kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование УУД у младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описывается роль проектно-исследовательской деятельности в формировании универсальных учебных действий

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД у младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность»

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Нагорная Лилия Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ№6», г.Мегион,

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра


Современная система начального общего образования ориентирована на воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества. Введение федеральных государственных образовательных стандартов в систему обеспечения развития образования предусмотрено Федеральным Законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с законодательством Российской Федерации Федеральные государственные образовательные стандарты выступают как важнейший нормативный правовой акт России, устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, реализующем основные образовательные программы. В настоящее время в сфере образовательной политики и методологии развития образования обозначился переход от парадигмы «знания, умения, навыки» к культурно-исторической и системно-деятельностной парадигме образования, что находит свое выражение в таких различных направлениях психолого-педагогической науки и практики, как развивающее обучение (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов), планомерно-поэтапное формирование умственных действий и понятий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина), педагогика развития (Л.В.Занков), личностно ориентированное образование (В.Д.Шадриков, В.И.Слободчиков, И.С.Якиманская, А.Г.Асмолов. [3].

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем-профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Таким образом, Федеральные государственные образовательные стандарты ставят перед общеобразовательными организациями задачу формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих обучающимся умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию [5]. В более узком смысле – «универсальные учебные действия» (УУД) – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [1].

Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать». Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД).

Одним из эффективных методов формирования УУД, является проектный метод обучения, который предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности обучающихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий. Проектная деятельность позволяет организовать  обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность обучающихся,  развивать их коммуникативные способности и творчески подходить  к результатам работы.  В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика.  Самое важное  то, что ребёнок сам определяет тему проекта, его содержание, в какой форме и как пройдёт его презентация. Работа над проектом ведётся поэтапно. На каждом этапе решаются определённые задачи, намечается  деятельность обучающихся и учителя. Завершающим этапом работы является защита  проекта, где происходит оценивание результатов деятельности.  Работа над проектом  - дело творческое.

В настоящее время проектно-исследовательскую деятельность всё чаще и чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий – проектов. Организация работы детей над проектами позволяет существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий и в результате позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике. Кроме того, эта работа позволяет: обрести обучающимся ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, позволяет научиться применять полученные знания.

Использование метода проектов вызывает различные затруднения у учителей в начальных классах. Анализируя свою деятельность, я и мои коллеги сталкиваемся с рядом проблем: низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе; неспособность детей внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием; разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью обучающихся и практическими упражнениями. Нельзя не учитывать и тот факт, что очень часто дети уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний. Для решения этих задач как нельзя лучше подходит метод проектов, который позволяет организовать поисковую деятельность обучающихся, обеспечить рост их коммуникабельности и развивает умения находить пути решения поставленных задач. Основываясь на собственном опыте работы, считаю реальным и целесообразным применение проектного метода учителями начальной школы, как на уроках, так и во внеурочное время, поскольку универсальность этого метода позволяет совместить его с существующими системами и программами обучения.

Готовность обучающихся начальных классов к проектной деятельности — это совокупность коммуникативных, проектных и рефлексивных умений. В 1 классе особое внимание уделяют формированию коммуникативных умений, поскольку они лежат в основе выполнения групповых и коллективных проектов как наиболее распространённых. К таким умениям, по моему мнению, относятся: умение слушать, получать информацию; умение проявлять инициативу в общении, обмениваться информацией; умение управлять голосом; умение договариваться. Совместное решение учебных задач особенно проблемного характера, с недостающими данными, является необходимой подготовкой к дальнейшей проектной деятельности. Выполнение любого проекта младшими школьниками крайне затруднительно и неэффективно без минимальной сформированности у детей специальных проектных умений. В качестве первоочередных из таких умений, базовых и необходимых на этапе введения в проектную деятельность, мы выделяем следующие: умение прогнозировать, представлять итог работы; умение анализировать имеющиеся возможности и ресурсы для выполнения деятельности; умение составлять план своей работы и следовать ему; умение искать необходимую информацию в различных источниках. Такие умения формируются в результате систематически проводимых тренингов. Например: Задание «Посмотрите на мир чужими глазами» (Представьте, что вы гуляете с друзьями во дворе. Как вы отнесётесь к появлению первого снега? Затем представьте, что вы — водитель грузовика, едущего по дороге, или летчик, отправляющийся в полет, либо ворона, сидящая на дереве. Отмечу, что формирование названных проектных умений будет успешным при постепенном повышении уровня детской самостоятельности. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что все названные проектные умения, изначально сформированные на минимально необходимом уровне, в дальнейшем совершенствуются и качественно усложняются уже в процессе проектной деятельности. В 1 классе провожу самостоятельные занятия с включением заданий, направленных на овладение общелогическими умениями (сравнение, классификация, обобщение). На этих уроках ребята получают представление о свойствах и признаках предмета, о сравнении и классификации, причине и следствии. С первых занятий знакомлю детей с теоретическими понятиями: исследование, открытие, наблюдение, эксперимент, гипотеза, результат, защита, доклад. Со 2 класса учу детей поэтапной организовывать коллективное исследование с элементами проектной деятельности. К четвёртому классу обучающиеся должны научиться: принимать и сохранять цель познавательной деятельности; планировать свои действия в соответствии с целью; осуществлять пошаговый и итоговый контроль своей деятельности; осуществлять поиск необходимой информации, используя учебник, ресурсы библиотеки, сети Интернет; сопоставлять информацию, представленную в разных источниках, сравнивать; обобщать; строить логическую цепочку рассуждений на основе анализа информационных различных источников; сравнивать и классифицировать объекты по самостоятельно выбранной или заданной классификации; обобщать наблюдения, формулировать выводы; систематизировать информацию, уметь публично представить. По мере развития уровня самостоятельности на каждом этапе исследования необходимо давать определённую свободу в работе, т.к. только собственные интересы, предпочтения и цели, реализуемые в ходе исследования, будут двигать ученика к творческой, авторской позиции. Проектная деятельность ставит каждого ребенка в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, учит работать в команде. Это ведет к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков учащихся, создает обстановку общей увлеченности и творчества.

Таким образом, можно говорить о проектно-исследовательской деятельности как об эффективном способе формирования универсальных учебных действий. Данный вид деятельности является мощным ресурсом, который позволяет формировать и личностные качества, и специальные умения, связанные с исследование и проектированием.



Литература:

  1. Воронцов А. Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя //2-е изд. — М.: Просвещение, 2010.-176 с.- (Стандарты второго поколения).

  2. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты/авт.сост. В.Ф. Феоктистова.-Волгоград:Учитель,2011.-142с.

  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.

  4. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации: программа, занятия, проекты/ авт.сост. М.Ю. Шатилова.-Волгоград:Учитель,2010.-169с.

5. Развитие универсальных учебных действий младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г.Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 114-118.

       


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование УУД у младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность

Автор: Нагорная Лилия Анатольевна

Дата: 10.02.2017

Номер свидетельства: 390160


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства