Формирование жизненной компетенции младшего школьника путём внедрения здоровьесберегающих технологий
Формирование жизненной компетенции младшего школьника путём внедрения здоровьесберегающих технологий
На протяжении последних трех лет я работаю над проблемой создания организационных условий и воспитательной среды, способствующих формированию здоровой, компетентной личности выпускника начальной школы, с высоким уровнем общей культуры и потребностью в самореализации и самосовершенствовании.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- систематический мониторинг состояния здоровья вверенного мне класса.
Теоретическое обоснование проблемы.
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества.
В последнее время всё очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признаётся и отрицательное влияние школы на здоровье детей.
Идеи приоритетности и значимости здоровья и здорового образа жизни для развития цивилизации не для всех очевидны. Такие социальные пороки, как бездуховность, алкоголизм, наркомания, преступность, разрастаясь, калечат психическое и физическое здоровье нации и порой сводят на нет все усилия педагогов по воспитанию подрастающего поколения.
Проблема охраны здоровья учащихся очень многогранна и сложна. Улучшение
их здоровья является одной из самых перспективных форм оздоровления всего об-
щества. Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся – важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. Школьникам, испытывающим
проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги, должны помочь им спра-
виться с этими трудностями. Здоровье – основа формирования личности, и в этой
связи уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского:
«Опыт убедил нас в том, что у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учёбе является плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание
или заболевание».
Актуальность.
Я считаю, что в современных условиях модернизации образования основная
ориентация учителя начальных классов должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как культура поведения, усвоение этических норм,
сформированность ценностных отношений. Но, учитывая слабое состояние здоровья
современных детей, актуализируется проблема формирования их жизненных ком-петенций (в частности жизнестойкости) и ценностного отношения к собственному
здоровью и здоровью окружающих людей, так как стрессовые социальные, эколо-гические и психические нагрузки всё чаще приводят к отклонениям нравственного
и физического здоровья подрастающего поколения.
Основные приоритеты для педагогики оздоровления следующие:
1. Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития.
2. Оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма разви
тия психофизических возможностей детей.
3. Индивидуально-дифференцированный подход – основное средство оздорови-
тельно-развивающей работы с учащимися.
Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить учащимся в условиях
комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья за
период обучения в школе, сформировать необходимые знания, умения и навыки не
только образовательного характера, но и здорового образа жизни, научить исполь-зовать полученные знания в повседневной жизни.
Задачи в организации здоровьесбережения учебно-воспитательного
процесса:
1. Образовательные:
- формирование устойчивых мотивов воспитания и самовоспитания;
- обучение знаниям, методическим умениям и навыкам, двигательным умениям
и навыкам;
- повышение функциональных возможностей, включение в активную двига-
тельную деятельность.
2. Воспитательные:
- формирование нравственного сознания и нравственного поведения, волевых ка-честв, трудолюбия, творческого отношения к воспитанию и самовоспитанию;
- эстетическое и эмоциональное развитие личности.
3. Оздоровительные:
- укрепление физического здоровья и профилактику заболеваний;
- содействие правильному физическому развитию;
- повышение с помощью средств физической культуры умственной работоспо-собности;
- снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на психику
- принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и
здоровье окружающих людей;
Я уверена, что начальная школа должна стать «школой здорового образа жизни» учащихся, где любая их деятельность будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у школьников потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений
в отношении поддержания и укрепления своего здоровья, особенно в условиях комплексного использования современных информационных технологий обучения.
Планируя свою работу в этом направлении я брала за основу определение
Всемирной организации здравоохранения, которое выделяет следующие компоненты здоровья:
Формирование, сохранение, укрепление и обновление здоровья детей происходит благодаря не только современным, но и давним технологиям. Их использование
требует от педагога:
- точных знаний о влиянии оздоровительных технологий как на организм ребёнка в целом, так и на конкретные органы в частности;
- учёт общего состояния здоровья каждого ученика, его психо-физиологических
особенностей в процессе обучения;
- чувство меры («Не навреди!»);
- использование только тех технологий, которые соответствуют возрастным осо-
бенностям детей.
Поскольку в младшем школьном возрасте детей преобладает образное мышление,
то основное место я отвожу игровым методам и приёмам работы с детьми:
тельная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости);
- лечебная физкультура;
- подвижные игры;
- массаж, самомассаж;
- психогимнастика;
- тренинги и др.
2. Оздоровительные силы природы:
- солнечные и воздушные ванны;
- водные процедуры;
- фитотерапия;
- ароматерапия;
- ингаляции;
- кислородные коктейли.
3. Гигиенические факторы:
- выполнение санитарно-гигиенических требований;
- личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха ) ;
- проветривание и влажная уборка помещений;
- соблюдение общего режима дня;
- обучение детей элементарным приемам ЗОЖ;
- ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.
Из опыта работы.
За период моей работы в качестве учителя начальных классов сложилась опре-делённая система использования здоровьесберегающих технологий в работе.
Физическое здоровье.
В классе создан надлежащий санитарно-гигиенический, воздушный и световой
режим. Дежурные каждый день следят за чистотой, регулярным проветриванием
помещения. Детям нравится каждый урок выполнять физкультминутки под
музыку.
Из всех нагрузок, с которыми ребёнок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддержания рабочей
позы. Поэтому, я считаю, нельзя требовать от учащихся сохранения неподвижного
положения тела в течение всего урока. Переключение в течение урока с одного
вида деятельности на другой должно неизбежно сопровождаться изменением позы
ребенка.
Один из главных секретов хорошего физического самочувствия младших школь-
ников и их высокой активности в учебном процессе состоит в использовании ра-ционально подобранных, а при необходимости специально сконструированных, и
индивидуально дозированных игр оздоровительной направленности. При правильной педагогической инструментовке такие игры способны:
- стимулировать процессы роста и развития основных физических качеств младше-
го школьника (сила, быстрота, ловкость, выносливость);
- устранять недостатки в физическом развитии детей, что оказывает лечебно-оздо-
ровительное влияние.
Для снятия усталости на уроке провожу физминутки. Это танцевальные разминки, разминки для глаз, пальчиковую гимнастику, самомассаж пальцев рук, обще-развивающие упражнения, двигательно-речевые, физкультурно-спортивные, когни-тивные (познавательные), ритмические хлопки, эмоциональные разрядки. Во время
перемен организовываю подвижные игры, такие как «Золотые ворота», «Ручеёк»,
«Ниточка-иголочка», «Колечко», «Третий – лишний», «Угадай чей голосок» и др.
Особый интерес вызывает у детей урок «Физкультура и здоровье» ( III урок физ-культуры), который проходит на свежем воздухе.
Учащиеся приучены к гигиеническим процедурам перед посещением столовой,
после туалета.
Создана здоровьеформирующая учебная среда:
- уголок здорового образа жизни;
- комплексы пальчиковой гимнастики;
- правила личной гигиены;
- режим дня;
- правила правильного питания;
- двигательный режим школьника;
- правила закаливания;
- правила научной организации труда (для детей и родителей);
- правила работы младших школьников с компьютером.
Психическое здоровье.
Начиная с 1 класса провожу работу над созданием гармоничных, доброжелатель-
ных отношений между детьми, а также между учителем и детьми; воспитываю в
детях доброту, взаимопонимание, умение поддержать друг друга в сложной ситуации, активизирую проявление у них радости, удивления, заинтересованности, восхищения. (Праздники, конкурсы, соревнования, экскурсии, Дни здоровья и т.д.).
Особый интерес и восхищение вызывают у детей Дни именинника. Ребята с
желанием приходят в школу и с хорошим настроением идут домой.
Настраиваю их на позитивное мышление: творить добро, доверять людям, радо-
ваться жизни. Знакомлю с антистрессовыми приёмами для всех и каждого.
Применяю на практике методические рекомендации по работе с детьми, у которых проявляется повышенный уровень тревожности.
Нравственное здоровье.
Дети любят заниматься любимыми творческими делами, создают что-либо не по
шаблону: кормушки, поздравительные открытки, рисунки, поделки из природного
материала.
Класс посещает музей с целью ознакомления с растительным и животным миром
нашего края.
Провожу беседы и практические занятия по темам «Фитотерапия во время каран-тина», «Витамины в моей жизни».
Социальное здоровье.
Учащиеся класса познакомились с рекомендациями по формированию жизненной компетенции. Каждый ученик составил личный план «Безопасный путь домой».
Каждую неделю проводятся классные часы, беседы по сохранению здорового образа жизни.
Дети рассказывают о том, как они проводят свободное время, какие посещают
кружки.Ребята находят, читают пословицы и поговорки о здоровье, объясняют их
смысл.
Работа с родителями направлена на программу здоровьесбережения: рациональ-
ное питание, оптимальная для организма двигательная активность, соблюдение ре-жима дня школьников, предупреждение вредных привычек и формирование полез-
ных.
Результативность работы.
- Дети умеют определять свое состояние и ощущение;
- у учащихся сформированы представления о своём теле, организме;
- знают правила безопасности при выполнении различных видов деятельности;
- имеют представление о том, что полезно и что вредно для организма;
- ведут активный образ жизни: 30% учащихся посещают спортивные секции и тан-
цевальные кружки;
- знают как укреплять и сохранять свое здоровье;
- регулярно проводим мониторинг заболеваемости (обсуждаем с детьми);
- дети понимают отрицательное воздействие вредных привычек на состояние
здоровья;
Заключение.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и
ценностей человека в нашем обществе. Если мы будем личным примером демонст-рировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что бу-дущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллек-туально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле –
здоровый дух», то не ошибётся тот, кто скажет, что без духовного не может быть
здорового.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в
учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образова-тельном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учи-
телю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.