Просмотр содержимого документа
«Формирование у младших школьников бережного отношения к природе на основе рассказов К.Г. Паустовского на уроках литературного чтения»
Формирование у младших школьников бережного отношения к природе на основе рассказов К.Г. Паустовского на уроках литературного чтения
Сидорова Альбина Сергеевна, учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №37», г. Нижнекамск
Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может тот, кто ее знает, изучает, понимает. Наличие этого чувства - обязательный признак доброго сердца…» - считал В.А. Сухомлинский. Бережное отношение к природе, забота о ней делает человека добрее. Особенно это важно в детском возрасте. Научить детей наблюдать за изменениями в природе, слышать музыку леса (шелест листвы, плеск воды, дуновение ветра), чувствовать и понимать язык природы, бережно относиться к красоте окружающего мира, призван, я считаю, прежде всего, учитель начальной школы.
Одним из средств воспитания бережного отношения к природе является слово, художественная литература, с которой младший школьник знакомится на уроках литературного чтения. Обогащение чувственного опыта ребёнка, его настоящих представлений об окружающем мире и природе - одна из главных задач курса литературного чтения. Изучение литературных произведений на тему природы - важный аспект бережного отношения и экологического воспитания детей. Благодаря литературным произведениям ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание героям яснее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, впитывает то, без чего формирование полноценной личности просто невозможно. Литературные произведения в процессе обучения и воспитания младших школьников дают возможность формировать нравственно-экологические ценности, бережное отношение к природе; развивать особенности их характера, воли, нравственного облика. Рассказы Константина Паустовского в этом аспекте являются универсальными и несут в себе мощнейший, неоценимый воспитательный потенциал.
В рассказах Паустовского представлены непосредственные отношения между человеком и живой природой. Читатель этих рассказов как бы сам становится одним из героев произведения, проникается их жизнью. Картины природы в произведениях Константина Георгиевича Паустовского весьма реалистичны и в то же время лиричны. Природа в его рассказах увидена глазами наблюдательного читателя, доброго, любящего её человека, способного удивляться, радоваться каждой травинке, восхищаться живым существом, находить с ним родственную связь.
Анализ программ по литературному чтению разных авторов (Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой; Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.; Климанова Л. Ф., Виноградская Л. А., Горецкий В. Г. ) позволяет сделать вывод, что авторы включают в круг чтения младших школьников произведения К.Г. Паустовского: «Какие бывают дожди», «Растрепанный воробей», «Кот-ворюга», «Барсучий нос», «Заячьи лапы» и др. Данные произведения К.Г. Паустовского изучаются в основном в третьем и четвертом классах. Это обуславливается тем, что обучающиеся в этом возрасте смогут осознать смысл и идею произведения, понять, что писатель хотел сообщить читателю. Авторы программ расценивают работы Константина Паустовского не только как произведения о животных и природе: именно в рассказах писателя представлены отношения между человеком и живой природой.
В работу по природоохранному направлению полезно включать цикл познавательных мероприятий. Могут использоваться следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины, которые способствовали бы более глубокому формированию бережного отношения к природе у младших школьников.
Для знакомства обучающихся начальных классов с компонентами природы и влиянием деятельности человека на эти компоненты можно использовать в игровой занимательной форме такие мероприятия, как устные журналы, экологические игры, игры-путешествия, природоохранные праздники.
Огромное воспитательное значение несет анализ произведений К. Паустовского. Читая рассказ "Барсучий нос", обучающиеся анализируют насколько хрупок наш мир, животные в лесу оказываются беспомощными перед человеком, и любая человеческая шалость может погубить зверей в лесу. Сами звери, не обладая человеческим разумом, умеют сострадать и показывают пример - нельзя оставлять попавшего в беду одного. Рассказ формирует у детей бережное отношение к природе. Ребята осознают, как нужно вести себя в лесу, чтобы не навредить животным.
Работая над произведением «Барсучий нос», можно не ограничиваться только анализом произведения, но и создать выставку рисунков по данному произведению. В результате анализа рисунков выбираются наиболее понравившиеся, определяя умение показать обстановку действия, характер героя.
При анализе рассказа «Заячьи лапы» полезно использовать беседу. В рассказе говорится, что человек хотел нанести зло природе, но природа великодушно не помнит зла, она готова прийти на помощь человеку, если только ее не уничтожить. Рассказчик вслед за дедом ощутил ответственность за те поступки, которые человек совершает по отношению к природе, ответственность за все живое на Земле, понял, что спасение и жизнь человека зависит от того, как мы сейчас, в нашем сегодняшнем дне, будем относиться к природе. Мы должны заботиться о природе, помогать и сопереживать ей. Природа не всегда бывает спокойной, мирной, располагающей к любованию ею. В этом рассказе природа - страшное стихийное бедствие, которое трудно остановить. Лесной пожар уничтожает растения, портит почву, угрожает жизни животных и даже людей. Вот почему очень важно осторожно обращаться в лесу с огнем. Не зря в народе говорят: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой можно сжечь миллион деревьев!
Паустовский рассказывая историю о зайце, вызывает желание бережно и заботливо относиться к животным. Главная мысль рассказа, которую дети должны усвоить и понять - необходимо бережно и аккуратно обращаться с природой. Люди должны помогать друг другу и животным. Животные тоже иногда приходят на помощь человеку. Можно задать следующие вопросы: Как Ларион Малявин отблагодарил зайца? Какие черты характера Вани проявились в истории спасения зайца? Какие чувства возникают у вас после прочтения этого рассказа? Какая опасность грозит лесу? Зачем Паустовский рассказывает нам историю о зайце? Как бы вы себя повели на месте Лариона Малявина?
Такая работа заставляет детей углублять, расширять не только нравственные, но и экологические понятия, обобщать и закреплять знания, формировать систему экологических ценностей и убеждений. Метод беседы применяется после прочтения произведения и помогает ребенку поделиться с учителем и со всем классом своими переживаниями, чувствами, высказать отношение к прочитанному. Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации детям, способствует выработке у младших школьников нравственно-экологических представлений, ценностей и понятий, воспитанию интереса к нравственно-экологическим проблемам, стремлению к оценочной деятельности.
В работе с обучающимся для анализа поступка героев можно использовать следующую схему:
1. Выделить суть проблемы поступка.
2. Дать нравственную оценку поступка.
3. Определить черты характера, которые обусловили поступок (отрицательные и положительные)
4. Сделать прогноз собственного поведения в подобной ситуации - как нужно поступать в идеале
В процессе такой деятельности дети глубже и более разносторонне начнут осознавать конкретные ситуации и взаимоотношения людей.
Все перечисленные методы и приемы непосредственно влияют на формирование у младших школьников бережного отношения к природе, помогают обучающимся понять и усвоить смысл экологических оценок и нормы бережного отношения, обогатить экологический опыт личности опытом героев рассказов К. Паустовского, изучаемых на уроках литературного чтения.
Таким образом, бережное отношение к природе на основе рассказов Паустовского раскрывается в поступках, формируется поступками, причем важную роль играет совместная работа всего коллектива класса. Дети осознают насколько хрупок наш мир, что животные в лесу оказываются беспомощными перед человеком, и любая человеческая шалость может погубить зверей в лесу.
Итак, произведения К.Г. Паустовского - существенно-значимый элемент круга чтения младшего школьника. Ознакомление ребенка с творчеством писателя способно улучшить и обогатить его представление о мире природы. Произведения писателя могут помочь ребятам осознать окружающий мир и найти в нем свое место.