Просмотр содержимого документа
«Формирование социальной ответствнности у детей младшего школьного возраста с помощью психолого-педагогических технологий и методов»
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВННОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДОВ
Лапихова Светлана Юрьевна
Сидорова Елена Викторовна
Учителя начальных классов
МБОУ «СОШ №16 с УИОП»,
МБОУ «СОШ № 34 с УИОП»
г. Старый Оскол
Аннотация: Одна из важнейших задач педагога в начальных классах – это воспитание.социальной ответственности у учениов. Для этого может использоваться широкий арсенал технологий и методов
Под социальной ответственностью понимается ответственность человека перед другими членами общества (социума) и перед взаимными обязательствами, существующими в этом социуме, осознание последствий своих поступков и регуляция их. Это – одна из важнейших черт человеческой психологии. По сути, от того, насколько полно удастся воспитать эту ответственность у человека, зависит то, насколько полноценным членом общества он станет.
Формирование социальной ответственности начинается ещё в раннем детстве, однако именно с началом образовательной деятельности в младших классах начинается особый этап в развитии ребёнка. К нему повышаются требования, он должен научиться контролю своей деятельности, уметь находить причины своих возникающих личных проблем и преодолевать их. И задача педагога – всемерно помочь в этом школьнику.
Для того, чтобы развить у младшеклассников социальную ответственность, в распоряжении педагогического работника есть ряд методов, приёмов и технологий. Прежде всего, необходимо добиться положительной мотивации. Придя в школу, ребёнок постепенно осознаёт новые социальные мотивы, такие, самосовершенствование (благодаря обучению он получает возможность чувствовать себя образованным, развитым и культурным) или самоопределение (ребёнок учится понимать, что школа – его первая ступень к будущей самостоятельной жизни). В результате значимым элементом социальной ответственности школьника становится ответственное отношение к обучению, к взаимоотношениям с учителем и коллективом в классе.
Немалую роль в мотивации занимает отметка, которую получает ученик. Однако в младшей школе ребёнок обычно не может полностью понять её смысл в социальном плане. В результате на первое место становятся эмоции от получения хорошей или плохой оценки, при этом школьники часто считают, что заслуживают более высокого балла, а учитель намеренно занижает их оценку. В результате может получиться так, что, привыкнув к своим неудачам и плохим отметкам, ребёнок перестаёт верить в себя и свои силы, «опускает руки», Сгладить отчасти это противоречия помогает безотметочная система обучения. Она значительно снижает тревожность у детей, продвигает на первый план познавательные мотивы. Однако при этом учитель лишается возможности использовать отметку как личный стимул для ученика. В связи с этим использование такого метода требует индивидуального подхода в каждом конкретном случае.
Другим эффективным методом для младшеклассников является метод проектов. При его использовании школьник учится работать самостоятельно, планировать свою деятельность, достигать необходимого результата. Как следствие, значительно повышается и уровень его социальной ответственности как целостной структуры, состоящей из когнитивного, эмоцонального, деятельного и ценностного компонента. Включение младшеклассников в проектную деятельность, использование сочетания индивидуальной работы и групповой деятельности является крайне эффективным средством для того, чтобы развить их социальную ответственность.
Также добиться требуемых результатов позволяет и комплексное взаимодействие всех участников обазовательного процесса: самого ученика, учителя – и семьи. Без работы учителя с семьёй и без семейного воспитания (в необходимых случаях – с учётом рекомендаций педагога) говорить о воспитании социальной ответственности бессмысленно. Именно в младших классах меняется социальная роль ребёнка, он учится взаимодействовать с учителем и выполнять более определённые, чем в семье, требования. Изменения эти затрагивают не только школьную, но семейную жизнь ученика. И здесь не обойтись без открытого и доверительного взаимодействия родителей и педагогических работников.
Наконец, важным инструментом является использование не только времени уроков, но и школьной внеурочной деятельности. Благодаря неформальному взаимоотношению участников и отсутствию обязательных образовательных стандартов такая деятельность может стать прекрасным инструментом для организации взаимодействия учителя с учениками и учеников между собой.
Литература
Арефьев И. П. Школьная технология \\Школьные технологии. 2008. № 1.
Славина Л.С. Формирование у школьников первого класса ответственного выполнения учебных обязанностей // Вопросы психологии. -1956. № 4. С.96-105.
Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности развития ответственной социальной позиции // Среднее специальное образование. – 1989. – №1.– С. 11-19.
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / под ред. М.А. Ушакова. 2-е изд. – М.: Сентябрь, 2000. -111 с.
Ярикова С.Г. Формирование ответственности у младших школьников. Методические рекомендации для студентов и учителей начальных классов. Волгоград. 1983. – 19 с.