kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование у младших школьников точности связной речи в процессе обучения сжатому изложению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный этап обучения русскому языку в начальных классах характеризуется повышенным вниманием учителей к речевой подготовке младших школьников. Это и понятно, так как примерно 70 - 80% того времени, когда человек бодрствует, он, говорит, слушает, читает, пишет, иными словами, занимается речевой деятельностью, связанной со смысловым восприятием речи или её созданием.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование у младших школьников точности связной речи в процессе обучения сжатому изложению»

Формирование у младших школьников точности связной речи в процессе обучения сжатому изложению



Современный этап обучения русскому языку в начальных классах характеризуется повышенным вниманием учителей к речевой подготовке младших школьников. Это и понятно, так как примерно 70−80 % того времени, когда человек бодрствует, он, говорит, слушает, читает, пишет, иными словами, занимается речевой деятельностью, связанной со смысловым восприятием речи или ее созданием. Значение работы по развитию дара слова для жизни, для развития умственных и творческих способностей детей, для решения задач воспитательного характера всегда осознавалось методистами и учителями. В современном мире с каждым годом увеличивается поток информации, в которой нужно уметь быстро ориентироваться, выбирать главное. Умение уяснить суть, основное в воспринимаемом материале, а также точно и лаконично передать его другим предстает в современных условиях обучения насущной проблемой действительности. Однако в современной методике обучения русскому языку еще существуют нерешенные проблемы обучения связной, точной, лаконичной речи. А ведь от того, насколько точно, четко, лаконично и целесообразно в соответствии с конкретной речевой ситуацией ребенок умеет выражать свои мысли, зависит эффективность процесса общения.

Одним из важнейших видов письменных творческих работ, формирующих умения в связной речи, является изложение. По определению М.Р. Львова, изложения - это письменные пересказы образцовых текстов (Львов 1987:364). В основе изложений лежит подражание образцу, но подражание активное. Оно сохраняет для ученика возможность самостоятельных проявлений, активизирует как воспроизводящее, так и творческое мышление. Видов изложений по содержанию, степени самостоятельности немало. Это подробные изложения, сжатые, выборочные, творческие (с творческими дополнениями, изменениями текста). Наиболее часто учителя в своей практике используют подробное изложение. Это оправдано, поскольку младшим школьникам по силам передать подробно классический образец хорошей русской речи. А вот сжатое изложение не так часто, как оно этого заслуживает, проводится в начальной школе. Этому факту есть простое объяснение: процесс формирования умения видеть сущностную сторону усваиваемого содержания и воспроизводить главное - труден и не очень удобен, поскольку большая часть учебного времени уходит на обучение находить основное, исключать детали, к которым так «привязаны» дети (всегда сбиваются на подробности). Да и ошибок много в работах по написанию сжатого изложения (учащиеся затрудняются при выделении главного в тексте, не владеют способами компрессии текста). Помимо этого, в сжатых изложениях младших школьников достаточно много ошибок, связанных с неточностью употребления слов, неоправданным повтором слов и многословием. Но, учитывая тот факт, что обучение сжатому виду изложений способствует формированию таких коммуникативных качеств речи, как лаконичность и точность, следует практиковать широкую практику письма изложения данного вида. Для этого необходимо совершенствовать существующую методику обучения сжатому изложению. С какого периода обучения необходимо начинать учить младших школьников сжатому изложению? Каков перечень формируемых коммуникативно-речевых умений при работе по обучению созданию сжатых текстов? Многолетняя практика работы с младшими школьниками убедила в том, что эффективнее этот вид изложения вводить в третьем классе, поскольку дети владеют некоторыми теоретическими сведениями о речи (текст, его основные признаки, типы текста, знакомы с изобразительно-выразительными средствами языка). Это позволяет учителю построить систему постепенного знакомства с изложением, в котором содержание передается кратко, сжато. Следует также учитывать, что процесс формирования и развития точной и лаконичной связной речи при обучении сжатому изложению протекает медленно. Подготовительной работой к написанию изложения в сжатой форме являются краткие устные пересказы текстов на уроках литературного чтения, придумывание заголовков к текстам, деление текста на логические части, и придумывание к ним названия, составление простого плана текста и др. Какие же речевые умения следует формировать у младших школьников? Перечислим их:

  • Умение вычленять главное в информации;

  • Умение сокращать текст разными способами;

  • Умение правильно, логично и лаконично излагать мысли автора текста;

  • Умение найти и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Опираясь на работы Б.Н. Головина и Б.С. Мучника, под точностью речи мы понимаем оптимальное словоупотребление; выбор таких языковых средств, которые наилучшим образом выражают содержание высказывания, раскрывают его тему и основную мысль. Краткость речи предполагает четкость изложения мысли и выражается в умении передать мысль наименьшим количеством слов, без неоправданного повтора. Традиционно в методике используются три приёма сжатия текста: 1)исключение деталей, подробностей; 2)обобщение конкретных, единичных явлений; 3)сочетание исключения и обобщения. Выбор приёмов зависит и от степени подготовленности учащихся, и от характера текста, и от той коммуникативной задачи, которая стоит перед учащимися (Львов 1987; Ладыженская 1980).

