«Формы и методы обучения и воспитания субъектной активности младших школьников на уроках хореографии»
«Формы и методы обучения и воспитания субъектной активности младших школьников на уроках хореографии»
Методическая разработка представляет формы и методы обучения и воспитания субъектной активности младших школьников на уроках хореографии.Выделено ряд эффективных методов и форм развития и совершенствования творческих способностей,сущность которых заключается в формировании их активной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Формы и методы обучения и воспитания субъектной активности младших школьников на уроках хореографии»»
КГКП «Детская школа искусств №15 акимата города Усть-Каменогорска»
Методическая разработка
опытно-экспериментальной работы
«Формы и методы обучения и воспитания субъектной активности младших школьников на уроках хореографии»
Подготовила:
Преподаватель хореографии:
Косицына Л.Г.
Усть-Каменогорск 2018 учебный год
Аннотация: Методическая разработка представляет формы и методы обучения и воспитания субъектной активности младших школьников на уроках хореографии. Выделено ряд эффективных методов и форм развития и совершенствования творческих способностей, сущность которых заключается в формировании их активной деятельности.
Әдістемелік нұсқаулық - кіші сынып оқушыларының хореография сабақтарында пәндік және педагогикалық әдістерін оқыту және оқыту әдістері. Шығармашылық қабілеттерін дамытудың және жетілдірудің бірқатар тиімді әдістері мен нысандары анықталды, олардың мәні олардың белсенді жұмысын қалыптастыруда жатыр.
Methodological development includes are forms and methods of teaching , educating the subject activity of junior schoolchildren in choreography lessons. A number of effective methods and forms of development and improvement of creative abilities are identified, the essence of which lies in the formation of their active activities.
Ключевые слова: хореографическое искусство, воспитательный процесс, субъектность, терапия, творчество.
Содержание
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью педагогов в методах, и организационных форм учебно-воспитательной работы в хореографическом коллективе, с целью формирования cубъектной активности детей. Использование педагогические формы и методы, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы. Проявлением субъектной активности служит творчество - способность субъекта к внутреннему спонтанному целеполаганию и связанным с ним действиям - созданию новых материальных и духовных ценностей. Благодаря субъектной активности обнаруживаются все важнейшие социальные качества личности: индивидуальность, предприимчивость, инициативность. В ходе исследований на формирующем этапе эксперимента приняло участие 65 детей школы №7 и 8. Опытно-экспериментальная работа проводилась с 2015 года.
В ходе второго этапа (2016-2018) педагогического эксперимента проводилась проверка эффективности выделенного комплекса методов и форм для развития творческой активности личности в хореографическом коллективе . Формы и методы могут быть различными и зависеть от характера и направленности творческой деятельности коллектива. Выбор методов обучения не может быть произвольным. Выбирая тот или иной метод обучения, необходимо каждый раз учитывать многие зависимости. Прежде всего, определяется главная цель и конкретные задачи, которые будут решаться на уроке. Они «задают» группу методов, пригодных для достижения намеченных задач. В ходе эксперимента применила следующие методы.
Метод показа.
Словесный метод.
Импровизационный метод.
Метод иллюстративной наглядности.
Игровой метод.
Методика использования обучающих видео.
Процесс субъектной активности личности в условиях хореографического коллектива будет наиболее эффективным, если: - этот процесс будет опираться на личностно-ориентированный подход, позволяющий само реализоваться каждой личности. В связи с этим, необходимо включать учащихся в разнообразие виды творческой деятельности.
На уроках, я использую импровизацию как приемы развития творческой активности личности, учащихся коллектива можно стимулировать учеников в способностях, превращая их в соавторов, развивая их творческую инициативу. А так же добиться глубокого взаимопонимания с учениками. Для реализации этого приема использую творческие задания Импровизация «зеркало»
По результатам данного приема для развития творческой активности личности учащихся можно заметить, что дети, занимавшаяся творческими заданиями, значительно повысилась активность, уровень воображения, самостоятельности и творческой мотивации. От учеников поступает много предложений по танцевальной лексике, музыкальному подбору, работе с предметом.
Игровые танцы, предоставляют детям широкую свободу личностного выбора действий. Чтобы каждый ребенок имел возможность самореализации, необходима определенная организация занятий, в которых дети разного психофизического склада получают равные условия самовыражения. На занятиях провожу игры-танцы «Найди свою половинку и пригласи на танец»
Таким образом, игровой танец является средством обретения ребёнком собственной культуры и социального опыта им созданной в субъект – субъектной творческой деятельности с педагогом, следовательно, способствует активности личности младшего школьника.
Фольклорная арт-терапия.
Данный вид арт-терапии считаю наиболее эффектным, так как использование фольклора на уроках хореографии предусматривает органичное сочетание самых разнообразных видов деятельности, что обусловлено синкретизмом осваиваемого материала и педагогическими условиями его познания. В центре внимания – собственно танцевальная деятельность. Работа проводится с учѐтом возрастных особенностей учеников: их подвижности, впечатлительности, образности мышления, интереса к игровой и учебной деятельности. Деятельность, основанная на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально – чувственную сферу, художественно - образное, ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать различные творческие проявления детей.
Задание « Разыграй песню» предлагаю учащимся, используя тексты и сюжеты русских народных песен: «По малину в сад пойдѐм», «У медведя во бору», « Жили у бабуси два весѐлых гуся», «Как у наших у ворот», «Бояре, а мы к вам пришли» и другие. Исполнение может сопровождаться характерными движениями, мимикой, жестами.
Улыбко-терапия. Медики считают, что здоровье детей станет крепче от улыбок учителей. Как полагают врачи, в улыбающемся учителе дети видят друга, и учиться им нравится больше. Очень важна на уроке и улыбка самого ребѐнка. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и ребѐнок уже с ней смотрит на мир и на людей.
Терапия творчеством. Приоритетным видом деятельности в воспитательной работе в коллективе является коллективно- творческая,куда входит постановочно-репетиционная работа, выступления. При этом, я как педагог, всегда поощряю любые творческие инициативы и организаторские способности каждого ребенка. Процесс сотворчества
педагога и ребенка является характерной чертой нашего коллектива. Это дает возможность почувствовать себя значимым, нужным в коллективе, и они пользуются этой возможностью проявить себя в роли педагога-хореографа, лидера. Были поставлены совместные постановки «Робот Бронеслав», «Утренний бриз»
Просмотр специальных фильмов, прослушивание музыки и обсуждений. Этот прием помогает выявить стремление к творческой активности личности учащихся коллектива на любом этапе эксперимента.
В процессе работы, я использую разнообразные формы деятельности, такие как: индивидуальная деятельность (работа с солистами, наиболее одаренными детьми; такая форма также необходима для детей, не усвоивших пройденный материал, отстающими детьми).(слайд)
- групповая деятельность(группы формируются с учетом возраста детей, также различаются по половому признаку; группа может насчитывать от 10 до 12 человек; группа может состоять из участников какого-либо танца или этюда).
- коллективная деятельность(такая форма применяется для проведения сводных репетиций, ансамблей, постановок танцев, где, например, задействовано несколько возрастных групп).
На протяжении всего эксперимента проводилась диагностика СПР. Она позволяет глубже и точнее выявить свойства исследуемых объектов и явлений, выработать оптимальные механизмы функционирования систем.
Проводимая диагностика подтверждают, что избранные формы и методы работы наиболее оптимально раскрывают субъектную активность моих учеников, дают им возможность проявить себя в творческой деятельности, и ощутить результаты своего становления и развития в творческом плане, что в конечном итоге создает для детей ситуацию своей сегодняшней победы над собой.
ЛИТЕРАТУРА
Адлер Н. О чем рассказала музыка.
Бондаренко А. Воспитание детей в игре.
Васильева Е. Танец.
Власенко Г. Создание танцев на основе игровых песен.
Доронова Т. Игра в младшем школьном возрасте.
Константиновский В. Учить прекрасному.
Кенеман А. Детские подвижные игры. Новицкая М., Науменко Г. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть.