – руки к плечам, локти опущены. 1-2 - поворот туловища влево, руки вверх, потянуться - вдох, 3-4 - И.П. - выдох, 5-8 - то же с поворотом вправо. При поворотах ноги с места не сдвигать, назад не отклоняться. И.П. – руки на парте. 1-2 - встать, 3-4 - И.П.
Комплекс 7 (сидя за партой).
И.П. – руки согнуты, кисти на уровне плеч, ладони вперёд. 1- сильно сжать пальцы в кулаки, 2 - руки вперёд, кулаки разжать, пальцы расслабить, 3-4 - И.П. И.П. – руки к плечам, пальцы сжаты в кулаки. 1 - руки вперёд, пальцы широко развести, 2 - руки к плечам, пальцы сжать в кулаки, 3-4 - то же, но руки вверх. И.П. – руки перед грудью.1 - поворот туловища влево, левая рука в сторону, посмотреть на кисть левой руки, 2 - вернуться в И.П., 3-4 - то же в другую сторону. Физкультминутки для 1 класса
Комплекс 1.
И.П.О.С. 1-2 - поднимаясь на носки, поднять руки вверх, слегка прогнуться, 3-4 - И.П. И.П. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-2 - поворот туловища влево, левая рука в сторону как можно дальше, посмотреть на кисть левой руки, 3-4 - И.П. То же в другую сторону И.П.О.С. 1-2 - наклон влево, левая рука скользит вдоль туловища вниз, правую, скользя по туловищу согнуть, 3-4 - И.П. То же в другую сторону. И.П.О.С. 1-2 - переступая, повернуться налево, 3-4 - И.П. Тоже в другую сторону.
Комплекс 2.
И.П.О.С. – руки на поясе. 1-2 - наклониться назад, прогнувшись, руки вверх, 3-4 - И.П. И.П. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - наклониться вперёд, 2 - И.П., 3 - наклониться назад, 4 - И.П. И.П.О.С. – руки за спину в замок. 1-2 - полу присед, 3-4 - И.П. И.П.О.С. 1 - поднять левую ногу, согнутую в колене и хлопнуть под ней в ладони, 2 - И.П. То же с правой ноги.
Комплекс 3.
И.П.О.С. 1-2 - опустить голову вниз, коснуться подбородком груди, 3-4 - поднять голову вверх, слегка прогнуться. И.П.О.С. – руки на пояс. 1-2 - поднять руки к плечам, 3 - левую руку вниз, 4 - правую руку вниз. И.П.О.С. – руки за головой. 1-2 - поворот туловища влево (ступни от пола не отрывать), 3-4 - то же вправо. И.П.О.С. – руки согнутые в локтях за спину. 1-2 - присед (спина прямая), 3-4 - И.П.
Комплекс 4.
И.П.О.С. – руки к плечам. 1-2 - поднимаясь на носках, поднять руки вверх, 3-4 - И.П. И.П.О.С. 1 - наклон влево, левой рукой опереться о сиденье парты (стула), правая скользит по туловищу вверх, согнутая в локте, 2 - И.П., 3-4 то же самое с другой руки. И.П.О.С. 1-2 - переступая, повернуться налево, 3-4 - И.П. Тоже в другую сторону.
Комплекс 5.
И.П.О.С. – руки вниз, пальцы в кулак. 1-2 - сесть за парту и положить на неё руки, пальцы разогнуть и развести как можно шире, 3-4 - И.П. И.П.О.С. – руки за голову. 1 - поворот туловища налево, 2 - И.П., 3-4 - то же вправо. И.П.О.С. – руки на пояс. 1 - поднять левую руку к левому плечу, 2 - поднять правую руку к правому плечу, 3 - опустить левую руку, 4 - опустить правую руку, 5 - левую руку вверх, 6 - правую руку вверх, 7 - опустить левую руку, 8 - опустить правую руку.
Физкультминутки для 2 класса
Комплекс 1.
И.П. – стойка ноги врозь, руки к плечам. 1-2 - подняться на носки, руки вверх, слегка прогнуться, 3-4 - И.П. И.П.О.С. – руки на пояс. 1-2 - левую ногу на носок влево, наклон влево, правую руку вверх, 3-4 - И.П. То же в другую сторону. И.П.О.С. – руки на пояс. 1-2 - присед, руки вперёд, 3-4 - И.П.
Комплекс 2.
И.П.О.С. 1-2 - поднимаясь на носки, медленно поднять руки вверх, ритмично сжимая и разжимая пальцы, 3-4 - так же опуская руки вниз, вернуться в И.П. И.П.О.С. – руки за голову. 1-2 - левую ногу назад на носок, руки вверх в стороны, 3-4 - И.П. То же с правой ноги. И.П.О.С. – руки на пояс. 1-2 - поднять левую ногу, согнутую в колене вверх, обхватить её руками, подтянуть к груди, 3-4 - И.П. То же с правой ноги.
Комплекс 3.
И.П. – стойка ноги врозь, руки перед грудью. 1-2 - подняться на носки, локти отвести назад, 3-4 - И.П. И.П.О.С. – руки на пояс. 1-2 - наклониться вперёд, коснуться пола, 3-4 - И.П. И.П.О.С. 1-2 - присед на полной стопе (спина прямая), руки вперёд,3-4 - И.П.
Комплекс 4.
И.П. – ноги врозь, руки к плечам. 1-2 - подняться на носки, руки вверх, потянуться, 3-4 - И.П. И.П.О.С. – руки на пояс. 1 - правая рука вверх, наклон влево, 2 - И.П., 3-4 - то же с левой руки. И.П.О.С. – руки за спиной, согнутые в локтях. 1 - присед на полной стопе, 2 - И.П., 3 - присед на носках, руки вперёд, 4 - И.П.О.С.
Комплекс 5.
И.П. – ноги врозь, руки перед грудью. 1- подняться на носки, локти отвести назад - вдох, 2 - И.П. - выдох, 3 - подняться на носки, локти вверх - вдох, 4 - И.П. - выдох. И.П.О.С. 1-3 - пружинистые наклоны к левой ноге, вперёд, к правой ноге, 4 - И.П. И.П.О.С. – руки за спину, локти согнуты. 1 - присед на полной стопе, 2 - И.П., 3-4 - то же.
Физкультминутки для 3 класса
Комплекс 1.
И.П.О.С. – руки на пояс. 1-2 - подняться на носки, руки за голову, 3-4 - И.П. И.П.О.С. – руки на пояс, локти вперёд, голова наклонена вперёд. 1-2 - руки в стороны, голову поднять, прогнуться, 3-4 - И.П. И.П.О.С. 1-2 - упор присев, 3-4 - И.П.
Комплекс 2.
И.П.О.С. – руки вперёд. 1-2 - поднимаясь на носки, медленно руки в стороны, ритмично сжимая и разжимая пальцы, 3-4 - И.П. И.П.О.С. – руки за головой. Повернуться влево (не отрывая ступней), отводя левую руку влево, посмотреть на левую кисть, 3-4 - И.П. То же в другую сторону вправо. И.П.О.С. – руки на поясе. 1-2 - присесть, руки вперёд, 3-4 - И.П.
Комплекс 3.
И.П.О.С. 1-2 - медленно подняться на носки, руки вверх, прогнуться, 3-4 - И.П. И.П.О.С. 1-3 - три пружинистых наклона вперёд, доставая пол руками, 4 - И.П. И.П.О.С. – руки на пояс. Прыжки на месте, ноги вместе. Выполнить 10-15 прыжков и перейти на ходьбу с постепенным замедлением темпа в течение 30-40 сек.
Комплекс 4.
И.П.О.С. – руки за спиной, согнутые в локтях. 1 - наклонить голову вперёд, 2 - И.П., 3 - наклонить голову назад, 4 - И.П.; 1 - наклонить голову влево, 2 - И.П., 3 - наклонить голову вправо, 4 - И.П.; 1 - повернуть голову влево, 2 - И.П., 3 - повернуть голову вправо, 4 - И.П. И.П.О.С. – руки на пояс. 1-4 - круговое движение туловищем влево,5-8 - вправо. И.П. – упор присев. 1- выпрямится, поднять руки вверх в стороны, левую ногу назад на носок, 2 - И.П., 3-4 - то же с правой ноги.
Комплекс 5.
И.П.О.С. – руки на пояс, локти вперёд, голова опущена вниз. 1 - руки вверх в стороны, голову поднять, прогнуться, 2 - И.П., 3-4 - то же. И.П.О.С. – руки на пояс. 1 - подняться на носки, руки за голову, прогнуться, 2 - И.П., 3-4 - то же. И.П. – ноги врозь, руки за спиной, согнутые в локтях. 1 - упор присев, 2 - И.П., 3-4 - то же.