Формирование читательской компетенции - базовой основы ключевых компетентностей младших школьников
Формирование читательской компетенции - базовой основы ключевых компетентностей младших школьников
«В России уменьшается доля «читающего населения» - такое мнение высказал президент Российского книжного союза Сергей Степашин.
По исследованиям работников библиотек «в России уменьшается доля «читающего населения» – 90 процентов людей приходят в библиотеку за книгами, нужными для работы или учёбы. Такое чтение даёт пищу уму, но не формирует систему нравственных и эстетических идеалов личности. Нельзя не читать художественную литературу, иначе вырастут люди без души и эмоций.
Особая роль в изменении сложившейся ситуации отводится школе, которая совместно с другими государственными и общественными структурами должна способствовать формированию читательской компетентности школьников, как основы полноценного нравственно-эстетического воспитания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской компетенции - базовой основы ключевых компетентностей младших школьников»
Формирование читательской компетенции младших школьников.
Минеева Альбина Васильевна,
учитель начальных классов
МБОУ г. Иркутска СОШ № 38
«В России уменьшается доля «читающего населения» - такое мнение высказал президент Российского книжного союза Сергей Степашин.
По исследованиям работников библиотек «в России уменьшается доля «читающего населения» – 90 процентов людей приходят в библиотеку за книгами, нужными для работы или учёбы. Такое чтение даёт пищу уму, но не формирует систему нравственных и эстетических идеалов личности. Нельзя не читать художественную литературу, иначе вырастут люди без души и эмоций.
Особая роль в изменении сложившейся ситуации отводится школе, которая совместно с другими государственными и общественными структурами должна способствовать формированию читательской компетентности школьников, как основы полноценного нравственно-эстетического воспитания.
Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению? Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает.
В современном быстроменяющемся мире человек вынужден учиться в течение всей жизни. Одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых компетентностей, о чём сказано в концепции модернизации российского образования. Центральное место в перечне ключевых компетентностей занимает читательская компетентность.
Содержание образования в течение жизни будет меняться. Поэтому важнее вооружить ребёнка умением учиться, чем информацией, которая неизбежно забудется. Конечно, это не значит, что школа не должна давать знания, но приоритеты должны быть изменены.
Читатели отличаются от нечитателей уровнем развития интеллекта. Читатели способны мыслить в рамках проблем, схватывать целое, выявлять противоречия и связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения. Они имеют больший объём памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью. Они точнее формулируют мысли, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Таким образом, чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, просвещённого, культурного и социально ценного человека. Под читательской компетентностью будем понимать необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению. Исходя из этого, показателями читательского интереса младших школьников являются: * положительное отношение к самой читательской деятельности ("люблю читать"); * заинтересованность конкретными книгами ("хочу эти книги"); * увлечение самим процессом чтения ("не могу оторваться от книги"); * стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой ("хочу, чтобы другие об этой книге узнали"). "Нет наслаждения книгой, — говорил С. Соловейчик, — нет чтения, нет читателя. Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге — это не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли, — вот чтение". Любование, смакование, восторг, изумление, волнение в своей совокупности и составляют феномен, называемый читательским интересом. Что такое читательская компетентность?
Особенности формирования читательской компетентности учащихся начальной школы
Первый шаг на пути приобщения детей к чтению должен быть направлен на овладение техникой чтения и, прежде всего, на запоминание учениками букв, своеобразия их сочетаний, на формирование умений быстро различать определенную букву среди других, соотносить ее со звуком, узнавать, что она обозначает, когда оказывается в цепочке других букв, образующих слово.
Учащиеся начинают воспроизводить звуковую форму слова, развивается навык плавного слогового чтения, читаются слоговые конструкции, слова, словосочетания, предложения, маленькие тексты. Так в результате систематической и целенаправленной работы происходит формирование навыка чтения. Под навыком чтения подразумевают:
• умение правильно прочитывать слова;
• понимать смысл текста;
• выразительно читать;
• выдерживать оптимальный темп чтения.
Для совершенствования навыка чтения необходимо вызвать интерес к чтению у младшего школьника.
Учителю, с одной стороны, следует предложить ребенку высокохудожественные произведения, способные затронуть душу и ум, с другой - обеспечить комплекс читательских умений и навыков. При этом необходимо знать, на какой же основе рождается и укрепляется читательская компетентность, как происходит становление ребенка-читателя, какие этапы обучения необходимо пройти младшему школьнику, прежде чем стать настоящим читателем. Просматриваются такие этапы формирования читательских интересов:
6-7 лет, когда интерес к любой книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно. В это время детей в равной мере привлекают и стихи, и сказки, и рассказы, но стихи и сказки им читать значительно легче, чем рассказы, а так называемые «тонкие» книжки - («малышки») они неизменно предпочитают «толстым».
8-9 лет, когда учащиеся особенно увлекаются книгами о природе. Это вызвано тем, что дети, становясь старше, хотят поскорее выступить в роли взрослых, а мир природы, в частности животные и окружающие детей растения, это как раз и есть та область жизни, где ребенок 8-9 лет чувствует себя свободно. Книги о животных и растениях привлекают ребенка тем, что помогают познать этот зависимый от него мир, а также понять, как в нем можно и нужно действовать.
9-10 лет, когда характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно - к сказочным, фантастическим.
В 2007 году, начиная работу с первоклассниками, я задумалась о том, что можно изменить в своей работе, чтобы учащиеся к концу 4 класса имели оптимальную скорость чтения, которая является необходимым условием хорошей учёбы в средней школе. Тема профессионального самообразования: «Резервы обучения оптимальному чтению». Использование методического аппарата учебника в УМК «Школа России», творческого подхода, сотрудничества в обучении (групповые и парные формы работы), ИКТ – технологий позволило мне добиться хороших результатов в достижении оптимального чтения. Продолжая эту тему, считаю важным перейти на следующую ступень в обучении по предмету «Литературное чтение». А именно: к формированию читательской компетентности при чтении художественных произведений не только на уроках литературного чтения, но и в большей степени через индивидуальную самостоятельную работу младших школьников.
Цель моей работы в этом направлении: формирование читательской компетентности.
Задачи:
Научить:
• осознанно, правильно, выразительно читать;
• извлекать из текстов интересную и полезную информацию;
• самостоятельно выбирать книги для чтения;
• работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);
• высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;
• самостоятельно выбирать книги для чтения.
Достичь поставленных целей мне помогают разнообразные формы работы с литературным произведением.
На уроках литературного чтения создаются проблемно-поисковые ситуации, настраивающие всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов.
Беседы-дискуссии учат детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение. Было замечено, что вдумчивость чтения у детей повышалась после того, как они получали задание самим задавать вопросы по содержанию прочитанного. В поисках ответов на свои же вопросы дети вновь обращались к тексту, постепенно накапливая материал для пересказа.
Достижению положительных результатов работы способствует и личный пример учителя, который выразительно читает художественный текст. Учительское владение словом настолько захватывает детей, что они стремятся найти и прочитать произведение, отрывок из которого они только что услышали, потому, что им «очень понравилось, как оно написано».
Хорошей основой для накопления учащимися личного опыта творческого восприятия художественных произведений стало использование приема устного словесного рисования. В ходе словесного рисования дети воображают прочитанное и как бы видят его наяву, усматривают за словами картины и образы, без труда не только называют тему любого эпизода или ситуации, но и представляют детали изображаемого, цвета, формы, звуки и обстоятельства.
Большое внимание на уроках уделяется словарной работе, особенно при чтении сложных текстов. Здесь используются разнообразные приёмы толкования значения новых слов: объяснение значения слов с помощью показа предметов, учебных картинок, работа с синонимами и антонимами, пословицами и загадками. Все трудные слова чаще всего выписываются перед уроком на доску или карточку. Как правило, значение этих слов объясняют сами дети, если же они затрудняются, то находят объяснение трудных слов в толковом словаре самостоятельно.
Чтобы повысить интерес к чтению, на уроках литературного чтения использую элементы драматизации. Предпринимались попытки ставить маленькие спектакли по прочитанным произведениям.
Любимой формой работы стало для детей создание рисованных «диафильмов» по прочитанному произведению. Здесь проявлялись творческие способности каждого. При этом авторы диафильмов демонстрировали умения проследить за ходом событий произведения, пересказать текст по рисункам.
В ходе работы было замечено, что уроки литературного чтения и музыки являются благодатной почвой для формирования и развития в ребенке необходимых творческих умений и навыков, с помощью которых дети смогут познавать мир. Удалось заметить, что дети на уроках литературного чтения, где звучала музыка, проявляли высокую активность, которая выражалась в творчестве детей.
Виды уроков литературного чтения:
Уроки-исследования текста.
Уроки-игры, путешествия.
Интегрированные уроки.
Внеклассные мероприятия и конкурсные программы. (Литературные викторины, конкурсы, праздники).
Уроки-проекты.
Обобщающие уроки.
В качестве контрольно-измерительных материалов я использую тестовые задания, составленные на основе ФГОС с учётом содержания образовательного стандарта и требований к уровню подготовки учащихся, проверяющих читательскую компетентность учащихся
С первой учебной недели второго полугодия в 1 классе параллельно с обучением литературному чтению учитель может ввести ребят по книгам в большой мир литературы: познакомить с широким кругом доступных книг, включить в процесс активного чтения каждого ученика, предлагая заниматься чтением литературы регулярно с использованием “Читательского дневника”.
При ведении Читательского дневника ребенку надо мысль записать главную и выразить в 1-2 предложениях. Значит, ребенок учится делать вывод и выразить его очень короткой фразой.
Записывая автора произведения, главных героев, ребенок запоминает эти данные. Если это произведение будет читаться на внеклассном чтении, при проведении конкурсов, викторин, ребенок, пролистав свой читательский дневник, легко вспомнит и героев произведения, и сюжет.
Читая различные произведения и записывая общее содержание в читательский дневник, ребенок тренирует не только навыки письма, но и учится анализировать произведение, выделять основную мысль автора, понять, что же своим произведением автор хотел донести до читателя.
Как же оформить читательский дневник?
Единого требования к оформлению читательского дневника в школе нет. Поэтому каждый учитель вводит свои требования. Я покажу, как я требую вести Читательский дневник.
В первом классе к работе привлекаются родители. Для них проводится консультация по работе с дневником. Дневник предусматривает ежедневное чтение, которое первоначально находится под постоянным контролем родителей, учителя, так как они могут оказать своевременную помощь и поддержку в овладении чтением. Читая каждый день, ребенок постепенно приобретет навыки читателя, научится ориентироваться в мире книг. В итоге детям ненавязчиво предлагается продолжать чтение и летом.
Как оформить читательский дневник в 1 класс?
На первой странице приклеивается фотография владельца (желательно, чтобы на ней был ребенок с книгой или что-нибудь подходящее). Здесь же пишется Ф.И.О. автора дневника и краткая информация о себе.
На следующей записывается или вклеивается список литературы для чтения.
Вместе с родителями ребёнок придумывает, какое будет оформление каждой страницы. Возможно, это будут рамки или особенный шрифт для заголовков. Дневник заполняется пастой синего цвета, а заголовки — цветными.
В конце тетради, на последних страницах, желательно сделать содержание. После прочтения каждого произведения, пусть ребенок вписывает сюда его название. Соответственно, страницы в дневнике должны быть пронумерованы.
Интересная идея — оформить страницы, где будут изображены графики, показывающие, с какой скоростью ребенок читает за одну минуту. Такие графики можно делать, скажем, в конце каждого месяца.
После страницы, где указан список литературы, будет идти памятка с нормами чтения:
Для учащихся первого класса эта норма составляет от 25 до 30 слов/мин.
Для второго — от 40 до 50 слов/мин.
Для третьего — от 65 до 75 слов/мин.
Для четвертого — от 85 до 95 слов/мин.
А вообще оптимальная скорость чтения человека — 120-150 слов/мин.Скорость чтения – самый важный фактор, который влияет на успеваемость.
Таким же образом, конечно, можно оформлять и дневники для учащихся любого класса. Если, к примеру, это ученик первого класса, на обложке пишем: «Читательский дневник 1 класс».
Для учеников 1 и 2 классов при оформлении дневника можно выделить всего четыре графы:
«Название произведения»
«Автор»
«Главные герои»
«Описание» — очень краткое, буквально в 1-3 предложения описание того, о чем было прочитано.
Если ребёнок любит рисовать, неплохо было бы делать иллюстрации к прочитанным книгам. Если ребёнок не умеет красиво рисовать, это очень хорошая возможность научить рисовать поэтапно или же можно воспользоваться копировальной бумагой. Только обязательно покажите ему, как следует правильно нею пользоваться, чтобы не испортить книгу или журнал, откуда будете копировать. Обычно дети любят процесс копирования картинок: рисовал как бы сам, а получается, как у взрослого! Можно найти картинку к прочитанному произведению в интернете, вклеить в дневник и раскрасить.
Во втором классе продолжается работа, начатая в первом классе. Ученики уже имеют навыки самостоятельного чтения. Родители привлекаются только для контроля ежедневного чтения. Включается новое задание: научиться письменно рассказывать о том, почему понравилось прочитанное произведение. Учитель руководит этой работой.
Дневник ученика 2 класса можно оформить таким образом:
Название произведения.
Ф.И.О. автора.
Указать, в каком жанре написано произведение.
Нарисовать рисунок к прочитанной книге.
Перечисление главных героев произведения с краткой характеристикой каждого из них.
Описание сюжета (о чем идет повествование, что понравилось в произведении или, может быть, что не понравилось).
Совершенно одинаковых дневников не существует, ведь каждый подходит к этому вопросу индивидуально: внешнее оформление, рисунки, шрифт заголовков, сам текст описания произведения.
Многие дети читают энциклопедии. Поскольку это тоже книга, и ребенок ее прочел, энциклопедию также следует вносить в читательский дневник.
Рекомендуется делать записи в своем дневнике сразу после прочтения книги, пока в памяти остались свежие воспоминания о ней.
К третьему классу можно немного усложнить описание о прочитанном до 5-8 предложений, сделать его более развернутым. Необходимо обязательно записывать автора, это позволит хорошо запоминать и знать, какое произведение кто написал, что очень полезно для интеллектуального развития ребенка. Можно поискать в интернете фото автора произведения и вклеить на страницу дневника. Так ребёнок будет знать каждого автора в лицо что, несомненно, повысит его эрудицию.
В четвёртом классе учащиеся могутпрочитать и кратко выписать интересные факты из биографии писателя, составить кроссворд по прочитанному произведению.
Конечно процесс приобщения учащихся к чтению, формирование читательской компетентности, воспитание квалифицированного читателя - это двусторонний процесс.
С одной стороны, целенаправленная педагогическая деятельность, с другой внутренний процесс приобщения школьника к чтению, формирующий стойкую потребность в регулярном чтении.
В результате я бы хотела видеть читающего учащегося, который владеет необходимым уровнем техники читательской деятельности, способного самостоятельно мыслить, организовывать собственную познавательную деятельность.
Все вышеперечисленные качества будут непременно способствовать социальной адаптации в обществе, гражданской активности .
Приложение.
Памятки для формирования читательской компетенции обучающихся начальной школы
ПАМЯТКА №1 Пересказ текста
1. Читай текст неспешно, внимательно, проговаривая новые слова.
2. Обрати внимание на количество абзацев.
Помни, это микротемы, важные для понимания смысла текста.
3. Составь простой план по абзацам текста.
4. Выдели ключевые слова, необходимые для передачи смысла каждого абзаца.
5. Подготовься к пересказу текста на основе плана и ключевых слов.
7. Старайся, чтобы твоя речь была убедительной, понятной и интересной для слушателей.
8. Подготовься к ответам на вопросы по содержанию текста.
ПАМЯТКА №2 Культура устной речи
"Не то, что входит в уста, оскверняет их, но то, что выходит из уст".
1. Будь вежлив и внимателен в разговоре, не перебивай собеседника, выслушай его. Если не понял или прослушал, скажи; "Извините, мне не ясно",— и попроси повторить и разъяснить сказанное.
2. Не вмешивайся в разговоры старших, попроси разрешения сообщить известное тебе по интересующему вопросу.
3. Говори только то, что знаешь.
4. Не будь многословным, излишние подробности никому не интересны.
5. Не говори слишком громко, стараясь перекричать собеседника.
6. Подбирай слова, которые лучше выражают мысль.
7. Следи за своими манерами, не размахивай руками во время разговоров, не употребляй грубых выражений, кличек, прозвищ.
ПАМЯТКА №3 Рецензия на ответ товарища
I.Понравился ли ответ? Оцени доступность информации и интерес к ней.
2,Проведена ли основная мысль в ответе?
3.Доказательно ли, последовательно ли звучал ответ?
4.Насколько правильны и самостоятельны примеры?
5.Культура речи (нет ли речевых и грамматических ошибок?).