kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование основ гражданской идентичности личности младших школьников через систему урочных и внеурочных занятий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ СОШ №6 г.Киржача Владимирской области Ухиной Ольги Валерьевны.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«диагностики ВИРО. Ухина»

Диагностические методики

(данные методики предоставлены кафедрой психологии ВИРО)



Задание на выявление уровня моральной децентрации (Ж.Пиаже)

Цель: выявление уровня моральной децентрации как способности к координации (соотнесению) трех норм – справедливого распределения, ответственности, взаимопомощи на основе принципа компенсации.

Оцениваемые УУД: действия нравственно-этического оценивания, уровень моральной децентрации как координации нескольких норм.

Возраст: ступень окончания начальной школы (10-10,5 лет)

Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка

Метод оценивания: беседа

Текст задания:

Однажды в выходной день мама с детьми гуляла по берегу реки. Во время прогулки она дала каждому ребенку по булочке. Дети принялись за еду. А самый маленький, который оказался невнимательным, уронил свою булочку в воду.

1.Что делать маме? Должна ли она дать ему еще булочку?

2. Почему?

3. Представь, что у мамы больше нет булочек. Что делать и почему?

Критерии оценивания:

    1. Решение моральной дилеммы. Ответ на вопрос №1.

    2. Способ координации норм. Ответ на вопрос №2

    3. Решение моральной дилеммы с усложнением условий. Ответ на вопрос №3

Показатели уровня выполнения задания (моральной децентрации):

1 – Отказ дать малышу еще одну булочку с указанием необходимости нести ответственность за свой поступок («нет, он уже получил свою булочку», «он сам виноват, уронил ее») (норма ответственности и санкция). Децентрации нет, осуществляется учет только одной нормы (справедливого распределения). Не учитываются все обстоятельства, включая намерения героя.

2 - Предлагается осуществить повторное распределение булочек между всеми участниками («дать еще, но каждому») (норма справедливого распределения). Координация нормы справедливого распределения и принципа эквивалентности. Переход к координации нескольких норм.

3 – Предложение дать булочку самому слабому - «дать ему еще, потому что он маленький» - норма взаимопомощи и идея справедливости с учетом обстоятельств, принцип компенсации, снимающий ответственность с младшего и требующий оказать ему помощь как нуждающемуся и слабому. Децентрация на основе координации нескольких норм на основе операций эквивалентности и компенсации (Л.Кольберг)



Моральная дилемма

( норма взаимопомощи в конфликте с личными интересами)

Цель: выявление усвоения нормы взаимопомощи.

Оцениваемые УУД: действия нравственно-этического оценивания -

Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка

Метод оценивания: беседа

Текст задания:

Олег и Антон учились в одном классе. После уроков, когда все собирались домой, Олег попросил Антона помочь найти свой портфель, который пропал в раздевалке. Антону очень хотелось пойти домой, поиграть в новую компьютерную игру. Если он задержится в школе, то не успеет поиграть, потому что скоро вернется папа с работы, и будет работать на компьютере.

1. Что делать Антону?

2. Почему?

3. А как бы поступил ты?

Уровни решения моральной дилеммы - ориентация на интересы и потребности других людей, направленность личности – на себя или на потребности других.

Варианты ответа на вопрос № 1 (№ 3):

1 Решение проблемы в пользу собственных интересов без учета интересов партнера – «пойти домой играть»,

2- Стремление к реализации собственных интересов с учетом интересов других - найти кого-то, кто поможет Олегу, взять Олега к себе в гости поиграть в компьютер;

3 – Отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи – «остаться и помочь, если в портфеле что-то очень важное», «если больше некому помочь найти»

Уровни развития моральных суждений:

Варианты ответов на вопрос № 2:

1- стадия власти и авторитета – («Олег побьет, если Антон не поможет», «Антон уйдет, потому что дома будут ругать, если он задержится в школе»);

2- стадия инструментального обмена – («в следующий раз Олег поможет Антону», «нет, Антон уйдет, потому что Олег раньше ему не помогал»);

3 – стадия межличностной конформности и сохранения хороших отношений («Олег друг, приятель, друзья должны помогать» и наоборот);

4 – стадия «закона и порядка» («люди должны помогать друг другу»).







Анкета «Оцени поступок»

(дифференциация конвенциональных и моральных норм,

по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004)

Цель: выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм.

Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.

Возраст: младшие школьники

Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование

Детям предлагается оценить поступок мальчика (девочки, причем ребенок оценивает поступок сверстника своего пола), выбрав один из четырех вариантов оценки:

1 балл - так делать можно,

2 балла - так делать иногда можно,

3 балла - так делать нельзя,

4 балла - так делать нельзя ни в коем случае.

Инструкция: «Ребята, сейчас вам предстоит оценивать разные поступки таких же, как вы, мальчиков и девочек. Всего вам нужно оценить 18 поступков. Напротив каждой ситуации вы должны поставить один, выбранный вами балл. В верхней части листа написано, что означает каждый балл. Давайте вместе прочтем, как можно оценивать поступки ребят. Если вы считаете, что так делать можно, то вы ставите балл (один) …и т.д.». После обсуждения значения каждого балла дети приступали к выполнению задания.

Процедура проведения задания занимает от 10 до 20 минут, в зависимости от возраста детей.

В таблице представлены конвенциональные и моральные нормы (по Туриэлю).

Вид социальных норм

категории конвенциональных норм

конвенциональные нормы

мини-ситуации нарушения конвенциональных норм

















конвенциональные нормы

ритуально - этикетные

  • культура внешнего вида,

  • поведение за столом,

  • правила и формы обращения в семье

  • не почистил зубы;

  • пришел в грязной одежде в школу;

  • накрошил на столе;

  • ушел на улицу без разрешения

организационно – административные

  • правила поведения в школе,

  • правила поведения на улице,

  • правила поведения в общественных местах

  • вставал без разрешения на уроке;

  • мусорил на улице;

  • перешел дорогу в неположенном месте

вид социальных норм

категория моральных норм

(по Туриелю)

моральные нормы

мини-ситуации нарушения моральных норм









моральные нормы






Нормы альтруизма



Нормы ответственности, справедливости и законности


  • норма помощи,

  • норма щедрости





  • норма ответственности за нанесение материального ущерба

  • не предложил друзьям помощь в уборке класса;

  • не угостил родителей конфетами;

  • взял у друга книгу и порвал ее

Всего в предложенной анкете представлено:

- семь ситуаций, заключающих нарушение моральных норм (2. 4, 7, 10, 12, 14, 17)

- семь ситуаций, заключающих нарушение конвенциональных норм (1, 3, 6, 9, 11, 13, 16)

- четыре нейтральные ситуации, не предусматривающие моральной оценки (5, .15, 8, 18)


1 балл



Так делать можно

2 балла



Так делать иногда можно

3 балла



Так делать нельзя



4 балла





Так делать нельзя ни в коем случае


Инструкция: поставь оценку мальчику (девочке) в каждой ситуации.

  1. Мальчик (девочка) не почистил(а) зубы.

  2. Мальчик (девочка) не предложил(а) друзьям (подругам) помощь в уборке класса.

  3. Мальчик (девочка) пришел (пришла) в школу в грязной одежде.

  4. Мальчик (девочка) не помог(ла) маме убрать в квартире.

  5. Мальчик (девочка) уронил(а) книгу.

  6. Мальчик (девочка) во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.

  7. Мальчик (девочка) не угостил(а) родителей конфетами.

  8. Мальчик (девочка) вымыл(а) дома пол.

  9. Мальчик (девочка) разговаривал(а) на уроке во время объяснения учителя.

  10. Мальчик (девочка) не угостил(а) друга (подругу) яблоком.

  11. Мальчик (девочка) намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет.

  12. Мальчик (девочка) взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее.

  13. Мальчик (девочка) перешел (перешла) улицу в запрещенном месте.

  14. Мальчик (девочка) не уступил(а) место в автобусе пожилому человеку.

  15. Мальчик (девочка) купил(а) в магазине продукты.

  16. Мальчик (девочка) не спросил(а) разрешения пойти гулять.

  17. Мальчик (девочка) испортил(а) мамину вещь и спрятал(а) ее.

  18. Мальчик (девочка) зашел (зашла) в комнату и включил(а) свет.

Критерии оценки: соотношение сумм баллов, характеризующих степень недопустимости для ребенка нарушения конвенциональных и моральных норм.

Уровни:

1 – сумма баллов, характеризующих недопустимость нарушения конвенциональных норм, превышает сумму баллов, характеризующих недопустимость нарушения моральных норм более чем на 4;

2 – суммы равны (+ 4 балла);

2 - сумма баллов, характеризующих недопустимость нарушения моральных норм, превышает сумму баллов, характеризующих недопустимость нарушения конвенциональных норм более чем на 4



Просмотр содержимого документа
«конспект внеуроч занятия 4 кл. Ухина»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

Эмоциональное начало занятия. Актуализация знаний учащихся.



- Какие чувства вызывают эти стихи?

- С каким событием они связаны?

- Как эти события отражаются в искусстве и творчестве людей?


- Послушайте, пожалуйста, песню и подумайте, чему будет посвящено наше занятие.

Чтецы читают стихотворение о Великой Отечественной войне наизусть.






Прослушивание фрагмента песни «День Победы» в исполнении Льва Лещенко.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Овладение навыками осознано строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

2

Выход на тему проекта в сотворчестве с учащимися.

- Если у человека есть какая-то ценная вещь, значимая, дорогая, то он ее хранит, бережет. А потом передает своим детям, внукам, чтобы они хранили. Как называются те, кому досталась от отца или деда ценность? (наследники)

- Скажите, а можно ли назвать Победу в Великой Отечественной войне ценностью, богатством? А кому она принадлежит? Почему? Кем являемся мы?

- Сформулируйте тему этого занятия.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, формулируют тему занятия.

Формирование бережного отношения к духовным ценностям. Формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

3

Деление класса на группы.

- Чтобы разделиться на группы, вы получаете листочки с вашими именами. Каждый листочек – это часть изображения. Найдите своих товарищей по команде, собрав рисунок.

Учащиеся объединяются в 3 группы по 4 человека в каждой.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза.

4

Работа над проектом.

Учитель вешает на доске лист с надписью «Символы Дня Победы».

- Какой плакат мы будем оформлять?

- Каждая группа внесёт свою лепту в оформление этого плаката.

-Прежде, чем группы получат свои задания, нужно вспомнить правила работы в группе.

- Какие правила техники безопасности вы должны соблюдать?

Учитель раздает группам задания.


Дети высказывают предположения. Рассказывают правила работы.









Дети работают в группах, выполняя следующую работу:

1.Прочитать текст о символе;

2.Разгадать кроссворд с ключевым словом;

3.Изготовить панно с символом Победы, выбирая материал и технику изготовления;

4.Из текста наиболее важный материал оформить для плаката (вырезать в виде символа)

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения находить выходы из спорных ситуаций. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Использование различных способов обработки, анализа, интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебного процесса. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Формирование умения договариваться о распределении функций в совместной деятельности.

5

Физкультминутка.



Дети исполняют отрывок строевой песни с движениями.


6

Работа над проектом.

Учитель следит за временем выполнения, оказывает помощь детям.

Учащиеся выполняют работу в группах.

Определение общей цели и путей ее достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

7

Подведение итогов работы. Презентация творческих работ детей.

Учитель помогает закреплять панно на плакате.

Учащиеся закрепляют панно на плакате, отчитываются о работе в группах.

Формирование умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

8

Рефлексия.

Учитель записывает на доске фразу из ключевых слов кроссвордов. Раздает наборы смайликов в группы.

- Прочитайте. Почему эта фраза завершает наше занятие?

- Какие чувства вложены в эту фразу?

- Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению и положите в сундучок настроения.

Дети называют ключевые слова из кроссвордов. Читают ее. Высказывают предположения.


Дети выбирают смайлик, соответствующий их настроению.

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.



Просмотр содержимого документа
«материалы о символах.Ухина»

Правительство России утвердило логотип празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Центральным элементом логотипа является изображение белого голубя. Голубь – это известный символ мира. Ещё в древности голубь считался символом плодородия, а впоследствии и мира. Они считались священными птицами и вестниками богов в странах Востока. После окончания Второй мировой войны в 1949 году проходил Всемирный Конгресс сторонников мира, символом этого конгресса был голубь с оливковой веточкой в клюве. Автором эмблемы конгресса был знаменитый художник Пабло Пикассо.

Дополнительный элемент – изображение георгиевской ленты. Изображение георгиевской ленты на эмблеме традиционно ассоциируется с храбростью, мужеством, героизмом и готовностью к самопожертвованию. Легкий, воздушный, спокойный небесно-синий цвет — цвет новой жизни, неба, весны. В геральдике (науке о гербах) синий цвет обозначает честность, добрую славу и верность. Использование цветов российского флага подчеркивает высокую государственную значимость празднования, а символ 70-летия Великой Победы понятен всем поколениям.







Георгиевская лента — лента оранжевого и черного цветов. Изображение георгиевской ленты обычно связывается с храбростью, мужеством, героизмом и готовностью к самопожертвованию. Черный цвет ленты означает дым, а оранжевый - пламя. Георгиевская лента была учреждена Екатериной Второй 26 ноября 1769 года  для поощрения верности, храбрости и благоразумия во благо Российской империи, проявленные в мужественных поступках или мудрых советах. Название лента получала от имени Георгия Победоносца. Лента дополнялась девизом: «За службу и храбрость», а также белым равносторонним крестом или четырехконечной золотой звездой.  

Еще одной продолжательницей традиций Георгиевской ленты стала лента ордена Славы, утверждённая 8 ноября 1943 г., которая использовалась при оформлении колодки ордена Славы и медали «За победу над Германией». Черно-оранжевые цвета Георгиевской ленты стали в России символом военной доблести и славы. В настоящее время гражданам России следует относиться к этому особому знаку военных заслуг с глубоким уважением.





Орден «Победа» — высший военный орден СССР. В 1943 году у руководства страны возникла необходимость в учреждении высшего военного ордена, к которому можно было представлять особо отличившихся полководцев.

Знак ордена «Победа» представляет собой выпуклую пятиконечную рубиновую 

звезду, окаймлённую бриллиантами. В промежутках между концами звезды расходящиеся лучи, усеянные бриллиантами. Середина звезды представляет собой круг, покрытый голубой эмалью, окаймлённый лаврово-дубовым венком. В центре круга золотое изображение кремлёвской стены с мавзолеем Ленина и Спасской башней в центре. Над изображением надпись белыми эмалевыми буквами «СССР». В нижней части круга на красной эмалевой ленточке надпись белыми буквами «ПОБЕДА».

Знак ордена изготавливается из платины. В украшении ордена использованы платина, золото, серебро, эмаль, пять искусственных рубинов в лучах звезды и 174 мелких бриллианта. Общий вес ордена — 78 г. Содержание платины в ордене — 47 г, золота — 2 г, серебра — 19 г. Следовательно, знак ордена представляет собой уникальное произведение ювелирного искусства.

Первое награждение состоялось 10 апреля 1944 года. Обладателем ордена № 1 стал Маршал Советского Союза Г. К. Жуков. Орден № 2 получил начальник Генерального штаба Маршал Советского Союза А. М. Василевский. Орденом «Победа» № 3 был награждён Верховный Главнокомандующий Маршал Советского Союза И. В. Сталин. Всего было 20 награждений орденом «Победа».

Центр купола в Зале Славы московского музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе украшен изображением ордена «Победа»





Просмотр содержимого документа
«обобщение пед опыта 2016.Ухина О.В.»

Описание инновационного педагогического опыта

учителя начальных классов МБОУ СОШ №6 г.Киржача

Владимирской области

Ухиной Ольги Валерьевны



Проблема: Как формировать основы гражданской идентичности личности младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Тема: «Формирование основ гражданской идентичности личности младших школьников через систему урочных и внеурочных занятий»



Цель: Выявить психолого-педагогические условия и приемы организации деятельности младших школьников, которые способствуют формированию таких личностных УУД, как основы гражданской идентичности.

Задачи: 1.Проанализировать методическую, педагогическую, учебную литературу по исследуемой проблеме;

2.На основе анализа создать систему уроков и внеурочных занятий, направленных на формирование у учащихся начальных классов таких личностных УУД, как гражданская идентичность;

3.Апробировать и проанализировать разработанную систему урочных и внеурочных занятий;

4.Представить данный опыт среди учителей Киржачского района.







Условия возникновения и становления опыта.

В современном обществе наблюдается смешение традиций различных народов и культур. Многие взрослые обладают недостаточными знаниями по истории нашего государства. Средства массовой информации довольно часто оказывают негативное воздействие на формирование патриотизма у детей 7-10 лет. Нередко СМИ пропагандируют культурные и материальные ценности других стран. В данной ситуации детям трудно разобраться, какие традиции являются исконно русскими, а какие имеют иностранное происхождение, каков истинный смысл различных исторических фактов, праздников и т.д. Размыты представления об истории русского и других народов РФ. Учащиеся начальной школы мало знают о родном крае. Современных детей необходимо учить уважать традиции своей страны. А чувство патриотизма может быть сформировано только у человека, имеющего богатые знания о родной стране.

В такой ситуации школе отводится очень важная роль: школа должна максимально широко раскрыть для ребенка представление о родине. Следовательно, начальная школа должна дать детям наиболее важные знания и представления в области родной истории и краеведения.



Актуальность.

Во ФГОС НОО существуют следующие требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы:

  1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.



Новизна опыта

  • Собрала и обобщила теоретический и методический материал по указанной теме;

  • Разработала уроки и внеурочные занятия с учетом индивидуальных особенностей детей;

  • Разработала и подобрала материалы (в том числе электронные) к урокам и внеурочным занятиям.

Адресная направленность

Данным опытом могут воспользоваться учителя начальных классов общеобразовательных школ



Теоретическая база опыта

Способы формирования личностных универсальных учебных действий. 
Личностные  универсальные учебные действия  отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.
К личностным универсальным учебным действиям  относятся:

  • положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,

  • желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся,

  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,

  • осваивать новые виды деятельности,

  • участвовать в творческом, созидательном процессе;

  • осознание себя как  индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;

  • осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;

  • стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Личностные  универсальные учебные действия   делятся на 3 блока:     

  •  1)самоопределение;

  • 2) смыслообразование;

  • 3) нравственно-этического оценивания.

Приоритетным направлением в своей работе над личностными УУД считаю становление действия самоопределения, связанное с формированием идентичности личности.   Это представление о том, к какой гендерной группе ты относишься,   о семейной роли, о социальной роли и принятие этих ролей. Осознание этнической принадлежности и культурной идентичности, формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности к делам страны, гордости за свою Родину, свой народ, историю своей страны.



Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук, в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как свое личное, так и социальное благополучие. Благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России.



Технология

Задачи, изложенные в Концепции модернизации российского образования, не могут быть решены при организации процесса обучения, направленного только на формирование ЗУН, когнитивной функции сознания. Личностные функции, связанные с самостоятельностью, инициативностью, ответственностью, критичностью, креативностью, рефлексивностью и др., могут быть сформированы с помощью личностно-ориентированной системы обучения.

В деятельности формируются знания, которые человек умеет применить на практике. Это не заученная, не зазубренная научная информация (обезличенные знания), данная через содержание учебника, а знания, «пропущенные» через субъективный, личностный опыт ученика.

Знания начнут усваиваться и присваиваться учеником, если он к ним не равнодушен, если они будут представлять для него личностный смысл. А это возможно в результате создания учителем условий для возникновения у учащихся ценностного, субъективного отношения к изучаемым предметам.

Среди форм организации учебной и внеурочной работы преобладает парная, групповая, коллективное взаимодействие.

Следует также обратить внимание, что уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. У учеников начальной школы преобладает наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше иллюстративного материала. Но важно вовлекать в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Компьютерные технологии создают более высокий уровень наглядности, чем повышается эффективность любого урока. Они активизируют познавательную деятельность, дают возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно.

В учебно-воспитательном процессе я применяю следующие технологии и элементы технологий:

  • Информационно-коммуникационная технология;

  • Технология развития критического мышления;

  • Проектная технология;

  • Игровые технологии;

  • Здоровьесберегающие технологии;

  • Технология интегрированного обучения.

Для формирования личностных универсальных учебных действий мною используются  следующие виды заданий:

  • участие в проектах;

  • творческие задания;

  • мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма и их устный или письменный анализ;

  • самооценка события, происшествия;

  • дневники достижений;

  • исследовательская деятельность.

Исследовательская деятельность в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком и развивает весь спектр универсальных учебных действий. Но хотелось бы акцентировать внимание  именно на  личностных универсальных учебных действиях, где в центре внимания стоят  все-таки личностные качества человека.
Нынешние младшие школьники более свободны в своих высказываниях, готовы к принятию нового опыта и исследованию мира. Этого нельзя не учитывать при построении учебного процесса в начальной школе. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Ребёнок настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию создает условие для исследовательского обучения. В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и ориентирование на активные и интерактивные методы обучения.

Проблеме формирования исследовательских умений посвящены работы многих ученых, которые выделяют их из общеучебных умений, подчеркивают исследовательский характер деятельности, в которой они развиваются, и связывают их с такими мыслительными операциями, как сравнение, абстракция, конкретизация, классификация и систематизация.

Исследовательские умения у младших школьников (в свою очередь) рассматриваются на современном этапе не только, как способ получения новых знаний в различных областях, но и как приобретение универсальных способов познания окружающего мира – исследовательских умений. В ФГОС НОО определен «портрет» выпускника начальной школы, который ориентирован на становление личностных характеристик выпускника:

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.



Были проведены следующие уроки, внеурочные занятия и внеклассные мероприятия:

2 класс

Внеурочное занятие с презентацией «Народный костюм»

Интегрированный проект «Ярмарка русских узоров»

Участие в международной акции «Читаем детям о войне» (центральная детская и юношеская библиотека г.Киржача)

3 класс

Литературное чтение. Обобщающий урок по произведению А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

Окружающий мир. Проект «Альбом «Малая Родина» (Прошлое и настоящее г.Киржача)»

Интегрированный проект «Киржачские поэты и фотохудожники о красоте родного края»

Внеурочное занятие со слайд-шоу «Картины владимирского художника Б.Французова»

Участие в школьном внеклассном мероприятии «Фестиваль национальной культуры и истории России»

Внеурочное занятие со слайд-шоу «Национальный парк Мещера»

Окружающий мир. Урок с просмотром видеороликов о городах Золотого кольца России.


4 класс

Изобразительное искусство. Презентация «Древние соборы»

Посещение выставки картин художника Д.А. Ануфриева (пейзажи Киржачского и Кольчугинского районов)

Окружающий мир. Урок по теме «Великая Отечественная война»

Внеурочное занятие со слайд-шоу «Города-герои»

Внеурочное открытое занятие «Мы – наследники Победы»

Экскурсия в музей «Рождение Сказки и Славянской мифологии» г.Переславль- Залесский



Результативность.

Результатом работы считаю повышение качества знаний по окружающему миру, стремление к творческому решению поставленных задач, рост учебной мотивации, создание благоприятного психологического климата в классе и крепкого дружного коллектива. Дети становятся более активными, чаще проявляют инициативу, у них появляется уверенность в собственных силах. Большинство учащихся ясно и логично выражают свои мысли, формулируют свою точку зрения и отстаивают свои убеждения. Учащиеся с удовольствием работали над проектами; результаты работы над некоторыми проектами размещены в сети Интернет.



Список использованной литературы

  1. Школа России. Сборник рабочих программ 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011. с.368-369

  2. Интерактивные формы организации учебного процесса в начальной школе. – Владимир: ВИПКРО, 2008. с.4-5

  3. Лапотникова Н.Р. Развитие  личностных  универсальных учебных действий через организацию исследовательской деятельности в классном коллективе. http://vio.uchim.info/Vio_112/cd_site/articles/art_4_2.htm

  4. Шамаева О.Р. Формирование личностных универсальных учебных действий в начальной школе. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/01/02/formirovanie-lichnostnykh-universalnykh-uchebnykh-deystviy

  5. Бузецкая Т.В. Современные педагогические технологии в общеобразовательной школе http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/79-genera-didactic-techniques/4899-2014-03-23-16-33-40.html

Просмотр содержимого документа
«описан проекта кирж фотохудож. Ухина»

Интегрированный проект по внеурочной деятельности «Киржачские поэты и фотохудожники о красоте родного края». 3 класс.



Руководитель проекта: Ухина О.В.

Задачи: повышать интерес к родному краю и мотивацию к обучению; формировать общую культуру личности; учить работать с информацией, повышать уровень компьютерной грамотности учащихся, а также уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания.

Цель: через проектную деятельность учить работать с информацией, оформлять результаты своей исследовательской и художественной деятельности, развивать интеллектуальную и эмоциональную сферу личности учащихся.



Ход проекта. Работа рассчитана на 6 занятий по информатике и 3 занятия по курсу «Наш край».

Учитель подбирает стихи киржачских поэтов, работы некоторых фотохудожников с пейзажами и достопримечательностями нашего района; рассказывает, что изображено на фото, беседует о содержании стихов; дети отбирают из предоставленного материала тот, который им необходим в соответствие с выбранной темой (изображения и тексты должны отражать одно из времен года на выбор учащихся). Учитель объясняет правила создания презентаций и как работать в Power Point. Дети самостоятельно создают презентации, работая в парах или индивидуально под руководством учителя.

Завершением работы над проектом стала публикация лучших презентаций в социальной сети работников образования ns-portal в рубрике «Проект для одаренных детей «Алые паруса»».

Просмотр содержимого документа
«описание проекта Мал Родина.Ухина»







Название проекта «Малая Родина»

Тема: Прошлое и настоящее города Киржача и Киржачского района.



Вид проекта: исследовательский.

Тип проекта:

По количеству участников: групповой

По временным затратам: краткосрочный

По содержанию: интегрированный.





Исполнители проекта:

учащиеся 3-в класса МБОУ СОШ №6 г.Киржача

Руководитель проекта:

учитель начальных классов МБОУ СОШ №6 г. Киржача Ухина О.В.



















Цель проекта: формирование УУД учащихся 3-в класса через их включение в краткосрочный групповой проект «Малая Родина».

Учебные задачи проекта, направленные на формирование

- Личностных УУД:

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, формирование ценностей многонационального российского общества;

2. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях;

3. Формирование мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

- Метапредметных УУД:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

5. Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- Предметных УУД:

1.Осознание значимости чтения для личного развития; использование различных видов чтения; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов;

2. Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных художественно-конструкторских и организационных задач;

3.Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

4.Формирование уважительного отношения к России, родному краю, истории, культуре, природе нашей страны;

5.Формирование основ художественной культуры на материале художественной культуры родного края.



Паутинка темы:

Прошлое и настоящее г.Киржача и Киржачского района



Исторический аспект

Тексты об истории города и района, фото прошлых лет

Краеведческий аспект

Тексты с современными данными о городе и районе; фото с киржачскими пейзажами

Культурный аспект Стихи киржачских поэтов; картины местных художников



Этапы работы над проектом:

А) Выбор темы: Тема предложена учителем.

Б) Сбор сведений: создание портфолио научных и художественных текстов, фото и репродукций картин о г.Киржаче и Киржачском районе.

В) Реализация проекта:

  1. Дополнительное домашнее задание. Сбор материалов по теме проекта.

  2. Внеурочное занятие «Наш край». Беседа с целью определения стартовых знаний учащихся по теме проекта. Распределение на группы, отбор материалов и подготовка их к обработке.

  3. Внеурочное занятие «Декоративно-прикладное искусство». Оформление в группах страниц альбома «Малая Родина». Самооценка своей работы в группе. Презентация результатов. Подведение итогов проектной деятельности.

Г) Презентация проекта: на внеурочном занятии дети показывают страницы альбома, созданные в группе, и рассказывают о процессе работы и результатах.

Просмотр содержимого документа
«описание проекта Ярмарка рус узоров.Ухина»







Название проекта «Ярмарка русских узоров»

Тема: Хохломская, дымковская, городецкая росписи.



Вид проекта: учебный.

Тип проекта:

По количеству участников: коллективный

По временным затратам: краткосрочный

По содержанию: интегрированный.





Исполнители проекта:

учащиеся 2-в класса МБОУ СОШ №6 г.Киржача

Руководитель проекта:

учитель начальных классов МБОУ СОШ №6 г. Киржача Ухина О.В.





















Цель проекта: формирование УУД учащихся 2-в класса через их включение в краткосрочный коллективный проект по теме «Хохломская, дымковская, городецкая росписи».

Учебные задачи проекта, направленные на формирование

- Личностных УУД:

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

2. Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств;

3. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях;

4. Формирование установки на бережное отношение к материальным и духовным ценностям;

- Метапредметных УУД:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

5. Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- Предметных УУД:

1. Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-образующей деятельности человека;

2. Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных художественно-конструкторских и организационных задач;

3. Приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.







Паутинка темы:

Хохломская, дымковская, городецкая росписи



История

История русских росписей

Декоративно-прикладное искусство

Фото с изображениями росписей; аппликации и рисунки детей

Литература

Стихи, загадки о русских росписях



Этапы работы над проектом:

А) Выбор темы: Тема определена КТП по технологии.

Б) Сбор сведений:

- просмотр презентации учителя;

- чтение материала учебника по теме проекта;

- раскрашивание рисунков в рабочей тетради;

- изготовление аппликаций;

- поиск научной информации, фотографий и художественных текстов по теме проекта в сети Интернет и литературе, предоставленной учителем.

В) Реализация проекта:

  1. Урок технологии. Презентация учителя. Беседа по выявлению имеющихся у детей знаний, умений и интересов. Знакомство с материалами учебника о народных промыслах. Раскрашивание рисунков изделий хохломской и дымковской росписей в тетради по технологии. Домашнее задание по подбору информации о народных промыслах.

  2. Урок технологии. Работа по группам. Моделирование изделий городецкой росписи. Закрепление знаний о народных промыслах. Отбор работ для альбома. Устное обсуждение работы групп.

  3. Внеурочное занятие «Декоративно-прикладное искусство». Работа по группам. Отбор для книги текстов и рисунков об изучаемых промыслах. Создание дополнительных рисунков и аппликаций для альбома. Оформление страниц альбома. Устное обсуждение работы групп.

  4. Дополнительное домашнее задание. По желанию дети совместно с родителями создают буклет по теме исследования с помощью компьютера.

  5. Внеурочное занятие «Я – исследователь». Заполнение индивидуального листа участника проекта. Рефлексия работы групп. Представление альбома и буклета. Подведение итогов проектной деятельности.

Г) Презентация проекта: просмотр детьми получившегося альбома и буклетов.

Просмотр содержимого документа
«план откр занятия Наследн Победы.Ухина»

План внеурочного занятия «Декоративно-прикладное искусство» по теме «70-летие Победы в ВОВ» в 4 классе.



Мотивирование к учебной деятельности. Двое учеников читают стихи о Великой Отечественной войне.

- О чём эти стихи? Почему выбрана эта тема? (выход на тему занятия)

- Что вы знаете о ВОВ? (актуализация знаний детей)

Дети делятся на группы, у каждой группы свой символ:

  1. Белый голубь на голубом фоне – символ 70-летия Победы;

  2. Орден Победы – наивысшая награда за участие в ВОВ;

  3. Георгиевская лента – девиз «За службу и храбрость».

- Почему выбраны именно эти изображения? Хотите узнать о них больше?

Учитель дает в группы информацию об этих изображениях, а также другую информацию по теме «ВОВ».

- В школе дали задание для каждого класса – сделать стенгазету к Дню Победы. Каждая группа делает часть газеты, а потом мы их соединим в одну общую стенгазету.

Повторение правил работы в группе и правил безопасной работы с инструментами.

Работа в группах – создание частей стенгазеты.

Рефлексия: учитель раздает каждому листочек с тремя шкалами «Польза», «Затруднения», «Настроение», дети заполняют и сдают.

Просмотр содержимого документа
«технол карта ВИРО. Ухина»

Технологическая карта формирования личностных УУД в начальной школе

(рекомендована кафедрой психологии ВИРО)



УУД

Нормативный

показатель УУД

Класс

Уровни сформированности

Диагностика

высокий

средний

низкий

учитель

психолог

Самопознание и самоопределение


Самооценка


1

- чувство необходимости учения,

- формирование своей точки зрения,

- предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа;

- адекватное содержательное представление о школе;

- предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома,

- предпочтение социального способа оценки своих знаний

Рекомендации: поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии.


- положительное отношение к школе;

- ориентация на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика»,

- школа привлекает внеучебной деятельностью





Рекомендации: стабилизировать психоэмоциональное состояние ребенка, организовать самостоятельную деятельность на уроке.


- отрицательное отношение к школе и поступлению в школу

- Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.



Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за результат, давать небольшие поручения, но с достижимым положительным результатом.


Тест на определение самооценки «Лесенка», сформирован-ность познавательных интересов и инициатив

2

- чувство необходимости учения,

- формируется собственная точка зрения,

- предпочтение социального способа оценки своих знаний.



Рекомендации: поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии.


- положительное отношение к школе;

Проявляет собственную точку зрения в отдельных вопросах.

Частично зависит от ситуации успеха.







Рекомендации: проявлять заинтересованность деятельностью ребенка, стабилизировать, психоэмоциональное состояние ребенка, организовать самостоятельную деятельность на уроке.

.


Посещение школы с цель общения со сверстниками.

Нет стремления иметь собственную точку зрения.

Полностью зависит от ситуации успеха.

Тенденция к переоценке достигнутых результатов и возможностей.

Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за результат, давать небольшие поручения, но с достижимым положительным результатом.



«Лесенка»

3

- чувство необходимости учения,

- адекватное определение задач саморазвития, решение которых необходимо для реализации требований роли «хороший ученик»,



Рекомендации: поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии.


- адекватность выделения качеств хорошего ученика (успеваемость, выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению)



Рекомендации

проявлять заинтересованность деятельностью ребенка, стабилизировать, психоэмоциональное состояние ребенка, организовать самостоятельную деятельность на уроке.


Неумение адекватно оценить свои способности.

Самооценка ситуативна.





Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за результат, создать ситуацию успешности среди одноклассников, давать небольшие поручения, но с достижимым положительным результатом



«Лесенка»

4

-адекватное представление о себе как личности и своих способностях, осознание способов поддержания своей самооценки.



Рекомендации: поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии.

.


- выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем,

интерес к учению







Рекомендации: проявлять заинтересованность деятельностью ребенка, стабилизировать, психоэмоциональное состояние ребенка, организовать самостоятельную деятельность на уроке.


Неумение адекватно оценить свои способности.

Самооценка ситуативна Самооценка зависит не только от оценки учителя, но и от процессов самопознания и обратной связи со значимым окружением.





Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за результат, создать ситуацию успешности среди одноклассников,

поручение небольших поручений, но с достижимым положительным результатом



«Лесенка»

Смыслообразование


Мотивация

1

- интерес к новому;

- сформированность учебных мотивов

– стремление к получению высоких оценок











Рекомендации:

- способствовать развитию высокой учебной мотивации и уровня притязаний.

- частично сформирован интерес к новому;

- частично сформированы учебные мотивы,

– стремление получать хорошие оценки









Рекомендации:

- формирование мотивации достижения и успеха.

-к школе безразличен;

- сформированность учебных мотивов недостаточна













Рекомендации:

- консультация специалистов,

- включение ребенка в активную деятельность на основе использования его интересов



Беседа о школе,

Анкета для первоклассников по оценке уровня школьной мотивации

2

- формируются познавательные мотивы и интересы,

- сформированы учебные мотивы - желание учиться, желание выполнять действия согласно школьному распорядку,





Рекомендации:

Включить в учебный процесс мероприятия по формированию социальных навыков представления своих результатов


- частично сформированы познавательные мотивы и интересы,

- в стадии формирования учебные мотивы









Рекомендации:

- организация учебного процесса на поиск решений, приводящих к открытию

-к школе безразличен;

- преобладает плохое настроение,

- учебный материал усваивает фрагментарно,

- к занятиям интерес не проявляет



Рекомендации:

-консультация специалистов;

- организация успеха в рамках учебной программы.

3

- сформированы познавательные мотивы и интересы,

- сформированность социальных мотивов (чувство долга, ответственность),



Рекомендации:

- учебный процесс ориентировать на формирование интереса к трудным заданиям.

- частично сформированы познавательные мотивы и интересы,

-частично сформированы социальные мотивы (чувство долга, ответственность),

- склонность выполнять облегченные задания,

- ориентирован на внеурочную деятельность (кружки, секции)



Рекомендации:

- чтобы стабилизировать мотивацию в учебной деятельности включать ребенка в проектно - исследовательскую деятельность, привлекать к участию в различных конкурсных программах и олимпиадах.




- сформирована мотивация избегания наказания,

- фиксация на неуспешности



Рекомендации:

- консультация специалистов,

- найти зону успешности ребенка,

- ориентировать на внеурочную деятельность.







Мотивация учения и эмоционального отношения к учению

(А.Д. Андреева)

4

Ученик:

- устанавливает связи между учением и будущей профессиональной деятельностью,

- стремится к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;

- мотивирован на высокий результат учебных достижений





Рекомендации:

Привлечение ученика к проектно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах и олимпиадах выше школьного уровня

Ученик:

- частично устанавливает связи между учением и будущей профессиональной деятельностью,

– стремится к приобретению новых знаний и умений по предметам, которые нравятся;



Рекомендации:

- придание личностного смысла учебной деятельности школьника, через проектную и исследовательскую деятельность.

- частично сформированы познавательные мотивы и интересы,

-частично сформированы социальные мотивы (чувство долга, ответственность),

- склонность выполнять облегченные задания,

- ориентирован на внеурочную деятельность,

- слабо ориентирован на процесс обучения



Рекомендации:

- консультация специалистов,

- использовать облегченные виды работы, дифференцированные задания на уроках.


Нравственно-этическая ориентация



1

- ориентирован на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости)

- учитывает чувства и эмоции субъекта при нарушении моральных норм, чувствительность к несправедливости,

- имеет начальное представление о нравственных нормах





Рекомендации:

- закрепить сформированные моральные нормы через совместную деятельность со сверстниками.

- ориентирован на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости)

- частично учитывает чувства и эмоции субъекта при нарушении моральных норм,

- имеет правильное, но недостаточно точное и четкое представление о моральных нормах



Рекомендации:

- формирование основ толерантности,

- развитие эмпатии,

- расширить представления о моральных нормах.

- неправильное представление о моральных нормах,

- низкий уровень развития эмпатии













Рекомендации:

- консультация специалистов,

- стимулирование чувствительности к переживаниям других людей,

- изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных и т.д.)

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»



2

- ребенок понимает, что нарушение моральных норм оценивается как более серьезное и недопустимое, по сравнению с навыками самообслуживания,

- может выделять морально-этическое содержание событий и действий,

- формируется система нравственных ценностей



Рекомендации: изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных и т.д.)


- ребенок частично понимает, что нарушение моральных норм оценивается как более серьезное и недопустимое, по сравнению навыками самообслуживания,

- частично выделяет морально-этическое содержание событий и действий,

-формируется система нравственных ценностей



Рекомендации:

-построение работы, исключающей разрыв между знаниями, чувствами и практическими действиями,

-закрепление нравственных норм в деятельностной форме.


- недостаточно знает суть нравственных норм,

- низкий уровень эмпатии,

- отношение к нравственным нормам отрицательное или неопределенное







Рекомендации:

- консультация специалистов,

- стимулирование чувствительность к переживаниям других,

- изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных и т.д.)


3

- может и имеет опыт осуществления личностного морального выбора,

- может оценивать события и действия с точки зрения моральных норм

- ребенок учитывает объективные последствия нарушения моральной нормы





Рекомендации:

Привлечение к участию в общественно - полезной деятельности

- делает попытки осуществления личностного морального выбора,

- пробует оценивать события и действия с точки зрения моральных норм





Рекомендации:

- воспитание личной ответственности за сказанное слово, дело, данное обещание,

- воспитание потребности доводить начатое дело до конца через поощрение достигнутых результатов

- недостаточно знает суть нравственных норм,

- нравственные нормы не стали мотивами поведения ребенка,

- отношение к нравственным нормам неопределенное





Рекомендации:

- стимулировать чувствительность к переживаниям других,

- изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных и т.д.).


Методика «Незакон-ченные предло-жения»


4

- сформированы представления о моральных нормах,

- имеет позитивный опыт осуществления личностного морального выбора,

- может принимать решения на основе соотнесения нескольких моральных норм





Рекомендации:

Привлечение к участию в общественно - полезной деятельности



- активное, положительное отношение к нравственным нормам со стороны личности, но недостаточно устойчивое проявление в поведении,

- частично сформирован уровень развития моральных суждений,

- имеет разовый опыт осуществления личностного морального выбора,

- иногда может принимать решения на основе соотнесения нескольких моральных норм



Рекомендации:

- создать условия для приобретения опыта осуществления личностного морального выбора в игровой, обучающей форме.

- знает суть нравственных норм,

- нравственные нормы не стали мотивами поведения ребенка,

- отношение к нравственным нормам неопределенное





Рекомендации:

-стимулировать чувствительность к переживаниям других,

- создать условия для приобретения опыта осуществления личностного морального выбора, в игровой, обучающей форме.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Ухина Ольга Валерьевна

Дата: 09.01.2017

Номер свидетельства: 377121


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства