kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование жизненной компетенции младшего школьника путём внедрения здоровьесберегающих технологий

Нажмите, чтобы узнать подробности

На протяжении последних трех лет я работаю над проблемой создания организационных условий и воспитательной среды, способствующих формированию здоровой, компетентной личности выпускника начальной школы, с высоким уровнем общей культуры и потребностью в самореализации и самосовершенствовании.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование жизненной компетенции младшего школьника путём внедрения здоровьесберегающих технологий»

Формирование жизненной компетенции школьника

путём внедрения здоровьесберегающих технологий

Здоровье – это ещё не всё, но

жизнь без здоровья ничто.

Описание опыта работы.

На протяжении последних трех лет я работаю над проблемой создания орга-низационных условий и воспитательной среды, способствующих формированию

здоровой, компетентной личности выпускника начальной школы, с высоким уровнем общей культуры и потребностью в самореализации и самосовершенствовании.

Условия возникновения и становления опыта:

  • - изучение нормативных документов;

  • - изучение психолого-педагогической литературы по проблемам организации

здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса;

  • - систематический мониторинг состояния здоровья вверенного мне класса.

Теоретическое обоснование проблемы.

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества.

В последнее время всё очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признаётся и отрицательное влияние школы на здоровье детей.

Идеи приоритетности и значимости здоровья и здорового образа жизни для развития цивилизации не для всех очевидны. Такие социальные пороки, как бездуховность, алкоголизм, наркомания, преступность, разрастаясь, калечат психическое и физическое здоровье нации и порой сводят на нет все усилия педагогов по воспитанию подрастающего поколения.

Проблема охраны здоровья учащихся очень многогранна и сложна. Улучшение

их здоровья является одной из самых перспективных форм оздоровления всего об-

щества. Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся – важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. Школьникам, испытывающим

проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги, должны помочь им спра-

виться с этими трудностями. Здоровье – основа формирования личности, и в этой

связи уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского:

«Опыт убедил нас в том, что у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учёбе является плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание

или заболевание».

Актуальность.

Я считаю, что в современных условиях модернизации образования основная

ориентация учителя начальных классов должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как культура поведения, усвоение этических норм,

сформированность ценностных отношений. Но, учитывая слабое состояние здоровья

современных детей, актуализируется проблема формирования их жизненных ком-петенций (в частности жизнестойкости) и ценностного отношения к собственному

здоровью и здоровью окружающих людей, так как стрессовые социальные, эколо-гические и психические нагрузки всё чаще приводят к отклонениям нравственного

и физического здоровья подрастающего поколения.

Основные приоритеты для педагогики оздоровления следующие:

1. Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития.

2. Оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма разви

тия психофизических возможностей детей.

3. Индивидуально-дифференцированный подход – основное средство оздорови-

тельно-развивающей работы с учащимися.

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить учащимся в условиях

комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья за

период обучения в школе, сформировать необходимые знания, умения и навыки не

только образовательного характера, но и здорового образа жизни, научить исполь-зовать полученные знания в повседневной жизни.

Задачи в организации здоровьесбережения учебно-воспитательного

процесса:

1. Образовательные:

  • - формирование устойчивых мотивов воспитания и самовоспитания;

  • - обучение знаниям, методическим умениям и навыкам, двигательным умениям

и навыкам;

  • - повышение функциональных возможностей, включение в активную двига-

тельную деятельность.

2. Воспитательные:

  • - формирование нравственного сознания и нравственного поведения, волевых ка-честв, трудолюбия, творческого отношения к воспитанию и самовоспитанию;

  • - эстетическое и эмоциональное развитие личности.

3. Оздоровительные:

  • - укрепление физического здоровья и профилактику заболеваний;

  • - содействие правильному физическому развитию;

  • - повышение с помощью средств физической культуры умственной работоспо-собности;

  • - снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на психику

занимающихся, обусловленного напряжённым режимом учебно-воспитатель

ного процесса.

4. Прикладные:

  • - обучение умениям и навыкам сотрудничества со сверстниками;

  • - формирование представлений, знаний, умений и навыков, необходимых для

обеспечения безопасности жизнедеятельности во время самодеятельных игр,

физкультурных занятий, пребывания на природе, в быту.


Принципы здоровьесберегающих образовательных технологий:

  • - принцип «Не навреди!»;

  • - принцип сознательности и активности;

  • - непрерывности здоровьесберегающего процесса;

  • - принцип систематичности и последовательности;

  • - принцип доступности и индивидуализации;

  • - принцип всестороннего и гармоничного развития личности;

  • - системного чередования нагрузок и отдыха;



  • - постепенного наращивания оздоровительных воздействий;

  • - возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса;

  • - принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и

здоровье окружающих людей;

Я уверена, что начальная школа должна стать «школой здорового образа жизни» учащихся, где любая их деятельность будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у школьников потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений

в отношении поддержания и укрепления своего здоровья, особенно в условиях комплексного использования современных информационных технологий обучения.

Планируя свою работу в этом направлении я брала за основу определение

Всемирной организации здравоохранения, которое выделяет следующие компоненты здоровья:









Формирование, сохранение, укрепление и обновление здоровья детей происходит благодаря не только современным, но и давним технологиям. Их использование

требует от педагога:

  • - точных знаний о влиянии оздоровительных технологий как на организм ребёнка в целом, так и на конкретные органы в частности;

  • - учёт общего состояния здоровья каждого ученика, его психо-физиологических

особенностей в процессе обучения;

  • - чувство меры («Не навреди!»);

  • - использование только тех технологий, которые соответствуют возрастным осо-

бенностям детей.

Поскольку в младшем школьном возрасте детей преобладает образное мышление,

то основное место я отвожу игровым методам и приёмам работы с детьми:

  • - ситуативно-ролевым, сюжетно-ролевым играм;

  • - методам анализа жизненных ситуаций;

  • - игровым методикам для выявления самооценки;

  • - играм-драматизациям, инсценированию, играм-беседам, играм-путешествиям;

  • - экскурсиям;

  • - игровым упражнениям;

  • - коллективным творческим проектам;

  • - практическим акциям также .

Как известно, существуют следующие средства здоровьесберегающих

технологий:

1. Средства двигательной направленности:

- элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метания и др.);

- физические упражнения (без предметов; с предметами);

- танцевальные упражнения (подготовительные танцевальные упражнения; танец;

музыкальное сопровождение);

- физкультминутки и подвижные перемены;

- эмоциональные разрядки и «минутки покоя»;

- гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыха-

тельная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости);

- лечебная физкультура;

- подвижные игры;

- массаж, самомассаж;

- психогимнастика;

- тренинги и др.


2. Оздоровительные силы природы:

- солнечные и воздушные ванны;

- водные процедуры;

- фитотерапия;

- ароматерапия;

- ингаляции;

- кислородные коктейли.

3. Гигиенические факторы:

- выполнение санитарно-гигиенических требований;

- личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха ) ;

- проветривание и влажная уборка помещений;

- соблюдение общего режима дня;

- обучение детей элементарным приемам ЗОЖ;

- ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.

Из опыта работы.

За период моей работы в качестве учителя начальных классов сложилась опре-делённая система использования здоровьесберегающих технологий в работе.

Физическое здоровье.

В классе создан надлежащий санитарно-гигиенический, воздушный и световой

режим. Дежурные каждый день следят за чистотой, регулярным проветриванием

помещения. Детям нравится каждый урок выполнять физкультминутки под

музыку.

Из всех нагрузок, с которыми ребёнок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддержания рабочей

позы. Поэтому, я считаю, нельзя требовать от учащихся сохранения неподвижного

положения тела в течение всего урока. Переключение в течение урока с одного

вида деятельности на другой должно неизбежно сопровождаться изменением позы

ребенка.

Один из главных секретов хорошего физического самочувствия младших школь-

ников и их высокой активности в учебном процессе состоит в использовании ра-ционально подобранных, а при необходимости специально сконструированных, и

индивидуально дозированных игр оздоровительной направленности. При правильной педагогической инструментовке такие игры способны:

- стимулировать процессы роста и развития основных физических качеств младше-

го школьника (сила, быстрота, ловкость, выносливость);

- устранять недостатки в физическом развитии детей, что оказывает лечебно-оздо-

ровительное влияние.

Для снятия усталости на уроке провожу физминутки. Это танцевальные разминки, разминки для глаз, пальчиковую гимнастику, самомассаж пальцев рук, обще-развивающие упражнения, двигательно-речевые, физкультурно-спортивные, когни-тивные (познавательные), ритмические хлопки, эмоциональные разрядки. Во время

перемен организовываю подвижные игры, такие как «Золотые ворота», «Ручеёк»,

«Ниточка-иголочка», «Колечко», «Третий – лишний», «Угадай чей голосок» и др.

Особый интерес вызывает у детей урок «Физкультура и здоровье» ( III урок физ-культуры), который проходит на свежем воздухе.

Учащиеся приучены к гигиеническим процедурам перед посещением столовой,

после туалета.

Создана здоровьеформирующая учебная среда:

- уголок здорового образа жизни;

- комплексы пальчиковой гимнастики;

- правила личной гигиены;

- режим дня;

- правила правильного питания;

- двигательный режим школьника;

- правила закаливания;

- правила научной организации труда (для детей и родителей);

- правила работы младших школьников с компьютером.

Психическое здоровье.

Начиная с 1 класса провожу работу над созданием гармоничных, доброжелатель-

ных отношений между детьми, а также между учителем и детьми; воспитываю в

детях доброту, взаимопонимание, умение поддержать друг друга в сложной ситуации, активизирую проявление у них радости, удивления, заинтересованности, восхищения. (Праздники, конкурсы, соревнования, экскурсии, Дни здоровья и т.д.).

Особый интерес и восхищение вызывают у детей Дни именинника. Ребята с

желанием приходят в школу и с хорошим настроением идут домой.

Настраиваю их на позитивное мышление: творить добро, доверять людям, радо-

ваться жизни. Знакомлю с антистрессовыми приёмами для всех и каждого.

Применяю на практике методические рекомендации по работе с детьми, у которых проявляется повышенный уровень тревожности.

Нравственное здоровье.

Дети любят заниматься любимыми творческими делами, создают что-либо не по

шаблону: кормушки, поздравительные открытки, рисунки, поделки из природного

материала.

Класс посещает музей с целью ознакомления с растительным и животным миром

нашего края.

Провожу беседы и практические занятия по темам «Фитотерапия во время каран-тина», «Витамины в моей жизни».

Социальное здоровье.

Учащиеся класса познакомились с рекомендациями по формированию жизненной компетенции. Каждый ученик составил личный план «Безопасный путь домой».

Каждую неделю проводятся классные часы, беседы по сохранению здорового образа жизни.

Дети рассказывают о том, как они проводят свободное время, какие посещают

кружки.Ребята находят, читают пословицы и поговорки о здоровье, объясняют их

смысл.

Работа с родителями направлена на программу здоровьесбережения: рациональ-

ное питание, оптимальная для организма двигательная активность, соблюдение ре-жима дня школьников, предупреждение вредных привычек и формирование полез-

ных.

Результативность работы.

  • - Дети умеют определять свое состояние и ощущение;

  • - у учащихся сформированы представления о своём теле, организме;

  • - знают правила безопасности при выполнении различных видов деятельности;

  • - имеют представление о том, что полезно и что вредно для организма;

  • - ведут активный образ жизни: 30% учащихся посещают спортивные секции и тан-

цевальные кружки;

  • - знают как укреплять и сохранять свое здоровье;

  • - регулярно проводим мониторинг заболеваемости (обсуждаем с детьми);

  • - дети понимают отрицательное воздействие вредных привычек на состояние

здоровья;

Заключение.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и

ценностей человека в нашем обществе. Если мы будем личным примером демонст-рировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что бу-дущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллек-туально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле –

здоровый дух», то не ошибётся тот, кто скажет, что без духовного не может быть

здорового.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в

учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образова-тельном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учи-

телю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.





ПРИЛОЖЕНИЕ


Спортивные соревнования « Веселые старты»





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Зиновьева Ирина Владимировна

Дата: 23.09.2020

Номер свидетельства: 558284


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства