Формы и методы духовно-нравственного и художественно-творческого развития младших школьников в условиях ФГОС.
Формы и методы духовно-нравственного и художественно-творческого развития младших школьников в условиях ФГОС.
В современной педагогической науке задачей первостепенной важности является духовно - нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся. Образованию отводится ключевая роль в решении данной задачи. Процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формы и методы духовно-нравственного и художественно-творческого развития младших школьников в условиях ФГОС. »
Формы и методы духовно-нравственного и художественно-творческого развития младших школьников в условиях ФГОС.
В современной педагогической науке задачей первостепенной важности является духовно - нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся. Образованию отводится ключевая роль в решении данной задачи. Процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье.
Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное и художественно- творческоеразвитие личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности.
Они должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей. Иными словами, необходима интегративность всех программ духовно-нравственного развития личности. Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, патриотизма, этики и эстетики. Всвязи с этим становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции школы – воспитательно-образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие, происходит переориентация со «знаниецентристской» системы преподавания на «культуросообразную» систему, призванную обеспечить формирование духовного мира человека, его приобщение к ценностям национальной и мировой культуры.
Это учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения .Цель духовно-нравственного развития состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества учитель превратил во внутренние стимулы личности каждого ребенка.
Достижение этой цели невозможно без художественно- творческого развития ребёнка. Оно является неотъемлемым условием духовно-нравственного развития младшего школьника.
Необходимо использовать следующие формы художественно- творческой деятельности : литературная, театральная, изобразительная,декоративно-прикладная,музыкально-хореографическая,игровая педагогика.
Каждый вид искусства особо воздействует на человека своими средствами и материалами: литература - словом, музыка - звуками, изобразительное искусство - красками: Любой человек может понимать разные виды искусств, поэтому нельзя ограничивать воспитание и развитие детей лишь одним из них. Только их совокупность может обеспечить становление человека, который будет сочетать в себе духовное начало, эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал. Ребёнок должен расти и воспитываться в мире культуры, искусства, природы, человеческих отношений.
Каждый вид занятия имеет свою задачу в деле формирования духовно - нравственной культуры младших школьников и воспитывает их на основе диалога культур.
Совместная эстетическая деятельность способствуетформированию у учащихся эстетического, эмоционально-ценностного виденияокружающего мира, наблюдательности, зрительной памяти, ассоциативногомышления, художественного вкуса и творческого воображения,положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать,понимать и ценить художественное творчество других. Это и отмечается вбазовых ценностях духовно – нравственного развития, а так же в федеральномгосударственном стандарте.
Проникая в сущность эстетического в содержании урока, педагог находит новые интересные методы работы, приёмы воздействия на детей средствами искусства и действительности.
Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений.
На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. Как сделать так, чтобы педагогические усилия достигали своей цели и приводили к развитию личности?
Чем совершеннее общение на уроке, тем активнеепротекает процесс взаимообмена чувственными представлениями, знаниями иумениями, тем богаче становится эмоционально – интеллектуальный опытучастника общения. Богаче становится духовный мир ученика.
На уроках учитель может использовать следующие формы коллективной деятельности:
* совместно-индивидуальная
* совместно- последовательная
* совместно-взаимодействующая
Каждая форма имеет ряд принципов организации творческой деятельности учащихся. Каждый участвующий в совместной деятельности выполняя свою часть, знает, что чем лучше он сделает задание, тем лучше будет работа коллектива.
Совместно – индивидуальная деятельность является одной из самых простых форм организации работы.
Эта форма предполагает, что каждый из участников индивидуально выполняет своё задание, которое на завершающем этапе становится частью, элементом коллективной работы.
Например, на уроке
Литературы -
Русского языка-
Изо-
Окруж.мира.-
Труда-
Совместно – последовательная деятельность предполагает последовательное выполнение учениками определенной технологической операции, когда результат работы одного ученика становится предметом деятельности другого. Работа происходит по принципу конвейера.
Часто такую форму работы я использую при …………..
Совместно – взаимодействующая форма является самой сложной в организации коллективного творчества на уроке. Эту форму еще называют формой сотрудничества. Данная форма предполагает или одновременную работу всех учеников, или постоянное согласование действий всех участников коллективной деятельности.
Учащимся очень нравится работать коллективно. Во время коллективного творчества развиваются общечеловеческие ценности. А это и есть духовно – нравственное развитие учащихся. У кого-то открываются лидерские способности, и, ребята, сами того не замечая, тянутся за этим лидером.
Традиционные подходы к нравственному развитию школьников в основном и выстраиваются на передаче готового нравственного опыта. Перед учителем стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно-ориентированный), способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.
Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения.
Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели. Ситуация успеха – эффективный стимул познавательной и творческой деятельности. Мотивация создает благоприятные условия для самореализации личности в условиях современного образования.
Главная задача – создание определенной эмоционально-эстетической атмосферы средствами разных видов искусств.
Обязательным элементом на уроке является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности.
Благодаря созданию личностно-развивающих ситуаций учащиеся изучают действительность, которая окружает их непосредственно, ежедневно, а также ту, что предстает перед ними опосредованно – в книгах, картинах, музыкальных произведениях. На уроках необходимо использовать такие формы и виды деятельности, как педагогические задачи, игры, игровые ситуации, изобразительная деятельность, прикладное творчество, коллективные творческие работы, написание детьми рассказов и стихов, создание творческих проектов, создание газет по материалам творческих заданий. В практической работе нравственные представления и понятия у детей будут уточняться и закрепляться.
Умение детей видеть прекрасное - вот залог художественно-творческого развития.
Доминирующими задачами художественно-творческого развития детей являются развитие целенаправленности восприятия и эмоциональной отзывчивости на эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности, развитие интереса к прекрасному.
Использование на уроке разнообразных средств, методов и приемов способствует приобретению детьми умений и навыков передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов, а так же способствует духовно – нравственному развитию учащихся. В художественно-творческом развитии наших детей должна быть положительная динамика.
Таким образом, на уроках духовно- нравственное развитие происходит параллельно с развитием творческих способностей у детей, а именно:духовно- нравственное развитие обучающихся происходит с помощью средств художественно-творческого развития.
Формы и методы духовно-нравственного и художественно-творческого развития младших школьников в условиях ФГОС.
В современной педагогической науке задачей первостепенной важности является духовно - нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся.
1 слайд.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Они должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье.
2 слайд.
Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное и художественно- творческое развитие личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.
3 слайд.
Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, патриотизма, этики и эстетики.
Цель современной российской школы- формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности.
4 слайд.
Восстанавливаются важнейшие функции школы – воспитательно-образовательная и этнокультурная, происходит переориентация со «знаниецентристской» системы преподавания на «культуросообразную» систему, призванную обеспечить формирование духовного мира человека, его приобщение к ценностям национальной и мировой культуры.
Это учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения .
5 слайд.
Цель духовно-нравственного развития состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества учитель превратил во внутренние стимулы личности каждого ребенка. Достижение этой цели невозможно без художественно- творческого развития ребёнка. Оно является неотъемлемым условием духовно-нравственного развития младшего школьника.
6 слайд.
Я использую следующие формы художественно- творческой деятельности : литературная, театральная, изобразительная,декоративно-прикладная,музыкально-хореографическая,игровая педагогика.
7 слайд.
Каждый вид искусства особо воздействует на человека своими средствами и материалами: литература - словом, музыка - звуками, изобразительное искусство - красками: Любой человек может понимать разные виды искусств, поэтому нельзя ограничивать воспитание и развитие детей лишь одним из них. Только их совокупность может обеспечить становление человека, который будет сочетать в себе духовное начало, эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал. Ребёнок должен расти и воспитываться в мире культуры, искусства, природы, человеческих отношений. Каждый вид занятия имеет свою задачу в деле формирования духовно - нравственной культуры младших школьников и воспитывает их на основе диалога культур.
8 слайд.
Совместная эстетическая деятельность способствует формированию младших школьников эстетического, эмоционально-ценностного виденияокружающего мира, наблюдательности, зрительной памяти, ассоциативногомышления, художественного вкуса и творческого воображения,положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать,понимать и ценить творчество других.
9 слайд.
Проникая в сущность эстетического в содержании урока, я стараюсь находить интересные методы работы, приёмы воздействия на детей средствами искусства и действительности.
На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и приниматьпомощь. Как сделать так, чтобы педагогические усилия достигали своей цели и приводили к духовно-нравственному развитию личности?
10 слайд.
Во-первых, обогащение нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно-ориентированный), способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.
Во вторых, чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения. Мотивация создает благоприятные условия для самореализации личности в условиях современного образования.
В-третьих– эффективный стимул познавательной и творческой деятельности создание ситуации успеха.
Одна из важнейших задач на уроке – создание определенной эмоционально-эстетической атмосферы средствами разных видов искусств.
Также обязательным элементом на уроке является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций.
Благодаря созданию личностно-развивающих ситуаций учащиеся изучают действительность, которая окружает их непосредственно, ежедневно, а также ту, что предстает перед ними опосредованно – в книгах, картинах, музыкальных произведениях.
И шестое-это коллективно-творческая деятельность.Чем совершеннее общение на уроке, тем активнеепротекает процесс взаимообмена чувственными представлениями, знаниями иумениями, тем богаче становится эмоционально – интеллектуальный опытучастника общения. Богаче становится духовный мир ученика.
11 слайд.
Я использую на своих уроках совместно-индивидуальную, совместно- последовательную формы коллективной деятельности.
Совместно – индивидуальная деятельность является одной из самых простых форм организации работы.
Эта форма предполагает, что каждый из участников индивидуально выполняет своё задание, которое на завершающем этапе становится частью, элементом коллективной работы.
Совместно – последовательная деятельность предполагает последовательное выполнение учениками определенной операции, когда результат работы одного ученика становится предметом деятельности другого. Работа происходит по принципу конвейера.
Совместно – взаимодействующая форма является самой сложной в организации коллективного творчества на уроке. Эту форму еще называют формой сотрудничества. Данная форма предполагает или одновременную работу всех учеников, или постоянное согласование действий всех участников коллективной деятельности.Её у младших школьников возможно применить во внеурочной деятельности.
Во время коллективного творчества развиваются общечеловеческие ценности. А это и есть духовно – нравственное развитие учащихся. У кого-то открываются лидерские способности, и, ребята, сами того не замечая, тянутся за этим лидером.
12 слайд.
На уроках я использую такие формы и виды деятельности, как педагогические задачи, игры, игровые ситуации, изобразительная деятельность, прикладное творчество, коллективные творческие работы, написание детьми рассказов и стихов, создание творческих проектов, создание газет по материалам творческих заданий
13 слайд.
Доминирующими задачами художественно-творческого развития детей являются развитие целенаправленности восприятия и эмоциональной отзывчивости на эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности, развитие интереса к прекрасному.
В художественно-творческом развитии наших детей должна быть положительная динамика.
Вывод.
Я считаю, использование на уроке разнообразных средств, методов и приемов способствует приобретению детьми умений и навыков передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов, а так же способствует духовно – нравственному развитию учащихся.