kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Функциональная грамотность: чтение с остановками как способ формирования читательской грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная задача обучения, определенная ФГОС - это развитие личности ребенка. Успешное решение этой задачи основано на применении системно-деятельностного подхода. Чтобы данный метод гарантировал результат, необходимо в педагогической деятельности активно применять технологии обучения или педагогические технологии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность: чтение с остановками как способ формирования читательской грамотности»

Функциональная грамотность: чтение с остановками как способ формирования читательской грамотности


Главная задача обучения, определенная ФГОС - это развитие личности ребенка. Успешное решение этой задачи основано на применении системно - деятельностного подхода. Чтобы данный метод гарантировал результат, необходимо в педагогической деятельности активно применять технологии обучения или педагогические технологии.

В педагогической науке существует несколько определений термина технологии. Несмотря на то, что единого подхода к понимаю сущности понятия нет, можно выделить основные признаки. Во-первых, педагогические технологии проектируются образовательную деятельность, во-вторых, гарантирует конечный результат.

Практика показывает, что знание педагогических технологий недостаточно, их нужно внедрять и систематически применять на протяжении всего времени обучения ребенка в школе. За время работы мною накоплен определенный опыт использования современных педагогических технологий: методов и приемов обучения. Я предлагаю вашему вниманию одну из них, которую использую в своей педагогической практике.

Речь идет о технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Множество приемов предполагает данная технология. Я выделила для своей работы одну из них – это чтение с остановками. Это прием по организации чтение текста с использованием различных вопросов работы на стадии осмысления содержания. При применении данного приема необходимо соблюдать следующие условия: текст не должен быть знакомым учащимся, он делится на части, помечается остановками - первая остановка, вторая, третья…. Каждая остановка предполагает группу вопросов по прочитанному кусочку текста и нацеливает на внимательное прочтение каждого фрагмента текста. Остановок, как правило, должно быть много, чтобы учащиеся могли видеть произведение в его целостности и понять взаимосвязанность их частей. Задание и вопросы к тексту формулируется с учетом на иерархию познавательной деятельности. Текст для анализа не должен быть объемным. Это может быть рассказ, небольшая повесть, басня, стихотворение. Не следует делать много "остановок". Для одного урока достаточно разбить текст на 2-4 смысловые части.

В частности, я проводила данный прием на уроках в 4 классе.

Алгоритм построения приема:

1. Подготовка к восприятию текста. На стадии вызова обсуждается только заглавие произведения и, возможно, эпиграф к уроку, который максимально приближен к теме текста.

Обсуждение может идти по-разному. Варианты:

  • Рассказ учителя о собственном восприятии текста, знакомстве с ним, о чувствах, которые вызвал этот рассказ/повесть/роман.

  • Прием "Дерево предсказаний", с помощью которого ученики фиксируют свои предположения.

  • Прием "Корзина идей" — также позволяет собрать все предположения, касающиеся содержания произведения.

2. Чтение текста с остановками. Учитель заранее разбивает текст на смысловые отрывки. Важно, чтобы каждый отрывок был логически законченным, при этом давал простор для воображения: "А что же будет дальше?".

Чтение начинается на стадии осмысления и проходит в несколько этапов: чтение — вопросы по тексту — предположения. Эта цепочка повторяется столько раз, сколько отрывков в тексте.

Вопросы должны быть разными по уровню сложности и затрагивать все аспекты восприятия.

Вопрос "Что из ваших предположений сбылось?" задается первым, а вопрос "Что будет дальше?" — последним.

3. Работа с полным текстом. На стадии рефлексии текст опять представляет собой единое целое. Теперь следует вернуться к приемам, использованным на стадии вызова и проанализировать предположения учащихся.

4. Финальная работа по тексту проводится в виде эссе, творческой работы, синквейна, подбора пословиц. Можно, к примеру, разделить класс на группы и для каждой подобрать свое задание: одни пишут письмо от имени главного героя, другие — представляют текст в виде цветовой таблицы, третьим можно предложить переписать концовку рассказа и т.д.


Притча «Шрамы на сердце» (Валентина Голубицкая)

Разбиваем текст на 3 части. К каждой части идут вопросы.

1.Один молодой человек был очень несдержан. Его отец, желая дать урок своему вспыльчивому сыну, дал ему мешочек гвоздей, наказав вбивать гвоздь в столб забора всякий раз, когда тот не сможет сдержать гнева.

Вопросы:

  • Для чего отец дал своему сыну мешочек гвоздей?

  • Предположите, как поступит сын с мешочком гвоздей?

2.В первую неделю в столбе было несколько десятков гвоздей. Через неделю число забиваемых в столб гвоздей поубавилось. Юноша подумал, что легче сдерживать свои чувства, чем забивать гвозди.

Наконец, пришел такой день, когда он ни разу не потерял самообладание.

- Теперь, сказал отец, - каждый раз, когда сдержишь свой гнев, вытаскивай из столба по одному гвоздю.

Вопросы:

  • Сколько гвоздей оказалось в столбе за первую неделю?

  • Что случилось через неделю?

  • Что подумал юноша?

  • Какой день наступил/пришёл?

  • Что сказал отец?

  • Предположите, что помогло юноше справиться со своим гневом?

3.Прошло немало времени, но вот настал такой день: в столбе не осталось, ни одного гвоздя. Юноша сказал об этом отцу. Когда они оба подошли к забору, отец сказал:

- Посмотри, сколько дыр осталось в столбе. Такие же шрамы остаются в душе человека, когда наносишь ему обиду. Даже если ты попросишь прощения, он уже никогда не будет таким, как прежде, - в его душе останется шрам...

  • Вопросы:
    Какой день настал после речи отца?

  • Что сделал юноша?

  • Отец сказал: «Посмотри...»?

  • С чем отец сравнил дыры в столбе?

  • Что произойдёт, если ты попросишь прощения?

  • От чего останется шрам?

  • Подумайте, что из ваших предположений сбылось?

  • Предположите, что будет дальше?

Далее идет осмысление целостного текста через вопросы:

  • Пробегитесь глазами по тексту и скажите мне, как вы поняли эту притчу?

  • А как вы считаете, неужели на самом деле от полученной обиды у человека останутся шрамы в душе? Почему?

  • Как вы думаете, у этой притчи есть скрытый смысл или нам очевидна его суть?

  • Прочитайте последнее предложение. Как вы считаете, значит ли это, что если мы обидели человека, то не нужно просить у него прощения?

Таким образом, подводится итог изученного произведения.


Таким образом, применение данной технологии позволяет сформировать у обучающихся приемы осмысленного чтения, мышления более высокого уровня – критического мышления, а также с помощью этой технологии можно заинтересовать учащихся книгой, а содержание занятий с применением технологии осмысленного чтения может стать шагом для пробуждения интереса к чтению как к процессу.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Павлова Анастасия Олеговна

Дата: 23.08.2022

Номер свидетельства: 612058

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Развитие функциональной грамотности у младших школьников"
    ["seo_title"] => string(62) "razvitiie_funktsional_noi_ghramotnosti_u_mladshikh_shkol_nikov"
    ["file_id"] => string(6) "391951"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1487134270"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства