Просмотр содержимого документа
«Формирование учебно-познавательной компетенции младших школьников в целях повышения эффективности обучения»
Описание системы опыта работы
В должности учителя начальных классов я работаю над проблемой «Повышение эффективности обучения младших школьников». Выбор данной проблемы обусловлен рядом причин.
- Во-первых, использование эффективных форм и методов обучения позволяет развивать и совершенствовать способности ребёнка, его мышление, память, интеллект.
- Во-вторых, системная работа в данном направлении помогает на раннем этапе выявить пробелы, ошибки, неправильные представления и спланировать дальнейшие шаги по их ликвидации.
- В-третьих, обеспечивает положительный результат, ситуацию успеха всем ученикам, развитие познавательных способностей школьников.
За истекший период можно выделить следующие этапы работы по реализуемой проблеме:
• выявление исходного уровня познавательных способностей учащихся;
• изучение и использование передовых педагогических технологий;
• создание материально-технических, учебно-методических условий реализации проблемы;
• создание банка заданий, отвечающих требованиям личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию школьников;
• определение форм взаимодействия ученика, учителя и родителей;
• диагностика (анализ) результатов качества и уровня обученности;
• корректировка заданий, форм и методов преподавания;
• обмен опытом с коллегами.
Обеспечиваю системный целостный подход в преподавании, включающий реализацию познавательных, воспитательных и практических задач.
Важнейшим элементом эффективности обучения считаю мотивацию учебной деятельности. Поэтому при подготовке к урокам стараюсь заранее предусмотреть, что в сообщаемом материале можно использовать, опираясь на субъективный опыт ученика, вызвать «детские версии» изучаемого, делать акцент на достижениях обучаемых.
Добиваюсь понимания цели обучения каждым учеником через следующие приёмы: провокацию (вызов реакции несогласия), делегирование возможностей принимать решения, сопоставление всех «за» и «против».
В процессе преподавания использую передовые педагогические технологии.
1. Рефлексивные технологии обучения закладывают осознанное направление мыслительной деятельности учащихся, способствуют повышению эффективности познавательной деятельности учащихся (регуляция собственных действий, умение оценить, осмыслить).
Использую следующие приёмы рефлексивных технологий:
- «Верно-неверно» - на стадии закрепления пройденного материала;
- «Затруднение» - при изучении тем «Безударные гласные в корне слова», «Непроизносимые согласные», решении обратных задач и др.;
- «Знание о незнании» - при изучении материала с опорой на вопросы: кто? что? когда? где? если? почему?
- «Гипотеза» помогает установить общие и существенные свойства предметов и явлений;
- «Таблица» - при составлении обобщающих таблиц, например, «Части речи», «Компоненты чисел», «Гласная после шипящих» и др.;
- «Составление памятки» учит отбирать важную информацию, учит лаконичности и чёткости формулировок.
2. Информационные технологии способствуют лучшему восприятию и запоминанию материала. Иллюстративный материал компакт-дисков использую на уроках обучения грамоте, математики, окружающего мира, изобразительного искусства.
Демонстрационно-тренировочный модуль позволяет подвести учащихся к пониманию изучаемого материала и выполнению практических заданий. Контрольно-тренировочный модуль содержит различные варианты упражнений, направленных на отработку навыков по применению изученных правил, алгоритмов. Тестирующий модуль позволяет проверить и оценить знания, умения и навыки учащихся по изученной теме. Пакет программ содержит занимательный дидактический материал, обучающие упражнения, сюжетные игровые задания, что соответствует возрастным особенностям младших школьников.
При отборе и приобретении мультимедийных изданий руководствуюсь следующими аспектами:
• психологическим – как повлияет данное издание на мотивацию учения, на отношение к предмету;
• педагогическим – насколько издание отвечает общей направленности школьного курса;
• методическим – способствует ли издание лучшему усвоению материала, оправдан ли выбор предлагаемых заданий учащимся;
• национально-региональным – включение в электронное издание возможностей дополнительного знакомства с особенностями Тульской области.
3. Проблемно-поисковые технологии, являясь вариантом технологии проблемного обучения, включают в себя поисковые и исследовательские методы, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск, творчески применяют и добывают знания. Особенно эффективно использование данных технологий при формировании геометрических представлений, в проектной деятельности школьников.
4. Технология опережающего обучения способствует осмысленному освоению обязательного материала ещё на этапе пропедевтики, позволяет вводить элементы исследовательской деятельности. Активно использую элементы данной технологии на уроках математики (пропедевтика решения задач, выполнение геометрических заданий, сложение и вычитание чисел), окружающего мира.
5. Дидактическая игра как средство повышения эффективности урока. Благодаря использованию дидактических игр и занимательных заданий на уроках добиваюсь более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Во время игр «Лабиринт», «Кто быстрее», «Собери числа», «Лото», «Собери грибы», «Помоги Незнайке» и др. учащимся предоставляется возможность быстро видеть результаты своего труда, развиваются мышление, сообразительность, внимание, познавательный интерес к предмету, возрастает активность на уроке.
6. Наглядные методы обучения способствуют формированию вычислительных навыков учащихся, умений в составлении задач и выражений, делают процесс обучения эстетически привлекательным и интересным. Слабые учащиеся активно включаются в процесс обучения.
Положительным результатом своей деятельности считаю проявление у учащихся интереса к знаниям, желание учиться, иметь хорошие и отличные знания. По результатам первого полугодия 2015-2016 учебного года уровень обученности составил 100%, качество – 74%.