Просмотр содержимого документа
««Формирование у младших школьников с ОВЗ ключевых компетенций в области навыков самообслуживания и поведения»»
Доклад «Формирование у младших школьников с ОВЗ ключевых компетенций в области навыков самообслуживания и поведения»
«Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решать»
Роджер Левин.
В «Педагогическом словаре Академии педагогических наук РФ» самообслуживание характеризуется как вид бытового труда, включающий гигиенический уход за собой, уход за своей одеждой, вещами, жилищем, а также приготовление пищи, ремонт и изготовление нужных в обиходе вещей. Самообслуживание младших школьников с ОВЗ вводится с первого дня нахождения в школе- интернат, что облегчает формирование навыков самообслуживания и состоит из видов бытового труда: соблюдение личной гигиены, уборка постели, своего рабочего места, дежурство по уборке группы, спальни, столовой.
Перед педагогами нашей школы стоит задача сформировать у детей с ограниченными возможностями здоровья навыки и умения необходимые им в быту. В связи с этим на первое место встает проблема освоение навыков самообслуживания, которая является первым этапом социально-бытовой адаптации. Данные навыки начинают формировать у детей с первых дней их поступления в школу. Основными формами воспитания у детей навыков самообслуживания являются: индивидуальная работа и организованные игровые ситуации.
К навыкам самообслуживания и правилам поведения в быту, относятся:
• гигиенические навыки;
• навыки культуры еды;
• навыки аккуратного и бережного обращения с вещами личного и общего
пользования;
• навыки содержания порядка в окружающей обстановке;
• навыки культурного поведения и вежливых взаимоотношений
При формировании навыков самообслуживания я обязательно учитываю особенности развития таких детей.
Я применяю метод поэтапного показа и отработки всех элементов действия с каждым ребенком. Использую словесную инструкцию и коррекцию действий детей. Обучающиеся знакомятся с предметами ближайшего окружения (школьной мебелью, посудой, школьные принадлежности и т.д.), учатся выполнять с ними определенные действия в соответствии с назначением. В течение дня постоянно происходит обучение навыкам самообслуживания и закрепление двигательных навыков, в процессе режимных моментов. Моя помощь достаточно разнообразна:
• устная - слова, которые наталкивают ребенка на требуемое действие.
• демонстрационная - показ самого действия, чтобы ребенок по подражанию сделал правильно. Это особенно полезно, когда ребенок не способен реагировать только на устные указания.
• наглядная - наглядные подсказки, наталкивающие на правильное выполнение задания.
• физическая - физические действия, помогающие ребенку справиться с той частью деятельности, которая для него особенно сложна.
Формирование навыков самообслуживания включает в себя:
1.Формирование навыков еды: учу правильно сидеть за столом, есть аккуратно, тихо, не чавкая, убирать за собой посуду, правильно и чисто вытирать стол, т.е.«Все крошки, в ладошку.», чтобы на пол со стола не сметали.
Эти навыки закрепляются постоянно; учу и слежу, чтобы пищу брали понемногу, неплохо было бы учить пользоваться салфетками, в родной школе
2.Формирование навыков мытья рук.
Учу самостоятельно засучивать рукава, мыть руки, при необходимости лицо, правильно пользоваться мылом, полотенцем, класть туалетные принадлежности на место, мокрые полотенца просушивать, прежде чем положить в пакет. При обучении использую совместные действия ребенка и взрослого, т.е. на своем примере.
3.Формирование навыков одевания.
Как и любой навык самообслуживания, умение самостоятельно одеваться помогает ребенку чувствовать себя уверенно и независимо. Тут приходится труднее, например Эмилю все равно, как одета шапка, в какую сторону повернута, никогда не поправляет куртку и т.д., необходим постоянный контроль и помощь взрослого.
4.Навыки поддержания порядка в окружающей обстановке.
Привлекаю детей к элементарному хозяйственно-бытовому труду. Учу поддерживать порядок в классе: убирать и правильно складывать школьные принадлежности, игрушки после игр, обувь и верхнюю одежду. Закон- «У каждой вещи есть свое место!»
Побуждаю соблюдать правила культурного поведения (вытирать при входе в школу ноги, мальчикам снимать шапку при входе в помещение, придерживать дверь при входе и выходе, чтобы не стучала и т.п.),
Самое главное- учу испытывать чувство удовлетворения от чистоты и порядка, обращаю внимание, на то, как хорошо, когда в классе порядок и наоборот.
Задача воспитателя – научить ребенка не только правильно выполнять определенные действия, связанные с самообслуживанием, но добиться, чтобы данные действия перешли в привычку. С целью формирования компетенции в бытовой сфере ,особое внимание по социально бытовой ориентации воспитанников уделяется формированию навыков ухода за одеждой, телом, постелью, обувью, поддержанию чистоты группах, спальнях. Подготовить каждого ребенка к самостоятельной, независимой от помощи окружающих жизни, является главной задачей нашей работы.
В самообслуживании перед ребенком младшего школьного возраста с ОВЗ всегда ставится конкретная цель, достижение которой понятно ребенку и жизненно необходимо для него. Результат, которого он достигает в самообслуживании, нагляден и открывает ему известные перспективы дальнейшей деятельности: оделся – можно идти на прогулку, убрал игрушки – можно садиться заниматься. Обслуживая себя, ребенок проявляет определённые физические и умственные усилия.
Каждый день воспитанники убирают после игры игрушки, ставят по местам
предметы быта. Введено правило: « Каждой вещи – свое место». На
конкретных примерах я показываю, как важно и необходимо соблюдать это
правило. Дети видят , что когда вещи на месте, вещами удобно пользоваться
и они лучше сохраняются. Воспитанники учатся красиво заправлять кровать,
по мере возможности наводят порядок в тумбочках. Ежедневно учу ребят
быть всегда опрятными, аккуратными, следить за своим внешним видом,
школьной формой, замечать неполадки в своей одежде,
самостоятельно или с помощью взрослых устранять их. Во всех ситуациях
дети не только практически овладевают навыками самообслуживания,
но и осваивают определенные нормы
поведения в коллективе сверстников.
Дети приобретают опыт разнообразных поступков, в которых отражается внимание к сверстникам, стремление оказать им помощь. Более того – появляется самостоятельность детей: они начинают совершать поступки по собственному желанию и задача педагога – похвалить, поддержать инициативу ребенка, вызвать желание поступать подобным образом. Наличие достаточных умений у детей позволяет воспитателю значительно повысить требования к качеству деятельности и её темпу.
Дети должны уметь не только быстро одеться и в определенной последовательности складывать вещи. Процесс одевания и раздевания должен отражать привычку к аккуратности, бережное отношение к вещам, потребность в чистоте и порядке.
Воспитатель должен постоянно отмечать, как повешена одежда в шкаф (вывернуты ли рукава пальто, сложен ли шарф и т.д.), позаботился ли ребенок о том, чтобы намокшие вещи были положены для просушки, привел ли он себя в порядок в раздевальной комнате.
Воспитатель не должен спешить с резкими замечаниями или прямыми указаниями, которые могут обидеть ребенка и тем самым вызвать негативизм. Можно напомнить ребенку шёпотом, с улыбкой. Он должен объяснять значение правильных поступков, отражающих культуру поведения. Дети, которые так поступают. Культурные. Они умеют привести себя в порядок, на них приятно смотреть.
Педагог может напомнить стихи о Маше – растеряше, человеке рассеянном с улицы Бассейной, различные ситуации, в которых проявилась неряшливость героя, вместе с ним посмеяться над таким человеком. Надо вызвать у детей желание не быть похожим на него
Правильно поступают те воспитатели, которые постоянно следят, чтобы в процессе самообслуживания дети проявляли внимание, заботу, помощь. Иногда бывает так: ребенок умеет быстро и хорошо одеться, но не хочет никому помочь в этом. Важно следить, чтобы с самого раннего возраста дети работали не только для удовлетворения своих личных потребностей в чистоте и порядке, но и охотно помогали друг другу.
Основным методическим приемом формирования навыков является показ выполнения каждого элементарного действия и их последовательности. «Посмотри, Таня, как я буду умываться - чисто и аккуратно. Я сначала заверну рукава, потом смочу руки водой. Вот так» - говорит воспитатель и сопровождает свои действия пояснениями. Подробный показ и объяснение научит их точно следовать необходимому способу действий, то есть исполнительности.
Очень важно при обучении приемам одевания, умывания, уборке игрушек сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту ж е последовательность действий.
Навыки самообслуживания, как и любые другие, образуются не сразу. Нужно, чтобы они поняли, как это следует делать (умываться, складывать и. т. д). По мере формирования навыков воспитатель постепенно переходит от показа к словесному объяснению. «Завяжи шарф хорошо, как я тебя учила». Но важно не только упражнять детей в самообслуживании, но и проверять, как они выполнили работу.
Правильно поступают те воспитатели, которые постоянно следят, чтобы дети проявляли внимание, помощь, заботу к другим. Взрослые должны внимательно относиться к тому, как дети трудятся, вместе с ними разобраться, что тут хорошо, а что плохо и почему. Тогда дети поймут свои ошибки, утвердятся в достигнутом и сумеют в следующий раз сделать лучше. В организации самообслуживания младших школьников с ОВЗ необходимо единство требований со стороны педагогического коллектива.
Особое значение в организации самообслуживания имеет соблюдение в жизни детей твердо установленного режима, последовательное проведение бытовых процессов умывания, одевания, еды.
Четкий, размеренный распорядок жизни – это одна из тех культурных привычек, которую нужно воспитывать у ребенка с самого раннего возраста. Закреплению навыков самообслуживания способствует создание специальной материальной среды. Воспитателю важно нормировать труд по самообслуживанию.
Организуя самообслуживание воспитатели должны разумно следить за соблюдением требований гигиены
Закрепляйте у детей постоянно следующие навыки:
- держать правильно ложку;
- мыть руки;
- пользоваться полотенцем;
- пользоваться носовым платком;
- самостоятельно раздеваться и одеваться.
Развитие навыков культуры поведения предусматривает
выполнение воспитанником норм и правил общения со сверстниками и
взрослыми, основанных на уважении и доброжелательности, с
использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а
также вежливое поведение в быту, в общественных местах. Культура
поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно
связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь.,
подкрепляет их. Культура поведения помогает общению человека с
окружающими, дает ему эмоциональное благополучие, комфортное
самочувствие и успешную жизнедеятельность. Большую роль в судьбе детей
с ограниченными возможностями здоровья играет труд. Труд служит
эффективным средством коррекции умственных, физических и личностных
нарушений воспитанников. Очень важно самому
быть примером доброты, справедливости, образом для подражания; видеть
движение души ребенка, его скрытые мотивы. Воспитанники проводят в
школе большую часть времени, и воспитатель может сделать день ребенка
днем восхищения и сказки, а может омрачить его грубым замечанием,
одергиванием.
Формирование навыков культурного поведения –
дело не простое, требует знание педагогических приемов. В работе нужна
последовательность и настойчивость. Очень важно, чтобы режим дня и вся
повседневная жизнь была наполнена содержательной деятельностью,
общением, упражняла бы детей в нравственных поступках. Необходимо
приучать детей здороваться со сверстниками, воспитателем, сотрудниками
школы. В данном случае используется утренний приход в школу и встречи в
течении дня с персоналом нашей школы. Многократные упражнения
помогают воспитанникам осознать общее правило: « Если увидел человека
впервые за день, необходимо здороваться», такая постоянная связь
формирует у детей положительную привычку. Одни здороваются охотно и
приветливо, другие нуждаются в постоянном напоминании. Работа в этом
направлении ведется ежедневно.
У детей формируются навыки культуры поведения в окружении сверстников. А именно, во время одевания надо помнить о том, что рядом одеваются товарищи, не помешать, не причинить никому неприятности. Наклонившегося товарища предупредить о том, чтобы он выпрямился и не ударился. Проходя мимо в неудобном месте, обратиться к товарищу в вежливой форме: «Разреши пройти, пожалуйста». Старшие дети способны замечать, кому из сверстников нужно оказать помощь. Значительно возросший уровень навыков позволяет повышать требование к темпу деятельности.
Побуждая детей, чтобы процессы одевания не затягивались, можно использовать следующие приемы: напомнить о предстоящей интересной деятельности на участке, положительно оценить детей, проявляющих деловитость и сосредоточенность.
Труд детей по самообслуживанию различен, но содержание и методы руководства их деятельности должны всегда предусматривать формирование навыков и на их основе – воспитание самостоятельности, деловитости, культуры деятельности, культуры поведения в окружении сверстников, дисциплинированности.
Учите детей запоминать свою одежду и складывать её аккуратно в шкаф.
Итак, воспитание навыков самообслуживания у детей – это длительный процесс, требующий от взрослых, в первую очередь, терпения.
викторины... Ребята невольно наблюдают за поведением других людей, за их
действиями, поступками и общением друг с другом. После этого мы
обсуждаем те пробелы и ошибки, которые были совершены и то хорошее,
правильное в поступках, на что можно опереться в дальнейшей работе.
Таким образом, после проделанной работы, мы можем сделать следующий
вывод, что у воспитанников успешно складывается общение со
сверстниками. Навыки самообслуживания, трудовые навыки, культуры
поведения и общения на более высоком уровне. Ребята стали более
общительными, вежливыми, внимательными к окружающим. Меньше стало