Формирование связной речи младших школьников через использование проблемно-поисковые технологии на примере проекта по теме «Тайны и чудеса зимушки - зимы».
Формирование связной речи младших школьников через использование проблемно-поисковые технологии на примере проекта по теме «Тайны и чудеса зимушки - зимы».
Цель: на основе наблюдения и представления раскрывать и распознавать признаки зимней природы; развивать внимание и любознательность; воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Задачи: развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи; умений обобщать и систематизировать информацию, коммуникативных умений; формирование наблюдательности и внимания, умений работать с художественными и научными текстами.
Дидактические цели: Развитие самостоятельной познавательной деятельности. Приобретение навыков отбора, анализа и представления информации в соответствии с поставленными целями и задачами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование связной речи младших школьников через использование проблемно-поисковые технологии на примере проекта по теме «Тайны и чудеса зимушки - зимы».»
Формирование связной речи младших школьников через использование проблемно-поисковые технологии.
Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности учеников и роста успеваемости учащихся. В связи с этим в настоящее время ведущими педагогическими технологиями в школе являются информационно- коммуникационные технологии, технология проектной деятельности. Проектная деятельность в начальной школе я считаю актуальной в наше время, потому что сегодня необходима переориентация обучения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем – то знакомым и понятным из реальной жизни. Метод учебного проекта активно используется нашими педагогами, позволяя им решать ряд важных профессиональных задач - это и повышение интереса к предмету, и развитие учебной мотивации, и углубление знаний по заданной теме. Говоря о значении проектной деятельности очень подходит такая китайская пословица: Скажи мне - и я забуду, покажи мне и я запомню, вовлеки меня и я научусь. На первом этапе внедрения проектного метода основная роль принадлежит учителю. Учитель, включая школьников в проектную деятельность, учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку. Знания усваиваются и закрепляются не потому что сказал учитель, а потому, что этого требует жизненная необходимость. Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они ещё не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто – то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят. Метод проектов направлен на развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы с групповыми занятиями, обсуждение дискуссионных вопросов, наличие внутри себя исследовательской методики, создание учащимися конечного продукта (результата) их собственной творческой деятельности. В качестве примера предлагаю презентацию проекта по теме «Тайны и чудеса зимушки - зимы». Цели, задачи на слайде. В реализации данного проекта участвовали классные руководители, психолог, воспитатели, учитель естественных наук, родители.
В целях информационной поддержки для учащихся были организованы тренинги психолога по коммуникативности, библиотечные уроки по работе с литературой, со словарями.
План проведения проектной работы
Дата
Мероприятия
Классы
Ответственные
декабрь
1
Знакомство учеников с предстоящей работой по данной теме, показ вводной презентации.распределение амплуа.
1-5
Кл.руководители, воспитатели
январь
2
Исследовательская деятельность учащихся.
1-5
Воспитатели
учащиеся
февраль
3
Практическая деятельность обучающихся (проведение опытов, наблюдения, экскурсии).
1-5
Кл.руководители,
воспитатели,
учащиеся
февраль
4
Оформление альбомов (творческая работа).
1-5
Кл.руководители
воспитатели
учащиеся
февраль
5
Защита проектов. Компьютерная презентация «Тайны Зимушки-зимы».
1-5
Кл.руководители
воспитатели, учащиеся
февраль
6
Написание отзывов о совместной работе, подведение итогов.
Кл.руководители
воспитатели, учащиеся.
Предметы: окружающий мир, чтение, развитие речи, прогулки, внеклассные и внеурочные занятия.
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта: фотоаппарат, компьютер.
Технологии: программное обеспечение (создание презентаций).
В реализации проекта участвуют классные руководители, психолог, воспитатели, учитель естественных наук, родители.
Учащиеся 1-5 классов(24 человека – 5 групп).
Время работы над проектом:декабрь-февраль.
Самостоятельная деятельность учащихся над проектом:
работа с источниками литературы, поиск информационного и иллюстративного материала, рассматривание и подбор
Роль педагога: создать условия для развития познавательных и творческих способностей учащихся, сопровождать их в процессе проектной деятельности, обучать взаимодействию друг с другом, с учителем.
Прогнозируемый результат: создание альбомов, формирование исследовательских, творческих форм мышления; развитие познавательных способностей, навыков самостоятельной деятельности, умения выступать и представлять проект.
Описание проекта.
В процессе его реализации решаются воспитательные, развивающие, обучающие задачи, интегрируются внеурочная и урочная, школьная и внешкольные формы работы. Проект обобщает материал нескольких предметных дисциплин: естественно - научных, развитие речи, чтение. Работа по проекту состоит из этапов, каждый последующий этап исходит из предыдущего и нацелен на определённый результат. Стоит отметить, что деятельность младших школьников носит творческий и исследовательский характер. По продолжительности это долгосрочный проект (в течение декабря, января, февраля месяца). По числу участников – групповой (дети, педагоги, родители).
Подобная совместная проектная деятельность детей младшего школьного возраста, педагогов, родителей создаёт ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию у ребёнка положительной самооценки («Я смог», «У меня получилось») и положительно окрашенного, комфортного психологического состояния, а полученный эмоциональный заряд
служит стимулом для дальнейших действий, открывает горизонты творчества.
I этап.
Выбор темы. Формирование вопросов для каждой группы.
2- 3 класс- Первая и вторая тайны зимушки-зимы. Направлен на изучение свойств снега и льда и вопросов, связанных с этой темой; значения круговорота веществ в природе и жизни человека.
Какие тайны хранят снег и лёд? Что такое снег и лёд? Почему снег скрипит под ногами? Какие бывают снежинки? Почему все снежинки разной формы? Есть ли вкус у снега и льда? Почему лёд легче воды? Почему тает снег и лёд? Как человек использует свойства снега и льда?
1 класс- Третья тайна зимушки-зимы.Направлен на изучение появления узоров на окнах: Как образуются морозные узоры на окнах? Какие бывают узоры? Как кружевницы используют узоры? Как описаны снежные узоры в произведениях русских писателей?
5класс- Четвёртая тайна зимушки-зимы.Направлен на изучение одежды людей с приходом зимы. Какое значение имеет для охраны здоровья тёплая одежда? Благодаря каким животным каждый из вас носит тёплые меховые шапки (варежки, валенки, шарфы)? Как нужно закаляться зимой? Как надо правильно одеваться, когда идёшь кататься на лыжах, на прогулку?
4 класс- Пятая тайна зимушки-зимы. Направлен на изучение зимующих птиц. Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму? Почему они не улетели от нас на зиму? Чем питаются зимующие птицы? Почему они прилетают к жилью человека? Есть ли кормушки около твоей школы? Почему зимой птиц нужно подкармливать?
IIэтап.
Практический этап.
1.Исследовательская деятельность.
2.Проведение опытов.
3. Сбор материалов.
III этап.
Контрольно-коррекционный этап.
1.Выдвижение и обсуждение гипотез.
2.Подведение результатов опытов.
3.Оценивание результатов работы.
4.Анализ изученной литературы.
5. Выводы.
IV этап.
Заключительный этап.
1.Презентации исследований.
2.Альбомы.
3.Оценка работы над проектом учителя, воспитателя и самооценка ученика.
Вывод:
Метод проекта актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.