kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ФРЕЙМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные требования Федерального государственного стандарта начального общего образования ориентируют обучение как на фундаментальность, объем и полноту конкретного знания, так и на формирование умений самостоятельно пополнять знания, определять и решать новые задачи, осмысливать и выдвигать альтернативные решения; понимать учебно-научные тексты, выделять главную научную информацию, строить собственные высказывания в соответствии с нормами научной речи: «к концу обучения в начальной школе должен быть достигнут необходимый уровень их лингвистического образования и речевого развития».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ФРЕЙМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА »

Михайлова Дарья Юрьевна

магистрант 2 курса КубГУ

Магистерская программа

«Начальное образование»

учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 20»
г.Краснодар, Краснодарский край

ФРЕЙМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

Аннотация: если на уроках гуманитарного цикла использовать фреймовые технологии, это даст возможность повысить эффективность образовательного процесса, по параметрам: интеллектуальное развитие и познавательный интерес.

Ключевые слова: ФГОС, УУД, фрейм, фрейм-рамка, фрейм-сценарй, Структура системы способов реализации фреймовых технологий, педагогическая система.

В электронном словаре Lingvo в переводе с английского frame имеет несколько значений. Как существительное – фрейм – это структурная единица различных интеллектуальных и других объектов; как глагол – обозначает «строить высказывание»; как прилагательное – «рамочный, имеющий в основании раму», «фреймовый – имеющий как важную единицу «фрейм» [3].

В переводе с английского frame: сооружать; обрамлять, вставлять в рамку; каркас, скелет, рама, (кино) кадр [1, 220].

Создателем теории фрейма стал американский ученый в области искусственного интеллекта М. Минский. Он определил, что фреймы – это «структуры данных для представления стереотипной ситуации». Фреймовая организация системы, которая представляет собой, по сути дела, фреймовую сеть, легко и простыми средствами обеспечивает быстрый доступ к нужной области базы знаний, а также необходимую внутреннюю связь между ее различными частями. Количество типов фреймов в обучающей системе определяется в первую очередь дидактическими задачами систем и средствами их решения.

Каждый фрейм может быть дополнен различной информацией. Любой фрейм состоит из слотов (терминалов), которые обязательно должны быть дополнены конкретным содержанием.

Представим трактовку понятий фреймовых технологий для уроков гуманитарного цикла в таблице 1.

Таблица 1 – Трактовка понятий фреймовых технологий

Термин

Определение

Фрейм

Структура, содержащую некоторую информацию.

Субфрейм

Составная часть фрейма.

Слоты

Пустые сектора, которые заполняются конкретным содержанием темы ячейка для хранения информации.

Фокус

Тема, актуализированная в центре каркаса.

Каркас

Скелет фрейма, состоящий из отдельных скрепленных между собой элементов (слотов).


Новый образовательный стандарт одной из главных задач школы определяет развитие и формирование универсальных учебных действий (УУД). Универсальные учебные действия (УУД) – способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного обретения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [1].

Развитие УУД – очень важная и нужная задача. Это не только формирование различных психологических процессов, которые необходимы человеку, но и развитие способностей решать любые жизненные задачи, используя имеющиеся знания и умения, что способствует воспитанию компетентного человека [2].

Данные виды УУД формируются также в процессе изучения различных учебных дисциплин. Все это помогает ребенку включать в процесс запоминания все виды памяти, материализует орфографические понятия, позволяет развивать наблюдательность, формирует умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем [4].

Фреймовый подход лучше использовать при изучении материала, разбитого на блоки, в каждом из которых встречаются близкие по структуре и форме темы.

Мы выделили и систематизировали уроки гуманитарного цикла, а также четыре блока фреймирования информации на данных уроках. Общая схема фрейм-рамки на уроках гуманитарного цикла в начальной школе представлена на рисунке 1.








Рисунок 1 – Общая схема фрей-рамки на уроках гуманитарного цикла
в начальной школе

Например, в разделах русского языка, можно выделить общее содержание:

  • работа с орфограммами;

  • словарная работа;

  • пунктуация;

  • блоки развития речи.

Усвоив общую схему работы в любом блоке, гораздо легче систематизировать материал следующих классов.

Представим фрейм-рамку для уроков русского языка на рисунке 2.







Рисунок 2 – Фрейм-рамка для уроков русского языка


В школьном курсе литературного чтения тоже можно выделить блоки:

  • биография писателей;

  • литературоведческие понятия;

  • работа с иллюстрациями к произведению;

  • алгоритм анализа произведения.

Представим фрейм-рамку для уроков литературного чтения
на рисунке 3.








Рисунок 3 – Фрейм-рамка для уроков литературного чтения


Для уроков изобразительного искусства можно выделить следующие блоки:

  • работа с жанрами живописи;

  • работа с цветом;

  • работа с народными промыслами России;

  • самостоятельное иллюстрирование произведений.

Представим фрейм-рамку для уроков изобразительного искусства на рисунке 4.








Рисунок 4 – Фрейм-рамка для уроков ИЗО


Для уроков музыкального искусства можно выделить такие блоки:

  • работа с классическими произведениями;

  • работа с народной музыкой;

  • работа с музыкальными инструментами;

  • музыкальная грамота.

Представим фрейм-рамку для уроков музыки на рисунке 5.







Рисунок 17 – Фрейм-рамка для уроков музыки

Смысл фрейм-рамки как средства обучения в том, что она через зрительно воспринимаемые образы, знаки и другие изобразительные средства вызывает из памяти учеников необходимые ассоциации, опорные знания, способствует усвоению материала.

При таком подходе получаемые школьниками знания более цельны, требуется меньше времени для усвоения знаний. А умение ученика по данному символу построить целый рассказ свидетельствует о понимании им изученного учебного материала.

Наиболее высоким уровнем усвоения материала может служить возможность создания опорных фрейм-рамок самими учащимися (при необходимой корректировке учителя)

Эта технология позволяет рационально распределять время на уроках: значительно экономить время на объяснении новых теоретических понятий и представлений, и выделять достаточно времени для закрепления нового материала и отработку навыков.


Список литературы

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. 2. Асриева Л.Г. Формирование универсальных учебных действий /Л.Г. Асриева // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://nsportal.ru

3.Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. – М.:Народное образование,2000.

4. Осмоловская, И. М. Формирвание универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. – 2012. - № 10.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ФРЕЙМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

Автор: Михайлова Дарья Юрьевна

Дата: 01.06.2015

Номер свидетельства: 216945


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства