kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Формирование у младших школьников с ОВЗ ключевых компетенций в области навыков самообслуживания и поведения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование младших школьников с ОВЗ клюевых компитенций в области самообслуживание и поведения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Формирование у младших школьников с ОВЗ ключевых компетенций в области навыков самообслуживания и поведения»»

Доклад «Формирование у младших школьников с ОВЗ ключевых компетенций в области навыков самообслуживания и поведения»

«Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решать»

Роджер Левин.

В «Педагогическом словаре Академии педагогических наук РФ» самообслуживание характеризуется как вид бытового труда, включающий гигиенический уход за собой, уход за своей одеждой, вещами, жилищем, а также приготовление пищи, ремонт и изготовление нужных в обиходе вещей. Самообслуживание младших школьников с ОВЗ вводится с первого дня нахождения в школе- интернат, что облегчает формирование навыков самообслуживания и состоит из видов бытового труда: соблюдение личной гигиены, уборка постели, своего рабочего места, дежурство по уборке группы, спальни, столовой.

Перед педагогами нашей школы стоит задача сформировать у детей с ограниченными возможностями здоровья навыки и умения необходимые им в быту. В связи с этим на первое место встает проблема освоение навыков самообслуживания, которая является первым этапом социально-бытовой адаптации. Данные навыки  начинают формировать у детей с первых дней их поступления в школу. Основными формами воспитания у детей навыков самообслуживания являются: индивидуальная работа и организованные игровые ситуации.

К навыкам самообслуживания и правилам поведения в быту, относятся:

•  гигиенические навыки;

•  навыки культуры еды;

•  навыки аккуратного и бережного обращения с вещами личного и общего

   пользования;                

•  навыки содержания порядка в окружающей обстановке;

•  навыки культурного поведения и вежливых взаимоотношений

При  формировании навыков самообслуживания  я  обязательно учитываю особенности развития таких детей.

     Я  применяю метод поэтапного показа и отработки всех элементов действия с каждым ребенком. Использую  словесную инструкцию  и коррекцию действий детей.  Обучающиеся знакомятся с предметами ближайшего окружения (школьной мебелью, посудой, школьные принадлежности и т.д.), учатся выполнять с ними определенные действия в соответствии с назначением. В течение дня постоянно происходит обучение навыкам самообслуживания и закрепление двигательных навыков, в процессе режимных моментов. Моя помощь  достаточно разнообразна:

•  устная - слова, которые наталкивают ребенка на требуемое действие.

• демонстрационная - показ самого действия, чтобы ребенок по подражанию сделал правильно. Это особенно полезно, когда ребенок не способен реагировать только на устные указания.

• наглядная - наглядные подсказки, наталкивающие на правильное выполнение задания.

• физическая - физические действия, помогающие ребенку справиться с той частью деятельности, которая для него особенно сложна.

 Формирование навыков самообслуживания включает в себя:

1.Формирование навыков еды: учу правильно сидеть за столом, есть аккуратно, тихо, не чавкая, убирать за собой посуду, правильно и чисто вытирать стол, т.е.«Все крошки, в ладошку.», чтобы на пол со стола не сметали.

Эти навыки закрепляются постоянно;  учу и слежу, чтобы  пищу брали понемногу, неплохо было бы учить пользоваться салфетками, в родной школе

2.Формирование навыков мытья рук.

Учу самостоятельно засучивать рукава, мыть руки, при необходимости лицо, правильно пользоваться мылом, полотенцем, класть туалетные принадлежности на место, мокрые полотенца просушивать, прежде чем положить в пакет. При обучении использую совместные действия ребенка и взрослого, т.е. на своем примере.


3.Формирование навыков одевания.


Как и любой навык самообслуживания, умение самостоятельно одеваться помогает ребенку чувствовать себя уверенно и независимо. Тут приходится труднее, например Эмилю все равно, как одета шапка, в какую сторону повернута, никогда не поправляет куртку и т.д., необходим постоянный контроль и помощь взрослого.

4.Навыки поддержания порядка в окружающей обстановке.

Привлекаю детей к элементарному хозяйственно-бытовому труду. Учу поддерживать порядок в классе: убирать и правильно складывать школьные принадлежности, игрушки после игр, обувь и верхнюю одежду.  Закон- «У каждой вещи есть свое место!»

Побуждаю соблюдать правила культурного поведения (вытирать при входе в школу ноги,  мальчикам снимать шапку при входе в помещение, придерживать дверь при входе и выходе, чтобы не стучала и т.п.),

Самое главное- учу испытывать  чувство удовлетворения от чистоты и порядка, обращаю внимание, на то, как хорошо, когда в классе порядок и наоборот.  



Задача воспитателя – научить ребенка не только правильно выполнять определенные действия, связанные с самообслуживанием, но добиться, чтобы данные действия перешли в привычку. С целью формирования компетенции в бытовой сфере ,особое внимание по социально бытовой ориентации воспитанников уделяется формированию навыков ухода за одеждой, телом, постелью, обувью, поддержанию чистоты группах, спальнях. Подготовить каждого ребенка к самостоятельной, независимой от помощи окружающих жизни, является главной задачей нашей работы.

В самообслуживании перед ребенком младшего школьного возраста с ОВЗ всегда ставится конкретная цель, достижение которой понятно ребенку и жизненно необходимо для него. Результат, которого он достигает в самообслуживании, нагляден и открывает ему известные перспективы дальнейшей деятельности: оделся – можно идти на прогулку, убрал игрушки – можно садиться заниматься. Обслуживая себя, ребенок проявляет определённые физические и умственные усилия.

Каждый день воспитанники убирают после игры игрушки, ставят по местам

предметы быта. Введено правило: « Каждой вещи – свое место». На

конкретных примерах я показываю, как важно и необходимо соблюдать это

правило. Дети видят , что когда вещи на месте, вещами удобно пользоваться

и они лучше сохраняются. Воспитанники учатся красиво заправлять кровать,

по мере возможности наводят порядок в тумбочках. Ежедневно учу ребят

быть всегда опрятными, аккуратными, следить за своим внешним видом,

школьной формой, замечать неполадки в своей одежде,

самостоятельно или с помощью взрослых устранять их. Во всех ситуациях

дети не только практически овладевают навыками самообслуживания,

но и осваивают определенные нормы

поведения в коллективе сверстников.

Дети приобретают опыт разнообразных поступков, в которых отражается внимание к сверстникам, стремление оказать им помощь. Более того – появляется самостоятельность детей: они начинают совершать поступки по собственному желанию и задача педагога – похвалить, поддержать инициативу ребенка, вызвать желание поступать подобным образом. Наличие достаточных умений у детей позволяет воспитателю значительно повысить требования к качеству деятельности и её темпу.

Дети должны уметь не только быстро одеться и в определенной последовательности складывать вещи. Процесс одевания и раздевания должен отражать привычку к аккуратности, бережное отношение к вещам, потребность в чистоте и порядке.

Воспитатель должен постоянно отмечать, как повешена одежда в шкаф (вывернуты ли рукава пальто, сложен ли шарф и т.д.), позаботился ли ребенок о том, чтобы намокшие вещи были положены для просушки, привел ли он себя в порядок в раздевальной комнате.

Воспитатель не должен спешить с резкими замечаниями или прямыми указаниями, которые могут обидеть ребенка и тем самым вызвать негативизм. Можно напомнить ребенку шёпотом, с улыбкой. Он должен объяснять значение правильных поступков, отражающих культуру поведения. Дети, которые так поступают. Культурные. Они умеют привести себя в порядок, на них приятно смотреть.

Педагог может напомнить стихи о Маше – растеряше, человеке рассеянном с улицы Бассейной, различные ситуации, в которых проявилась неряшливость героя, вместе с ним посмеяться над таким человеком. Надо вызвать у детей желание не быть похожим на него

Правильно поступают те воспитатели, которые постоянно следят, чтобы в процессе самообслуживания дети проявляли внимание, заботу, помощь. Иногда бывает так: ребенок умеет быстро и хорошо одеться, но не хочет никому помочь в этом. Важно следить, чтобы с самого раннего возраста дети работали не только для удовлетворения своих личных потребностей в чистоте и порядке, но и охотно помогали друг другу.

Основным методическим приемом формирования навыков является показ выполнения каждого элементарного действия и их последовательности. «Посмотри, Таня, как я буду умываться - чисто и аккуратно. Я сначала заверну рукава, потом смочу руки водой. Вот так» - говорит воспитатель и сопровождает свои действия пояснениями. Подробный показ и объяснение научит их точно следовать необходимому способу действий, то есть исполнительности.

Очень важно при обучении приемам одевания, умывания, уборке игрушек сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту ж е последовательность действий.

Навыки самообслуживания, как и любые другие, образуются не сразу. Нужно, чтобы они поняли, как это следует делать (умываться, складывать и. т. д). По мере формирования навыков воспитатель постепенно переходит от показа к словесному объяснению. «Завяжи шарф хорошо, как я тебя учила». Но важно не только упражнять детей в самообслуживании, но и проверять, как они выполнили работу.

Правильно поступают те воспитатели, которые постоянно следят, чтобы дети проявляли внимание, помощь, заботу к другим. Взрослые должны внимательно относиться к тому, как дети трудятся, вместе с ними разобраться, что тут хорошо, а что плохо и почему. Тогда дети поймут свои ошибки, утвердятся в достигнутом и сумеют в следующий раз сделать лучше. В организации самообслуживания младших школьников с ОВЗ необходимо единство требований со стороны педагогического коллектива.

