Формирование духовно-нравственных ценностей младшего школьника на уроках литературного чтения
Формирование духовно-нравственных ценностей младшего школьника на уроках литературного чтения
Необходимое звено в прцессе нравственного развития - моральное просвещение. На уроках литературного чтения эта идея воплощается через грамотный, умелый подбор авторами УМК произведений, в частности, басен, в процессе изучения которых учитель имеет возможность способствовать формированию моральных оценок и поступков, воспитанию духовно-нравственных качеств учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование духовно-нравственных ценностей младшего школьника на уроках литературного чтения»
Формирование духовно-нравственных ценностей младшего школьника
на уроках литературного чтения
Сегодня вопрос нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Духовно-нравственное воспитание учащихся обозначено и в федеральных государственных образовательных стандартах как одно из ключевых направлений деятельности современной школы. Актуальность данной проблемы достаточно высока, поэтому современная школа должна обеспечить не только интеллектуальное развитие, информационную грамотность учащихся, но и сформировать у них духовно-нравственные ценности и гражданскую позицию.
Необходимое звено в процессе нравственного развития – моральное просвещение, цель которого – сообщить ребенку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков [1, с. 8]. Важно начать работу по формированию духовно-нравственных ценностей в начальных классах, так как оттого, что ребёнок увидит и услышит в детстве, зависит формирование его отношения к миру.
На уроках литературного чтения эта идея воплощается через грамотный, умелый подбор произведений авторами-разработчиками
учебников. Так, например, в 3 классе (учебник и тетрадь для самостоятельной работы «Литературное чтение» Н.А. Чураковой, УМК «Перспективная начальная школа») в раздел "Набираемся житейской мудрости" включены басни греческого поэта Эзопа и русского баснописца И.А. Крылова. Басни - это целый мир жизненных явлений и образов, это поучительные истории, благодаря которым учащиеся получают представление о нормах поведения в обществе и которые являются средством духовно-нравственного воспитания младших школьников. Герои басен – чаще всего звери, птицы, насекомые – удивительно похожи на людей. Их поступки и нравы - поступки и нравы человеческого общества.
Успех работы над басней определяется рядом условий: это подробный литературоведческий анализ басен и работа над морально-нравственным аспектом произведения.
После знакомства с басней необходимо организовать диалог, выявляющий нравственные позиции персонажей. Например: -Кто из героев басни тебе понравился и почему?
-Справедливо или нет он (она) поступил(а)?
-Сочувствуешь ли ты ему (ей)? Почему?
Таким образом, дети приходят к пониманию, что такое мораль и осознают, что басня написана, прежде всегo, для того, чтобы донести нравственную информацию до нас. Кроме того, на данном этапе учитель может также провести работу по определению нравственной позиции самих учащихся, то есть определить, как ребенок сам относится к той или иной ситуации.
-Какие примеры из жизни вы можете привести, связанные с содержанием басни?
-Как нужно поступать в той или иной ситуации?
-Как бы поступили вы? Почему?
-Расскажите историю от имени .(персонажа), которая с ним (с ней) случилась.
-Может ли повествование басни быть совершенно другим, а мораль - остаться прежней? Попробуйте рассказать другую историю.
Важно в процессе анализа басни помочь ученику живо представить развитие действия, ярко воспринять образы. Поэтому целесообразно предлагать учащимся словесное рисование, чтение в лицах или драматизацию в разных формах (пальчиковый театр, кукольный театр,
костюмированное представление, музыкальная инсценировка) на заключительном этапе работы.
Кроме того, можно также провести работу по определению нравственной позиции самих учащихся, то есть определить, как ребёнок сам относится к той или иной ситуации. Видами работы здесь мoгут выступать творческие задания:
-Нарисуйте дома тех героев, которые, по вашему мнению, поступают правильно.
-Нарисуйте отрицательных героев басни.
-Подбери музыкальное выражение персонажей басни.о результатам работ учащихся можно судить, какую нравственную позицию занимает тот или иной ученик, как он относится к тому или иному персонажу.
Благодаря изучению басен И.А. Крылова, школьники усваивают положительные и отрицательные нравственные качества человека: вежливость, верность, вера в человека, грубость, корысть, правдивость, скромность, совесть, терпимость, трудолюбие, уважение, человечность, честность, чуткость; важные понятия этики: добро и зло, правда и ложь, обман, культурный человек, манеры, общение, поведение, чувство, любовь, дружба, забота, обида.
Таким образом, в процессе изучения басен учитель получает возможность не только познакомить учащихся с конкретным содержанием произведений, но и на базе текстов басен способствовать воспитанию духовно-нравственных качеств личности.
Литература:
Каирова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. - М.: Просвещение, 1979 г.