Просмотр содержимого документа
«Формы и методы коррекционно-развивающего обучения для формирования связной речи учащихся с ОВЗ.»
«Формы и методы коррекционно-развивающего обучения для формирования связной речи учащихся с ОВЗ»
Подготовила: Хуажева Биба Аслановна
Должность: учитель начальных классов
Место работы: ГКОУ РА «Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Актуальность
Не так давно приступив к работе учителя начальных классов с детьми с ОВЗ, я сразу столкнулась с рядом проблем, связанных с особенностями познавательной деятельности и психического развития этих ребят. Важнейшими из этих проблем являются бедный словарный запас, неумение учащимися высказать собственные мысли, нарушение в формировании речи. Это создает определенные трудности не только в обучении, но и в общем развитии таких детей. Для себя актуальность выбранной темы я определила сразу несколькими моментами:
– особенности формирования речевой деятельности, процесса овладения языком и навыками связных высказываний у детей с ОВЗ до сих пор остаются недостаточно хорошо изученными;
– в практике коррекционной педагогики полностью не решены организационные вопросы обучения детей с комбинированными психоречевыми нарушениями;
– содержание коррекционной работы с детьми с первичной задержкой психического развития, в частности, по разделу: “Формирование связной речи”, недостаточно полно и подробно проработано в методическом плане.
Цель данной работы – внедрение коррекционно-развивающего обученияи создание необходимых условий для формирования связной речичерез уроки чтения.
На основе развития познавательного интереса на уроках чтения и развития речи, применяя изученные методы и приемы, добиться улучшения качества связной речи детей с ОВЗ.
Охарактеризовать изменения в образовательном процессе (изменения содержания, средств обучения и воспитания, контроля).
Ожидаемые результаты
Применение технологии коррекционно-развивающего обученияна уроках чтения и развития речи позволит:
1. Сформировать коммуникативные, лингвистические и речевые компетенции.
2. Заинтересовать обучающихся и повысить положительную мотивацию к урокам чтения и развития речи
3. Развить: психологические компоненты речевой деятельности, фоне-матическое восприятие; различные виды мышления:развитие наглядно-образного мышления, развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями); основные мыслительные операции: развитие умения сравнивать, анализировать; умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям; умение планировать деятельность.
4. Скорригировать нарушения в развитии эмоционально-личностной сферы (развитие инициативности).
5. Активизировать самоконтроль (а опосредовано рефлексию), произвольное внимание и оперативную вербальную память.
6. Увеличить информационную емкость урока, глубину подачи материала без усиления нервно-психической нагрузки на детей за счет роста индивидуально-мотивационной деятельности. 7. Расширить представление об окружающем мире и обогатить словарный запас учащихся.
Основная часть
Коррекционно-развивающая технология и её основные задачи
Современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни, технологиями, лавинообразным ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. Задача педагогов общеобразовательной школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появился механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.
Важное место в учебном процессе занимает коррекционно-развивающая технология, которая обеспечивает школьников с нарушениями интеллекта комплексными знаниями, выполняющими развивающую функцию.
Теоретическую основу коррекционно-развивающей модели организации обучения детей с нарушениями интеллекта составляет учение Л.С.Выготского о компенсации дефекта, об общих закономерностях нормального и аномального развития, о единстве биологических и социальных факторов в развитии личности и ее социальной обусловленности. В результате коррекционно-развивающего обучения происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и умственного развития детей с нарушениями интеллекта.
Значит, для того чтобы активизировать учебный процесс и для развития в целом личности ребенка с ОВЗ очень важную роль играют коррекционно-развивающие уроки. Это уроки, в ходе которых происходит отработка учебной информации с позиции максимальной активности работы всех анализаторов (зрения, слуха, обоняния, осязания) каждого конкретного ученика. Коррекционно-развивающие уроки способствуют работе всех высших психических функций (мышления, памяти, речи, восприятия, внимания), направленные на решение поставленных целей и задач урока. Учитель выступает не в роли основного источника информации (объяснительно-иллюстративный рассказ), а в роли организатора эффективных условий обучения, который применяет различные дидактические методы и приемы, коррекционно-развивающие упражнения и разнообразные виды деятельности на уроках.
2. Особенности формирования связной речи у детей с ЗПР
Задержка психического развития вызывается самыми разными причинами. Вместе с тем дети этой категории имеется ряд общих особенностей познавательной деятельности и личности:
· у всех детей с ЗПР не сформирована готовность к школьному обучению;
· у детей с ЗПР обнаруживается недостаточный уровень сформированности основных интеллектуальных операций: анализа, синтеза, обобщения, сравнения и абстракции; · наблюдения показывают, что у детей с ЗПР отсутствуют школьные интересы, они не сразу включаются в работу класса, не отвечают на вопросы учителя; дети не всегда усваивают программный материал.
Речевая деятельность детей с ОВЗ также имеет ряд особенностей:
· бедный словарный запас (особенно активный), понятия сужены, расплывчаты, иногда ошибочны;
· существенные трудности в овладении грамматическим строем речи (особенно в понимании и употреблении логико-грамматических структур);
· своеобразное формирование словообразовательной системы языка;
· позднее овладение способностью осознать речь как особого рода действительность, отличную от предметной;
· нарушение в формировании монологической речи.
Развитие связной речи у детей с ОВЗ является трудным процессом, требующим использования как традиционных методов обучения (объяс-нительно-иллюстративный (информационно-рецептивный); репродуктивный; проблемное изложение и частично-поисковый (эвристический)), так и специфических. Дело в том, что дети должны научиться не только пользоваться определенными словами и выражениями, но и должны вооружиться средствами, позволяющими самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения. Развитие связной речи детей опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни.
Наиболее рекомендуемыми являются следующие методические приемы развития связной речи у детей с ОВЗ:
1. Рассказ по демонстрируемым действиям – это прием учит внимательно наблюдать, сохранять в памяти последовательность увиденных действий, подбирать к ним точные грамматические категории.
2. Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картин – это умение формируется на основе вышеперечисленного. При использовании этого метода работы педагог должен учитывать возможности образной памяти детей, способности устанавливать логические связи и отношения.
3. Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Это самый сложный вид рассказывания. Здесь труднее обеспечить план высказывания из-за отсутствия образца. Только вопросный план педагога поможет детям обеспечить последовательность этапов изложения. Однако в то же время отсутствие образца позволяет начать очень трудную, но столь необходимую работу над творческим рассказыванием.
3. Формы и виды работы по формированию связной речи
Одна из основных коррекционно-образовательных задач по развитию связной речи у учащихся с ЗПР VII вида состоит в обучении учащихся с ЗПР навыкам создания письменного текста. В частности, очень важно умение составлять описательные рассказы, что является условием совершенствования речи и мышления, облегчает процесс обмена информацией.
Работа по созданию текстов-описаний может быть разделена на три этапа: вводный, основной и итоговый.
Вводный этап посвящен знакомству с правилами речевого сообщения. Содержание этапа включает в себя сбор и систематизацию материала для будущего сочинения; специальную работу по предупреждению речевых ошибок.
На основном этапе ведется работа по развитию связного говорения по правилам смысловой и языковой организации, а также формируются речевые умения по созданию текстовых сообщений описательного характера.
Задача итогового этапа состоит в том, чтобы привлечь самих школьников к исправлению допущенных ошибок. Совершенствование культуры речи школьников предполагает формирование у них умений и навыков редактирования письменных текстов.
С целью предупреждения речевых ошибок в процессе подготовки к написанию сочинений используются тексты-образцы и различные упражнения для активизации смысловой и языковой сторон связного текстового сообщения.
Упражнения на отбор и расположение материала текстовогосообщения.
Например, ЛИТЕРАТУРА. Восстановить правильный порядок пунктов плана произведения или выбрать из произведения только тот материал, который подходит для представленной иллюстрации.
Упражнения эвристического характера.
ЛИТЕРАТУРА. Убрать лишнее из описания к выбранному литературному герою.
Ассоциативные словесные упражнения направлены на актуализацию выбора слов из долговременной памяти и систематизацию имеющегося у ребенка лексикона. Актуальность введения подобных упражнений связана с тем, что самая важная проблема в области словарной работы заключается в группировке имеющихся у учащегося слов по семантическим группам. Именно правильная организация коммуникативного словаря в памяти по смысловым и ситуативным связям обеспечивает активное использование их в самостоятельной речи. В подобных упражнениях учащимся предъявляются разнообразные задания, стимулирующие поиск новых слов (например, «снег какой?»- холодный, белый, пушистый; «снег что делает?»- идет, падает, ложится, тает, кружится и т.д.), а также синонимов и антонимов к заданным словам.
Например, РУССКИЙ ЯЗЫК. В предложении «Гибкие ветки берез густо покрыты смолистыми почками» выделенное слово замените на другое, близкое ему по смыслу, т.е. синонимом (часто, обильно).
Развитию правильной речи помогают и упражнения в составлении предложений по предложенной схеме. Н-р, предлагается учащимся схема сложного предложения и задается тема, а учащиеся составляют предложение. Или предлагаю схему и набор слов, из которых надо составить предложение.
На протяжении всех лет обучения школьники упражняются в различных видах письма, каждый из которых имеет определенное значение для формирования навыков полноценной письменной речи, отвечая задачам обучения, закрепления и проверки соответствующих знаний и умений.
Рассмотрим отдельные виды письма, преломленные применительно к задачам коррекционной работы.
Списывание: а) с рукописного текста, б) с печатного текста, в) осложненное заданиями логического и грамматического характера.
Списывание как простейший вид письма наиболее доступен детям, страдающим ЗПР. В процессе списывания желательно воспитывать у школьников навыки самопроверки, для чего педагог, просматривая работы, не исправляет ошибки, а лишь отмечает их на полях соответствующих строк, предлагая ученику сверить свою запись с текстом учебника, карточки, доски.
Во всех видах письма чтение выполняет функцию контроля.
Слуховой диктант со зрительным самоконтролем отвечает принципу взаимодействия анализаторов, участвующих в акте письма. После написания слухового диктанта, обходя учеников, педагог отмечает у себя и объявляет количество ошибок каждого из учеников. На несколько минут открывается текст диктанта, записанный на доске, для исправления ошибок. Ученики делают исправления не ручкой, а цветным карандашом, чтобы отличить их от поправок, возможно имевших место в ходе написания диктанта. При проверке работ педагог отмечает количество исправленных ошибок, записывая это число в виде дроби: 5/3, то есть из пяти допущенных ошибок исправлено три. Подобные задания постепенно приучают детей к перечитыванию, проверке того, что они пишут. Педагог, ведя учет ошибок, может оценить динамику в развитии этого навыка.
Подбор речевого материала для слухового диктанта детям с ЗПР, страдающим дисграфией, дело непростое, так как в любом, самом несложном тексте может обнаружиться нечто недоступное для учеников на данном этапе обучения.
Это обстоятельство стало причиной для разработки новой, нетрадиционной формы письма под слуховую диктовку – графического диктанта.
Графический диктант выполняет контрольную функцию, но является щадящей формой контроля, так как исключает из поля зрения детей другие орфограммы. Проверка усвоения пройденного проходит в облегченных условиях, поэтому не является последней стадией контроля, как обычный текстовый диктант, где перед учеником стоят одновременно многие задачи. Однако именно графический диктант позволяет тренировать учащихся в различении смешиваемых звуков на таких сложных по звуковому составу словах, какие не могут быть включены в текстовые диктанты.
Проводится графический диктант следующим образом.
Перед детьми ставится задача определить по слуху только слова, содержащие изучаемую орфограмму. Слова, не содержащие указанную орфограмму, при записи обозначаются прочерком; содержащие данную орфограмму, обозначают каким- либо выбранным значком.
Помимо проверки основной темы диктанта, этот вид работы позволяет закрепить и ряд других навыков письма: учащиеся воспринимают на слух и отражают в записи членение текста на предложения, предложений – на слова; приучаются вычленять предлоги. Графические диктанты расширяют словарный запас детей, тогда как при текстовой записи выбор слов ограничен сложностью их написания.
Выводы
Изучив достаточное количество литературы по данной теме, я пришла к выводу, что формирование произвольности речи, способности выбора языковых средств является важным условием не только развития связности речи, но и вообще усвоения техники чтения
Связная речь, аккумулируя успехи ребенка в усвоении всех сторон родного языка, выступая как одна из важнейших целей речевого воспитания, вместе с тем с первых занятий по ее формированию становится важным условием овладения языком - его звуковой стороной, лексикой, грамматикой, условием воспитания умений уместно пользоваться языковыми средствами выразительности речи.
На мой взгляд, целенаправленно развивать у детей устную и письменную речь, безусловно, нужно, и нужно это делать на всех уроках. Но параллельно с решением этой задачи не следует отодвигать на второй план главную задачу обучения – знание окружающего мира и себя в этом мире, что требует ориентации на вторую фундаментальную функцию речи – логическую.
Заключение
Возможности коррекционно-развивающей технологии неоспоримы, так как раскрывают новые возможности и для ученика, и для учителя. Благодаря этой технологии центральное место в системе “учитель – ученик” занимает обучающийся, который выполняет задание в тот отрезок времени и с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которая соответствует его индивидуальным возможностям.
Разработанные технологии коррекционно-развивающего обучения, применяемые на уроках чтения и развития речи, способствуют развитию познавательной деятельности учащихся с интеллектуальным недоразвитием, формируютязыковыепредставления и понятия, а также пространственное восприятиемира, стимулируют компенсаторные процессы развития учащихся с нарушениями интеллекта и позволяют формировать у них новые положительные качества.
Таким образом, систематическое применение специально разработанных коррекционно-развивающих упражнений, приемов, игр и занятий исправляют недостатки психофизического развития учащихся с нарушениями интеллекта и в значительной степени сглаживают (возмещают, уравнивают) их нарушенные функции в результате которого происходит повышение их жизненной компетентности.
Учебно-методическое обеспечение:
1. ФГОС: основное общее образование// ФГОС.М.; Просвещение,2008
2. Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Приказ Минобразования РФ от 10.04.2012 № 29/2065-п.
3.Концепция коррекционно-развивающего обучения ГНУ «ИКП РАО». http://logpres.narod.ru/_private/Kro.doc
4. Использование новых информационных технологий в образовании /poleznyie-stati/ispolzovanie-novyih-informatsionnyih-tehnologiy- obrazovanii.html
5. Мустаева Л. Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с ЗПР. – М.: Изд-во «Аркти», 2008 г.
6.. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. – М.: ООО «Аспект», 2007 г.
.
10. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М.,2009.