Особое значение в организации самообслуживания имеет соблюдение в жизни детей твердо установленного режима, последовательное проведение бытовых процессов умывания, одевания, еды.

Четкий, размеренный распорядок жизни – это одна из тех культурных привычек, которую нужно воспитывать у ребенка с самого раннего возраста. Закреплению навыков самообслуживания способствует создание специальной материальной среды. Воспитателю важно нормировать труд по самообслуживанию.

Организуя самообслуживание воспитатели должны разумно следить за соблюдением требований гигиены

Закрепляйте у детей постоянно следующие навыки:

- держать правильно ложку;

- мыть руки;

- пользоваться полотенцем;

- пользоваться носовым платком;

- самостоятельно раздеваться и одеваться.

Развитие навыков культуры поведения предусматривает

выполнение воспитанником норм и правил общения со сверстниками и

взрослыми, основанных на уважении и доброжелательности, с

использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а

также вежливое поведение в быту, в общественных местах. Культура

поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно

связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь.,

подкрепляет их. Культура поведения помогает общению человека с

окружающими, дает ему эмоциональное благополучие, комфортное

самочувствие и успешную жизнедеятельность. Большую роль в судьбе детей

с ограниченными возможностями здоровья играет труд. Труд служит

эффективным средством коррекции умственных, физических и личностных

нарушений воспитанников. Очень важно самому

быть примером доброты, справедливости, образом для подражания; видеть

движение души ребенка, его скрытые мотивы. Воспитанники проводят в

школе большую часть времени, и воспитатель может сделать день ребенка

днем восхищения и сказки, а может омрачить его грубым замечанием,

одергиванием.

Формирование навыков культурного поведения –

дело не простое, требует знание педагогических приемов. В работе нужна

последовательность и настойчивость. Очень важно, чтобы режим дня и вся

повседневная жизнь была наполнена содержательной деятельностью,

общением, упражняла бы детей в нравственных поступках. Необходимо

приучать детей здороваться со сверстниками, воспитателем, сотрудниками

школы. В данном случае используется утренний приход в школу и встречи в

течении дня с персоналом нашей школы. Многократные упражнения

помогают воспитанникам осознать общее правило: « Если увидел человека

впервые за день, необходимо здороваться», такая постоянная связь

формирует у детей положительную привычку. Одни здороваются охотно и

приветливо, другие нуждаются в постоянном напоминании. Работа в этом

направлении ведется ежедневно.

У детей формируются навыки культуры поведения в окружении сверстников. А именно, во время одевания надо помнить о том, что рядом одеваются товарищи, не помешать, не причинить никому неприятности. Наклонившегося товарища предупредить о том, чтобы он выпрямился и не ударился. Проходя мимо в неудобном месте, обратиться к товарищу в вежливой форме: «Разреши пройти, пожалуйста». Старшие дети способны замечать, кому из сверстников нужно оказать помощь. Значительно возросший уровень навыков позволяет повышать требование к темпу деятельности.

Побуждая детей, чтобы процессы одевания не затягивались, можно использовать следующие приемы: напомнить о предстоящей интересной деятельности на участке, положительно оценить детей, проявляющих деловитость и сосредоточенность.

Труд детей по самообслуживанию различен, но содержание и методы руководства их деятельности должны всегда предусматривать формирование навыков и на их основе – воспитание самостоятельности, деловитости, культуры деятельности, культуры поведения в окружении сверстников, дисциплинированности.

Учите детей запоминать свою одежду и складывать её аккуратно в шкаф.

Итак, воспитание навыков самообслуживания у детей – это длительный процесс, требующий от взрослых, в первую очередь, терпения.

викторины... Ребята невольно наблюдают за поведением других людей, за их

действиями, поступками и общением друг с другом. После этого мы

обсуждаем те пробелы и ошибки, которые были совершены и то хорошее,

правильное в поступках, на что можно опереться в дальнейшей работе.

Таким образом, после проделанной работы, мы можем сделать следующий

вывод, что у воспитанников успешно складывается общение со

сверстниками. Навыки самообслуживания, трудовые навыки, культуры

поведения и общения на более высоком уровне. Ребята стали более

общительными, вежливыми, внимательными к окружающим. Меньше стало

конфликтов, раздоров, обид. Активизировался словарный запас

воспитаннников. Коллектив стал более сплоченным и дружным. Необходимо

продолжать работу в данном направлении.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Екатерина Сергеевна Калинина

Дата: 12.10.2021

Номер свидетельства: 588425


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1370 руб.
2110 руб.
1720 руб.
2640 руб.
1370 руб.
2110 руб.
1580 руб.
2430 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства