Формы работы с семьей по духовно-нравственному развитию детей.
Формы работы с семьей по духовно-нравственному развитию детей.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности ребенка показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формы работы с семьей по духовно-нравственному развитию детей.»
Формы работы с семьей по духовно-нравственному развитию детей.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности ребенка показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём. Деятельность семьи по развитию, преобразованию и формированию духовно-нравственной сферы является ведущей на протяжении всего периода дошкольного возраста.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда нам хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать друг друга.
В процессе реализации ФГОС ДО необходимо выстраивать партнерские отношения с родителями, как с активными участниками образовательных отношений.
Мы должны обеспечить открытость дошкольного образования, создать условия для участия родителей в образовательной деятельности, взаимодействовать с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Опыт нашего детского сада показал, что для целостного развития ребенка необходимо систематическое конструктивное сотрудничество с семьей, направленное на сохранение непрерывности и преемственности духовно-нравственного развития в семье и детском саду. Общие дела должны строиться по принципу, когда семья и детский сад не заменяют, а дополняют друг друга.
Мы стараемся изначально установить доверительные отношения с родителями; обогатить воспитательные умения родителей; по возможности работаем в тесном контакте с семьями детей.
В организации работы с родителями мы применяем разные виды работы как групповые так и индивидуальные - беседы и консультации. Педагоги используют в работе цикл консультаций для родителей по ознакомлению с русской культурой, историей и семейными традициями, созданный творческой группой нашего детского сада. «Роль родителей в воспитании у детей любви к родному городу»; «Роль отечественных памятников культуры в нравственном воспитании дошкольников»; «Куда повести малыша в выходной день»; «Храм – дом божий»; «Старинные предметы быта – как рассказать детям»; «О добре и зле. Отношения: человек и животные»; «Какие подарки можно смастерить с детьми к празднику»; «Русский дом без родства не живет»; «На всякий случай – свой обычай»; «Корми деда на печи – сам там будешь»; «Вместе весело шагать» (семейные походы).
Тематические беседы и консультации способствуют сохранению и развитию семейных традиций, возобновление преемственности с прошлым, восстановлению нарушенных связей между поколениями.
Мы привлекаем родителей к совместной деятельности с детьми, так они составляют «Семейное древо». Ребятам объясняется значение их имен, определяется день их именин. Вместе с родителями дети составляют небольшие очерки о родственниках, отмеченных государственными наградами за трудовые или военные подвиги, рассказывают о семейных традициях, праздниках, о бабушках и дедушках, об их молодости, о том какими ремеслами занимались их предки.
Для родителей мы регулярно выпускаем газету «Росточек», в которой отражена работа по духовно-нравственному развитию за истекший период.
Огромное место в работе семьями воспитанников занимает организация совместных мероприятий. Так, нами проводятся народные календарные праздники «Именины», «Осенины», «Масленица», «Рождество», «Пасха», «Троица». Целью их является приобщение воспитанников к истории русской народной культуры. Родители активно помогают в подготовке и организации праздников, в пошиве костюмов. К праздникам организуются выставки работ педагогов, детей и их родителей. Это рукодельные куклы и игрушки, поделки, стихи «Семейных издательств».
Заметное место отводится организации и проведению общенародных праздников «День матери», «День пожилого человека», «День Победы», «День защитника Отечества».
В программу сотрудничества с семьей включены
-семейные экскурсии, паломнические поездки,
- игровые мастерские,
-мастер - класс педагогов и родителей, игровые мастерские,
-родительские собрания;
-круглые столы, «дни открытых дверей», показы открытых занятий, приглашение на просмотр утренников и развлечений с детьми.
В духовном воспитании ребенка одной из главных задач является воспитание привычки к делам милосердия. Воспитание любви строится на чувстве сострадания, сопереживания, соучастия. Поэтому особо значимыми в нашем дошкольном учреждении стали благотворительные акции с приглашением ветеранов. С любовью и трепетом дети и взрослые готовят ветеранам незатейливые сувениры. На глазах человека, умудренного богатым жизненным опытом, мы часто видим слезы благодарности за теплоту и внимание, участие и чуткое отношение. Эта добрая традиция является фундаментом для формирования личности человека, как взрослого, так и ребенка. В будущем дети смогут позаботиться сами о своих престарелых родных.
В общении с родителями педагоги используют посиделки, чаепития, вечера вопросов и ответов, семейные проекты, вернисажи, совместное творчество родителей, детей и педагогов. Вся работа с детьми и их родителями предполагает интеграцию духовно-нравственного содержания в повседневную жизнь детского сада и семьи.
Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения в процессе духовного развития детей дошкольного возраста осуществляется также в принципе единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности или, в другом варианте, принципе совместной деятельности воспитателей, общественных организаций и семьи по воспитанию подрастающих поколений, который требует, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие. Для систематического и планомерного взаимодействия с общественными организациями в процессе духовно-нравственного воспитания детей составлен план работы МБДОУ с общественными организациями: Детская библиотека микрорайона «Северный», городецкий мужской Феодоровский монастырь, Выставочный зал, музеи нашего города.
В процессе взаимодействия были организованы и проведены различные мероприятия. В Феодоровском монастыре регулярно проводится КВН, посвященный г. Городцу и св. бл. Князю А.Невскому, «Родословное древо». Организуются фестивали и конкурсы к православным праздникам, концерты с участием детей детских садов.
Совместно с детской библиотекой были организованы мероприятия: «Юный читатель», «Наш микрорайон», «Волга – матушка», «Эхо минувших дней войны» фотовыставка.
В выставочном зале проходили конкурсы детских поделок и рисунков: «Детские руки творят чудеса», «День Победы помнят деды». В помещении выставочного зала был организован праздничный вечер, посвященный Дню матери, который посетили мамы и бабушки наших воспитанников.
В музее Добра проходило знакомство с традициями празднования праздника масленицы, Нового года и Рождества. Музей «Город мастеров» регулярно приглашает познакомиться с традиционными ремеслами нашего города. Детский музей на Купеческой проводил мастер-класс по лепке Жбанниковской свистульки. Родители с большим желанием сопровождают детей на экскурсии, помогают в их организации.
В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей, повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе.
Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.