Независимо от того, каким способом подготовлено выделение главного, основного содержания текста, предъявленного для восприятия, сжатое изложение должно отвечать следующим методическим требованиям:

  • сохранение последовательности в развитии событий;

  • наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части;

  • использование по возможности грамматических форм, отличных от предъявленных для восприятия;

  • установление смысловой связи между предложениями;

  • использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщенной передачи содержания.

Очень важно тщательно подбирать тексты к этому сложному виду творческих письменных работ. Тексты, отбираемые для сжатых изложений, должны быть понятны и доступны по композиции; интересны по содержанию; должны содержать детали, которые придают тексту занимательность, подробную информацию о каких-либо явлениях или событиях, и т. п.

Методика работы над сжатым изложением очень похожа на методику проведения подробного изложения, однако есть и отличия, например, в использовании специфических приемов, которые помогают сжатому воспроизведению текста. К ним относятся следующие приемы:

  • сокращение некоторых членов предложения, однородных членов предложения;

  • образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;

  • сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;

  • разбивка сложного предложения на сокращенные простые;

  • перевод прямой речи в косвенную речь;

  • пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;

  • пропуск предложений с описаниями и рассуждениями др.

Целенаправленная, систематическая работа по обучению сжатому изложению может повысить уровень сформированности точности и лаконичности связной речи младших школьников, если в процессе обучения использовать достаточное количество упражнений, направленных на формирование коммуникативно-речевых умений.

В ходе анализа работ были выявлены типичные ошибки учащихся, а также те затруднения, которые испытывают дети при самостоятельном составлении краткого изложения. Типичные ошибки: нарушение структурных границ предложения (23%), употребление слова в неточном или несвойственном ему значении (40%), дублирование информации (50%), многословие (28%), ошибочное выделение главного в тексте (53%), ошибки, связанные с неумением сокращать текст разными способами (54%), фактические ошибки (23%), нарушение плана (30%), смешение прямой и косвенной речи (19%).

Данный анализ показывает, что процесс обучения сжатому изложению требует разработки специальных упражнений.

Из всех известных в методике упражнений, направленных на формирование умения точно передавать в тексте мысли, для начальной школы следует выделить четыре типа:

  • упражнения, направленные на формирование умения сокращать текст разными способами;

  • упражнения, направленные на формирование умения выделять существенное в информации;

  • упражнения, направленные на формирование умения правильно, логично излагать мысли автора;

  • упражнения, формирующие умения находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Примеры упражнений.

  1. На пустой строчке запишите предложение, которое обобщает смысл выделенного фрагмента текста.

По широкой лестнице его понесли кверху, в зал. Продавец на секунду зажмурился. Звучало множество голосов, гремел смех, слышались аплодисменты. По всем признакам парадный завтрак удался на славу. (Ю.Олеша)

Вот что получилось: В зале было шумно и весело.

  1. Выпишите только самое главное, чтобы получился связный текст (можно сначала подчеркнуть необходимое).

Жила девочка Женя. Однажды послала ее мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок: две баранки с маком для мамы, две баранки с тмином для папы, две баранки с сахаром для себя и одну розовую для братика Павлика. Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идёт, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А тем временем сзади пристала незнакомая собака да все баранки одну за другой и съела: съела мамины с маком, папины с тмином, потом Женины с сахаром. Почувствовала Женя, что баранки стали что-то чересчур лёгкими. Обернулась, да уже поздно было. Мочалка болтается пустая, а собака последнюю розовую для братика баранку доедает.

Ах, вредная собака! – закричала Женя и бросилась её догонять.

Бежала, бежала, собаку не догнала, только сама заблудилась.

Видит – место совсем незнакомое, больших домов нет, а стоят маленькие домики. Испугалась Женя и заплакала. Вдруг откуда ни возьмись – старушка.

Девочка, почему ты плачешь?

Женя старушке всё и рассказала. Пожалела старушка девочку и привела её в свой садик…

Пример текста учащегося.

Жила девочка Женя. Однажды послала ее мама в магазин за баранками. Купила Женя баранки и отправилась домой. Идет, по сторонам зевает. А сзади пристала собака да все баранки и съела. Женя обернулась, да уж поздно. Бросилась Женя собаку догонять, да только сама заблудилась.

Испугалась Женя и заплакала. Вдруг откуда ни возьмись - старушка.

Женя ей все и рассказала. Пожалела старушка Женю, привела ее в свой садик...

  1. Среди приведенных ниже предложений найдите предложение с наиболее общим смыслом. Запишите его в тетрадь первым. Расположите оставшиеся предложения так, чтобы они отражали последовательное развитие мысли, высказанной в первом предложении.

1)Этот обычай родился много столетий назад.

2)Мужчина отправлялся в путь только вооруженным.

3)При встрече мужчины, здороваясь, пожимают друг другу правую руку.

4)Человеку, которого не уважают, от которого ждут подлости, руки не подадут.

5)Каждый встречный мог оказаться врагом.

6)Многие привычные вещи обретают совершенно иной смысл, если вспомнить их историю.

7)Открытая ладонь правой руки означала: «Я не держу оружия, давай мирно встретимся и мирно разойдемся».

8)Этот смысл утрачен – осталось правило этикета.

Соедините простые предложения в сложные с помощью слов когда, потому что, однако. В начале каких предложений надо поставить слова тогда, теперь, чтобы смысл текста стал более отчетливым?

Коллективно в четвертом классе был составлен такой текст:

Многие привычные вещи обретают совершенно иной смысл. если вспомнить их историю. При встрече мужчины, здороваясь, пожимают друг другу правую руку. Этот обычай родился много столетий назад, когда мужчина отправлялся в путь только вооруженным, потому что каждый встречный мог оказаться врагом. Тогда открытая ладонь правой руки означала: «Я не держу оружия, давай мирно встретимся и мирно разойдемся». Теперь этот смысл утрачен - осталось правило этикета. Однако человеку, которого не уважают, от которого ждут подлости, руки не подадут. (А.Журавлев)

  1. Подчеркните предложения, в которых содержатся тезисы. О скольких разных явлениях идет речь в данном тексте? Найдите в тексте такие слова, которые не описывают эти явления а точно их называют. Запишите текст одним предложением.

Есть немало явлений, которые происходят на Земле из-за Луны. Например, Луна способна превратить ясный день в настоящую ночь. Это происходит во время полных солнечных затмений, когда Луна на своем пути оказывается между Землей и Солнцем и загораживает его. Притяжение Луны вызывает движение воды в земных океанах и морях. С этим явлением хорошо знакомы моряки и жители прибрежных районов: дважды в сутки происходят приливы (в течение шести часов море наступает на берег) и отливы (в течение следующих шести часов море отступает от берега). (По В.Левитану)

Четвероклассники, которым предлагалось данное упражнение, правильно подчеркнули предложения, в которых содержатся тезисы.

Есть немало явлений, которые происходят на Земле из-за Луны. Например, Луна способна превратить ясный день в настоящую ночь. Это происходит во время полных солнечных затмений, когда Луна на своем пути оказывается между Землей и Солнцем и загораживает его. Притяжение Луны вызывает движение воды в земных океанах и морях. С этим явлением хорошо знакомы моряки и жители прибрежных районов: дважды в сутки происходят приливы (в течение шести часов море наступает на берег) и отливы (в течение следующих шести часов море отступает от берега).

Основное содержание текста учащиеся передали, используя только термины. Получилось такое предложение: Из-за Луны на Земле происходят солнечные затмения, приливы и отливы.

Полученные результаты позволяют наметить перспективы: продолжать изучение процесса формирования коммуникативно-речевых умений, необходимых для создания сжатого текста; продолжать поиск эффективных приемов изучения ошибок в связной письменной речи учащихся; вести работу по дальнейшему совершенствованию коммуникативно-речевых умений при обучении другим видам изложений.

Литература

Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1988.

Ладыженская Т.А.Характеристика развития связной речи детей. — М., 1980.

Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985.

Мучник Б.С. Культура письменной речи: Формирование стилистического мышления. М., 1996.

Черемисина Н.А. Развитие точности и лаконичности связной речи в процессе обучения сжатому изложению //Сибирский педагогический журнал. — 2007. — № 4. — С.236-240.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Корниенко Елена Васильевна

Дата: 30.05.2018

Номер свидетельства: 471550


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства