Формирование учебно-исследовательских умений у учащихся 3 класса на уроках окружающего мира (на примере метеорологического наблюдения)
Формирование учебно-исследовательских умений у учащихся 3 класса на уроках окружающего мира (на примере метеорологического наблюдения)
Каждый ребенок от природы любознателен и полон желания учиться, и именно на начальной ступени обучения он стремится к творчеству, познанию и активной деятельности. В современном мире возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям. Поэтому в школе необходимо изучать различные технологии. Но, помимо этого, они должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать, выражать собственное мнение, формулировать интересы и осознавать возможности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование учебно-исследовательских умений у учащихся 3 класса на уроках окружающего мира (на примере метеорологического наблюдения)»
Формирование учебно-исследовательских умений у учащихся 3 класса на уроках окружающего мира (на примере метеорологического наблюдения)
Автор: Филиппова Марина Валерьевна, учитель начальных классов
г.Якутск
Аннотация: Каждый ребенок от природы любознателен и полон желания учиться, и именно на начальной ступени обучения он стремится к творчеству, познанию и активной деятельности. В современном мире возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям. Поэтому в школе необходимо изучать различные технологии. Но, помимо этого, они должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать, выражать собственное мнение, формулировать интересы и осознавать возможности.
Под исследовательской деятельности понимается учебная и научная деятельность. Учебное исследование способствует познавательному продвижению, выполняется часто с использованием упрощенных методик сбора и обработки данных или по некоторому набору последовательных заданий, разработанных с учетом возраста и опыта школьника-исследователя. Также решает проблемы, продвигающие науку вперед и способствующие развитию общественной мысли и теоретического задания.
Учебно-исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательность. [17, C. 3-8]
Т. А. Кобзарева, И. Г. Судак считают, что в исследовательской деятельности нужно направить мыслительную деятельность учащихся в сторону более активного и глубокого освоения новой информации по формированию учебно-исследовательских умений:
- видеть и вычленять проблему;
- строить предположение об его разрешении;
- ставить перед собой цель или задачу;
- ориентироваться в информационном пространстве;
- самостоятельно конструировать свои знания, интегрировать знания из различных областей наук;
- удерживать одновременно несколько смыслов явлений, событий, текстов, высказываний;
- делать выводы, обобщения. [18, C. 87]
Организация исследовательской деятельности основывается на следующих основных принципах:
- принцип научности – требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, теориями и законами, нацеливает учителя на использование в организации учебно-исследовательской деятельности школьников проблемных ситуаций, вовлечение их в разнообразные наблюдения изучаемых явлений и процессов, научные споры;
- принцип доступности – вытекает из требований и закономерностей возрастного развития учащихся, организации и осуществления образовательного процесса в соответствии с уровнем развития учащихся;
- принцип целостности картины мира – предполагает отбор такого содержания образования, которое поможет школьнику удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание ребёнком разнообразных связей между его объектами и явлениями;
- краеведческий принцип – сущность его заключается в том, что в начальной школе ребёнок должен изучать окружающую его природную и социальную среду, что способствует более прочному усвоению знаний, предполагает широко изучить окружающий ребенка мир в связи с изучением истории, традиции, природы родного края.
Так, И. М. Чередов организационные формы обучения, включая обязательные и факультативные, классные и домашние занятия, подразделяет на фронтальные, групповые и индивидуальные:
Таблица1
Общие формы учебной работы учащихся (И. М. Чередов)
Фронтальная
Групповая
Индивидуальная
Управление учебной деятельностью всего класса при его работе над единой задачей при достаточно жёстком контроле учителя.
Сотрудничество в малых группах на принципах самоуправления с менее жёстким контролем учителя:
- звеньевые;
- бригадные;
- кооперированно-групповые;
- дифференцированно-групповые.
Самостоятельность ученика при максимальном проявлении его инициативы с учётом степени целеустремлённости, работоспособности, интересов, склонностей:
- индивидуализированные;
- индивидуализированно-групповые.
Урок – это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них (по А.А. Бударному).
Урок включает в себя такие компоненты учебно-воспитательного процесса, как цель урока, его содержание, средства и методы, применяемые на нем, деятельность по организации и управлению учебной работой, все дидактические элементы урока.
При изучении исследовательских умений необходимо ознакомиться с механизмом развития этих умений у учащихся начальной школы. Чтобы не нанести вред ребёнку, мы должны учитывать его физиологические, психологические и возрастные особенности [17].
Психофизиологические особенности младших школьников рассматриваются в трудах Д.С. Выготского, Л.В. Занкова, С.Л. Рубинштейна, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и др. Эти авторы утверждают, что развитие детей протекает через стабильные (сензитивные) и кризисные периоды. Л.С. Выготский полагал, что развитие связано с изменением личности ребёнка. Оно осуществляется в связи с переходом от одной возрастной ступени к другой [23].
По окончании начальной школы интеллектуальное развитие детей переходит на другую ступень, у них происходит формирование такого новообразования как внутренний план действий. В первый год обучения детей педагог опирается на рисунки, предметы, модели. Постепенно школьники учатся заменять предметы словами.
Взрослый человек для учащихся начальной школы часто является авторитетом. Дети почти всегда безоговорочно принимают его оценки.
Несмотря на то, что младший школьник характеризует себя как личность, в основном школьник лишь повторяет то, что о нем говорит взрослый. Это связано с особым типом развития самооценки у младших школьников. Адекватная самооценка проявляется в разумном оценивании собственных способностей. Заниженная или завышенная типы проявляются в снижении или, наоборот, в повышении значимости собственных способностей [3].
Младший школьник уже самостоятельно может сформулировать цели своей деятельности, регулировать собственное поведение, позволяющее ему достичь искомой цели.
В мотивации к учебной работе у детей данного возраста ведущее место отводится социальным мотивам: в первом, втором классе – это мотив долга, или ответственности перед взрослыми, педагогом, родными, в третьем, четвёртом классах – перед одноклассниками.
Приведём в таблице 3 особенности младшего школьного возраста.
Сферы личности
Особенности младшего школьного возраста
Нравственно-ценностная
Могут оценивать себя, высказывать своё отношение к различным явлениям, возникает внутренняя позиция, формируются ценностные приоритеты.
Мотивационно-потребностная
У детей младшего школьного возраста мотивы еще достаточно неустойчивы. Для них характерна ситуативность. Занимательность материала находится на первом месте в мотивации.
Эмоционально-волевая
Формирование таких волевых качеств как самостоятельность, настойчивость, выдержка, уверенность в своих силах.
Интеллектуальная
Новообразования: произвольность психических процессов, рефлексия, внутренний план
Таблица 3. Особенности учащихся младшего школьного возраста
В этом случае, важным для младших школьников оказывается умение работать с имеющейся информацией, умение добывать необходимый научный материал, грамотно систематизировать, логически распределять имеющие данные и другое [1].
Исследовательская деятельность – это способ работы с детьми, отличающийся некоторыми особенностями. Отличием учебной исследовательской деятельности от научной является то, что ее главная цель- приобретение навыков исследования как универсального способа освоения действительности [13].
Особенностью процесса организации развития исследовательских умений у младших школьников является то, что в этом процессе участвуют все дети.
В процессе развития у младших школьников исследовательских умений, предполагаются следующие результаты:
освоение учащимися развития следующих исследовательских умений, с использованием полученных навыков в дальнейшем изучении дисциплин школьной программы;
умение видеть проблему, создавать гипотезы, делать умозаключения и выводы, экспериментировать, классифицировать полученные знания и наблюдать за результатами, сравнивать и оценивать, составлять свой индивидуальный план, уметь отстаивать свою точку зрения;
использовать умения, полученные в школе, для собственного развития, формирование и развитие личности учащихся младшей школы.
Вид исследовательской деятельности для каждого учащегося определяется индивидуально. Для процесса исследовательской деятельности необходимо: умение увидеть проблемы; умение задать вопрос; умение строить гипотезы; умение давать определять понятия; умение классифицировать; умение экспериментировать; умение работать с материалом; умение обосновывать и аргументировать свои идеи [14].
Главный путь формирования умений – это приучение обучающихся видеть различные стороны в объекте, применять к нему разнообразные понятия, формулировать в понятиях разнообразные отношения этого объекта, преобразовывать его с помощью синтеза через анализ.
Исследование следующими : стремление и качество при известного; непременно измерять все то, что может быть измерено, показывать численное отношение изучаемого к известному; всегда определять место изучаемого в системе известного. Если научный поиск обладает этими тремя характеристиками, то его можно назвать исследованием.
Для того чтобы формировать и развивать исследовательские умения, учителю необходимо грамотно использовать разнообразные методы формирования учебно-исследовательских умений.
Эффективным методом является метод наблюдения – это один из основных методов изучения окружающего мира человеком, метод научного исследования, заключающийся в активном, систематическом, целенаправленном, планомерном и преднамеренном восприятии объекта, в ходе которого получается знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемого объекта. [29, с.58]
Наблюдения позволяют одновременно развивать у учащихся такие навыки, как:
- умение описывать предмет по плану;
- умение сравнивать и выделять главное;
- умение задавать вопросы, ставить перед собой проблему;
- умение составлять планы, выдвигать гипотезы;
- умение давать определения понятиям и явлениям, проявлять самостоятельность и активность.
Наблюдение окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности учащихся. Оно бывает в двух направлениях:
1. Фенологические наблюдения – вид наблюдений, направленный на ознакомление учащихся с сезонными явлениями в природе.
2. Метеорологические наблюдения – это измерения и качественные оценки метеорологических величин: температуры и влажности воздуха, атмосферного давления, ветра, облачности, осадков, туманов, метелей, гроз, видимости, а также некоторых величин, непосредственно не отражающих свойств атмосферы или атмосферных процессов, но тесно связанных с ними.
Главные задачи наблюдения– научить учащихся наблюдать, вызвать у них интерес к изучению природы, углубить и расширить знания о природе своей местности, воспитать любовь к природе и стремление ее охране. Во время их проведения учащиеся наблюдают за погодными изменениями, описывают метеорологическое состояние погоды. [23, C. 141]
При метеорологическом наблюдении обязательным инструментом записи является дневник наблюдений. Дневник наблюдения за погодой – это календарь-график, в котором учащиеся наблюдают и отмечают изменения погоды. [5, С. 23]
Перед началом работы необходимо провести ряд занятий, на которых учащиеся знакомятся с предстоящей работой, объектами наблюдений, порядком ведения записей, готовят таблицы для последующего заполнения соответствующих граф. Записывать происходящие изменения в дневник учащимися приходится ежедневно, так как они сравнивают эти записи между собой.
Способами фиксации дневника наблюдения являются:
- таблица – способ структурирования данных. Представляет собой распределение данных по однотипным строкам и столбцам;
- график – диаграмма, изображающая при помощи кривых количественные показатели движения, состояния чего-нибудь;
- схема – изложение, изображение, представление чего-либо в самых общих чертах, упрощённо.
Использование различных методов обучения способствует развитию умений сравнивать, наблюдать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и др. [16, С. 62]
Для формирования у учащихся учебно-исследовательских умений в проведении метеорологических наблюдений используются следующие методы:
Моделирование – важный метод научного познания. Учащиеся совместно с учителем в процессе рассуждений создают модели: чертят план, строят простейшие графики и диаграммы по результатам наблюдений за погодой, чертят схемы всевозможных связей и.т.д. [33, с. 51]
Метод сравнения – метод сопоставления двух и более объектов (явлений, идей, результатов исследований и т. п.), выделение в них общего и различного с целью классификации и типологии.
Метод анализа – метод исследования, характеризующийся выделением и изучением отдельных частей объектов исследования.
Также в учебно-исследовательской деятельности используются знаково-символические действия.
Знаково-символические учебные универсальные действия выполняют следующие функции:
1) кодирование – передача и прием информации (представление информации в альтернативном виде);
2) схематизация – рассмотрение или явления в общих чертах, сглаживание различий, упрощение на уровне какой-либо схемы. [3, C. 28]
Использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию урока.
Таким образом, для формирования учебно-исследовательских умений на основе метеорологического наблюдения необходимо грамотно использовать разнообразные методы:
1) наблюдение – один из основных методов изучения окружающего мира человеком, метод научного исследования, заключающийся в активном, систематическом, целенаправленном, планомерном и преднамеренном восприятии объекта;
2) моделирование – способствует развитию логического мышления, учит рассуждать, последовательно излагать материал, повышает наглядность и практическую направленность обучения;
3) частично-поисковый – у младших школьников развиваются умения осознавать цель своей деятельности, планировать, вырабатывать приёмы анализа и синтеза, видеть проблемы в различных ситуациях, выбирать результативный способ их решения;
4) сравнение – метод сопоставления двух и более объектов (явлений, идей, результатов исследований и т. п.), выделение в них общего и различного с целью классификации и типологии;
5) анализ – метод исследования, характеризующийся выделением и изучением отдельных частей объектов исследования;
6) знаково-символические действия – конкретные способы преобразования учебного материала на основе моделирования, выделения существенного, отрыва от конкретных ситуативных значений, формирования обобщенных знаний.
7) группа словесных методов – беседа (диалог), дискуссия, работа с текстом, с разными источниками информации и др.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ардашева, Н.В. Формирование исследовательских умений в процессе гражданского воспитания студентов [Текст] /Н.В. Ардашев. – Кемерово., 2009. – 57 с.
2. Байбородова, Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах [Текст] /Л.В. Байбородова. – М.: Просвещение, 2014. – 176 c.
3. Балашов, Ю.В. К вопросу о формировании знаково-символических УУД в процессе обучения решению текстовых задач [Текст] /Ю.В. Балашов. – Уфа.: Лето, 2014. – 83 с.
4. Бондарева, Э.Д. Метеорология: дорожная синоптика и прогноз условий дорожного транспорта.: учебник для среднего профессионального образования [Текст] /Э.Д. Бондарева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 106 с.
5. Виноградова, Н.А. Научно-исследовательская работа студента: Технология написания и оформления доклада, реферата, курсовой и выпускной квалификационной работы [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования /Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. – М.: Академия, 2013. – 128 с.
6. Григорьева, Е.В. Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст]: учеб. пособие для студентов пед.вузов /Е.В. Григорьева. – 2 изд., испр. и доп. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015 – 283 с.
7. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: пособие для учителя /А.Г. Асмолов и др. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с.
8. Кобзарева, Т.А. Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС 1-4 классы [Текст] /А.Т. Кобзарева, Т. В. Елифиренко, И. Г. Судак. – М.: Учитель, 2015. – 166 с.