Формирование готовности младших школьников к самосохранительному поведению.
Формирование готовности младших школьников к самосохранительному поведению.
Проблема формирования готовности младших школьников к самосохранительному поведению в чрезвычайных ситуациях социального характера особенно актуальна в наши дни. Для ее решения требуется комплексный подход, который предполагает как учет объективных закономерностей развития ребенка, так и новых приобретений, характеризующих его как современного представителя данной возрастной категории.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование готовности младших школьников к самосохранительному поведению.»
Социальная безопасность современного младшего школьника сегодня имеет особое значение в связи с изменениями, которые произошли в нашем обществе, в сознании людей, в их ценностных ориентациях. Общество с возросшими в нем рисками для жизни и здоровья (рост преступности, наркомании и других форм девиантного поведения) предъявляет новые требования к растущему человеку, актуальной становится проблема формирования готовности младшего школьника к самосохранительному поведению в чрезвычайных ситуациях социального характера.
Известно, что начало школьной жизни связано для первоклассника с определенными трудностями. Так, если у дошкольника не было ежедневных обязанностей, то с поступлением в школу его жизнь подчиняется строгому регламенту: он должен в определенное время посещать занятия, каждый день собирать в портфель учебники и тетради, внимательно слушать учителя и т.д. Однако социальная ситуация меняется и с позиции безопасности жизнедеятельности ребенка. Если, будучи дошкольником, он находился под постоянным присмотром воспитателей и родителей, которые оберегали его от разных опасностей, то теперь может случиться так, что ему приходится быть дома одному (пока родители на работе), ходить самостоятельно в школу и из нее, посещать кружки или секции. Следовательно, у первоклассника возрастает вероятность встречи с угрожающими для жизни обстоятельствами. Воздействие социальных рисков на школьника усиливается не только в связи с увеличением масштабов его деятельности, но и такими внутренними факторами риска, как стремление к аутодеструктивному поведению, потребность в удовлетворении исследовательских инстинктов, когда наиболее привлекательными становятся социально опасные места (свалки, подвалы, сараи, чердаки и т.п.).
Школа способна направить интенсивно-поисковую активность учеников в русло такой познавательной и практической деятельности, которая исключала бы риски поведения, угрожающего здоровью и жизни, позволила перейти от ситуативного познания мира к его научному изучению, начать процесс последовательного и постоянного овладения знаниями, приемами и способами самосохранительного поведения, сформировать систему безопасных отношений с миром. На развитие отношений ребенка с миром влияют и социально-психологические особенности возраста — доверчивость, впечатлительность, эмоциональность, внушаемость (податливость), наличие высокого авторитета взрослого (что ставит ребенка в заведомо зависимое положение в отношениях с недобропорядочным взрослым и накладывает на детское поведение такие черты виктимности, как соглашательство, подчинение). Известно, что преступники в своих противоправных действиях пользуются именно этими особенностями младших школьников, обещая прокатить их на машине, угостить конфеткой, показать компьютерную игру и т.п. К сожалению, многие дети соглашаются на эти уловки, так как искренне рады яркой игрушке, красочной книжке и не подозревают об опасности.
Доверчивое, эмоциональное поведение младших школьников объясняется с физиологической точки зрения недостаточной зрелостью коры головного мозга по отношению к подкорковым структурам, постепенное созревание которой способствует нарастанию сдержанности в проявлении эмоций, контролируемости и осмысленности поведения, а также процессами в сфере интеллектуального развития, когда еще только происходит формирование абстрактно-логических форм мышления и ребенку сложно критически оценить действия и свои, и окружающих. Учителю важно развивать у школьников критичность к собственному поведению и деятельности в рамках общественно значимых и принятых на личностном уровне смыслов безопасности и самосохранения. В обучении и воспитании необходимо использовать такие методы, которые бы не испугали детей, не погасили их доверие, эмоциональность, умение чувствовать и удивляться. Недостаток доверия к миру может стать основой для формирования деструктивной агрессии, немотивированных страхов. В то же время важно научить их контролировать свои действия и поступки, быть осторожными, следовать заданным правилам, уметь оценивать окружающую обстановку с точки зрения ее безопасности.
Выполняя эту задачу, следует опираться на то, что в младшем школьном возрасте активно происходит формирование произвольности (восприятия, внимания, памяти, психомоторной и интеллектуальной деятельности), внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии, самоконтролю. Именно поэтому ученик может успешно овладеть первичными средствами анализа своего состояния и поведения других людей, навыками саморегуляции. На характер реакции ребенка при угрозе влияет его темперамент, особенности которого характеризуют различные стороны динамики психической деятельности и поведения. К таким особенностям относят способность обнаружить сигналы опасности и скоростные возможности реагирования на нее. Педагогу необходимо знать особенности темперамента своих воспитанников и учитывать их при формировании готовности к самосохранительному поведению. Так, например, у меланхолика надо поддерживать уверенность в себе, в своих силах, а его чувствительность позволяет ему заметить даже слабые сигналы опасности. У холерика, как у человека быстрого и порывистого, следует сделать акцент на развитии внимательности, осторожности, уравновешенности. Индивидуальные качества характера оказывают значительное воздействие на выбор стратегии поведения. Уверенный, смелый, бойкий ребенок, умеющий отстаивать свою позицию в жизни, быстрее и с наименьшим ущербом для себя сумеет сориентироваться в опасной ситуации (так как стресс мобилизует его силы и способствует самосохранению), чем робкий, застенчивый, боязливый, который и в обычных жизненных ситуациях испытывает страх, тревогу и волнение и не готов сопротивляться. Учитель должен понимать, что опасные ситуации разнообразны по степени риска для жизни, и если ученик не привык никому уступать в споре, готов драться за свою собственность, то такое поведение может повлечь за собой опасные последствия. Поэтому важно научить его разбираться, когда отстаивать свою собственность можно и нужно, а когда сопротивление несет риск для жизни (например, если грабитель вооружен). Школьник должен уметь оценить свои шансы, прежде чем пускать в ход кулаки, и уметь отступить в целях самосохранения. Робкий и пассивный ученик, наоборот, не должен безропотно отдавать свою собственность, к примеру, наглому однокласснику. Целенаправленная работа с родителями, которые заинтересованы в безопасности своих детей, знают их характер и готовы включиться в сотрудничество со школой, поможет осуществить дифференцированный подход к обучению самосохранительному поведению. Родителей волнует, прежде всего, безопасность ребенка и его поведение в чрезвычайных ситуациях социального характера и они готовы к взаимному сотрудничеству.
Изменения, произошедшие в нашем обществе, наложили свой отпечаток на современного младшего школьника. Кроме перечисленных особенностей, присущих ему как представителю среднего детства, он приобрел черты и качества, отличающие его от ребенка начала 90х годов ХХв. (излишняя прагматичность, расчетливость, агрессивность, нетерпимость), которые могут явиться предпосылкой деструктивного поведения, когда ребенок не задумывается о своей безопасности и сам становится опасным для других. Сегодня растет количество детей, которые ничего не боятся, могут, не задумываясь или плохо управляя собой, выполнять несуразные действия, испытывают необходимость в определенной дозе страха. Также происходят изменения в сфере ценностного сознания учащихся в сторону значительного перевеса важности материальной составляющей в жизни. Ценностным объектом для младших школьников оказывается, прежде всего, материальное благосостояние. Таким образом, проблема формирования готовности младших школьников к самосохранительному поведению в чрезвычайных ситуациях социального характера особенно актуальна в наши дни. Для ее решения требуется комплексный подход, который предполагает как учет объективных закономерностей развития ребенка, так и новых приобретений, характеризующих его как современного представителя данной возрастной категории.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Макеева С.Г. Материалы к социально-нравственному портрету младшего школьника // Начальная школа. 1999. № 4.
2. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб., 2006.
3. Семья и дети в антинаркотических программах профилактики, коррекции, реабилитации: Руководство для школьных и мед. психологов, соц. работников, врачей / Под ред. Н.В.Вострокнутова, Н.К.Харитонова, Л.О.Перегожина. М., 2003.